Выездная налоговая проверка: суть, прохождение, срок, подготовка, сопровождение и обжалование решения

Допрос сотрудников

В ходе выездной проверки налоговый орган вправе проводить допросы сотрудников организации и третьих лиц (ст. 90 НК РФ).

Обычно свидетеля вызывают на допрос повесткой, что позволяет заранее определить, станет ли он самостоятельно участвовать в допросе или его будет сопровождать адвокат. Но нередко налоговый орган хитрит: сотрудника вызывают на беседу, а потом начинают оформлять протокол допроса. Поэтому он должен быть проинформирован о своем праве на присутствие адвоката во время допроса и о том, что свидетель может остановить инспектора и попросить официально представить повестку на допрос, чтобы можно было решить, станет ли он привлекать адвоката.

Данным правом не следует пренебрегать. Адвокат вправе участвовать в допросе, вести его запись, указывать инспектору на факты в пользу свидетеля или организации и требовать их проверки. Адвокат и свидетель вправе вносить замечания в протокол о нарушениях в ходе допроса и неподобающем поведении должностного лица, указывать на вопросы, не относящиеся к предмету допроса, и т.д. Кроме того, адвокат не позволит инспектору оказывать давление на свидетеля, задавать ему вопросы, вводящие в заблуждение, формулировать за него ответы. Поскольку сегодня налоговые органы используют видеозапись допросов и такая ситуация может оказаться стрессовой для свидетеля, адвокат, помимо юридической помощи, окажет и психологическую поддержку.

Перед допросом свидетеля необходимо проинформировать, что он вправе не давать показания против себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ) и что запугивание его уголовным преследованием за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний незаконно. За неправомерный отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний в ходе допросов в налоговых органах предусмотрена только налоговая ответственность (ст. 128 НК РФ).

Свидетеля нужно предупредить, что он обязан давать показания только об известных ему фактах и о событиях, при которых он присутствовал лично. Инспекторы часто начинают выяснять у свидетелей факты, с которыми допрашиваемые не связаны, превращая допрос в сбор слухов и домыслов. Поэтому если инспектор интересуется событиями, которые произошли до поступления на работу сотрудника или после его увольнения, касаются работы другого отдела, контрагентов или сделок, к которым сотрудник не имел отношения, то он вправе указать в протоколе допроса, что инспектор задал вопрос о событиях, свидетелем которых сотрудник не был, а значит, он не может дать пояснения.

Если показания свидетеля укладываются в предположение налогового органа о нарушении налогового законодательства, то протокол его допроса в дальнейшем используется в качестве доказательства. При этом мы нередко сталкиваемся со случаями, когда свидетель дает показания в пользу компании, но налоговый орган находит причины, по которым эти показания не учитываются при принятии решения. В такой ситуации, скорее всего, протокол допроса свидетеля вам не передадут вместе с актом проверки, поэтому в суде вы не сможете на него ссылаться. Мы рекомендуем просить вызываемых на допрос сотрудников представить вам копию протокола допроса. Свидетель может вести аудиозапись допроса, и организация с его согласия может получить ее копию.

Налоговые проверки: понятие, виды

Налоговые проверки классифицируются по различным критериям. Например, по месту их проведения и объему проверяемых данных они делятся на:

  1. Камеральную – это вид предусматривает изучение и анализ полученных деклараций и прочих документов, на предмет корректности исчисления налога, своевременности его уплаты. Проводится она по месту расположения налогового органа. Проведение камеральной проверки является прямой обязанностью инспекторов и осуществляется в рабочем порядке, без специальных решений или указаний руководства, непосредственно на рабочем месте сотрудника налоговой инспекции. Срок ее ограничивается законом и составляет три месяца со дня получения инспектором декларации. Цель ее проведения заключается в выявлении нарушения налогового кодекса, в контроле за правильностью исчисления налоговых платежей, своевременности их уплаты, взыскании налоговых выплат недополученных или неуплаченных в бюджет, а также начисление штрафов или пени за обнаруженные нарушения. Кроме перечисленных целей, камеральная проверка является также основанием для проведения выездных. Именно в ходе камеральных мероприятий определяется перечень налогоплательщиков подлежащих выездной проверке.
  2. Выездную – этот вид мероприятий подразумевает анализ всех первичных документов налогоплательщика, его хозяйственной деятельности. Участниками такого мероприятия являются налогоплательщики и налоговые инспектора, которые в свою очередь могут привлечь разного рода экспертов. Целью выездной проверки является изучение деятельности компании или ИП с точки зрения налогового кодекса – правильность исчисления налоговых исчислений, правомерность использования льгот, взыскание недополученных налоговых поступлений, привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушение НК, начисление штрафов, пени и пр. Срок ее проведения, так же ограничивается законом и не может охватывать период больше чем три года предшествующих началу проверки. Существует ограничение в количестве проводимых на предприятии проверок — дважды в один календарный год налоговые органы не имеют право проводить по одному и тому же поводу выездные мероприятия. Основанием для выездной проверки служит постановления руководящего органа ФНИ.

Как склеить сложные разрывы

Понятие «налоговые разрывы» в отчетности по НДС используется для обозначения суммовой разницы в декларации налогоплательщика и документах контрагентов. Например, у налогоплательщика отражена счет-фактура, которая не отражена в налоговой декларации контрагента. То есть это операции, по которым есть вычеты, но не уплачен НДС. Если сделка совершена с участием более двух субъектов и по ней на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, это будет считаться сложным разрывом. Позиция налоговой с отношении ритейлера такова: «Ваш контрагент нарушил — заплатите».

Как ритейлеру избежать сложных разрывов и нужно ли оправдывать своих контрагентов, к которым появились вопросы налоговой?

Надо самим заранее и внимательно проверять своих контрагентов, считает Ольга Головина: «Нас по поводу нарушений наших контрагентов вызывали в налоговую трижды. Первый раз со стороны контрагента пришел директор, сказал, что все решит, и через пару дней «сбросил» свою фирму на учредителя. Когда мы начали проверять документы, подписи этого директора нигде не оказалось. В таком случае нам оставалось только заплатить. Позднее мы стали тщательно проверять подписи всех контрагентов. Если директор фирмы-поставщика подписал договор лично, ему можно сказать: «Решайте свои вопросы с ИФНС и своими партнерами, если не решите, сотрудничество с вами прекращаем». Два раза из трех контрагенты сами разрешали все вопросы с налоговой».

Надо уметь правильно объяснять свою позицию, считает Марина Бычкова: «Мы проверили своего контрагента, выяснили, что он куда-то отсылал деньги с непонятным назначением платежа, и писали в возражении, что не имеем таких возможностей доступа к информации контрагента, которые имеет инспекция. Мы со своей стороны проявили осмотрительность, реальность сделки не оспариваем, но доказать нарушения не можем. И эту позицию налоговая приняла».

Бывают примеры, когда не удается договориться. «Нас вызвали в налоговую и сказали: «На вашего контрагента пришла докладная из Сургута, что он перечислил сумму через посредников в Сургут и там обналичил, таким образом, у вас возник разрыв, будете добры, заплатите деньги, — рассказывает Руслан Шведков. — Начинаю разбираться, выясняется, что у контрагента произошел конфликт между акционерами, кто-то из них увез и обналичил деньги. Спрашиваю налоговую: «А мы здесь при чем?» На что мне отвечают: «Разве для вас это большая сумма? Заплатите и живите спокойно. А то бумага пойдет в управление, управлению придется отписываться перед ФНС, и проблема затянется». Я тогда решил не платить, за что получил выездную налоговую проверку».

Обязанность проверять контрагента законом не установлена, но с учетом статьи 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению этой статьи ритейлеру лучше проявлять должную осмотрительность, чтобы самому убедиться, что контрагент является добросовестным и ведет законную деятельность. При этом сбор документов о контрагентах, подтверждающих должную осмотрительность компании, рекомендуется вести постоянно, потому что в процессе налоговой проверки нужные документы собрать будет очень сложно.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что следует действовать, исходя из принципов разумности и индивидуального подхода к каждой ситуации, но ни в коем случае не агрессивно, по возможности помогая налоговому органу.

Избежать лишних налоговых проверок, а также сэкономить значительные средства на уплате налоговых штрафов и пеней позволяет переход к налоговому мониторингу.

Напомним, что выпущена бета-версия прикладного решения «1С:Налоговый мониторинг». Программный продукт предназначен для ведения бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО, автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе налогового мониторинга предприятий, не имеющих дочерних обществ.

«1C:Налоговый мониторинг» обеспечивает налоговому инспектору ввод запросов на предоставление документов и разъяснений, а налогоплательщику — ввод ответов на запросы налогового органа с вложением сканов запрашиваемых первичных документов.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2021 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

Выездные налоговые проверки

Согласно 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет критерии налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.

Вот эти критерии на сегодняшний день:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).

Таким образом, система планирования выездных налоговых проверок, которая доступна каждому налогоплательщику, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки.

Необходимо иметь в виду, что налоговые органы, в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ, наделены широким полномочиями требовать документы осматривать помещения, проводить выемки документов, проводить допросы свидетелей. Весь этот арсенал прав налоговики используют без стеснения, если дело доходит до выездной проверки. 

Более того, поскольку выездной проверке предшествует камеральная, налоговые органы точно знают куда смотреть и о чем спрашивать. Это нужно иметь ввиду для того, чтобы объективно оценивать риски проверки и начисления дополнительных налогов и штрафов.

Налоговый мониторинг

Практика проведения налоговых проверок сталкивается с таким вопросом, как законность дистанционных надзорных мероприятий. Предполагается удаленный доступ к документам плательщика, что сокращает сроки и упрощает процедуру контроля. Подобные действия получили название – налоговый мониторинг (ст. 105.26 НК РФ).

Посредством дистанционного варианта налогового контроля, снижается объем документов, подлежащих оценке. Проверка сосредотачивается на оценке рисков организации.

Посредством налогового мониторинга возможно предупреждение наступления рисков для юридических лиц, соответственно, будет сокращено число правонарушений.

Заявление на проведение налогового мониторинга

Образец заявления о проведении налогового мониторинга

Организация сама может инициировать дистанционную проверку. Для этого достаточно направить в налоговую службу заявление, но не позднее 01 июля года, который предшествует периоду проведения надзорных мероприятий. До 01 ноября этого же года ИФНС РФ обязано принять решение о вступлении организации в налоговый мониторинг.

При составлении заявления необходимо обращать внимание на его форму. Предусмотрен ряд сведений, которые обязательно должны входить в документ

Относят к ним следующее:

  • наименование и код налогового органа;
  • наименование организации, со стороны которой поступает заявление, ее контактные данные;
  • ИНН, КПП, адрес нахождения юридического лица;
  • общая сумма налога, подлежащего уплате, совокупный размер дохода и активы организации;
  • приложение с перечислением всех документов, передаваемых вместе с заявлением;
  • подпись руководителя организации, а также дата составления документа.

Формируется заявление в соответствии с образцом, который был установлен приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@. Найти документ можно на официальном сайте налоговой службы. Документ доступен для скачивания.

Приложение к заявлению на вступление в налоговый мониторинг должно включать в себя определенные документы:

  • сведения обо всех взаимосвязанных лицах в деятельности организации;
  • регламент взаимодействия;
  • учетная политика, предусмотренная в целях налогообложения юридического лица;
  • сведения о системе внутреннего контроля.

Процедура принятия решения о включении организации в налоговый мониторинг осуществляется согласно ст. 105.27 НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Дистанционный налоговый контроль проводится за один конкретный календарный год, что предусмотрено в ст. 105.26 НК РФ. На основании полученных документов инспекция проводит анализ рисков юридического лица и системы внутреннего контроля.

Это позволяет налоговой службе переходит к совместной оценке рисков, что происходит в несколько этапов:

  • Плательщик раскрывает свои риски, путем их идентификации в системе внутреннего контроля. Далее информация передается на анализ в налоговый орган.
  • Инспекция проводит оценку представленных сведений, после чего формирует план налогового мониторинга.

Удаленный вариант налогового контроля также предполагает свои формы реализации. Здесь перечень способов выявления нарушений ограничен.

В ходе мониторинга возможно следующее:

  • потребовать предоставления дополнительных сведений;
  • привлечь организацию для дачи пояснений;
  • пригласить эксперта, специалиста или переводчик в целях всестороннего изучения документации.

По результатам мониторинга составляется мотивированное мнение должностного лица налоговой службы. Данный документ необходим в том случае, если установлен факт нарушения законодательства в части начисления и уплаты налогов.

Кроме того, организация может сама запросить мнение налоговой инспекции, если нарушений выявлено не было. В этом случае документ направляется в течение одного месяца с момента его составления.

Виды по объему работ

В зависимости от объема работ все проверки делятся на 3 типа:

  1. Комплексная. Проводится в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать все виды документов. Может проводиться не чаще 1 раза за 3 года.

  2. Тематическая. Проводится как планово, так и в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать отдельные направления деятельности. Может проводиться как отдельно, так и включаться в план налоговых проверок комплексного объема.

  3. Целевая. Охватывает отдельные операции (к примеру, проверка контрагента, операции по экспорту или импорту, вложение активов и так далее).

Виды по организации

По методам организации действия надзорных органов можно разделить на 2 вида:

Федеральная налоговая служба

  1. Плановые. Проводятся согласно составленному и утвержденному вышестоящим руководством графику. График определяется на каждый период отдельно. Проверяемый налогоплательщик уведомляется об инспекции задолго до ее проведения.

  2. Внезапные (внеплановые). Вид выездного инспектирования. Проводится без извещения проверяемой организации. Для инспекции такого типа необходимо письменное распоряжение начальника территориального отделения.

Подведение итогов и рассмотрение акта выездной налоговой проверки

После окончания проверки всегда составляют соответствующий акт. В нем должны быть закреплены результаты этого мероприятия, подведены итоги. При этом сам по себе акт не меняет правомочия налогоплательщика. Он состоит из 3 частей (вводная, описательная, итоговая).

В документе указано следующее:

  1. В вводной части фиксируется точная дата составления самого документа, полное название налогоплательщика, адрес, по которому находится он лично или его организация. Также нужно проставить дату оформления и принятия решения по поводу проверки, список документов, которые предоставил налогоплательщик в процессе этого мероприятия. Не забудьте о том, что в акте следует вписать период, за который изучались отчисления налогов и сборов. Также в акте необходимо проставить даты (с какого и по какое число проходила проверка). И, наконец, тут же стоит обозначить предпринятые меры.
  2. Описательная часть касается установленных фактов нарушения налогового законодательства с указанием доказательств. Здесь же фиксируются смягчающие или же отягчающие обстоятельства. Если нарушений нет, то именно это и надо будет написать.
  3. В конце вносятся выводы, а также конструктивные предложения инспекторов по поводу того, как устранить обнаруженные нарушения. Тут же нужно вставить отсылки на конкретные статьи и пункты НК РФ, а также прочих нормативных документов. После обычно прописываются должности тех, кто проводил проверку. В акте в этом месте обязательно должно идти внятное разъяснение права на предоставление возражений. Если к акту прилагается приложение, то нужно зафиксировать конкретное количество страниц.

Указанный документ всегда оформляется в 2 экземплярах. Один должен вручаться налогоплательщику на протяжении 5 суток после его составления. Как правило, документ предоставляют руководителю фирмы. А второй экземпляр будет храниться в ФНС РФ.

Когда налогоплательщик получил и изучил акт, он может в случае несогласия со сделанными выводами предоставить в налоговую службу свои возражения в письменном виде. Причем претензии подаются как на весь акт, так и на конкретные части. Если возражения вполне реально подтвердить определенными документами, то лучше всего так и поступить.

Из анализа практики увидеть, что лучше всего воспринимаются судом возражения, когда у налогоплательщика есть доказательства того, что проверка проводилась поверхностно и формально, инспекторы неверно трактовали НК РФ и прочие законы в данной области. То есть, что они исходили из ошибочных предпосылок, следовательно, сделанные ими выводы тоже неверны. Однако можно указывать и на различные ошибки.

Следующим этапом рассматривают сам акт. Причем об этом налогоплательщика должны заблаговременно уведомить. С соответствующей целью ему предварительно направляют по официальному адресу сообщение. Впрочем, зачастую его вручают вместе с актом.

Итак, все документы обычно изучает руководитель налоговой службы. По факту впоследствии подготавливается протокол. Руководитель должен подтвердить, что налогоплательщик явился или же получил извещение. Если проверяемому лицу не сообщили о дате рассмотрения акта, ее переносят до тех пор, пока налогоплательщик не получит уведомление.

По итогам изучения материалов проверки руководитель налоговой службы или же его зам может вынести решение о том, что соответствующее лицо нужно привлечь к ответственности за нарушение. Есть и другой вариант: для налогоплательщика не наступают негативные последствия, потому что для этого нет оснований (тогда никаких санкций не будет). И, наконец, есть и третий вывод. В частности, он заключается в том, что необходимо провести дополнительное мероприятие в рамках фискального контроля.

Решение должно быть оформлено надлежащим образом согласно законодательству. Его вручают налогоплательщику, после чего начинается отсчитываться срок (один месяц) для вступления указанного документа в силу. Это время дается на защиту своих прав. В частности, налогоплательщик может обратиться в суд или же в другие органы, в том числе и в вышестоящее отделение ФНС РФ.

Проведение выездной налоговой проверки очень часто в нашей стране происходит с достаточно грубыми нарушениями. Знание своих прав и понимание механизма их реализации гарантирует надежную защиту. И при отсутствии подобной базы стоит обратиться к опытному юристу, который обязательно вникнет в детали.

На тему о том, как себя вести во время ВНП читайте так же другую мою статью:

  • Топ-5 правил поведения при проведении проверки фискальными или правоохранительными органами. 
  • А так же другие статьи в разделе «Выездная налоговая проверка».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector