Основные пути снижения себестоимости
Содержание:
Снижение себестоимости продукции
Себестоимость – это издержки производства: сумма, потраченная на изготовление товара и его продвижение на рынке. От себестоимости зависит наценка: сколько сверх цены производства нужно получить при продаже, чтобы предприятие было финансово выгодным для своих владельцев? Размер наценки ограничен, потому что стоимость товара должна соотноситься со средним прайсом на рынке.
Нетрудно рассчитать, какую прибыль получит предприятие, если себестоимость одной шариковой ручки, допустим, 10 рублей, а средняя рыночная цена этого товара – 100 рублей. А если при той же рыночной цене себестоимость – 90 рублей? Поэтому производители стремятся снизить сумму затрат на создание товаров.
Начинающим предприятиям нужно закрепиться на рынке, как можно быстрее достичь уровня самоокупаемости. Для этого приходится бороться не только за качество товаров, но и за их привлекательную розничную и оптовую цену, низкую себестоимость. Компании, которые уже давно на рынке, стремятся удержать свои позиции, для этого тоже приходится оптимизировать стоимость производства.
Предприятиям приходится бороться не только за качество товаров, но и за их привлекательную розничную и оптовую цену, низкую себестоимость.
«Потребительские кооперативы, которые заняты производством товаров, заинтересованы в снижении их себестоимости не меньше коммерческих организаций.
Цель потребительского кооператива – предоставление участникам качественных товаров и услуг на выгодных условиях.
О каких выгодных условиях может идти речь, если итоговая стоимость товаров окажется выше рыночной из-за больших расходов на производство?»
Цели снижения себестоимости товаров
Предприятия могут стремиться к снижению себестоимости товаров по разным причинам:
- Обеспечение конкурентоспособности за счет снижения розничной цены.
- Оптимизация расходов предприятия, повышение его прибыльности.
- Создание финансовых и сырьевых резервов за счет гибкого ценообразования.
Для кооперативов низкая себестоимость – вопрос целесообразности существования всей организации. Как только товары становятся дороже рыночных или равными с ними в цене, пайщикам не имеет смысла делать взносы за членство в кооперации.
Особенности ценообразования в потребительских кооперативах
Одно из преимуществ потребительских кооперативов – доступ к качественным товарам по выгодным ценам, а также возможность влиять на ценообразование.
Поскольку кооперации создаются для удовлетворения потребности участников в определенных товарах, а торговля, извлечение прибыли – важная, но не главная задача, принцип ценообразования у потребительских кооперативов отличается от ценообразования коммерческих предприятий.
Потребительские кооперативы могут использовать две модели ценообразования: рыночную или кооперативную. Рыночный принцип подразумевает, что финансирование всего предприятия осуществляется за счет наценки на конечный продукт. Поэтому цена складывается из себестоимости товара и рыночной наценки, которая необходима для покрытия транспортных издержек, выплаты зарплат, оплаты складов и прочего.
«Кооперативная схема ценообразования исключает прибыльную наценку на конечный продукт: товары продаются участникам по себестоимости. Аренда, транспорт, труд наемных работников оплачивается из целевых и членских взносов пайщиков».
Преимущество рыночного ценообразования в том, что оно привычно и понятно. Иногда людям проще заплатить розничную стоимость, чем вникать в планирование потребления и систему кооперативных взносов.
Кооперативное ценообразование – прозрачное, любой пайщик может запросить информацию о структуре цены.
К тому же, если кооператив извлекает прибыль из продажи своих товаров, полученные средства разделяются между пайщиками: они получают доход.
Клюшка для гольфа в глухой тайге не стоит и рубля, даже если это товар от лучшего бренда.
Но профессиональные спортсмены согласны платить за снаряжение для гольфа большие деньги: даже плюс 200% от себестоимости, если экипировка поможет им выиграть.
Покупатели не знают ни себестоимости товаров в магазинах, ни размеров наценки. Пайщики в курсе себестоимости, поэтому, даже если кооператив выбирает рыночную схему ценообразования, наценка в размере 100% невозможна.
Как снизить себестоимость продукции?
1. Увеличение объемов производства
Увеличение объемов производства — самый очевидный и действенный способ снизить себестоимость продукции. Это связано с тем, что все производственные затраты компании можно отнести к переменным или постоянным.
Переменные расходы меняются в определенной пропорции вместе с динамикой объема производства: производство увеличивается — растут и затраты, производство уменьшается — затраты падают.
Типичные переменные затраты — расход сырья и материалов на выпуск продукции, зарплата производственных рабочих, расход энергоресурсов при работе производственного оборудования.
Постоянные расходы мало зависят от динамики производства, они необходимы вне зависимости от того, какой объем продукции выпущен в отчетном периоде (амортизация производственного оборудования, расходы на ремонт и содержание производственных помещение, расходы энергоресурсов для общецеховых нужд и т. п.).
3. Экономия операционных затрат на производство
Наибольший эффект дает минимизация прямых производственных расходов — затрат на энергоресурсы при работе производственного оборудования, расходов по оплате труда производственных рабочих и расходы по содержанию и ремонту производственных основных средств.
4. Уменьшение закупочных цен на сырье и материалы для производства
Удельный вес сырьевых затрат в цеховой себестоимости большинства производственных компаний достаточно велик (как правило, от 50 до 80 %). К тому же в состав закупочной стоимости сырья и материалов кроме цен приобретения их у поставщиков, включаются и расходы на доставку от склада поставщика до склада покупателя. Обычно расходы на закупку сырья и материалов уменьшают по двум направлениям:
снижают среднюю цену закупки сырья и материалов у поставщиков;
минимизируют транспортные расходы по доставке приобретенных у поставщиков сырья и материалов.
Чтобы снизить стоимость закупки сырья и материалов у поставщиков, компания может параллельно использовать несколько методов — поиск более выгодных ценовых предложений на рынке, использование скидочных и бонусных программ у действующих поставщиков, а также кооперацию закупок с дружественными компаниями (в рамках агентского договора или договора совместной деятельности).
5. Сокращение технологических потерь и производственного брака
Технологические потери — это безвозвратные отходы сырья и материалов, которые образуются в процессе производства продукции, перенастройке и наладке производственного оборудования, а также в процессе ремонта и проверки работоспособности этого оборудования. Причины производственного брака — недостаточная квалификация персонала, несоответствующее качество сырья и материалов, технические проблемы в работе оборудования.
6. Оптимизация производственных процессов
Этот способ, конечно, требует гораздо больше предварительного анализа ситуации и более трудоемкий по сравнению с другими, так как потери и излишние затраты в результате неэффективности процессов нельзя выявить просто на основании данных отчетов о производстве продукции.
В то же время положительный эффект по снижению себестоимости продукции в результате оптимизации производственных процессов вполне может оказаться значительным и даже превосходящим другие способы. К тому же если в результате этой работы у компании действительно повышается эффективность процессов, то почти всегда она приводит к дополнительному снижению себестоимости и по другим путям.
Алгоритмы расчетов экономического эффекта от снижения себестоимости продукции
Пример 1
Расчет снижения себестоимости продукции при увеличении масштабов производства
В каждой компании разное соотношение условно-переменных и условно-постоянных расходов в общей сумме затрат ввиду особенностей технологического цикла производства, организационной структуры и цепочки бизнес-процессов.
Но в любом случае для того, чтобы спрогнозировать эффект снижения себестоимости продукции от увеличения объема ее выпуска, необходимо сначала проанализировать затраты компании и рассчитать их динамику в привязке к динамике производства.
В таблице 1.1 представлена калькуляция производственной себестоимости компании «Альфа» на выпуск 1000 единиц продукции.
Таблица 1.1
Калькуляция производственной себестоимости на 1000 ед. продукции
Статьи затрат |
Доля затрат |
Сумма затрат на 1000 ед. продукции |
|||
Условно-переменные |
Условно-постоянные |
Всего |
Условно-переменные |
Условно-постоянные |
|
Сырьеё и материалы |
100 % |
0 % |
1 000 000 |
1 000 000 |
|
ФОТ рабочих |
80 % |
20 % |
300 000 |
240 000 |
60 000 |
Отчисления с ФОТ рабочих |
80 % |
20 % |
90 000 |
72 000 |
18 000 |
ФОТ ИТР |
40 % |
60 % |
100 000 |
40 000 |
60 000 |
Отчисления с ФОТ ИТР |
40 % |
60 % |
30 000 |
12 000 |
18 000 |
Энергоресурсы производственного оборудования |
90 % |
10 % |
100 000 |
90 000 |
10 000 |
Ремонт и содержание ОС |
20 % |
80 % |
50 000 |
10 000 |
40 000 |
Амортизация ОС |
0 % |
100 % |
175 000 |
175 000 |
|
Инвентарь и хознужды |
15 % |
85 % |
55 000 |
8250 |
46 750 |
Материальные расходы |
80 % |
20 % |
100 000 |
80 000 |
20 000 |
Итого цеховые расходы |
78 % |
22 % |
2 000 000 |
1 552 250 |
447 750 |
Расходы вспомогательных производств |
30 % |
70 % |
300 000 |
90 000 |
210 000 |
Общепроизводственные расходы |
20 % |
80 % |
200 000 |
40 000 |
160 000 |
Производственная себестоимость всего |
67 % |
33 % |
2 500 000 |
1 682 250 |
817 750 |
Как видим, цеховые расходы компании на производство продукции на 78 % являются переменными, а на 22 % — постоянными по отношению к динамике выпуска продукции.
Производственная себестоимость продукции с учетом влияния структуры расходов вспомогательных производств и общепроизводственных расходов уменьшает долю переменных расходов до 67 % и увеличивает долю постоянных до 33 %.
Проецируем сложившееся соотношение переменных и постоянных расходов на увеличение объемов производства на 25 %, т. е. до 1250 единиц продукции. При этом переменные расходы должны увеличится также на 25 %, а постоянные — остаться в том же размере, что и при производстве 1000 единиц продукции.
Рассчитываем сумму увеличения производственной себестоимости, делим ее на увеличенное количество единиц продукции и сравниваем полученную себестоимость одной единицы с аналогичным показателем фактического объема производства (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Динамика производственной себестоимости при расширении производства
Выпуск продукции, ед. |
1000 |
1250 |
||||
Цеховые расходы |
1 552 250 |
447 750 |
2 000 000 |
1 940 313 |
447 750 |
2 388 063 |
Расходы вспомогательных производств |
90 000 |
210 000 |
300 000 |
112 500 |
210 000 |
322 500 |
Общепроизводственные расходы |
40 000 |
160 000 |
200 000 |
50 000 |
160 000 |
210 000 |
Производственная себестоимость |
1 682 250 |
817 750 |
2 500 000 |
2 102 813 |
817 750 |
2 920 563 |
Производственная себестоимость единицы продукции |
2500 |
2336 |
Итак, при сложившейся структуре переменных и постоянных производственных расходов рост выпуска продукции на 25 % приведет к снижению себестоимости выпуска одной единицы продукции на 6,5 % (с 2500 руб. до 2336 руб.).