Правила обеспечения контракта с 1 июля 2019

Содержание:

Последние изменения

28.09.2020 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал законопроект, который предполагает изменение градостроительного кодекса. Планируют снизить финансовую нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, которая связана с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Подрядчики из СРО не будут обеспечивать контракт на выполнение проектных или изыскательских работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если его цена не превышает 25 млн рублей. А для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства верхняя планка для освобождения от обеспечения установлена на уровне 60 млн рублей.

Когда не требуется предоставлять обеспечение заявки

При запросе котировок законодательством разрешено не требовать от заказчиков установления обеспечения заявок. Этот способ является наиболее простым и по условиям, и по организации. Что касается цен котировочных контрактов, то они не превышают 500,0 тысяч рублей, а сроки исполнения достаточно короткие. Методом запроса котировок, как правило, проводятся закупки типовых товаров, простых услуг и несложных работ. Поставщики, только начинающие осваивать систему закупок, могут попробовать себя в запросах котировок, что даст им возможность на начальном этапе обойтись без существенных затрат.

Для своевременного получения информации о торгах, проводимых методом запроса котировок, можно использовать сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти необходимые ему закупки. Сервис имеет «умную» поисковую систему, позволяющую искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику либо цене. «Контур.Закупки» дают возможность поставщику проводить настройку шаблонов запросов о проводимых торгах по «своим» товарам, а также получать на свою электронную почту актуальные уведомления о появлении в системе интересующих его запросов котировок.

Как ее получить

Для получения документа от банка необходимо подать электронную заявку или лично обратиться в кредитное учреждение. Специалист проверяет добросовестность клиента, поэтому потребуется предоставить:

  • учредительные документы;
  • регистрационные бумаги — свидетельство ОГРН или ОГРНИП, ИНН;
  • финансовую и бухгалтерскую отчетность за год.

Кроме того, необходимо заполнить заявку и предоставить ссылку на закупку. Многие банки требуют, чтобы клиент открыл расчетный счет в учреждении. Чтобы не тратить время и средства, заранее узнайте, предоставляет ли ваш банк операционного обслуживания гарантийные документы. Если такая услуга есть, то вам не потребуется подавать учредительные документы и полную финансовую отчетность за год. Обычно для подтверждения финансовой стабильности действующих клиентов банки запрашивают квартальную отчетность.

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Каковы условия наступления ответственности по ГО

  • Для товара:

    По ст. 469 ГК РФ переданный заказчику товар должен соответствовать требованиям из контракта. По ст. 470 того же нормативного документа товар должен быть качественным и пригодным к использованию в течение соответствующего для таких товаров срока (ч.1) или в течение гарантийного срока, который установлен заказчиком (ч.2).

    По ч.5 ст.477 заказчик должен доказать, что товар был бракованный до приобретения или были предпосылки к его порче.

  • Аналогичным образом, но уже в ст. 721 описана ответственность за возникшие изъяны в выполненной работе. Исполнитель в ответе за сделанное в течение 2-х лет с даты подписания акта приема работ, если заказчик докажет его вину.

  • Для услуг:

    Для нематериальных услуг нет гарантийного срока. Для услуг с материальным результатом гарантийные обязательства указываются в договоре.

Независимо от гарантийного срока исполнитель несет ответственность за товар или услугу в течение еще 2-х лет (если его вина доказана). Но для строительных работ, согласно ст. 756 ГК РФ, срок продлен до 5 лет.

ИП и самозанятые в закупках

Для предпринимателей в большинстве случаев участие в закупках проще, чем для организаций: меньший пакет документов. Скорее всего, ИП относится к СМП, имеет право применять в отношении отдельных видов деятельности патент (в отличие от организаций), что помогает сэкономить на налогах. Зато и минусы существенные:

  • Нельзя участвовать в некоторых видах торгов.
  • Нет права работы в отдельных видах деятельности.
  • Обладание меньшими ресурсами (в том числе финансовыми), по сравнению с организациями.
  • Получение банковской гарантии для ИП сложнее.

Статус самозанятых до 2020 года в закупках был очень неясным. Как быть, если самозанятый не ИП? Ведь предприниматели независимо от режима налогообложения, например, могут относиться к СМП и участвовать в закупках для них, в отличие от физлиц. В конце 2019 года, 27 декабря, были внесены поправки в закон 223-ФЗ. Самозанятых, не имеющих статуса ИП, приравняли к субъектам малого и среднего предпринимательства. С 28 марта 2020 года для них доступны соответствующие торги.

Банковская гарантия

Предоставление в качестве обеспечения контракта банковской гарантии — способ более предпочтительный для поставщиков, поскольку не требует изъятия из оборота денежных средств. Для получения банковской гарантии нужно:

  • выбрать банк из специального перечня Минфина;
  • выполнить требования банка, которые установлены для получения гарантии.

После рассмотрения заявки банк выносит решение о предоставлении или непредоставлении заявителю гарантии. В случае благоприятного исхода поставщик получит договор банковской гарантии, саму гарантию на бумажном носителе или в электронном виде, которая предназначается для заказчика, а также выписку из реестра банковских гарантий. Поставщикам рекомендуется самостоятельно проверить, удовлетворяет ли полученная гарантия требованиям, которые установлены в статье 45 закона номер № 44-ФЗ.

Варианты предоставления и оформления

Победитель конкурса перед заключением контракта должен предоставить ОИК. Для этого он может использовать два варианта по своему выбору.

Вариант 1. Внести необходимую сумму на депозит заказчика.

Такой способ никаким дополнительным договором не оформляется.

Вариант 2. Предоставить банковскую гарантию.

Берущий на себя гарантийные обязательства банк должен входить в список Минфина (публикуется на сайте Министерства финансов) и предоставлять информацию в Казначейство для помещения ее в реестр банковских гарантий. У заказчика нет права выбора банка, который его устроит. Если банк присутствует в списке Минфина, то заказчик обязан принять соответствующим образом оформленную гарантию такого банка. Гарантия должна быть безотзывной, а срок ее действия должен заканчиваться не раньше, чем через месяц  после окончания действия контракта. Право заказчика —  установить и больший срок, но это должно быть оговорено в контракте.

Подписание контракта возможно только после внесения исполнителем обеспечения.

Видео — вебинар «Обеспечение по 44-ФЗ»:

Как работает обеспечение гарантийных обязательств по контракту?

Поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если такое требование есть в контракте. Форма обеспечения — денежной суммой или банковской гарантией по выбору поставщика. Поставщик может предоставить единую БГ или отдельно две банковские гарантии: одна будет обеспечивать исполнение контракта, вторая — действовать отдельно в части гарантийных обязательств.

Обеспечение гарантийных обязательств

Вебинар в Контур.Школе. Практика применения, ответы на вопросы
Посмотреть видео

Срок БГ должен превышать срок действия гарантийных обязательств не менее чем на месяц. Если платеж внесен денежными средствами, то поставщик имеет право на своевременный возврат той части обеспечения, которая закрывает именно исполнение контракта. Часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Специальное условие для банковских гарантий на гарантийные обязательства:

установлено право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств. У банка при этом нет полномочий исследовать этот вопрос: что было нарушено, при каких условиях, почему заказчик так решил. Если гарантию предъявят банку, то у него самые короткие сроки для того, чтобы ее погасить.

Изменения в банковских гарантиях

Тщательная проверка банка-гаранта

Если банк лишился лицензии, исполнителю нужно предоставлять новую гарантию. На это даётся 30 дней с момента уведомления об отзыве гарантии.

Если исполнитель не успевает за обозначенный срок, за каждый просроченный день ему будут начислять пени (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

Определён срок, когда нужно возвращать залог

Ранее сроки возврата указывали только в случаях, когда победитель закупки перевёл обеспечение, но контракт не подписали.

Теперь требования такие:

  • Обеспечение возвращают в срок до 15 дней с момента подписания акта приёма. Это действует в торгах только для субъектов малого предпринимательства.
  • В торгах для остальных – обеспечение возвращают в течение 30 дней со дня исполнения госконтракта.

В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта

Для того чтобы предоставить заказчику гарантии добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту, поставщик вносит определенное денежное обеспечение до подписания соглашения. Его размер определяется в зависимости от цены контракта.

Сумма, которая выступает в качестве обеспечения по контракту, может быть внесена в виде:

  1. Денежной суммы.
  2. Банковской гарантии.

Что касается банковской гарантии, то процедура ее возврата предельно простая: ее сроки действия устанавливаются на месяц больше, чем период реализации госконтракта, и она не подлежит возврату подрядчику.

Если же обеспечение было внесено в виде определенной денежной суммы, то ситуация гораздо сложнее. В этом случае возврат денег имеет заявительный характер.

Обеспечение по госконтракту следует отличать от обеспечения заявки на участие в торгах по 44-ФЗ. Последнее возвращается после завершению закупочной процедуры в установленные сроки без подачи дополнительных заявлений.

Необходимость вернуть внесенные денежные средства для гарантии исполнения обязательств по госконтракту возникает у поставщика в следующих случаях:

  1. После полного исполнения обязательств по контракту.
  2. В ходе его исполнения, после завершения определенного этапа выполненных работ пропорционально объему исполненных обязательств.
  3. Если поставщик хотел бы изменить денежное обеспечение на банковскую гарантию.
  4. Если госконтракт так и не был подписан по обстоятельствам, которые не зависели от поставщика.

Замена обеспечения

Предположим, поставщик изначально предпочел обеспечить контракт прямым способом, то есть денежными средствами. Такой выбор он мог сделать, например, по причине нехватки времени для обращения за банковской гарантией. Однако в процессе исполнения контракта денежные средства, которые он перевел на счет заказчика, понадобились для других проектов. Так вот, у поставщика есть право заменить способ обеспечения контракта. В данном примере это означает, что он может предоставить заказчику банковскую гарантию и потребовать свои денежные средства назад.

Когда можно заменить обеспечение

Замена обеспечения контракта допускается после частичного исполнения поставщиком своих обязательств. Другими словами, исполнитель не может сразу же после заключения контракта потребовать у заказчика обратно свои деньги взамен на банковскую гарантию. Перед этим контракт нужно хотя бы частично исполнить (письмо Минфина от 03.07.2017 г. № 24-03-07/41938).

Порядок замены и уменьшения обеспечения

Решив заменить и одновременно снизить обеспечение, поставщик направляет заказчику письмо с таким предложением. К этому моменту частичное исполнение контракта должно быть оформлено документально. Это значит, что товары, работы или услуги, поставленные по контракту, должны быть приняты заказчиком, и этот факт подкреплен соответствующими документами.

Как составить заявление

Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.

44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к содержанию заявления и порядку его оформления. Его можно составить в свободной форме на фирменном бланке организации либо с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Оно оформляется на стандартном листе формы А4.

Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств. Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа.

У единственного поставщика

При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Изменения в закупках для СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций

Это означает, что победитель закупки может не вносить денежные средства или банковские гарантии. Такое позволено только добросовестным поставщикам.

То есть в том случае, если участник – успешный исполнитель государственных контрактов:

  • выполнил не менее трёх контрактов без штрафов и неустоек;
  • факт выполнения закреплён в реестре госконтрактов, подтверждается выпиской из реестра;
  • сумма выполненных контрактов не менее начальной максимальной цены текущей закупки.

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от конечной цены госконтракта, а не НМЦ.

Приведём пример.

Заказчик проводит аукцион среди субъектов малого предпринимательства на приобретение специальной уборочной техники. Начальная максимальная цена контракта – 5 млн руб., обеспечение контракта установлено в размере 3%.

Победитель закупки снизил цену до 3 млн руб.

По старым правилам обеспечение контракта составило бы 150 000 руб.

То же требование к закупкам со снижением 25%, когда начинают работать антидемпинговые меры.

Но так или иначе, обеспечение не должно превышать размер аванса.

ВАЖНО! Скорее всего обе льготы будут распространяться на закупки только среди субъектов малого предпринимательства. Если такой субъект стал участвовать в общем аукционе, на него не будут распространяться льготы

Изменились правила для гарантийных обязательств

По 44-ФЗ заказчик имеет право настаивать на том, чтобы ему обеспечили гарантийный срок на товары и работы (ч.4 ст.33 44-ФЗ).

Какие появились изменения:

  • В новой редакции 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ появилось условие и об обязательных гарантийных обязательствах в закрытой закупке (раньше обязательным в закрытых закупках было только исполнение контракта).
  • Субъекты малого предпринимательства за обеспечение гарантий будут платить не более 10% от начальной максимальной цены контракта.

На что нужно обратить внимание:

  1. Если в качестве залога представлена банковская гарантия, нужно помнить, что срок её действия должен быть дольше срока гарантийных обязательств (минимум на месяц).
  2. Если в закупке было требование о предоставлении обеспечения на гарантийные обязательства, а исполнитель его не предоставил, заказчик не подпишет акты о приёмке товара или работы.

Разрешили менять “габариты” обеспечения

Раньше тоже можно было поменять виды и размеры залогов, но в новой редакции ст.96 добавлены пояснения.

Уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Обеспечение можно уменьшить только пропорционально исполненным обязательствам.

Например:

  • Один из этапов госконтракта выполнили без неустоек и получили за него оплату. Когда отчёт о завершении этапа занесли в реестр контрактов, исполнитель попросил заказчика вернуть залог, в размере пропорциональном стоимости выполненного этапа. Если в закупке был аванс, стоимость выполненных работ должны быть выше его.
  • Банк, в которой исполнитель получал банковскую гарантию лишили лицензии и он предоставляет новую гарантию.
  • Изменился способ залогового исполнения госконтракта. Например, исполнителю удобнее забрать залог деньгами, взамен на гарантию.

В закупках для обороноспособности и безопасности страны, закупках лекарств и услуг адвокатов обеспечение нельзя будет уменьшать.

Формы обеспечения

Законом предусмотрены два способа внесения обеспечения; денежными средствами либо в виде гарантии банка (рассчитать стоимость). Форма обеспечения выбирается участником, поэтому он должен принять одно из решений: обеспечить изъятие из своего оборота приличной денежной суммы либо обратиться в банк, чтобы получить гарантию. Следует понимать, что выдачу гарантий банк осуществляет за деньги. Поэтому прежде чем туда обратиться, сделайте расчет, чтобы знать, какой из вариантов будет выгоднее – получение гарантии банка или внесение обеспечительного платежа денежными средствами.

При выборе формы обеспечения, помимо причин экономического характера, есть ограничения, установленные законом. Так, на электронных аукционах обеспечение заявки предусмотрено исключительно денежными средствами. Это можно объяснить спецификой электронных торгов и деятельностью ЭТП.

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Закупка российских товаров отдельных видов

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616; 
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Административная ответственность

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

Расширение перечня заказчиков

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Особенности закупок среди СМСП

С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:

  • изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
  • электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена; 
  • заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
    • первая — предложение по предмету закупки;
    • вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения; 
  • определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.

В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.

Возврат обеспечения исполнения контракта

По новому 44-ФЗ (ст. 34) в контракте обязательно должен содержаться пункт о сроках возврата обеспечения, который устанавливается заказчиком самостоятельно.

Подавая заявку, исполнитель должен внимательно изучить данную информацию, так как, подписывая контракт, он соглашается и со сроком возврата ОИК, который там указан. Наличие такой информации – обязательно, а ее отсутствие является нарушением и может служить поводом для обращения в Федеральную антимонопольную службу.

В 44-ФЗ предусмотрена возможность замены в процессе исполнения контракта  одного вида ОИК на другой. Исполнитель может заменить внесенное денежное обеспечение на гарантию банка и наоборот. В первом случае заказчик вернет внесенные ранее денежные средства. Если часть работ была уже выполнена, то при замене ОИК есть возможность уменьшить размер обеспечения на эту величину.

Если победитель внес ОИК, но в течение 30 дней в силу обстоятельств, не зависящих от него, контракт не был подписан, то в течение 5 рабочих дней ОИК возвращается на счет исполнителя.

Особенности условий контрактов

Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.

Кстати! Мониторьте итоговые протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги.

Еще одно нововведение 2020 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2020 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:

  • Проведенных исключительно среди СМП и СОНКО.
  • Без особенностей, но выиграл торги СМП.
  • МСП выступали в качестве субподрядчиков.

Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.

Под конец хочется порадовать читателей одной хорошей новостью – 1 апреля 2020 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2020 года. Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector