Длительность оборота дебиторской задолженности

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМУЛЫ

Предназначение периода оборота дебиторской задолженности — измерить в днях продолжительность периода, в течение которого «дебиторка» остается неоплаченной. Если сказать проще, через сколько дней (в среднем) компания получает оплату за проданные товары и оказанные услуги от своих покупателей и заказчиков.

Задача периода оборота кредиторской задолженности — показать продолжительность периода, в течение которого компания оставляет неоплаченными счета, полученные от поставщиков и подрядчиков. Другими словами, через сколько дней (в среднем) компания осуществляет выплаты за приобретенные ресурсы и полученные от подрядчиков услуги. Учитывая такую экономическую интерпретацию, показатели нередко называют периодами погашения или сроками оплаты задолженностей.

Во многих случаях формула расчета периодов оборота дебиторской и кредиторской задолженности представляет собой деление средней величины задолженности (из баланса) на выручку (из отчета о финансовых результатах), приведенную к одному дню. Как вариант, период погашения кредиторской задолженности рассчитывают путем деления средней величины обязательств не на среднедневную выручку, а на среднедневную себестоимость продаж, так как стоимость приобретенных ресурсов находит отражение в отчете о прибылях в показателе «Себестоимость продаж», а не «Выручка».

К СВЕДЕНИЮ

Во всех случаях средняя величина задолженности определяется как сумма остатков на начало и конец отчетного периода, деленная на два. Чтобы привести выручку или себестоимость продаж к одному дню, показатель из отчета о финансовых результатах делят на продолжительность периода анализа (30, 90, 180, 360 или 365 дней).

Оборачиваемость собственного капитала

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала — показатель характеризующий скорость использования собственного капитала и отражает эффективность управления ресурсами предприятия.

Показатель оборачиваемости собственного капитала используется для оценки различных аспектов функционирования предприятия:

  • Коммерческий аспект — эффективность системы продаж;
  • Финансовый аспект — зависимость от заемных средств предприятия;
  • Экономический аспект — интенсивность использования собственного капитала.

Рассматриваемый коэффициент может иметь значение для действующих и потенциальных инвесторов, партнеров, кредиторов, а также играть важную роль с точки зрения процедур внутрикорпоративной оценки качества менеджмента и анализа бизнес -модели.

Формула оборачиваемости собственного капитала:

Оборачиваемость оборотных средств = Выручка /Среднегодовая стоимость капитала

Оборачиваемость собственного капитала по балансу:

Данный показатель относится к группе коэффициентов деловой активности и для него не существует однозначно принятого нормативного значения.

Значение коэффициента оборачиваемости собственного капитала от 10 и выше показывает, что собственный капитал предприятия используется эффективно и дела у компании в общем случае идут хорошо.

Низкие значения показателя (менее 10) отражают то, что собственный капитал предприятия недостаточно эффективно используется, и имеют место возможные проблемы в бизнесе.

Анализируем показатель ПОДЗ

Очередной важный шаг, который должны сделать после того, как были выяснены средние сроки оборота дебиторской задолженности – правильно их проанализировать. Для анализа используются средние показатели, с которыми сравнивают результаты.

На ПОДЗ могут повлиять следующие факторы:

  • какое ДЗ было сначала анализируемого времени;
  • сколько финансов поступило;
  • начисленная прибыль за указанное время;
  • количество суток в отчётном периоде.

Нужно выяснить фактический и плановый доход. Эти показатели демонстрируют, насколько эффективна политика руководства.

Интересно, что плановый доход может и отличаться от установленного норматива:

  • отклонение фактического от планового;
  • разница планового от нормативного.

Такой расчет позволит избежать ошибок в составлении документации.

Дебиторская задолженность — это

Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками.

Проще говоря, дебиторка — это все деньги, которые по документам уже принадлежат компании, но в реальности находятся у других людей или фирм.

Главным источником дебиторской задолженности является отсрочка платежей. Ни для кого не секрет, что в мире бизнеса принята постоплата. Сначала поставляются товары или оказываются услуги, затем покупателю выставляется счет, затем происходит оплата. С точки зрения бухгалтера фирма получила доход в момент выставления счета. Эта разница во времени приводит к кассовым разрывам — несоответствии бухгалтерских доходов и реального денежного потока. Прибыльные фирмы могут постоянно испытывать проблемы с текущими выплатами, если у них не налажено управление дебиторской задолженностью.

Пример: допустим я — ИП, делающий сайты. В декабре получаю заказ на 100 тысяч рублей, выполняю работу и выставляю счет покупателю. С точки зрения бухгалтера (а главное — налоговой инспекции) я уже получил доход. Заказчик тянет с оплатой, а налоговая требует заплатить налог на прибыль. Платить мне пока нечем, и на сумму неуплаченного налога начисляются пени… Чтобы штрафов не было, мне приходится занимать деньги. Точно такие же ситуации могут происходить с оплатой аренды офиса, выплатой зарплат сотрудникам и т.п.

Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой.

Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

  • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
  • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность – денежные обязательства предприятий и физических лиц нашему предприятию. К примеру, мы оказали услугу, отгрузили товары, а деньги еще нам в кассу не поступили. Дебиторская задолженность сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия. Объясняется это тем, что живые деньги у нашего предприятия от оказанных услуг и отгруженных товаров еще не появились и не могут быть направлены в оборот.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Помимо дебиторской задолженности, которую можно получить существует еще задолженность, которую получить нельзя. Возникает она из-за:

  • ликвидации должника,
  • банкротства должника.

Именно поэтому, когда предприятие дает деньги (кредитует) другим предприятиям у него возникает кредитный риск (риск не возврата дебиторской задолженности). Чтобы его уменьшить, необходимо оценивать финансовую устойчивость и ликвидность нашего контрагента.

Анализ оборачиваемости и основных средств: Что это такое?

Анализ оборачиваемости охарактеризует интенсивность использования активов или обязательств организации. Показатели оборачиваемости рассчитываются либо как коэффициент, либо в днях одного оборота.

Наиболее популярными в финансовом анализе являются следующие показатели оборачиваемости:

  • оборачиваемость запасов;
  • оборачиваемость дебиторской задолженности;
  • оборачиваемость активов;
  • оборачиваемость кредиторской задолженности.

При расчете коэффициентов оборачиваемости в числителе всегда стоит финансовый результат в виде выручки, в знаменатели – средняя за период величина актива или обязательства, оборачиваемость которого мы анализируем.

При расчете оборачиваемости в днях, количество дней в году (365) делят на годовой коэффициент оборачиваемости.

Денежный цикл (цикл оборотного капитала)

Денежный цикл, или цикл оборотного капитала (cash conversion cycle, operating cycle) – это период обращение денежных средств с момента приобретения за них ресурсов (сырья, материалов) и до момента продажи готовой продукции и получения за нее денег. Данный период выражается в днях и отражает эффективность управления оборотным капиталом организации.

Читать полностью →

Коэффициент оборачиваемости

Коэффициент оборачиваемости – это финансовый коэффициент показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств. Коэффициенты оборачиваемости выступают показателями деловой активности предприятия.

Читать полностью →

Оборачиваемость активов (Asset turnover)

Оборачиваемость активов (asset turnover) – финансовый показатель интенсивности использования организацией всей совокупности имеющихся активов. Данный показатель используется наряду с другими показателями оборачиваемости, такими как оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость кредиторской задолженности, оборачиваемость запасов, для анализа эффективности управления имуществом и обязательствами фирмы.

Читать полностью →

Оборачиваемость дебиторской задолженности (Receivable turnover)

Оборачиваемость дебиторской задолженности (receivable turnover ratio) измеряет скорость погашения дебиторской задолженности организации, насколько быстро организация получает оплату за проданные товары (работы, услуги) от своих покупателей.

Читать полностью →

Оборачиваемость запасов (Inventory turnover)

Оборачиваемость запасов (inventory turnover) показывает, сколько раз за анализируемый период организация использовала средний имеющийся остаток запасов. Данный показатель характеризует качество запасов и эффективность управления ими, позволяет выявить остатки неиспользуемых, устаревших или некондиционных запасов.

Читать полностью →

Оборачиваемость кредиторской задолженности (Accounts payable turnover)

Оборачиваемость кредиторской задолженности (accounts payable turnover ratio) – это показатель скорости погашения организацией своей задолженности перед поставщиками и подрядчиками. Данный коэффициент показывает, сколько раз (обычно, за год) фирма погасила среднюю величину своей кредиторской задолженности.

Читать полностью →

Оборачиваемость оборотных средств

Оборачиваемость оборотных средств (активов) показывает, сколько раз за анализируемый период организация использовала средний имеющийся остаток оборотных средств.

Читать полностью →

Фондоёмкость

Фондоёмкость – показатель эффективности использования основных средств предприятия, рассчитанный как обратный показателю фондоотдача.

Читать полностью →

Недостатки формулы расчета ОДЗ

Формула, применяемая для расчета ОДЗ, не совсем корректная. При ее использовании могут возникать ошибки в расчетах. Например, при расчете в данную формулу берут показатели чистой выручки отчета о прибылях и убытках компании. Этот показатель представляет собой выручку без учета косвенных налогов (то есть без НДС и акциза). Но в составе дебиторки есть косвенные налоги, а значит при расчете возникнет несопоставимость показателей. Расчет с использованием таких показателей покажет худший результат, чем есть в действительности. Особенно это скажется на тех компаниях, которые являются плательщиками акцизов (

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector