Нарушения, связанные с отчетностью, в свете новшеств статьи 15.15.6 коап рф

Уголовная ответственность бухгалтеров

Уклонение от уплаты налогов

За уклонение от уплаты налогов и страховых взносов бухгалтеры несут уголовную ответственность по ст. 199 и 199.1 УК РФ (неперечисление НДФЛ). По данным статьям бухгалтеров могут наказать за непредставление налоговых деклараций, а также за включение в налоговые декларации заведомо ложных сведений.

Уголовная ответственность наступает только в случаях, когда судом установлено, что бухгалтер имел умысел на неуплату налогов и желал наступления преступных последствий (уклонение от налогообложения). Если бухгалтер забыл вовремя отправить налоговую декларацию или по ошибке включил в нее неверные сведения, это не будет считаться преступлением.

При этом уголовная ответственность наступает исключительно за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером считают сумму налогов более 5 млн рублей за 3 налоговых периода подряд, а особо крупным – более 15 млн рублей.

Уклонение в крупном размере может грозить бухгалтеру штрафом от 100 000 до 300 000 рублей, принудительными работами на срок до 2 лет, арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 2 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой.

Уклонение в особо крупном размере грозит бухгалтеру штрафом от 200 000 до 500 000 рублей, принудительными работами на срок до 5 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой или лишением свободы на срок до 6 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой.

То есть, пугать никого не хотим. Обычному среднему бухгалтеру уголовная ответственность обычно не грозит. Чтоб, как говорится, «сесть», нужно иметь умысел и оперировать очень крупными суммами.

Неуплата взносов в ФСС

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний установлена в соответствии со ст. 199.4 УК РФ. По этой статье бухгалтеры могут быть наказаны за следующие действия:

  • занижение базы для начисления страховых взносов;
  • заведомо неправильное исчисление страховых взносов;
  • непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • включение в расчет заведомо недостоверных сведений.

Уголовная ответственность наступает за уклонение, совершенное в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером здесь считается сумма взносов свыше 2 млн рублей в пределах 3 лет, особо крупным – свыше 10 млн рублей в пределах 3 лет.

Уклонение от уплаты в крупном размере может грозить бухгалтеру штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей, принудительными работами на срок до 1 года либо лишением свободы на срок до 1 года. Если преступление совершено в особо крупном размере, то бухгалтер может быть оштрафован на сумму до 500 000 рублей либо лишен свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать должность или на срок до 3 лет.

При этом виновный в уклонении бухгалтер может быть освобожден от уголовной ответственности, если:

  • совершил преступление впервые;
  • полностью погасил задолженность по взносам и пеням, а также уплатил штраф.

Подделка документов

Подделка первичной документации и доверенностей наказывается по ст. 327 УК РФ. Согласно этой статье, подделка официального документа организации, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, влечет одно из следующих наказаний:

  • ограничение свободы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

Как правило, данная статья выступает в качестве дополнительной, и бухгалтера привлекают к ответственности по совокупности преступлений (уклонение от уплаты налогов и подделка документации).

Неудержание алиментов

Неудержание с работников алиментов может быть квалифицировано следствием как злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда по ст. 315 УК РФ.

Злостными действия посчитают, например, непредставление запрошенной информации судебному приставу, указанному в постановлении об обращении взыскания на зарплату работника организации.

Неудержание алиментов наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей, либо лишением права занимать должность бухгалтера на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Уголовная ответственность

Для людей, которые претендуют на получение должности главного бухгалтера стоит отметить, что она очень велика. Предусмотрено несколько уровней санкций, от административных до лишения свободы.

Есть две нормы в кодексе, по которым, чаще всего привлекают к криминальному преследованию работников напрямую связанных с денежным оборотом.

Первая — это ст. 194, по которой предусмотрена санкция за неуплату таможенных пошлин. Предметом отношений, на которые направлено данное преступление есть таможенные платежи, оплата которых должна производиться через бухгалтерию предприятия. Сроки оплаты определены законом и поэтому их нарушение повлечёт за собой санкции. На законном уровне в исключительных случаях может предоставляться отсрочка, но в практике такие случаи встречаются крайне редко, поэтому финансист предприятия в обязательном порядке обязан соблюдать и вести контроль над датами.

Согласно закону конкретная сумма таможенного платежа будет зависить от стоимости и количества товара. В такой ситуации искушение подать недостоверные сведения или не в полном объёме очень велик, потому что, такая информация определяется человеком который имеет право подвывать такие сведения.

Бухгалтер наравне с директором должен знать, что уклонение от уплаты таможенных платежей выражается:

  1. В полной (частичной) неуплате.
  2. Во внесении с целью снижения суммы уплаты в бухгалтерскую документацию сведений, которые не соответствуют действительности.

Стоит запомнить, что обязательным условием привлечения по данному примеру, есть доказательство вины. Несёт ли бухгалтер уголовную ответственность, нет если вина в процессе следствия не будет установлена.

Санкция части первой указанной ст. предусматривает довольно суровую расплату, поэтому со всей серьёзностью и внимательностью необходимо относиться к выполнению своих обязанностей.

Кодекс содержит перечень наказаний, которые предусмотрены за его нарушение, но по каждому конкретному случаю на усмотрение суда будет принята своя мера. Достаточно упомянуть, что минимум можно отделаться штрафом в сто тысяч рублей, а максимум тюремным сроком на два года.

Немного иные условия и меру содержит вторая часть, а именно: деяние должно быть совершенно несколькими должностными лицами по их предварительному сговору; с нанесением особо крупного ущерба.

Всё будет зависеть напрямую от размера нанесённого ущерба, диапазон ответственности начинается со штрафа размером триста тысяч и заканчивается лишением свободы до пяти лет.

Кроме тюремного срока, могут назначить лишение права заниматься определённой деятельностью.

Вторая чаще встречающаяся в практике по наказанию – это 199, по которой привлекают виновных в уклонении от уплаты налогов и сборов.

https://youtube.com/watch?v=XoXy7FUmmMo

Уклонением считается:

  • внесение данных не соответствующих действительности, ложных, искажённых, в документацию;
  • неуплату в полной мере или частично, страховых взносов и налогов.

Как в ст. 194, обязательным условием привлечения является доказательство вины. По уровню предусмотренного наказания ст. 199 суровая: штраф от ста тысяч рублей и арест на шесть месяцев.

При определении криминального вреда будут играть роль обстоятельства совершения и объём нанесённого вреда. Совершение этого преступления в крупных размерах повлечёт жёсткую расплату сроком в шесть лет лишения свободы. Кроме того, как и в случае со ст. 194, суд может дополнительно наказать лишением права занимать определённые должности сроком до трёх лет.

Ошибки при формировании регистров бухгалтерского учета

Согласно ст. 10 Закона о бухгалтерском учете и п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.

Форма указанных документов, а также других регистров бухгалтерского учета утверждены Приказом № 52н. Если же в деятельности учреждения возникает необходимость использования иных регистров учета, форма которых не утверждена, они могут быть разработаны учреждением самостоятельно и утверждены в рамках формирования учетной политики. При этом регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, устанавливаются учреждением в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать обязательные реквизиты.

Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности – на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись.

К нарушениям при оформлении регистров относятся:

  • несвоевременное отражение фактов хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета. В частности, контрольными органами было установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, п. 10, 318 Инструкции № 157н в журнале по прочим операциям учреждением отражались принятые обязательства по государственным контрактам (договорам) с отсрочкой от 1 до 41 рабочего дня. Также были выявлены факты несвоевременного отражения ГРБС в регистрах бухгалтерского учета (журнал по прочим операциям, главная книга) доведенных сумм лимитов бюджетных обязательств;

  • неотражение в регистрах бухгалтерского учета фактов хозяйственных операций. Например, в ходе проверки устанавливается, что учреждением в регистрах бухгалтерского учета не отражена сумма начисленного налога на имущество, а также недостоверно отражена сумма начисленного транспортного налога, что приводит к искажению данных соответствующих строк баланса (ф. 0503730) на отчетные даты;

  • неоформление регистрами бухгалтерского учета результатов проведенной инвентаризации. В ходе проверок выявляются факты неоформления результатов инвентаризации нефинансовых активов (основных средств, материально-товарных ценностей) инвентаризационными описями (сличительными ведомостями) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), а при инвентаризации денежных средств – инвентаризационными описями наличных денежных средств (ф. 0504088), инвентаризационными описями остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082).

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности. 

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

Штрафы за ошибки в бухгалтерской отчетности

В законе не существует понятия штрафа за ошибки в бухотчетности, но при этом предусмотрены санкции за:

  • неправильное ведение (или не ведение) учета;
  • последствия, которые наступили из-за допущенных ошибок и выразились в искажении реальной картины финансового состояния компании.

Важен результат, поэтому речь в законодательстве идет не об ошибках в учете, а о том, к чему они приводят. Но если бухгалтер, сдав отчетность, обнаружил неточность и, как следствие, искажение данных, то исправив ситуацию подачей уточненного отчета по установленному порядку, он избавит себя от наложения штрафных санкций.

Существенные ошибки

Исправления в годовую бухгалтерскую отчетность вносятся только по существенным ошибкам. Это такие ошибки, которые могут привести к искажению общей картины о финансово-экономическом положении компании, повлечь за собой принятие неверных управленческих решений учредителями.

Как определить существенность ошибки, организация закрепляет в учетной политике. Можно, к примеру, прописать: «ошибка признается существенной, если ее значение искажает показатель любой строки отчета более, чем на 10 %».

Для исправления все показатели бухгалтерской отчетности нужно пересчитать с таким условием, как если бы обнаруженная ошибка никогда бы не совершалась. Такой способ называется ретроспективный метод пересчета. Фирмы, которые ведут упрощенный бухучет, вправе не применять ретроспективный метод пересчета.

Рассмотрим подробнее типовые ошибки в бухгалтерской отчетности.

Несоответствие показателей баланса

Данные баланса по состоянию на 1-е число отчетного года не совпадают с данными прошлогоднего баланса на 31-е декабря предшествующего года.

Если вы выявили существенную ошибку предшествующего отчетного года, то исправить ее нужно в текущем отчетном периоде.

Исправления вносятся в соответствии с п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010):

  • нужно внести исправление по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • сравнительные показатели бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год нужно пересчитать так, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Некорректное раскрытие задолженности

При задолженности организации перед контрагентом бухгалтер может ошибочно провести «зачет» данных сумм и представить в отчетности сальдированный результат в качестве дебиторской либо кредиторской задолженности. Этого делать нельзя. В балансе нужно отразить развернутые сведения об активах и обязательствах компании на основании данных аналитического учета.

Ошибка в отражении краткосрочных и долгосрочных показателей

При формировании годовой отчетности могут возникнуть вопросы в части корректной квалификации займов, которые заключаются на несколько лет.

В соответствии с п. 19 ПБУ 4/99, по сроку погашения в бухгалтерском балансе, обязательства делятся на краткосрочные (со сроком погашения не более 12 месяцев после отчетной даты) и долгосрочные (остальные обязательства).

Если до погашения обязательств по займу осталось не более 12 месяцев, кредиторская задолженность по займу отражается в бухгалтерском балансе в составе краткосрочных обязательств.

Если условия договора предусматривают уплату процентов одновременно с погашением самого займа по окончании действия договора, обязательства также считаются краткосрочными. Задолженность по выплате процентов изначально считается краткосрочной, если нет никаких особенностей по срокам уплаты процентов.

Отсутствие резерва по сомнительным долгам

Формировать резервы по сомнительным долгам обязаны абсолютно все компании, в том числе субъекты малого предпринимательства. Если есть основания для создания резервов по сомнительным долгам, суммы резервов нужно отнести на финансовые результаты в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Основанием для признания задолженности сомнительной служат два условия:

  • задолженность просрочена (с большой вероятностью будет просрочена);
  • задолженность не обеспечена гарантиями.

Все виды сомнительной дебиторской задолженности, включая авансы, перечисленные поставщикам, а также выданные займы нужно резервировать в бухгалтерском балансе.

Нет соответствия показателей форм бухгалтерской отчетности

Соответствие показателей форм отчетности для контроля правильности заполнения баланса и проверки правильности ведения бухгалтерского учета. Это важная процедура, которая завершает составление бухгалтерской отчетности.

Нарушения при осуществлении кассовых операций

Государственные (муниципальные) учреждения, как и любые другие организации, имеют право хранить в кассе наличные деньги исключительно в пределах установленного распорядительным документом учреждения лимита остатка наличных денег. Накопление наличных денег в кассе сверх предусмотренного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплаты заработной платы, стипендий, осуществления выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на осуществление указанных выплат, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Напомним, что лимит остатка наличных денег должен быть рассчитан учреждением самостоятельно. При этом Порядок ведения кассовых операций, утвержденный Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, содержит два варианта такого расчета: исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги либо исходя из объема их выдачи, из которого исключаются суммы, предназначенные для выплаты заработной платы, стипендий и осуществления других выплат работникам.

При наличии у учреждения обособленных подразделений лимит остатка наличных денег определяется с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим подразделениям.

Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется данному подразделению в порядке, определенном учреждением.

В ходе проверок выявляются факты неопределения лимита остатка наличных денег в кассе и срок, в течение которого учреждение имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных им лимитов. Напомним, что превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе учреждения – одно из грубейших нарушений кассовой дисциплины, которое в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 4 000 до 5 000 руб.;

  • на юридических лиц – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Кроме того, имеют место следующие нарушения:

  • недостача или излишек денег в кассе;

  • несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств;

  • ненадлежащее заполнение кассовых документов (отсутствие реквизитов, оформление и т. д.);

  • отсутствие первичных кассовых документов;

  • превышение лимита остатка денежной наличности в кассе;

  • непроведение инвентаризации кассы;

  • несоблюдение предельных денежных размеров наличных расчетов с юридическими лицами по одному платежу;

  • отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром учреждения;

  • нецелевое использование денежных средств;

  • арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;

  • излишнее списание денежных средств по кассе при повторном использовании тех же документов – либо в результате неправильного подсчета итогов в кассовых книгах и отчетах, либо в результате списания сумм без оснований или по подложным документам;

  • нарушения в корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

  • отсутствие или недостаточный внутренний контроль за движением денежных средств в кассе;

  • несоблюдение сроков выдачи заработной платы;

  • неоприходование почтовых марок, приобретенных за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, на счете 0 201 35 «Денежные документы», а списание их на счет 0 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Центральные положения

В первую очередь, стоит разобраться в том, как и за что накладывается административная ответственность, а также на какие нарушения распространяются подобные положения.

В соответствии с новыми правилами штрафные санкции, предусмотренные за обнаруженные грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и подачи отчетности, составляют 5 000-10 000 рублей. При этом данные административные санкции накладываются только на тех лиц, которые являются сотрудниками компании и несут ответственность по заполнению данной документации.

Срок давности привлечения к ответственности был увеличен, и если раньше накладывать их могли только в течение трех месяцев с момента обнаружения нарушения, сейчас это сделать могут на протяжении двух лет.

Помимо всего прочего, на сегодняшний день под грубыми нарушениями требования к бухгалтерскому учету подразумевается:

  • сокращение суммы сборов и налогов на сумму более 10%;
  • искажение каких-либо показателей отчетности, указанных в денежном измерении, на сумму более 10%;
  • регистрация каких-либо объектов бухгалтерского учета несуществующих объектов;
  • введение бухгалтерских счетов вне используемых регистров;
  • оформление отчетности на основании той информации, которой нет в регистрах;
  • отсутствие первичной учетной документации или отсутствие ее хранения на протяжении установленных сроков.

Основные моменты

Если руководитель компании и то лицо, которое несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, не пришли к согласию по каким-либо вопросам, их взаимодействие будет регулироваться нормами, указанными в статье 7 Федерального закона №402-ФЗ. В такой ситуации информация, указанная в первичной документации, будет приниматься к регистрации по письменному распоряжению руководителя, на котором лежит ответственность за те сведения. Которые были созданы в результате проведенных операций.

Таким образом, если нарушения в бухгалтерском учете вызывают несогласие со стороны того лица, которое несет ответственность за его ведение, но при этом произошли по причине письменного распоряжения руководителя компании, к ответственности привлекается именно руководитель.

В соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушения может быть уголовной или административной. Таким образом, к примеру, если на протяжении одного года бухгалтер некорректно указал данные на счетах бухгалтерского учета или неправильно заполнил отчетность по хозяйственным операциям, активам, ценностям или инвестициям, то в таком случае данное нарушение относится к категории грубых, что предусматривает необходимость наложения на него денежного штрафа.

Важные упоминания

Для того, чтобы обеспечить объективность рассмотрения каждого отдельного дела и защититься от необоснованного наложения ответственности за подобные нарушения, нужно учитывать ключевые особенности действующего законодательства.

В частности, договор должен обязательно включать в себя должностные обязанности, а также условие о полной материальной ответственности. Также суду нужно будет предоставить документы, подтверждающие несвоевременную уплату налогов или же неподачу отчетности в установленные сроки, что и повлекло за собой наложение пеней или штрафов на организацию.

Обновленный состав

Действующая редакция статьи 15.11 Кодекса об административных правонарушениях включает в себя ограниченный состав подобных преступлений, а именно сокращение суммы сборов или налогов, а также искажение каких-либо статей бухгалтерских форм в размере более 10%.

Детали освобождения

Если компания предоставила в Налоговую службу уточненную декларацию, а также внесла ту сумму сборов или налогов, которой не хватало, вместе с соответствующими пенями, то в таком случае должностные лица могут быть освобождены от возложенной административной ответственности. Порядок, в соответствии с которым должны исправляться ошибки в поданной отчетности, указан в ПБУ 22/2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector