Расчет налоговой нагрузки в 2019 году

Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика

Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:

  • Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
  • Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).

Обратите внимание! В настоящее время письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 не действует. Оно было отменено письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@

В то же время приводимый в нем принцип расчета налоговой нагрузки контролеры могут использовать и сейчас. Поэтому мы все же расскажем о нем детально далее. 

Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.

Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:

  • Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
  • Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
  • Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
  • Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
  • Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

11,2

3,5

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

3,4

4,8

лесоводство и лесозаготовки

8,7

7,6

рыболовство, рыбоводство

10,1

6,0

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

50,9

1,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

11,4

3,6

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

20,9

2,1

производство текстильных изделий, одежды

8,0

4,3

производство кожи и изделий из кожи

10,0

5,3

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

1,6

3,6

производство бумаги и бумажных изделий

4,8

1,9

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

8,9

3,8

производство кокса и нефтепродуктов

4,2

0,2

производство химических веществ и химических продуктов

3,0

2,3

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

6,9

3,1

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,9

2,8

производство прочей неметаллической минеральной продукции

9,3

3,4

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,0

2,1

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

9,9

4,4

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

11,7

5,1

производство электрического оборудования

7,5

3,3

производство прочих транспортных средств и оборудования

6,5

4,7

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,8

1,5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

8,3

2,1

производство и распределение газообразного топлива

1,3

1,7

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

7,1

4,6

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,5

0,8

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,7

2,1

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

7,3

6,6

деятельность трубопроводного транспорта

6,1

2,2

деятельность водного транспорта

8,3

4,2

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

15,9

11,6

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Налоговая нагрузка при УСН

Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки при УСН более подробно.

С этой целью может быть применена формула:

ННусн = Нусн * 100/ Д усн,

где ННусн – налоговая нагрузка при УСН, %; Нусн – УСН-налог по декларации, т.р.;

Дусн – до ходы по УСН-декларации, т.р.

Приведем конкретный пример налоговой нагрузки по формуле расчета при УСН.

В таблице представлены доходы и расходы, применяемые при расчете налогооблагаемой базы в ООО «ХХХ». Доходы и расходы связаны с реализацией услуг по организации общественного питания.

Анализ динамики доходов и расходов отражает ежегодный рост показателей практически по всем составным элементам.

Анализ доходов и расходов по услугам ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг., тыс.руб. представлен в таблице ниже.

Наименование показателей

2014 г.

2015 г.

2016г

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Доходы

Выручка от оказания услуг

6534

7181

8819

2285

135,0

Расходы

Аренда и содержание основных средств

1983

2605

3389

1406

170,9

Заработная плата

2478

2672

3003

525

121,2

Обязательные страховые взносы

581

655

750

169

129,1

Ремонт объектов ОС

174

14

126

-48

72,4

Иные налоги и сборы

143

115

115

-28

80,4

Прочие расходы

122

87

215

93

176,2

Итого расходов

5481

6148

7598

2117

138,6

Прибыль от оказания услуг

1053

1033

1221

168

116,0

Расходы в целом продемонстрировали тенденцию к увеличению на сумму 2117 тыс. руб., их рост составил 138,6 %. В частности, проведённое сравнение доходов и расходов по услугам показывает, что выручка от оказания услуг увеличилась в 2016 году по сравнению с 2014-м на 2285 тыс. руб., ее рост составил 135 %.

Основной причиной роста показателей является рост цен на потребляемые материалы и услуги, и как следствие повышение собственных цен, с целью покрытия расходов. За счет того, что сумма расходов меньше получаемых доходов на 7,4 % ООО получило прибыль на 168 тыс. руб. больше в 2016 году, чем в 2014 году.

Рассмотрим динамику начисленного налога по ООО «ХХХ» за период с 2014 по 2016 годы по данным таблицы ниже.

Показатели

Сумма, т.р.

Относительное отклонение,

%

2014 год

2015 год 2016 год

Абсолютное отклонение, т.р.

Доходы, полученные

от деятельности

6534

7181

8819

2285

135,0

Начисленный налог

по ставке 6%

392

431

529

137

134,9

Страховые взносы по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию

581

655

750

169

129,1

Больничные

27

35

38

11

140,7

Итого страховых взносов

по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию и больничных

608

690

788

180

129,6

Сумма уменьшающая налог (50%)

196

216

265

69

135,2

Налог к оплате в бюджет

(Отрицательный

денежный поток по платежам

в бюджет )

196

216

265

69

135,2

Отрицательный денежный поток

по платежам во внебюджетные фонды

581

655

750

169

129,1

Таким образом, ООО «ХХХ» в течение рассматриваемого периода можно было зачесть в счет уменьшения суммы единого налога не всю сумму страховых взносов по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, а только 50% от суммы налога, начисленного в бюджет. Рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки по методике Минфина РФ. Налоговая нагрузка на доходы ООО «ХХХ» составила:

в 2014 году (196+581) /6534 = 0,12 руб./руб.,

в 2015 году (655+216) / 7181 = 0,12 руб./руб.,

в 2016 году (750+265) / 8819 = 0,12 руб./руб.

Из расчетов видим, что налоговая нагрузка зависит от суммы дохода и суммы налога и начисленных страховых взносов.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Что, если налоговая нагрузка окажется ниже нормы?

В таком случае инспекция:

вызовет директора для беседы, во время которой будет выяснять, почему компания платит мало налогов. Руководитель ИФНС и/или его замы начнут искать связи с техничками и выяснять, какие схемы использует компания, как она занижает доходы и «рисует» расходы;

будет назначена выездная налоговая проверка

Конечно, только из-за отклонения от нормы налоговой нагрузки инспекция вряд ли станет проводить полноценную выездную проверку, но если у компании найдутся и другие моменты, на которые инспекция обратит внимание, то перспектива выездной становится очень реальной.

Пропорциональное налогообложение против прогрессивного: что лучше?

Пропорциональная, а не
прогрессивная ставка налогов противоречит принципам, установленным еще Смитом.
Налоги должны устанавливаться соразмерно заработкам. Рост доходов
сопровождается нивелированием необходимости тратить, что вызывает накопление
средств, не обремененных расходами.

Несложно догадаться, что
гражданин с низким заработком не имеет реальной возможности накапливать
средства. Пропорциональное налогообложение окончательно лишает человека тратить
лишние деньги. Весь доход уходит на текущее потребление. В этой связи градацию
налоговой нагрузки стоит назвать одной из приоритетных задач государства.

Прогрессивный налог имеет
цель не «стрясти» с обеспеченных граждан больше средств, а снизить нагрузку с
малообеспеченных. Это ремарка для всех противников данной меры. Прогрессивная
налоговая нагрузка позволила бы снизить социальное расслоение. А прогрессивная
шкала и дальше будет создавать пропасть между богатыми и бедными гражданами,
обеспечивающую перманентную социальную напряженность. За ней не за горами и
социальные волнения, вплоть до революционных потрясений.

Прогрессивная градация
уже давно действует во всех развитых странах. Больше получают – больше платят
налогов. Все граждане этих стран прекрасно это понимают и не имеют ничего
против.

Кто работает на благо бюджета?

Кроме НДФЛ граждане
зарабатывают для бюджета потреблением услуг и товаров. Речь идет об акцизах, о
таможенных пошлинах, НДС и т. д. Косвенные налоги целиком и полностью
уплачиваются гражданами. Большая часть налоговой нагрузки лежит на плечах
рядовых граждан, НДС составляет почти треть поступлений в бюджет. Поэтому с
уверенностью можно заявить, что недовольные граждане, в принципе, правы. Львиная
доля государственного бюджета составляется рядовыми налогоплательщиками.

Большая часть нагрузки на
предприятия состоит в налогах на прибыль и имущество. Косвенные налоги – забота
граждан, прямые налоги – забота предприятий. Можно заметить, что государство
чрезмерно уповает на косвенные налоги. Теперь несложно понять, кто в стране
подставляет свою «могучую спину» для несения налогового тягла. Ряд изменений,
которые необходимо осуществить, напрашивается сам собой.

Инновационный путь развития экономики

Необходимо развитие
инновационных сфер. Западные санкции серьезно подпортили наш экономический
потенциал и создали тяжелые условия для развития высокотехнологичных сфер

В
этих условиях на инновационную сферу следует обратить самое пристальное
внимание. Нужно отходить от доминирующей сырьевой модели экономики и сделать
упор на инновационное развитие

Для того чтобы повысить
деловую активность и рост в области инноваций обязательно требуется
государственное участие, как на прямую, так и косвенно.

Прямая поддержка
представляет собой выдачу грантов, партнерство совместно с государством и
многое другое. А вот косвенная поддержка заключается в различных налоговых
льготах и преференций. Причем льготы налоговые должны стать самым главным
инструментом в регулировании таких отношений.

Льготы, которые
существуют на сегодняшний день не в полной мере вовлекают в инновационную
работу многих хозяйственных объектов. Из-за того, что льготы неэффективны,
появляются предпосылки для того, чтобы скрывать налоги и придумывать пути их неуплаты.
Конечно же, льготы должны быть постоянными, стабильными и очень эффективными,
тогда появится много инновационных структур, и работа будет их наиболее
продуктивной.

Тонкости налогового вычета в регионах

Буквально в 2017 году
появилась такая практика, как урезание налоговых льгот в регионах. Но это
происходит только в том случае, если их не смогут полностью обосновать. На
практике это происходит в регионах, которые являются дотационными, – им сделать
обоснование очень трудно. Ситуация складывается следующим образом: регион дает
отказ компаниям по налоговым льготам, но все же имеет статус дистанционного.

Именно поэтому в
обязательном порядке требует пересмотра механизм налогового вычета. Его
предоставляют компаниям, чтобы они увеличили рост инвестиций и произвели
обновление производственных фондов.

Есть некоторые
обстоятельства, которые создают препятствия для выполнения данных льгот. Во-первых,
инвестиционный налоговый вычет могут предоставить организациям только тогда,
когда это не противоречит законодательству. Во-вторых, регионы оставляют за
собой право сокращения максимального размера вычета, а также имеют возможность
предоставлять эту возможность не всем отраслям, а только выборочно. Причем не в
каждом регионе есть такая льгота. И на 1 октября она присутствовала только в 11
регионах.

Налоговая нагрузка на население в РФ

  • НДФЛ – 13%. Его за сотрудника платит работодатель, но из заработка первого он удерживается в полном объеме за исключением суммы вычета. Соответственно рост налога на доходы физлиц автоматически снижает их реальные доходы.
  • НДС (скрытый) – 20%. Платят его в бюджет не граждане, а продавцы, реализующие товары и услуги. Но, они включают его в стоимость и в полном объеме взимают с населения. Ри каждой покупке гражданин автоматически платит НДС.
  • Налог на имущество, ЖКХ, ОСАГО и прочие скрытые платежи – около 5%. Граждане платят налог на недвижимость, землю и транспортные средства. Его расчет по кадастровой стоимости существенно увеличил фискальную нагрузку на население. Его максимальная ставка составляет от 0,1 до 2% от кадастровой стоимости недвижимости и зависит от стоимости объекта. Платят его только собственники недвижимости один раз в год. Коммунальные и страховые платежи условно относятся к скрытым налогам.
  • Страховые взносы – 30,2%. К ним относятся взносы в ПФР, ФОМС и ФСС.
  • Акцизы – 8%. Они включаются в стоимость товаров. Повышение акцизов моментально вызывает рост цен и затрат граждан. Получается, что от увеличения акцизных платежей страдают не только  бизнесмены, но и их покупатели.
  • Штрафные санкции и госпошлины. Пени и недоимки по налогам, штрафы ГИБДД и по КоАП, госпошлина тоже относится к обзательным отчислениям, так как поступают в итоге в госбюджет.

Последовательность расчета

Методические указания по исчислению уровня налоговой нагрузки даны в приведенных ранее нормативных актах:

  1. В приказе № ММ-3-06/333@ авторы ограничились общей формулой определения комплексной налоговой нагрузки, которая, несмотря на свою универсальность, не всегда позволяет произвести доскональную оценку всех обязательств перед бюджетом.

  2. В письме № АС-4-2/12722 приведены детализированные алгоритмы расчета для нескольких видов налогов в зависимости от применяемой для сравнения базы.

В первом документе предлагается производить расчет по формуле:

Нн = Сн / Вг × 100%,

где: Нн — показатель общей налоговой нагрузки по итогам года;

Сн — сумма начисленных налогов по декларациям за год, не включающая социальные взносы;

Вг — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Исключение из знаменателя формулы взносов во внебюджетные фонды законодатели объясняют тем, что они не входят в состав платежей, которые регламентируются НК РФ. В связи с чем, по мнению авторов документа, их можно не учитывать.

В письме № АС-4-2/12722 предлагается более широкий перечень инструментов для определения налоговой нагрузки в зависимости от вида налога:

  1. По мнению авторов письма, налоговая нагрузка по налогу на прибыль должна определяться по следующему алгоритму:

НагП = НалП / (Вг + Вд),

где: НагП — показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль;

НалП — годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);

Вг — выручка по данным декларации (строка 010 листа 02);

Вд — доходы от внереализационных операций по декларации (строка 020 листа 02).

  1. Для определения аналогичного показателя по НДС предлагаются 2 варианта, отличающиеся значением знаменателя формулы:

    В первом случае:

НагНДС = НалНДС / Б1,

где: НагНДС — налоговая нагрузка по НДС;

НалНДС — сумма НДС к оплате за год;

Б1 – база для налогообложения по разделу 3 налоговой декларации.

Во втором случае:

НагНДС = НалНДС / (Б1 + Б2),

где: НагНДС — налоговая нагрузка по НДС;

НалНДС — сумма НДС к оплате за год;

Б1 — база для налогообложения по разделу 3 декларации;

Б2 — база для налогообложения по разделу 4 декларации.

  1. Несколько отличается порядок расчетов для предпринимателей и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах. В частности, для ИП существует следующий способ:

НагИП = ПН / Д,

где: НагИП — налоговая нагрузка на предпринимателя;

ПН — сумма подоходного налога за период (НДФЛ);

Д — совокупный доход, определяемый по форме 3-НДФЛ.

  1. При упрощенке алгоритм примет другой вид:

НагУ = НалУ / Д,

где: НагУ — уровень нагрузки на организацию, применяющую УСН;

НалУ — общая сумма налога по декларации;

Д — итоговый доход по данным декларации.

  1. Сельскохозяйственные предприятия на едином налоге рассчитают нагрузку следующим образом:

НагСН = НалСХ / Д,

где: НагСН — нагрузка на компании на ЕСХН;

НалСХ — размер единого сельскохозяйственного налога по декларации;

Д — итоговый доход по данным декларации.

  1. Для общего режима налогообложения применяется следующая последовательность вычислений:

НагОС = (НалП + НалНДС) / В,

где: НагОС — уровень сводной налоговой нагрузки для предприятий на общей системе налогообложения;

НалП — годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);

НалНДС — сумма НДС к оплате за год;

В — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Организациям следует учитывать, что при расчете нагрузки для различных режимов налогообложения в ситуации, когда помимо указанных налогов начисляются и уплачиваются другие их виды, суммы по ним также включаются в знаменатель формулы и участвуют в расчете. Исключение составляет только НДФЛ, который не включается в расчет, поскольку взимается с доходов работника. Напомним, что НДФЛ учитывается при расчете только совокупной налоговой нагрузки.

Внимательно изучив методику расчета для НДС, нужно обратить внимание на то, что в нем не участвует сумма НДС налогового агента, поскольку она не включается в итог, начисленный к уплате и отражаемый в декларации. Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%

Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%.

Приведенные варианты определения налоговой нагрузки хотя и отличаются в зависимости от вида налога и размера компании, тем не менее могут применяться на практике и в достаточной мере отражают экономическое содержание рассматриваемого понятия.

Как рассчитать коэффициенты

Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

Пример

Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Для ООО на ОСН

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Для ИП на ОСН

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН. 

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет. Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли

Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения. 

Нагрузка по НДФЛ

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов. 

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом. 

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Нагрузка по НДС

Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector