Разрыв ндс

ФНС потребовала пояснения по НДС: что делать?

Маргарита Есипова, руководитель проектов, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG.

Получение налогоплательщиком запросов от налоговой инспекции явление нередкое. Как правило, налоговики запрашивают пояснения в рамках камеральной налоговой проверки (пункт 3 статьи 88 НК РФ). И у компании есть только 5 дней на подготовку ответа.

Причина требования пояснений

Требования о предоставлении пояснений должны быть оформлены по утвержденной форме (Приложение № 4 Приказа ФНС России от 7 ноября 2018 года № ММВ-7-2/628@). В бланке запроса должны быть указаны обязательные для такого рода документа данные, в частности, причина, по которой налоговая запрашивает пояснения.

Такими причинами могут быть, например:

  • Невыполнение контрольных соответствий;
  • Разночтение данных с данными контрагентов;
  • Возмещение НДС;
  • Ошибки по кодам операций;
  • Ошибки в реквизитах;
  • Пояснения по налоговым разрывам.

Благодаря четко указанной причине налогоплательщику проще подготовить корректные пояснения и ответить на поставленный в требовании запрос.

Пояснения затребованы необоснованно

Если налогоплательщик не согласен с полученным требованием, а неточности и несоответствия, по его мнению, отсутствуют, об этом нужно сообщить в обязательном порядке, пояснив причину. Для укрепления позиции можно приложить подтверждающие документы (сканы).

Порядок предоставления пояснений

При подготовке пояснений к декларации по НДС по ошибкам, обнаруженным при камеральной проверке, плательщику налога следует отправить ответ в электронном виде по определенному шаблону (Приказ ФНС России от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме»).

Если пояснения не связаны с камеральной налоговой проверкой декларации по НДС, их можно представлять в инспекцию в произвольной форме. Главное, указать информацию о налоговом органе и налогоплательщике, реквизиты требования о предоставлении пояснений, а также дать само пояснение с обоснованием (смотрите образец).

Еще одно важное условие — пояснение следует отправлять только в электронном виде (абзац 4 пункта 3 статьи 88 НК РФ). На бумажном носителе пояснения не будут считаться принятыми

Содержание пояснения

Ошибки Одни из самых простых — пояснения в части выявленных ошибок, кодов операций, реквизитов. В подобных случаях налогоплательщику достаточно подтвердить или опровергнуть выявленную неточность.

Пояснения по налоговым разрывам, пожалуй, самые «неприятные». Налоговый разрыв — это расхождения заявленного вычета и уплаченного налога контрагентом.

По такого рода запросам пояснения лучше предоставлять сразу и в полном объеме, иначе последует отказ в вычете НДС. При этом подтверждения в основном должны касаться реальности операций и доказательств того, что услуги/работы выполнены именно стороной по договору.

Пояснения могут запросить и по уровню вычета НДС. Существует норма вычета НДС, которую заявлять безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного налога.

Налоговики заинтересуются деятельностью налогоплательщика и попросят пояснений, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89 % суммы начисленного НДС (Приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Хотя стоит сказать, что периодически этот показатель меняется и определяется отдельно в конкретно взятом регионе.

Если запрос связан с деятельностью проблемного контрагента, то лучше сразу сообщать о проведенных мероприятиях мониторинга и выбора контрагента. Это снизит риск проведения дополнительных контрольных мероприятий, по итогам которых может быть вынесено решение о доначислении НДС.

Экстерриториальные проверки

Что это? Проверки субъектов бизнеса, проводимые не «родной» налоговой инспекцией, а коллегами из других районов и даже городов.

Кому грозит? Практически всем, в отношении кого будут проводиться проверки.

Идея заключается в том, чтобы исключить малейшую возможность сговора между представителями организации (ИП) и налоговой инспекции. Ведь не секрет, что бизнесмены знают своих инспекторов и зачастую пытаются договориться. Если же проверка будет проводиться незнакомым специалистом, возможность этого снижается до минимума.

Подобный подход ФНС практикует в отношении проверок правильности применения контрольно-кассовой техники субъектами бизнеса.

Как реагировать на уведомление

Любые комиссии по рассмотрению деятельности налогоплательщиков и их заседания не предусмотрены Налоговым кодексом, то есть по сути нелегитимны. С юридической точки зрения, это отсебятина ФНС с целью запугать, что-то выяснить, предложить добровольно доплатить налог в бюджет под угрозой включения в план выездных проверок. Поэтому вы можете не ходить в инспекцию. Единственное, что могут сделать налоговики, это оштрафовать директора на 2000—4000 руб. (ст. 19.4 КоАП).

Используйте комиссию, чтобы провести разведку боем и узнать, что у налоговиков есть на вашу компанию

В то же время в посещении налоговой есть один практический плюс. Вы выясните, какую сумму накопали налоговики и будут требовать перечислить в бюджет.

Прийти в налоговую может любой представитель компании, у которого есть доверенность. Но я рекомендую отправлять на заседание рабочей группы в инспекцию юриста. Причина простая — налоговики обычно не связываются с грамотными людьми и разговоры с целью запугивания быстро заканчиваются.

Документы на комиссию не приносите. По такому уведомлению инспекция не вправе их требовать.

Если вопросы инспектора покажутся вам провокационными или по какой-то причине вас смутят, можно на них не отвечать. Помните, что вы имеете право в любой момент прервать встречу, встать и уйти, вежливо обозначив причину ухода.


Плохие контрагенты Итоги встречи Последствия

Распечатать образец •

Истребование документов вне рамок налоговой проверки

В случае обоснованной необходимости налоговый орган имеет право требовать предоставления документов вне рамок выездной или камеральной проверки относительно конкретной сделки у участников этой сделки или третьих лиц (в т.ч. аудиторов), располагающих информацией об этой сделке. То есть в требовании должны быть четко указаны:

  • в рамках какого мероприятия налогового контроля (выездной, камеральной налоговой проверки контрагента) осуществляется проверка;

  • признаки, позволяющие идентифицировать сделку;

  • перечень истребуемых документов.

Таким образом, у контрагента по сделке должна проводиться налоговая проверка, а сама компания должна обладать испрашиваемой документацией. Нередки ситуации, когда налоговые инспекторы запрашивают всю цепочку контрагентов по сделке, и бухгалтер никак не контактировал с проверяемым предприятием и не имеет никаких документов с ним связанных. Подобное может произойти, когда инспектор проверяет всю цепочку НДС, стремясь, таким образом, найти «разрыв» и выгодоприобретателя для назначения налоговой проверки, то есть ловит налогоплательщиков «на крючок», но такие действия не имеют законного обоснования.

В направляемом налогоплательщику требовании о представлении документов по сделке налоговая инспекция может запросить:

  • договоры с поставщиками/покупателями, документирующие данную сделку;

  • полученные/выставленные счета-фактуры;

  • акты, товарные накладные и другие первичные документы, подтверждающие факт поступления/отгрузки товаров по сделке и пр.;

  • выдержки из книги покупок и книги продаж, выдержки из журнала учета выставленных счетов-фактур за период, в котором была совершена эта сделка;

  • и другие документы, которые могут непосредственно относиться к проверяемой сделке.

Налоговые органы могут потребовать предоставить информацию о конкретном контрагенте и обо всех сделках с ним проведенных. Перечень истребуемых документов тот же, но период, который обычно охватывает такой запрос, может быть достаточно длительным и будет определяться временем взаимоотношений с этим контрагентом, а также сроком хранения документов.

Срок для предоставления документов вне рамок налоговой проверки такой же, как при проведении камеральной проверки, и составляет 10 рабочих дней с момента получения требования.

Если компания по объективным причинам не может предоставить запрашиваемые документы в указанный срок (например, слишком большой объем запрашиваемых документов; отсутствует руководитель; главбух в отпуске и пр.), то она должна в течение одного рабочего дня после получения требования направить в ИФНС соответствующее уведомление, в котором нужно указать эти причины и срок, в течение которого документы будут предоставлены.

Несвоевременность или отказ предоставления документов по требованию налогового органа влечет за собой взимание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). За неправомерное несообщение сведений, которые компания должна передать контролерам, размер штрафа составляет 5 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ).

Однако откуда налоговые органы получают информацию о проблемных налогоплательщиках и осуществляемых сделках, основываясь на которой формируют свои требования?

Определения

Налоговый разрыв – это разница между той суммой, которую должен был заплатить налогоплательщик, и реально внесенными деньгами. Выявлением этого нарушения занимаются налоговые органы.

Появиться налоговые разрывы могут по следующим причинам:

  • случайные ошибки, допущенные при исчислении сумм налогов и заполнении деклараций;
  • незнание правил начисления налогов;
  • умышленное занижение суммы сбора;
  • применение нелегальных схем ухода от налогов;
  • отказ или невозможность оплачивать задолженность.

Налоговый разрыв по НДС – частое нарушение. Выявляется он в автоматическом режиме при проведении проверки деклараций по НДС, поступивших в налоговый орган по истечении отчетного периода. Цель поиска таких нарушений – выявление недобросовестных плательщиков налогов.

Все организации-налогоплательщики разделены на группы риска по выявлению разрывов по налогам:

  1. Низкий уровень. В группу включены предприятия и фирмы, которые своевременно сдают декларации и добросовестно выполняют налоговые обязательства.
  2. Средний уровень. Организации, которые частично не выполняют свои обязательства по внесению платежей в бюджет, попадают в эту группу.
  3. Высокий уровень. Организации, которые часто допускают неточности при начислении налогов, имеющие взыскания, попадают в группу с высоким риском налоговых нарушений.

Чем выше риск, тем больше вероятность, что будут назначены выездные или внеочередные проверки.

Алгоритм работы АСК НДС 3

Повторимся, программа АСК НДС 3 выявляет «фирмы-однодневки» и тех, кто пытается воспользоваться незаконными вычетами НДС. Сервис АСК НДС 3 сверяет составленный плательщиком НДС, собирает данные из его книги продаж, и вычет, принятый покупателем, по книге покупок покупателя. Программа АСК НДС 3 фиксирует расхождения следующих типов:

  • «НДС» – когда обе стороны сделки отразили НДС в декларациях, при этом суммы налога отражены разные;
  • «Разрыв» – один из участников сделки не отразил сделку, вообще не сдал отчетность, сдал нулевую декларацию, или же если контрагента вовсе нет в ЕГРЮЛ.

С 01 февраля 2021 года АСК НДС 3 автоматически формирует отчеты о расхождениях в налоговой отчетности (если они не устранены в пятидневный срок налогоплательщиком самостоятельно). Отчет, который формирует программа АСК НДС 3, является достаточным основанием для заведения в отношении налогоплательщика уголовного дела по факту неуплате налогов

Важно! Налоговые инспекторы могут запретить применение налогового вычета по НДС на основании того, что поставщик услуг обладает признаками «фирмы-однодневки». Программа АСК НДС 3 автоматически направляет и налогоплательщику и его контрагенту письма с просьбой разъяснить факт расхождений, представить соответствующие пояснения

На представление пояснений у налогоплательщика и контрагента есть пять рабочих дней, после истечении срока представления пояснений, налоговая инспекция начнет проверку. Получив от налогоплательщика и контрагента пояснения, инспектор в программе делает отметку и продолжает проводить камеральную проверку. В результате таких налоговых проверок, и налогоплательщик, и его контрагент должны либо исправить допущенные ошибки, либо доплатить в бюджет доначисленный налог.

Налоговый разрыв по НДС: что это?

Анализом «разрывов» НДС, наличия схем по неуплате налогов, уровня нагрузки по налогам, иных подобных вопросов в данный момент занимаются несколько информационых ресурсов: АСК НДС (тестируется 4-я версия), аналитических ресурсов ФИР «сведения Банка России», ФИР «трансфертная цена», ФИР ЕГРЮЛ, ФИР «таможня», ПК «ППА Отбор». Иногда применяется информационный ресурс «Супераналитик», изучающий базу банковских выписок.

Особое внимание фискалы уделяют «разрывам» по НДС. Речь идёт о ситуациях, когда у покупателя в книге покупок отражена счёт-фактура, но при этом она же отсутствует в книге продаж у продавца

Это означает, что покупатель получил налоговый вычет, связанный с тем, что отчисления в пользу бюджета должен был сделать продавец. Но вместе с тем продавец ничего не выплатил в казну.

Такие «разрывы» называются «прямыми».

Но самое пристальное внимание налоговики уделяют так называемым «сложным разрывам», когда у налогоплательщика и у его контрагента первого «звена» счета-фактуры и суммы НДС отражаются в отчетности исправно, но «разрыв», а следовательно и неуплата НДС происходит на 3-5 или далее звеньям. Как правило, такие «разрывы» указывают на умышленные «схемы» по неуплате НДС, в которые вовлекаются различные «площадки», управляющие «фирмами-однодневками», а иногда и сотрудники ИФНС и банков

Борьба с такими схемами — один из приоритетов политики ФНС России, поэтому организации со сложными разрывами сразу попадают под особый контроль не только своей инспекции, но и регионального Управления ФНС России.

Упомянутые базы находит несовпадения, после как правило, на уровне регионального Управления ФНС России готовятся списки организаций, у которых выявлены «разрывы» НДС. Эти списки направляются в местные Инспекции, которые формируют Требования о представлении соответствующих документов и вызывают Налогоплательщиков для дачи пояснений.

Комментарий

Понятие «налоговый разрыв» означает разницу между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов. Термин пришел к нам из английского языка — Tax gap, где применяется в том же значении.

Выявление и анализ налоговых разрывов проводят налоговые органы, с целью выявления уклонения от уплаты налогов.

Понятие «налоговый разрыв» может применяться к конкретному налогоплательщику, налогоплательщикам конкретной отрасли или к налогоплательщикам всей страны.

Как определяются указанные показатели в налоговом разрыве?

С суммой фактически уплаченных налогов все просто — это суммы, которые были указаны в налоговых декларациях и уплачены в бюджет.

А как определить суммы налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком?

Для этого используются различные расчетные методики. Один из возможных подходов — оценить уровень налоговой нагрузки отрасли и сравнивать налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с этим показателем. Существенно более низкая налоговая нагрузка конкретного предприятия, в сравнении с средне отраслевой, может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов.

ФНС России уже много лет определяет уровень налоговой нагрузки по отраслям и публикует на своем сайте (см. Налоговая нагрузка). С осени 2014 года налоговые органы стали направлять налогоплательщикам запросы с просьбой пояснить более низкий уровень налоговой нагрузки налогоплательщика в сравнении с налоговой нагрузкой отрасли, в которой от осуществляет свою деятельность (см, например, Учет. Налоги.Право № 38, 2014, стр. 1).

Пример

Налоговая нагрузка отрасли «Строительство» составляет 12%. Налоговая нагрузка ООО «Альфа», которая осуществляет строительную подрядную деятельность составила 3%.

Налоговые органы могут направить запрос, с просьбой пояснить низкий уровень налоговой нагрузки ООО.

Следует иметь в виду, что сама по себе более низкая величина налоговой нагрузки не влечет налоговых последствий. Причинами низкой налоговой нагрузки могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т.д.

Как налоговый орган определяет, к какому виду деятельности относится налогоплательщик?

При государственной регистрации налогоплательщик указывает основной и дополнительные виды деятельности, с указанием кодов ОКВЭД. По коду основого вида деятельности налоговый орган и определяет вид деятельности налогоплательщика и сравнивает налоговую нагрузку соответствующей отрасли и налогоплательщика. В случае, если налоговая нарузка налогоплательщика существенно меньше, то налоговые органы называют это как Налоговый разрыв и требуют от налогоплательщиком соответствующих пояснений.

Если в сведениях о регистрации указан как основной вид деятельности, тот который уже не является для вас основным, то лучше внести изменения, чтобы не путать ни налоговую, ни себя.

01.02.2020

Решения судов по похожим спорам

Вывод суда сделан без учета норм налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ устанавливает закрытый перечень условий для получения налогового вычета. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет приобретенных товаров и при наличии счетов-фактур. Важен и факт приобретения товаров для операций, облагаемых НДС (ст. 169, 171, 172 НК РФ). О непременной уплате налога в бюджет в данных статьях речи не ведется. При этом налогоплательщики свободны и самостоятельны в своих действиях и не могут отвечать за действия третьих лиц.

Такой подход отражен в постановлениях ФАС Московского округа от 25.10.10 № КА-А40/13657–10 и от 05.03.13 № А41-12501/12. Суд отметил, что Налоговый кодекс РФ не ставит право плательщика на вычет в зависимость от исполнения законных обязательств его контрагентами. В законе не прописана связь получения права на вычет с выполнением обязательства по уплате налога в бюджет со стороны поставщика. Поэтому возложение негативных последствий неисполнения контрагентами своих налоговых обязанностей на плательщика является неправомерным.

Однако и аргументы налоговиков находили поддержку в арбитражной практике. Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.01.09 № 9833/08 указал, что нормы Налогового кодекса РФ предполагают возможность возмещения НДС из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и осуществлении сделок с реальными товарами. Это, в свою очередь, предполагает уплату данного налога в федеральный бюджет. Соответственно, без уплаты налога получить вычет нельзя.

В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация. Организация приобретала в аэропортах услуги наземного обслуживания воздушных судов, которые на основании подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождены от обложения НДС. Несмотря на льготу, поставщик выставлял счета-фактуры с выделенной суммой налога по ставке 18%. Покупатель принимал на их основании сумму НДС к вычету, так как полагал, что все условия для вычета налога, предусмотренные п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, им выполняются.

Однако налоговый орган отказал организации в возмещении НДС. Причиной послужил тот факт, что продавец хоть и выставлял счета-фактуры с НДС, но налог по ним не перечислял в бюджет. Это обнаружили налоговики в ходе налоговой проверки поставщика. Компания решила поинтересоваться у специалистов Минфина России, насколько действия проверяющих правомерны.

По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации налоговые органы абсолютно правильно отказали компании в возмещении НДС. Финансисты указали, что для возмещения компании НДС в бюджете отсутствует необходимый источник. Ведь поставщик не перечислял суммы НДС, указанные им в выставленных покупателю счетах-фактурах.

При этом специалисты финансового ведомства отметили, что у компании-покупателя есть право обратиться к своему поставщику и потребовать от него вернуть необоснованно перечисленные ему суммы в качестве неосновательного обогащения с начислением процентов за пользование указанными денежными средствами. Такой подход полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 05.10.2015 № 305-КГ15-10553.

Остается только надеяться на порядочность контрагентов. Ведь при благоприятном развитии событий чиновники и суды не возражают против принятия к вычету НДС, который поставщик выставил по необлагаемым операциям. Такая позиция содержится в письмах ФНС России от 25.03.2016 № СД-4-3/5153, Минфина России от 24.11.2014 № 03-07-15/59623, постановлениях АС Северо-Западного округа от 12.05.2015 № А05-8961/2014, ФАС Поволжского округа от 18.11.2013 № А65-2272/2013.

Что такое налоговый разрыв и разрыв по НДС

В терминологии работников ФНС налоговым разрывом называется расхождение между суммой налогов, реально уплаченных в бюджет, и расчетной суммой налоговых платежей за отчетный период. При этом разрывом будет считаться только такое расхождение, когда компания уплатила налогов меньше, чем должна была согласно действующему законодательству, переплата налогов нарушением не считается и разница будет зачтена на следующий отчетный период.
Соответственно, если речь идет о разрыве НДС, были выявлены расхождения по налогу на добавленную стоимость, то налогоплательщик уплатил в бюджет меньше, чем должен был.
Налоговые разрывы могут возникать по различным причинам, среди которых:

  • ошибки при подготовке налоговой декларации — если при оформлении отчетности были допущены ошибки — это может привести к расхождениям в суммах налогов;
  • незнание законодательства в области налогового права — если лица, которые заняты исчислением налогов на предприятии, не ориентируются во всех нюансах законодательства, это может приводить к различным ошибкам;
  • умышленные попытки уклонения от уплаты налогов — некоторые компании специально занижают налогооблагаемую базу с целью заплатить меньше налогов, чем этого требует законодательство;
  • сотрудничество с ненадежными контрагентами — если компании, с которыми вы сотрудничаете, реализуют различные схемы по уходу от налогов, это может привести к возникновению расхождений по НДС и для вашего предприятия.

Любая из этих причин, а также другие обстоятельства, могут привести к тому, что в бюджет будет уплачено налогов меньше, чем этого требуется по закону. В результате возникнет разрыв НДС или по другому налогу.

Судебная практика

Несколько лет назад компания-покупатель в случае предъявления претензий о неправомерном налоговом вычете могла просто заявить, что она не несет ответственности за деятельность третьих лиц (в данном случае – контрагента, не представившего декларацию). Этого было достаточно.

Однако некоторое время назад было введено понятие необоснованной налоговой выгоды. Теперь покупатель должен с особой осмотрительностью выбирать контрагента.

С 2017 года действует статья 54.1 НК РФ, в которой четко указано, что факт неуплаты НДС поставщиком не является прямым основанием для признания вычета у покупателя неправомерным. Однако сокращение налоговых обязательств в результате предоставления ложных сведений о сделках не допускается.

Поэтому при проверках инспекторы стремятся обнаружить умышленное искажение данных в документах налогоплательщика. Примером неправомерных действий покупателя может служить факт подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.

На практике суды часто соглашаются с наличием выявленных в ходе проверок схем по уходу от налогов. Причем с момента внедрения автоматической системы «НДС-2» уровень подготовки доказательной базы со стороны налоговиков значительно улучшился. На выездные проверки инспектора являются с четким пониманием того, что именно нужно искать.

Аргументы, которые инспекторы часто приводят во время судебных заседаний:

  • участники схемы действовали согласовано с целью снизить свои налоговые обязательства;
  • выявлена взаимосвязь, подконтрольность между участниками сделки;
  • у поставщика отсутствуют возможности выполнить условия сделки, то есть операция проведена фиктивно;
  • движение финансовых средств носит транзитный характер, после проведения сделки они переведены в наличные;
  • руководство контрагента отрицает проведение спорной сделки;
  • юридический адрес поставщика является адресом массовой регистрации, а ее учредители – собственники большого количества компаний.

Все эти аргументы свидетельствуют о неправомерности действий участников сделки и могут быть приняты судом в качестве доказательств.

Чтобы опровергнуть обвинения в нереальности сделки, налогоплательщик может предъявить суду подтверждения, что контрагент располагал необходимыми ресурсами – у него были работники и технические возможности. Доказательствами могут послужить доверенности сотрудников поставщика, приказы о наделении их полномочиями, пропуска, копии договоров аренды помещений и прочие документы.

Пока в судебной практике оспаривания нереальности сделок ситуация складывается не в пользу налогоплательщиков. Положительные решения, подтверждающие реальность финансовых операций, принимаются редко. Однако случаи благополучного для налогоплательщика разрешения спорной ситуации есть.

Поэтому организациям, уверенным в своей правоте, не стоит опускать рук и отказываться от борьбы. Справиться с возникшей проблемой будет легче, если обратиться к адвокату, имеющему опыт в ведении подобных дел. Юриста рекомендуется привлечь к сотрудничеству еще на этапе общения с представителями ИФНС. Это поможет сразу разобраться с тем, насколько правомерны действия налоговиков и не нарушают ли они права налогоплательщика.

Адвокаты этой категории:

Мелихов Андрей Валерьевич

УГОЛОВНОЕ & ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

К моей специализации относятся практически все вопросы бизнеса, включая вопросы уголовного преследования и защиты экономических прав и интересов клиентов в арбитражном суде и суде общей юрисдикции.

Профиль

Ташланов Владислав Анатольевич

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Налоговые споры с любым субъектным составом на стороне налогоплательщика (от физических лиц до корпораций), участие в налоговых проверках, споры с административными органами, споры в предпринимательской деятельности.

Профиль

 203 Просмотров сегодня

Ответ на требование налоговой по НДС (образец)

Подавая в налоговую инспекцию декларацию по НДС, плательщик налогов должен быть готов к тому, что у проверяющих инспекторов могут возникнуть некоторые вопросы. Поэтому, все плательщики данного налога должны знать, как дать формализованный ответ на требование налоговой по НДС.

Законодательством установлено, что налоговики имеют право по итогам камеральной проверки отчетности по НДС, потребовать пояснение к этой отчетности. Такое право инспектора используют в таких случаях:

  • Не схождение в отчете контрольной информации;
  • В отчете выявлены ошибки;
  • Слишком большие вычеты;
  • Сведения из разной отчетной документации не сходятся.

Получение требования и ответ на него

Налоговики отправляют требование в электронном виде, посредством диспетчера электронного оборота документации. Плательщик налогов должен дать ответ на требование ИФНС по НДС также в электронном формате.

Порядок его действий следующий:

  1. Отправление квитанции. В течение шести дней с того момента, как плательщик налогов получил требование, он должен отправить налоговой службе квитанцию, подтверждающую получение. Если квитанция не будет отправлена вовремя, в течение следующих десяти дней налоговые инспектора имеют право заблокировать банковский счет плательщика налогов.
  2. Проверка претензий налоговой службы. Инспектора прикладывают к своему требованию списки операций, по которым они установили не схождения между своими сведениями и сведениями плательщика налогов. Делается это для того, чтобы плательщик налогов мог увидеть свои ошибки.
  3. Предоставление ответа на требование по НДС. С момента получения от налоговой требования, у плательщика налогов есть пять дней на проверку отчетности, а также на отправку формализованного ответа. В некоторых случаях налоговики могут дать на это больше времени.

Как дать правильный ответ (образец)

Плательщики налогов имеют право составить пояснение к отчетности в произвольном формате. Однако образец ответа на требование по НДС все же существует. Он приведен ниже.

Документ включает в себя несколько таблиц, в которых указываются учетные сведения, реквизиты бумаг и причины несоответствий. Каждая таблица предусмотрена для каждого отдельного случая.

Перед тем, как заполнять табличную часть ответа на требование пояснений по НДС, нужно сформировать вводную записку. В ней должно быть прописано, кем и за какой период отчета дан формализованный ответ. Также, прописывается, на скольких листах представлен ответ.

Коды ошибок

Также, перед составлением ответа нужно понять, что хотят налоговики. Для этого используются специальные коды:

  • 1 – этот код может значить следующее:

    • Налоговая декларация не имеет записи об операции;
    • Плательщик налогов не отчитался по НДС за период отчета;
    • Ошибки, которые были допущены в отчетности, не позволяют распознать счет-фактуру.
  • 2 – имеется несоответствие данных между восьмым и девятым разделом отчетности.
  • 3 – ошибка посредника. Он значит, что в 10 и 11 разделе отчетности имеются несоответствия.
  • 4 – совершена ошибка в каком-либо столбце таблицы. Номер графы с ошибкой указывается в скобках после кода.

После объяснения всех выявленных несоответствий, ответ на требование пояснений по НДС можно отправлять в ИФНС.

С сайта: https://okbuh.ru/nds/otvet-na-trebovanie-nalogovoj

Что делать, если разрыв не устранен и вычет не подтверждают

Если предоставленных в комитет по налогам пояснений оказалось недостаточно для устранения разрыва, то у покупателя остается два пути:

  • смириться с отсутствием вычета;
  • бороться за него.

Первый вариант самый простой и не требующий трудозатрат. Однако за него придется заплатить неучтенным вычетом, а это устраивает далеко не всех покупателей. Поэтому многие организации решают бороться за сохранение вычета. Чтобы добиться положительного результата, нужно знать, что:

  1. Основная функция автоматической системы «НДС-2» – выявление подозрительных сделок. Обнаружив разрыв, налоговые инспекторы не имеют права доначислять налог покупателю. Более того, данные автоматической системы проверки не могут быть единственным доказательством, если дело дойдет до судебного процесса. Это сведения для внутреннего использования. Опираясь на них, ИФНС может сделать запрос пояснений или потребовать представить к осмотру первичные документы. Данных деклараций по НДС недостаточно, чтобы инспекторы могли полностью оценить правомерность и реальность сделки. Поэтому данные о проверке автоматической системой не могут быть представлены в качестве единственного доказательства для объявления вычета необоснованным.
  2. Чтобы обосновать незаконность сделанного вычета, ИФНС должен провести комплекс проверочных мероприятий. Проверка направлена на поиск реальных доказательств того, что один из участников сделки нарушил закон и получил необоснованную налоговую выгоду. Поиск доказательств производится путем назначения налоговой проверки, в процессе которой могут быть выявлены все фактические обстоятельства проведения коммерческой операции или обнаружены фиктивные документы. В процессе проверки ИФНС может использовать любые доступные инструменты: проведение встречных и выездных проверок, опросы работников и руководства и пр.
  3. Факт неуплаты компанией-поставщиком или посредником не является достаточным аргументом для признания вычета НДС неправомерным. Однако компании-покупателю для признания вычета придется доказать, что у нее имеются основания для получения налоговой выгоды.

Чтобы обосновать правомерность вычета, необходимо доказать, что:

  • данные о сделке и объектах налогообложения в документах отражены без искажений;
  • основной целью проведения сделки не являлась неуплата (или сокращение суммы) налога;
  • обязательства по проводимой сделке были исполнены субъектом, который является стороной договора, либо лицом, которому были переданы соответствующие полномочия.

Налогоплательщикам нужно знать, что даже если на этапе проведения камеральной проверки компания-покупатель сумеет отстоять справедливость налогового вычета, есть вероятность повторных визитов. Предприятие будет включено в план выездных проверок на ближайшее время.

Если же сделки, по которым был обнаружен разрыв по НДС, были крупными, то налоговый орган имеет право передать сведения о неправомерных, с их точки зрения, вычетах в отдел экономической безопасности МВД. После этого возможно назначение тематической проверки предприятия совместными силами ИФНС и МВД.

Поэтому, прежде чем приступать к борьбе, стоит проанализировать все относящиеся к договору документы и учесть репутацию своего контрагента.

Нужно быть готовым к тому, что ИФНС будет с особым пристрастием проверять:

  • реальность сделки;
  • правильность оформления документов на наличие ошибок, несоответствий и прочих недочетов;
  • взаимозависимость и подконтрольность участников операции, то есть покупателя и продавца;
  • наличие косвенных связей между учредителями и/или руководством проверяемых компаний.

Если компания-покупатель проводила проверку контрагента и проявила достаточный уровень осмотрительности, то претензий со стороны налоговиков быть не может. За исключением тех случаев, когда инспекторы оспаривают сам факт проведения реальной сделки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector