Управленческая отчетность и что в нее входит в россии в 2020 году

1.1. Понятие и виды отчетности

   Отчетность
– это система взаимосвязанных показателей,
характеризующих условия и результаты
деятельности предприятия (хозяйствующего
субъекта) или составляющих его элементов
(областей бизнеса) за истекший период.

   Отчетность 
может содержать как количественные, так
и качественные показатели как в стоимостном,
так и в натуральном выражении

Важно подчеркнуть,
что отчетные данные не могут отражать
таких хозяйственных оборотов, которых
не было в текущих учетных записях. Отчетность
представляет собой важнейший источник
информации для анализа и принятия решений

   Применяемая
на практике отчетность подразделяется
на виды по трем основным признакам:

  1. объему сведений,
    включаемых в отчеты:
  • частная отчетность
    включает информацию о результатах деятельности
    какой-либо структурной единицы предприятия
    или об отдельных направлениях ее деятельности,
    или о результатах деятельности по конкретным
    географическим регионам.
  • общая отчетность
    характеризует результаты деятельности
    предприятия в целом.

целям, для
которых составляются отчеты:

  • внешняя отчетность
    служит средством информирования внешних
    пользователей – заинтересованных физических
    и юридических лиц – о характере деятельности,
    доходности и имущественном положении
    предприятия;
  • составление
    внутренней (внутрихозяйственной) отчетности
    вызывается потребностью внутрифирменного
    управления
  • периодам,
    охватываемым отчетностью:
  • периодическая
    отчетность –  составлена на внутригодовую
    дату, ее называют  (ежедневная, еженедельная,
    ежедекадная, месячная, квартальная, полугодовая)
  • годовая отчетность
    – регламентируется соответствующими
    нормативными актами.

   Управленческая
отчетностьвнутренняя отчетность,
т. е. отчетность об условиях и результатах
деятельности структурных подразделений
предприятия, отдельных направлениях
его деятельности, а также результатах
деятельности по регионам.

   Целью
составления управленческой отчетности
является удовлетворение информационных
потребностей внутрифирменного управления
путем предоставления стоимостных и натуральных
показателей, позволяющих оценивать и
контролировать, прогнозировать и планировать
деятельность структурных подразделений
предприятия (отдельные направления его
деятельности), а также конкретных менеджеров.

   Цель 
составления внутренней отчетности
обусловливает ее периодичность 
и формы, а также набор показателей.
Точность и объем приводимых данных
зависят от организационно-технологических
и экономических особенностей, присущих
предприятию и конкретному объекту управленческого
учета, цели управления применительно
к данному объекту учета. В связи с этим
разработка внутренней отчетности является
главной задачей предприятия.

   Для
менеджеров имеют значение не только
содержание информации, но и способы 
ее доставки, формы отчетности, грамотно
составленные сведения. Внутренняя отчетность
должна обеспечить быстрый обзор 
и оценку фактических результатов,
их отклонений от цели, определение существующих
недостатков сегодня и на будущее, выбор
оптимальных вариантов управленческих
решений. Разработать отчетность, позволяющую
получить информацию для решения комплекса
проблем, весьма не просто.

Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности

Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности может быть совмещен в один управленческий документ или разбит на два самостоятельных документа. Он позволяет оценить платежеспособность предприятия и отследить оборачиваемость задолженностей с помощью относительных коэффициентов.

Сам факт образования дебиторской и кредиторской задолженности неизбежен за счет временного разрыва между платежами и передачей готовой продукции.

К сведению

Дебиторская задолженность — денежные средства, которые должны предприятию дебиторы; кредиторская задолженность — денежные средства, которые должно предприятие своим кредиторам.

Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности составляется на конкретную дату, и конечный получатель видит информацию о состоянии расчетов с контрагентами и может оперативно контролировать исполнение обязанностей.

Пример управленческого отчета о дебиторской и кредиторской задолженностях предприятия — в табл. 9.

Таблица 9

Отчет о дебиторской и кредиторской задолженностях на 21.07.2017

№ п/п

Дебиторы/

Кредиторы

Сумма, руб.

Отгрузка

Произведенная оплата (авансирование)

Сумма задолженности на 21.07.2017

Дата

Сумма, руб.

Дата

Сумма, руб.

1

Дебиторы

1.1

ООО «Бета»

11 000 000,00

23.06.2017

11 000 000,00

16.06.2017

5 500 000,00

5 500 000,00

2

Кредиторы

2.1

ООО «Норман»

1 100 000,00

15.06.2017

1 100 000,00

09.06.2017

880 000,00

220 000,00

Анализируя данные отчета, руководитель увидит, что предприятие 09.06.2017 проавансировало на 80 % ООО «Норман» (880 000,00 руб.). Продукция отгружена в полном объеме 15.06.2017. Но на 21.07.2017 предприятие еще не рассчиталось окончательно — долг в размере 220 000,00 руб.

Одновременно с этим ООО «Бета» внесло аванс (50 %) в размере 5 500,00 тыс. руб., продукция в полном объеме отгружена 23.06.2017. Но окончательный платеж в размере 50 % предприятием не получен.

Как правило, в договорах с контрагентами указываются условия поставок и временной промежуток между поставкой и окончательным расчетом (например, окончательный расчет осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты приемки покупателем поставляемой продукции). За нарушение сроков оплаты предполагаются санкции (например, пеня в размере 0,1 % от суммы задержанного платежа за каждый день задержки).

Поэтому в случае предъявления требований кредиторов предприятие будет вынуждено не только осуществить окончательный расчет, но и выплатить штрафные санкции, а это дополнительные непредусмотренные затраты.

Отчет о фактической себестоимости продукции

Одна из основных задач каждого предприятия — сформировать такую рыночную цену, чтобы она покрывала расходы на производство реализуемой продукции, при этом была конкурентоспособной, соответствовала качеству продукции и обеспечивала спрос на рынке.

После того как рыночная или контрактная фиксированная цена сформирована, необходимо постараться удержать себестоимость — в случае превышения себестоимости над ценой предприятие не получит прибыли. Контролировать ситуацию можно с помощью управленческого отчета о фактической себестоимости продукции (табл. 7).

Таблица 7

Отчет о фактической себестоимости продукции, руб.

№ п/п

Статья калькуляции

План

Факт

Изменения, +/–

1

Затраты на материалы

54 000,00

54 361,00

361,00

2

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих

74 000,00

74 254,00

254,00

3

Страховые взносы

22 200,00

22 276,20

76,20

4

Общепроизводственные расходы

27 000,00

27 761,80

761,80

5

Общехозяйственные расходы

41 000,00

41 642,70

642,70

6

Производственная себестоимость

218 200,00

220 295,70

2095,70

7

Внепроизводственные расходы

0,00

0,00

0,00

8

Полная себестоимость

218 200,00

220 295,70

2095,70

9

Прибыль

46 680,00

44 584,30

–2095,70

10

Цена без учета НДС

264 880,00

264 880,00

0,00

В этом отчете отражаются отклонения плановых показателей калькуляции себестоимости от фактических. И если они значительны, необходим дополнительный анализ для выяснения причин.

Как правило, на данном этапе составления управленческой отчетности также устанавливают группу затрат, имеющих наибольший удельный вес в составе себестоимости и на основании этого формируют политику сокращения расходов для увеличения прибыльности продукции. Например, чтобы сократить статьи материальных затрат, перезаключают договоры с поставщиками на более выгодных условиях или ищут новых; чтобы уменьшить фонд оплаты труда, сокращают численность рабочих, привлекают сторонние организации к выполнению работ и т. д.

С учетом мероприятий по оптимизации структуры себестоимости планируется обновленная структура на следующий отчетный период.

Рассмотрим пример составления планируемой калькуляции себестоимости продукции с учетом роста объемов при сохранении общехозяйственных расходов (как неизменяющейся составляющей структуры себестоимости вне зависимости от колебаний объема) на прежнем уровне (табл. 8).

Фактические общехозяйственные расходы на единицу продукции (см. табл. 7) — 41 642,70 руб. при объеме продаж 257 ед. продукции в отчетном периоде. Следовательно, общий размер общехозяйственных расходов — 10 702 173,90 руб. (41 642,70 руб. × 257 шт.).

Планируемый объем реализации на следующий отчетный период — 294 ед. Разделим общий размер общехозяйственных расходов (10 702 173,90 руб.) на планируемый объем, получим удельные общехозяйственные расходы на единицу продукции (36 401,95 руб.).

Остальные статьи затрат принимаются к планируемому периоду в неизменном виде по фактическим данным отчета о себестоимости.

Таблица 8

Планирование структуры себестоимости с учетом предложенных мероприятий, руб.

№ п/п

Наименование статей калькуляции

Факт

План

Изменения, +/–

1

Затраты на материалы

54 361,00

54 361,00

0,00

2

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих

74 254,00

74 254,00

0,00

3

Страховые взносы

22 276,20

22 276,20

0,00

4

Общепроизводственные расходы

27 761,80

27 761,80

0,00

5

Общехозяйственные расходы

41 642,70

36 401,95

5240,75

6

Производственная себестоимость

220 295,70

215 054,95

5240,75

7

Внепроизводственные расходы

0,00

0,00

0,00

8

Полная себестоимость

220 295,70

215 054,95

5240,75

9

Прибыль

44 584,30

49 825,05

5240,75

10

Цена без учета НДС

264 880,00

264 880,00

0,00

Мы оставили неизменными все статьи затрат, включаемые в себестоимость, за исключением общехозяйственных расходов, которые условно не изменяются в зависимости от роста объемов реализации.

Благодаря оптимизации планируемая удельная прибыль на единицу продукции при сохранении розничной цены на прежнем уровне будет увеличена на 5 240,75 руб., на общий прогнозный объем продаж — 1 540 780,50 руб.

Если не планируется никаких мер по оптимизации расходов, в состав планируемой структуры себестоимости, как правило, берутся фактические данные за предшествующий период.

Отчет о финансовых результатах

Это едва ли не самый важный управленческий отчет. В нем отражается информация о реальной прибыли/убытках предприятия.

Форма отчета о финансовых результатах (форма № 2) бухгалтерской отчетности утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и имеет достаточно развернутый вид.

В управленческом отчете допустимо как сгруппировывать некоторые строки отчета, так и, наоборот, давать более детализированную расшифровку (в первую очередь это касается расходов предприятия).

Конечные получатели документа могут запросить и детализацию по выручке (например, с разбивкой по видам выпускаемой продукции).

Фрагмент управленческого отчета о финансовых результатах — в табл. 1.

Таблица 1

Фрагмент управленческого отчета о финансовых результатах, тыс. руб.

Наименование

Значение

Выручка

68 074

Себестоимость продаж

56 616

Валовая прибыль (убыток)

11 458

Прибыль (убыток) от продаж

11 458

Проценты к уплате

362

Прочие расходы

1018

Прибыль (убыток) до налогообложения

10 078

Текущий налог на прибыль

2016

Чистая прибыль (убыток)

8062

Основное, что мы видим из данного отчета — положительный финансовый результат деятельности предприятия: выручка превышает издержки предприятия, которое оно понесло для выпуска и реализации продукции.

Однако каждое предприятие постоянно стремится увеличить прибыли. Для этого, как правило:

  • увеличивают цену реализации единицы продукции (что, как следствие, увеличивает размер выручки);
  • сокращают себестоимость продаж (при неизменном размере выручки это увеличивает прибыль, в том числе прибыль с единицы продукции).

При планировании финансовых результатов на основе управленческой отчетности учитывают фактический и планируемый объемы реализации. Такое планирование достаточно условное, так как в состав себестоимости продаж входят как постоянные, так и переменные издержки, причем первые практически не изменяются с ростом или снижением объема реализации.

Проведем предварительные расчеты для составления планового отчета о финансовых результатах.

В следующем отчетном периоде планируется реализовать 294 ед.

Таким образом, планируемая выручка составит 77 875 тыс. руб. (264 880,00 руб. × 294 шт.) при себестоимости 64 767 тыс. руб. (220 295,70 руб. × 294 шт.).

Прогнозный отчет о финансовых результатах — в табл. 2.

Таблица 2

Прогнозный отчет о финансовых результатах, тыс. руб.

Наименование

Значение

Выручка

77 875

Себестоимость продаж

64 767

Валовая прибыль (убыток)

13 108

Прибыль (убыток) от продаж

13 108

Проценты к уплате

362

Прочие расходы

1018

Прибыль (убыток) до налогообложения

11 728

Текущий налог на прибыль

2346

Чистая прибыль (убыток)

9382

При таком планировании показатели рентабельности (продукции, предприятия, продаж и пр.) остаются неизменными, ведь при прогнозировании учитываются только колебания объема реализации.

Рассчитаем основные показатели рентабельности, которые характеризуют доходность предприятия и экономическую целесообразность его деятельности.

Рентабельность основной деятельности (R1) — это отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации продукции. Данный коэффициент показывает, какую часть составляет прибыль в составе выручки.

Условно нормативным значением принято считать 10–15 %.

В нашем случае R1 = 10 078 / 68 074 × 100 % = 11 728 / 77 875 × 100 % = 15 %.

Чем выше размер прибыли по отношению к выручке, тем более доходным считается предприятие.

Рентабельность продукции (R2) — это отношение чистой прибыли к полной себестоимости. Данный показатель очень важен для анализа эффективности деятельности: он показывает, насколько прибыльна производимая продукция, сколько прибыли получило предприятие с общих издержек на ее производство.

В нашем случае R2 = 8062 / 56 616 × 100 % = 9382 / 64 767 × 100 % = 15 %.

К сведению

На этапе анализа управленческой отчетности и планирования деятельности в кратко- или долгосрочной перспективе можно выявить проблемные зоны, такие как высокие издержки предприятия на производство продукции, низкая выручка и др.

По результатам анализа формируют политику дальнейшего развития предприятия, принимают решения, например, об отказе от производства какого-либо вида продукции, о расширении рынка сбыта, оптимизации затрат, повышении/понижении розничной цены и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector