Когда пао обязано публиковать финансовую отчетность по мсфо?

Какие последствия ждут тех, кто проигнорирует обязанность разместить отчетность на Федресурсе?

Отсутствие любых сведений, которые должны раскрываться на Федресурсе, грозит административной ответственностью, предусмотренной ч. 6-8 ст.14.25 КоАП РФ. Так, не размещение финансовой (бухгалтерской) отчетности в реестре или ее несвоевременная (с нарушением сроков) публикация грозят штрафом в размере от 5000 до 50000 рублей. Повторное несоблюдение обязанности приведет к дисквалификации должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.

Исполнение обязанности вызывает большие трудности из-за способов размещения сведений в реестре. Многие попросту не знают, как опубликовать бух. отчетность на Федресурсе. В настоящее время выделяют несколько способов, как это сделать.

Годовой отчет АО

Требования к содержанию годового отчета установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение №454-П). 

Так, годовой отчет АО должен содержать:

  • сведения о положении АО в отрасли;

  • приоритетные направления деятельности;

  • отчет совета директоров (наблюдательного совета) о результатах развития по приоритетным направлениям деятельности;

  • информацию об объеме каждого из использованных АО в отчетном году видов энергетических ресурсов в натуральном выражении и в денежном выражении;

  • перспективы развития;

  • отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям;

  • описание основных факторов риска, связанных с деятельностью;

  • иные сведения, приведенные в ст.70.3 Положения №454-П.

Отчетность за 2019­ год и далее

  1. Отчетность предоставляется полностью, включая аудиторское заключение.
  2. ФНС опубликовало отчетность значительно раньше, чем это делал Росстат – в первой половине лета, в то время как статистическое ведомство делало это лишь в середине осени.
  3. По нашим оценкам, отчетность у ФНС представлена более корректно, содержит меньше технических ошибок, чем было у Росстата. Как предупреждает у себя на сайте ФНС, они выдают ту отчетность, которую получают от организаций. Это и понятно – другой в природе не существует. Однако раньше отчетность, переведенная в «цифру», изобиловала техническими ошибками. Например, организация могла дополнить отчетность собственными строками, которые не попадали в базу Росстата. У ФНС подобных нестыковок меньше.
  4. Получение отчетности на сайте ГИР БО – бесплатное для обычных пользователей. Но разработчикам программного обеспечения, организациям, которым в работе нужна вся база, придется оформить годовую подписку за 200 тысяч рублей. Аналогичным образом ФНС уже давно поставляет базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

По какой причине отчетности интересующей вас организации может не оказаться в публичной базе ФНС? Причин несколько: а) Организация еще не сдала отчетность в налоговую, игнорирует или задерживает сдачу по какой-либо причине; б) Предприятие относится к оборонным, и его финансовая отчетность закрыта для публики (таких в России все больше); в) Фирма сдала отчетность, но база на сайте еще не обновилась – отчетность появится в ближайшее время.

Что относится к бухгалтерской отчетности?

К бухгалтерской отчетности относится несколько основных документов:

  • баланс организации;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • об изменении капитала;
  • о движении денежных средств;
  • пояснение;
  • аудиторское заключение.

Баланс — это сводная таблица, в которой прописана вся информация о структуре и составе активов и пассивов предприятия. По отчету о прибылях и убытках можно составить мнение об успешности работы организации, так как виден финансовый результат по итогам года (прибыль, убыток, отработали «в нуль»).

В отчете о движении капитала расписаны все его изменения, а также информация о размере нераспределенной прибыли, если таковая имеется

В пояснении можно указать всю информацию, которая не вошла в предыдущие формы отчетности, но является важной

Здесь же прописываются сведения об учетной политике. Заключение аудитора необходимо для подтверждения достоверности всей опубликованной отчетности.

Один из самых главных признаков бухгалтерского учета — достоверность отраженной информации. Любая малейшая неточность в документах провоцирует ошибки при проведении анализа деятельности предприятия. Поэтому перед сдачей в налоговую инспекцию она тщательно проверяется. Публикация бухгалтерской отчетности за прошедший год производится до 1 июля текущего.

Этой отчетностью пользуются:

  • руководители и главные (старшие) бухгалтеры;
  • прочие сотрудники организации, если есть необходимость;
  • собственники и акционеры;
  • аудиторы;
  • кредиторы;
  • налоговая инспекция;
  • другие государственные органы;
  • инвесторы;
  • вкладчики;
  • страхователи;
  • прочие контрагенты.

Собственники и сотрудники предприятия являются внутренними пользователями. Они изучают отчетность, чтобы выявить слабые и сильные стороны своей работы и в будущих периодах скорректировать стратегию организации, если потребуется. Все остальные являются внешними пользователями. Налоговые органы используют отчетность для проверки правильности расчета налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Банки запрашивают документы для проверки кредитоспособности потенциального заемщика. Вкладчики и инвесторы изучают бух. отчетность, чтобы понять, насколько выгодно вкладывать деньги в эту организацию.

В какие сроки представляется квартальная бухгалтерская отчетность

Любая промежуточная бухотчетность составляется за период, начиная с 1 января отчетного года, нарастающим итогом по отчетную дату включительно (п. 4 ст. 15 закона № 402-ФЗ). Например, даты квартальной отчетности в 2021 году будут следующими:

  • за 1 квартал (январь-март) – отчетность формируется по состоянию на 31.03.2021г. включительно;
  • за полугодие (январь-июнь) – на 30.06.2021 г. включительно;
  • за 9 месяцев (январь-сентябрь) – на 30.09.2021 г. включительно.

Если согласно законодательству квартальная бухгалтерская отчетность представляется в надзорные инстанции, сроки ее подачи определяются соответствующими законами и нормативными актами уполномоченных госорганов. Согласно п. ПБУ 4/99 на составление и сдачу ежеквартальной бухотчетности отводится 30 дней (календарных) по окончании квартала, но срок может быть и более длительным. Например, эмитентам ценных бумаг на составление промежуточного отчета за полугодие дается 60 дней (п. 12 ст. 30 закона № 39-ФЗ).

В остальных случаях сроки представления определяются собственниками организаций самостоятельно — в зависимости от целей составления квартальной бухотчетности. Конкретные даты закрепляются в учетной политике компании.

В установленных законом случаях организации раскрывают свою годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность путем ее публикации. В частности, такая обязанность есть у публичных АО, компаний, размещающих ценные бумаги, страховщиков, организаций, формирующих консолидированную отчетность. Что касается промежуточных отчетов, то компании обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность, только когда это предусмотрено соответствующим законом РФ или учредительными документами.

Расходы, связанные с публикацией

С публикацией отчетности связаны некоторые затраты, которые включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию иной информации учитываются при определении налоговой базы, только если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их раскрытие. То есть если ваша организация попадает в перечень, установленный ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ (ОАО, банк, страховщик, биржа или фонд), то все связанные с публикацией затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Если организация добровольно решает опубликовать отчетность и такая обязанность на нее не возложена законодательством, то затраты на основании пп. 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса учесть не удастся. Однако данную процедуру можно отнести к рекламным расходам. При этом важным условием будет являться соответствие раскрываемой информации критериям, определенным для рекламы. Статья 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» гласит, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624).

Таким образом, если публикуемая информация будет соответствовать критериям рекламы, то затраты на издание в периодике можно учесть на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса.

Сведения, которые в соответствии с законом о госрегистрации юр. лиц мы должны размещать самостоятельно

Организации и ИП обязаны размещать следующие сведения, предусмотренные ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»:

Во-первых, необходимо опубликовать сведения о стоимости чистых активов акционерного общества. Стоимость чистых активов ООО публикуется в случаях, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Во-вторых, сообщения в реестре размещаются в ситуации, связанной с потенциальным банкротством компании. В частности, при возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о банкротстве. Если же банкротство уже стартовало введением процедуры наблюдения, то сведения об этом также подлежат размещению.

В-третьих, если законом установлена обязанность по раскрытию финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в СМИ.

В-четвертых, компания обязана разместить в электронном реестре сообщение о передаче движимого имущества в залог.

В-пятых, события, связанные с получением лицензии, приостановлением, возобновлением действия лицензии, переоформлением лицензии, ее аннулированием или прекращением.

В-шестых, сообщения о выдаче независимой гарантии с указанием регистрационных данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;

Доверяй, но проверяй

Отчетность, которую можно скачать на сайтах Росстата и ФНС – это может быть не совсем та отчетность, которую организация подготовила «на бумаге». Да, организации отправляют в ФНС отчетность в электронном виде, однако гарантии, что в ней не обнаружится (хотя бы по техническим причинам) расхождений с реальной отчетностью, нет. Поэтому прежде чем использовать отчетность для анализа, обращения в суд или других важных действий, лучше сверить ее с «бумажным» вариантом. Все крупные организации публикуют сканы подписанной отчетности у себя на сайте, найти их обычно не сложно, сверить с электронной – будет не лишним.

Обязательная публикуемая информация

Заголовочная часть публикуемой бухгалтерской отчетности должна включать:

  • полное наименование общества;
  • организационно-правовую форму;
  • отчетную дату и/или отчетный период;
  • валюту и формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности;
  • полные наименования должностей лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, их фамилии и инициалы;
  • дату утверждения бухгалтерской отчетности;
  • место нахождения исполнительного органа общества.

Собранием учредителей может быть принято решение о публикации дополнительной информации к финансовой отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В дополнительных сведениях могут быть раскрыты планы по развитию бизнеса: вложения, инвестиции, инновационные технологии, технические разработки и другая весомая информация, которая может быть представлена любым способом.

Для чего необходима бухгалтерская отчетность

Любая организация, даже с самым малочисленным штатом, даже с самым мелким производством, имеет дело с финансами, активами и какими-либо хозяйственными операциями.

Как только вы стали официально зарегистрированным предприятием и обозначили определенный уставный фонд, все деньги, потраченные на бизнес и полученные в его результате, становятся прибылями и убытками, активами и обязательствами. А большая часть действий, совершенных для развития, стабильной работы предприятия, удовлетворения партнеров или клиентов – то есть совершенных в рамках рабочего процесса – попадают в категорию хозяйственных, имущественных или финансовых операций.

Бухгалтерские документы как раз и отражают все вышеперечисленное: перемещение материальных и нематериальных средств, состояние активов, погашенные и непогашенные обязательства и так далее. На основе первичной бухгалтерской документации при необходимости составляют итоговые отчеты, в которых содержится все та же информация, но в более сжатом и удобном для изучения виде.

Законодательство о бухгалтерской документации

Еще совсем недавно – до января 2013 года – вопросы ведения финансовых документов затрагивали лишь некоторых предпринимателей. Бухгалтерию обязаны были вести только организации, находящиеся на общей системе налогообложения. Те, кто находился на упрощенной системе, могли не столь тщательно документировать свою деятельность.

С января же 2013 года вступили в силу требования приказа Министерства финансов № 402 от 06.12.2011, согласно которым все предприятия обязаны не только вести бухгалтерскую документацию, но и ежегодно отчитываться по ней в контролирующие органы.

Правда, с ужесточением мер появилось и послабление: предпринимателей избавили от необходимости сдавать промежуточную отчетность. Теперь лишь очень малое количество организаций, чья деятельность регламентируется особыми федеральными законами, подает отчеты не только раз в год, но и раз в три, шесть и девять месяцев.

С одной стороны, это облегчило жизнь не только предпринимателям, но и работникам налоговой службы. С другой стороны, нагрузка на налоговую в начале отчетного периода непомерно возрастает.

Впрочем, стоит отметить, что российская бухгалтерская система планомерно движется к международным стандартам и более упрощенной схеме, поэтому на текущий момент внесены далеко не последние новшества и перемены. Процесс поиска оптимальных форм документов и их оформления будет продолжаться и уже в новом году стоит ожидать иных нововведений.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

  • бухгалтерского баланса;

  • отчета о финансовых результатах;

  • отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

  • приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

  • бухгалтерского баланса;

  • отчета о финансовых результатах;

  • отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

  • отчета об изменениях капитала;

  • отчета о движении денежных средств;

  • приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Понятия

Исходя из приказа Минфина от 27.11.2020 № 287н, под раскрытием информации в бухотчетности в ограниченном объеме понимается информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме. То есть, согласно перечисленным выше ПБУ:

  • о доходах организации;
  • о связанных сторонах;
  • о договорах строительного подряда;
  • по сегментам.

Ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, — это когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и/или урону деловой репутации организации и/или ее контрагентов, и/или связанных с ней сторон.

Круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, — это все организации, составляющие бухотчетность в соответствии с законодательством РФ и на которые распространяется действие указанных ПБУ. Исключений нет.

Часть бухотчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, — это:

  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации);
  • пояснения к бух. балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);

Допустимый характер ограничения — это ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.

При этом раскрытие информации в ограниченном объеме — это такое раскрытие, при котором информацию приводят в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера, урон деловой репутации организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.

Публичность бухгалтерской отчетности

  • валюта баланса на конец отчетного года (показатель не превышает 400 000-кратный размер МРОТ);
  • выручка от реализации товаров и услуг (показатель не превышает 1 000 000-кратный размер МРОТ).

В случае если годичные показатели превышают данный размер МРОТ — и бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах должны быть опубликованы полностью, без сокращений.

Определение 1

Публичность отчетности – это ее публикация в газетах, журналах которые доступны для пользователей бухгалтерской отчетности. Возможно распространение буклетов, брошюр, в которых содержится отчетность, передача ее органам статистики. Порядок публикации устанавливается Минфином, а также органами которым на основании федерального закона предоставляется право регулирования отчетности.

Публикация отчетности акционерных обществ проводиться после ее проверки аудитором, подтверждения и утверждения на собрании акционеров. в обязательном порядке публикации подлежит бухгалтерский баланс, и отчет о финансовых результатах. Баланс может публиковаться в сокращенной форме. В нее могут входить только итоговые показатели по разделам. Такое преимущество имеют предприятия при соблюдении нескольких условий.
Условия для публикации сокращенного баланса:

  1. Валюта баланса не превышает 400 000 – кратный размер МРОТ (на конец года);
  2. Выручка не превышает 1 000 000 – кратного МРОТ.

Отчет о прибылях и убытках должен содержать сведения собрания акционеров о распределении прибыли, покрытии убытков за отчетный год. Для публикации применяются только формы. Изменения допустимы только если они подтверждены независимым аудитором. Бухгалтерская отчетность публикуется в тысячах рублей.

При превышении, бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результат должны быть опубликованы в полном объеме. Форма баланса включает итоговые показатели по разделам. Если по сроке отсутствует числовой показатель, она приводиться но в ней ставиться прочерк.

Отчет о прибылях и убытках должен содержать сведения собрания акционеров о распределении прибыли, покрытии убытков за отчетный год. Для публикации применяются только формы. Изменения допустимы только если они подтверждены независимым аудитором. Бухгалтерская отчетность публикуется в тысячах рублей.

Порядок публикации

Организации, обязанные опубликовать отчетность, должны сделать это не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом социальные фонды (ПФР, ФСС и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, ФФОМС, ТФОМС), а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность ежеквартально (ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ). Стоит отметить, что установленные законодательством сроки публикации относятся к дате выпуска печатного издания. Организация может по своему усмотрению определить сроки публикации, но не реже, чем это установлено для нее законодательством.

  • Приказ Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами»;
  • Приказ Минфина России от 21 февраля 1997 г. N 17 «Об особенностях публикации годовой бухгалтерской отчетности страховыми организациями».

Порядок публикации отчетности может быть установлен учетной политикой. Основными этапами подготовки отчетности можно назвать:

  • принятие решения о публикации открытой отчетности;
  • планирование отчетности;
  • аудиторская проверка;
  • публикация и распространение;
  • анализ результатов и корректировка подходов и планов.

В заключение

Актуальность публикации увеличивается тем, что нередко компания показывает рентабельность по чистой прибыли выше, чем ее оценивают инвесторы, и это заставляет обратить их внимание на интересный объект для инвестиций. Но даже если отчетность не показывает увеличения активов, а все показатели остаются на одном уровне, это говорит о стабильности финансового положения организации

Следствием раскрытия отчетности может быть снижение рисков и затрат на страхование в связи с тем, что повышается уверенность в компании.

Важным моментом следует считать обратную связь. Заинтересованные лица могут обратиться с пожеланиями, вопросами и предложениями. На основании этих отзывов можно понять эффективность и целесообразность выбранной программы развития бизнеса. Обеспечить обратную связь можно, указав телефон, адрес контактных лиц организации.

В любом случае публичность отчетности повышает авторитет компании. Опубликовав финансовую отчетность, организация выходит на новый уровень, где открытость и прозрачность бизнеса — залог успеха.

Е.Бордунова

Редактор-эксперт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector