Обязательный аудит
Содержание:
- Виды и классификация аудита
- Цель, задачи и основные принципы аудита
- Кадровый аудит
- Результат
- Что такое инициативный аудит
- Задачи аудиторской проверки
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ
- Задачи аудита
- Основные цели и задачи
- Какие документы проверяют
- Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
- Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности
Виды и классификация аудита
В зависимости от признака, лежащего в основе классификации аудита, можно выделить следующие его виды. Классификация видов аудита приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Виды | Характеристика |
---|---|
По отношению к пользователям информации | |
Внешний |
предпринимательская деятельность, направленная на подтверждение достоверности информации, отраженной в бухгалтерской отчетности, независимой аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором; Объектом внешнего аудита является бухгалтерская (финансовая) отчетность. |
Внутренний | деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на повышение эффективности деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.
Объектом внутреннего аудита являются:
|
Исходя из принципа инициативности | |
Обязательный | это ежегодная обязательная независимая проверка бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, проведение которой обусловлено прямым указанием в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» и других нормативноправовых актах. |
Инициативный | проверка, проводимая по решению руководства и/или собственников аудируемого лица, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент. |
По объектам аудита | |
Общий | |
Банковский | |
Аудит страховых организаций | |
Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов. | |
По назначению | |
Аудит финансовой отчетности | проверка достоверности информации, отраженной в бухгалтерской отчетности. |
Аудит на соответствие требованиям | проверка соблюдения организацией конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, оказывающих влияние на результаты финансово-хозяйственных операции или отчеты. |
Аудит хозяйственной деятельности | систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Используется для проверки процедур и методов функционирования организации, для оценки производительности и эффективности, а также для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. |
Управленческий (производственный) аудит | это проверка системы управления организацией, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии. |
Аудит по специальным аудиторским заданиям (тематический аудит) | проверка отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридическая и экономическая экспертиза договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и других аспектов, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью компании. |
По времени осуществления | |
Первоначальный | это аудит, который проводится на данном предприятии (организации) впервые. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т. д. |
Согласованный (повторяющийся) | осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Так как он опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т. д.). |
По характеру проверки | |
Подтверждающий | проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности. |
Системно-ориентированный | аудиторская экспертиза, проводимая на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность возникновения ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отсутствует; и наоборот, при наличии неэффективной системы внутреннего контроля от аудиторов требуется увеличение объема аудиторской выборки и расширение процедур проверки по существу. |
Аудит, базирующийся на риске | концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском. |
Цель, задачи и основные принципы аудита
Цель и общие принципы аудита в России определены ФПС АД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Под достоверностью принято понимать степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователю делать правильные выводы о финансово-хозяйственном и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения.
Аудит обеспечивает разумную уверенность в том, что рассматриваемая отчетность не содержит существенных искажений. Вместе с тем аудиту присущи определенные ограничения, влияющие на возможность выявления аудитором существенных искажений отчетности: во-первых, в ходе аудита применяются выборочные методы; во-вторых, большая часть аудиторских доказательств не имеет исчерпывающего характера, а лишь представляет доводы в подтверждение того или другого вывода и т. п. Кроме того, имеют место и другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств и мнение аудитора. Это, например, наличие у клиента операций с аффилированными лицами или других обстоятельств, увеличивающих риск искажения отчетности.
Главная цель аудита, как было отмечено ранее, — дать объективные сведения о достоверности отчетности во всех существенных аспектах и соответствии отражения в учете финансово-хозяйственных операций действующему в России законодательству. Для достижения этой основной цели необходимо решить следующие задачи:
- установить, соответствует ли аудируемая отчетность предъявляемым к ней требованиям нормативных документов, в частности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
- определить, все ли статьи отчетности правильно оценены и подсчитаны;
- выяснить, существуют ли основания для включения в отчетность указанных в ней сумм;
- выяснить, как отражены в отчетности операции, относящиеся к тому периоду, в котором они были произведены;
- установить идентичность сумм остатков но счетам в регистрах бухгалтерского учета, в Главной книге и в отчетности и др.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы-предприниматели при выполнении своих профессиональных обязанностей должны соблюдать и использовать для принятия любых профессиональных решений следующие основные принципы: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение.
Названные принципы определены ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». В рамках стандарта эти принципы надо понимать следующим образом.
Независимость предполагает, что аудиторы должны быть независимыми от организации клиента и ее должностных лиц во
Честность означает, что аудитор должен быть последовательным и честным при оказании услуг и следовать своему профессиональному долгу.
Объективность предполагает непредвзятость, беспристрастность, неподверженность аудитора какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов.
Профессиональная компетентность аудитора подразумевает обязательность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.
Добросовестность предполагает, что оказание профессиональных услуг должно осуществляться с должным вниманием, тщательностью и оперативностью. Конфиденциальность означает, что аудиторы должны обеспечивать сохранность всех документов (и получаемых от клиента, и составляемых ими самими), не передавать эти документы или их копии третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством
Соблюдение этого принципа обязательно и не имеет ограничений во времени
Конфиденциальность означает, что аудиторы должны обеспечивать сохранность всех документов (и получаемых от клиента, и составляемых ими самими), не передавать эти документы или их копии третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством. Соблюдение этого принципа обязательно и не имеет ограничений во времени.
Профессиональное поведение — обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, т. е. воздержание от поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг, а также соблюдать правила этики, предусмотренные Кодексом этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
Кадровый аудит
Основной целью кадрового аудита является определение всех потенциально возможных рисков, затрагивающих трудовую сферу деятельности предприятия, а также решение и предотвращение трудовых споров, конфликтных ситуаций и претензий со стороны государственных органов. В процессе проверки кадров на предприятии, как правило, выполняются следующие действия:
- ревизия предприятия на наличие всех предусмотренных законодательством видов документации;
- экспертиза имеющейся документации на соответствие нормам законодательства;
- анализ сегментов деятельности, имеющих повышенных риск (например, правильность трудового оформления иностранцев).
Процедура кадрового аудита на предприятии предполагает несколько этапов:
- издание приказа с указанием цели, задач, сроков и ответственных лиц;
- создание специальной комиссии или приглашение сторонних аудиторов;
- определение списка всей необходимой для проверки документации;
- выполнение изучения документации и составление отчета о полученных результатах.
Результатом кадрового аудита является заключение, в котором отображается имеющаяся на предприятии картина ведения кадрового учета и оформления трудовых договоров.
Результат
Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:
методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
предложения по корректировке отчетности компании;
другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).
В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.
ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора
Заключение аудитора
Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.
О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.
Коротко о том, что должен содержать документ:
- название «Аудиторское заключение»;
- сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
- информацию об аудируемом лице;
- информацию об аудиторе, проводящем проверку;
- список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
- мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
- результаты проверки;
- дату, когда было составлено заключение.
Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.
Что такое инициативный аудит
Аудит — это проверка экономической, хозяйственной и финансовой деятельности компании. Она может проводиться в обязательном порядке (в силу закона) или по решению собственников, руководства организации. Отчет или заключение независимых аудиторов может потребоваться при взаимодействии с государственными структурами, банками, страховыми компаниями, инвесторами.
Инициативный (добровольный) аудит можно заказать и провести в любой момент, по мере необходимости. Цели добровольной аудиторской проверки могут заключаться:
- в оценке правильности и достоверности ведения налогового и бухгалтерского учета;
- в проверке информации по финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности;
- в выявлении нарушений и недостатков при ведении учета и составлении документов, устранении рисков при проверках надзорных органов;
- в анализе текущего состояния бизнеса, принятия решений по всем направлениям деятельности.
Результаты инициативного аудита можно использовать для поиска инвесторов и раскрытия преимуществ организации, для выявления внутренних резервов и повышения эффективности работы. Это общие фразы, но они реально работают на практике.
Если специалисты выявят нарушения, их можно своевременно устранить до проверок со стороны налоговых органов. Это устраняет риски наложения штрафов, привлечения к ответственности.
В чем отличия от обязательного аудита
Главное отличие инициативного аудита от обязательного заключается в добровольности процедур. Это дает возможность гибко выбирать направления проверок. Например, если новый руководитель хочет получить полные и объективные данные о состоянии дел в компании, он может заказать полноценный аудит по всем направлениям. После этого, по мере необходимости, можно привлекать аудиторов для проверки бухгалтерского учета, правильности формирования первичных документов, для других задач.
Кому и когда нужен аудит
Решение о проведении инициативного аудита принимается добровольно. Аудиторы могут привлекаться к проверке:
- по решению собственников компании — для этого проводится общее собрание или совет директоров, либо принимается решение единственного участника;
- по решению руководителя, главного бухгалтера — в этом случае могут издаваться приказы, заключаться договоры, проводиться конкурсы по выбору аудиторской фирмы;
- по инициативе других лиц — требовать заключение аудиторов у компании могут инвесторы, контрагенты, банки, страховые компании, государственные органы.
Привлечь серьезных инвесторов или получить крупный кредит нереально без аудиторского заключения. Причем банки и инвесторы будут требовать заключение независимых аудиторов, которому можно в полной мере доверять. Государственные органы могут запросить результаты инициативного аудита для выделения субсидий и грантов, допуска к проектам и программам, финансируемым из бюджета.
Для руководителей или собственников компании аудит может потребоваться:
- перед продажей бизнеса, реорганизацией фирмы;
- при смене руководителя и главного бухгалтера;
- для подготовки к плановой или внеочередной проверке ФНС;
- для оценки фактического состояния дел в документообороте, финансах, бухгалтерии.
Задачи аудиторской проверки
Чтобы избежать обмана со стороны работников бухгалтерии, а также для исключения непреднамеренных ошибок и искажений в отчётности, был создан специальный аудиторский институт. Благодаря ему кредиторы, государство и инвесторы не понесут потери из-за ошибочных финансовых показателей, так как проверкой правильности отчётности занимается третья, независимая и незаинтересованная сторона.
Аудит финансовой отчётности является обязательным для крупных фирм, отчётность которых используется многими пользователями. Небольшие фирмы тоже могут обращаться к услугам аудиторов, что позволит им создать положительную репутацию и получить доверие возможных инвесторов и кредиторов.
Целью аудита является формирование мнения о том, является ли предоставленная финансовая отчётность достоверной. Задачи аудита сложны и разнообразны
Используются различные методы проверки, чтобы уделить внимание всем направлениям бухгалтерского учёта. Основными задачами аудиторской проверки являются:
- Проверка состава и содержания всех форм бухгалтерской отчётности.
- Установление фактического наличия актива, который был отражён в отчётности.
- Подтверждение того, что активы или обязательства действительно принадлежат лицу, в организации которого проходит аудиторская проверка.
- Установить, в полной ли мере отражена стоимость активов и обязательств в балансе.
- Проверить, точно ли отражена сумма каждой хозяйственной операции, относится ли она к соответствующему отчётному периоду.
- Проверка правильности формирования сводной и годовой отчётности.
Объектом аудиторской проверки является бухгалтерская отчётность, которая предоставляет данные о финансовом положении организации и составляется по специально установленной форме.
Аудиторская проверка проводится в 3 этапа.
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ
(200 000 x 100 руб.).
- государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
- организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.
Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб. По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?
Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма — ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.
Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.
Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)» формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 «Бухгалтерский баланс».
Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?
Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.
Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.
Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.
Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.
Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп.
«г» п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Задачи аудита
В перечень задач аудита входит установление следующих моментов касательно аудируемого объекта:
- Существование в реальности обязательств или активов предприятия. Проверка фактического наличия обязательства или актива по состоянию на отчетную дату, при этом отображенного в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- Наличие обязательств и прав. Проверка принадлежности проверяемой организации обязательства или актива по состоянию на отчетную дату, отображенного в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- Возникновение событий. Оценка отношения к хозяйственной деятельности аудируемого лица события или операции, которые имели место в течение проверяемого отчетного периода.
- Полнота сведений. Аудит на предмет отсутствия хозяйственных операций, обязательств, событий, нераскрытых статей учета или активов не отраженных в бухгалтерском отчете.
- Оценка стоимости. Проверка отражения актуальной балансовой стоимости обязательства или актива в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- Точная периодизация и правильное измерение. Оценка точности записи суммы события или хозяйственной операции, при этом также проверяется отнесение расходов или доходов к соответствующему временному периоду.
- Раскрытие и представление. Описание обязательства или актива предприятия, его классификация и объяснение в соответствии с регламентированными правилами его отображения в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторская проверка должна установить правильность составления отчета о прибыли и убытках, бухгалтерского баланса и других отчетных форм, которые установлены в Законе о бухгалтерском учете. И также подвергается оценке достоверность данных в пояснительной записке. При этом аудитор определяет следующие параметры:
- насколько полно было отражено состояние пассивов и активов организации в бухгалтерском балансе;
- правильность исчисления прибыли для целей составления бухгалтерского баланса и налогооблагаемой базы, отражение ее в отчете о прибыли и убытках;
- наличие и правильность составления первичных бухгалтерских документов подтверждающих отраженные в отчетности и бухучете хозяйственные операции и факты хозяйственной жизни предприятия;
- оценка соблюдения учетной политики, принятой в организации, касательно вопроса отображения оценки имущества и отдельных хозяйственных операций, а также проверка правильности ведения и соответствия учетной политики нормативным документам и рекомендациям, регламентирующим бухучет в России;
- контроль тождественности данных аналитического и синтетического учетов по пассивным и активным счетам баланса;
- проверка правильности отнесения расходов и доходов к соответствующим отчетным периодам;
- оценка правильности разделения в учете капитальных вложений и издержек обращения (текущих затрат на производство).
Кроме проведения разносторонней проверки индивидуальные аудиторы и аудиторские организации, могут оказывать сопутствующие непосредственно аудиту и прочие услуги в процессе своей деятельности, которые также имеют свои задачи и цели.
Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации проводят внешний аудит на основании договора с тем, чтобы дать объективную оценку положения дел в области финансовой отчетности и бухгалтерского учета какого-либо экономического субъекта.
Определение 2
В качестве проверяемых экономических субъектов могут выступать кредитно-финансовые учреждения, предприятия, страховые компании, унитарные предприятия, биржи, инвестиционные фонды, внебюджетные фонды и пр.
Внутренний аудит проводится по инициативе и в интересах руководителя экономического субъекта и представляет собой независимую деятельность по оценке работы и проверке организации. Одной из задач внутреннего аудита является предоставить возможную помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении своих рабочих функций. Подобную работу обычно проводят сотрудники аудита, работающие непосредственно в проверяемой организации. На небольших предприятиях в штате может не быть аудиторов, в таких случаях обследование могут проводить аудиторские фирмы на договорных условиях или ревизионная комиссия из числа сотрудников проверяемой организации.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Основные цели и задачи
Это процедура независимой оценки состояния финансов организации. Главной целью проведения аудиторской проверки является выявление ошибок в финансовой отчетности и предоставление менеджеру объективной и точной информации о состоянии документации его компании. Таким образом, процедура направлена на сбор, изучение и анализ всех бизнес-операций, проводимых проверяемым субъектом в течение отчетного периода, с целью их правильности и точности, отраженной в документах.
Основная цели аудиторской проверки – проверить достоверность заявлений, а основным условием его проведения является независимость аудитора. Результат проверки официально регистрируется в установленной форме, которая является компетентным мнением проверяющего о степени точности информации о финансах, содержащейся в отчетах за определенный период, то есть аудиторский отчет.
Задача – проверить утверждения, подтвердить или опровергнуть достоверность, правильность содержащейся в отчетности информации.
Это контроль точности информации в существующих отчетах. Основным условием успеха в проведении такой работы является привлечение независимого специалиста, который может проводить проверки беспристрастно.
Завершение работы аудиторов – это вывод в виде заключения, в котором фиксируется мнение проверяющего органа относительно правильности информации в отчетах компании.
Аудиторский отчет подготовлен в специальной форме и содержит полную информацию о результатах проверки. Исходя из имеющихся данных, легко определить компетенцию бухгалтеров компании и определить попытки обмануть контролирующие структуры. На практике аудит, проводимый независимыми органами, контролирует соблюдение законов и правил, а также отсутствие его нарушений.
Основными задачами аудита в компании являются:
- проверка и подтверждение правильности информации, отраженной в финансовой отчетности организации;
- обнаружение нарушений с последующей ссылкой на них (при необходимости их можно устранить);
- получение точной информации о компании, а также о состоянии учета в ней и в документации.
Какие документы проверяют
В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:
- бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
- налоговые декларации;
- первичная документация;
- уставные документы;
- разрешения, лицензии и многое другое.
Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.
К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.
Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее – аттестация) – проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
- безупречная репутация (с возможным представлением как минимум двух рекомендаций);
- наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании (возможен «вход» в профессию с высшим образованием по любой специальности);
- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет (на момент аттестации практический опыт должен составлять не менее трех лет, из которых 90 недель должны быть в аудите, в том числе 45 недель – в обязательном аудите).
При соблюдении всех требований и прохождении обучения претендент проходит процедуру тестирования (экзамена). Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом (аттестационной комиссией).
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом в объеме 40 часов ежегодно (120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в год). Обучение по программам повышения квалификации осуществляется учебно-методическими центрами или иными лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности (саморегулируемыми аудиторскими объединениями).
Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается судом (по заявлению саморегулируемого аудиторского объединения, членом которого является аудитор) и может быть обжаловано аудитором в течение трех месяцев со дня получения решения.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
- установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
- вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
- установлен факт несоблюдения требований ст. 8 «Аудиторская тайна» и ст. 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Закона об аудиторской деятельности;
- установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
- установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
- установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
- аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
- аудитор уклоняется от участия в системе внешней проверки качества работы.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован (при этом аудитор исключается из Единого реестра аудиторов и аудиторских фирм), по основаниям, предусмотренным п. 1, 3–5, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.
Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.