Федеральный закон «об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской федерации» от 28.12.2009 n 381-фз ст 9 (ред. от 30.12.2020)

Содержание:

Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении

1. Торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

3. Указанные в пункте 7 части 2 настоящей статьи порядок и условия осуществления торговой деятельности применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. В целях охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.

8. В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации может быть установлена независимо от целей, указанных в части 7 настоящей статьи.

9. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускается.

10. Хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность по осуществлению маркировки отдельных товаров средствами идентификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Варианты налогообложения

К розничной торговле применяются три режима налогообложения. Рассмотрим особенности каждого из них:

  1. ЕНДВ. Это единый налог на вмененный доход. Применяется режим для отдельных видов предпринимательской деятельности, размер отчислений зависит от торговой площади, приблизительного уровня доходности и регионального коэффициента. Два последних значения устанавливаются муниципальными властями. ЕНВД уплачивается ежеквартально, вместе с подачей налоговой декларации. К оптовым продажам данный режим не применяется.
  2. Патентная система налогообложения. Это специальный налоговый режим, разработанный для индивидуальных предпринимателей. Оплата патента освобождает коммерсанта от необходимости вносить в госбюджет основные налоги при получении прибыли. Выдаётся документ на срок от 1 месяца до года, после истечения установленного периода, продляется. Полная оплата патента производится в течение 24 дней с момента его получения. К оптовой торговле патентная схема не применяется, вести налоговую отчётность при таком режиме налогообложения, не нужно.
  3. УНС. Это упрощённая система налогообложения, работающая по принципу доходы минус расходы. Налоговая декларация подаётся ежегодно, размер отчислений зависит от величины полученной прибыли. В течение года делаются авансовые платежи.

Важно! Для перехода на УСН, использование торгово-кассового оборудования является обязательным условием.

Ответственность за нелегальную розничную торговлю

Торговля с рук без разрешения предполагает привлечение нарушителя к административной ответственности. Размер наказания зависит от правового статуса нелегального торговца. Выглядит это так:

  1. Физ.лицу — 500-3 000 рублей.
  2. Должностному лицу — 2 000-10 000 рублей.
  3. Юр.лицу — 10 000-30 000 рублей.
  4. Торговля без регистрации и образования юр.лица — 10 000-20 000 рублей.

Важно! В некоторых населённых пунктах, торговля с рук запрещена полностью, разрешения на этот вид деятельности не выдаются, и любая реализация товаров на улице с рук признаётся незаконной.

https://youtube.com/watch?v=7ki6OdhXOHE%3F

Какие документы нужны, чтобы продавать товары на улице с рук

Список разрешительной документации выглядит следующим образом:

  1. Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

  2. Разрешение санитарно-эпидемиологической службы (для продовольственных товаров).
  3. Перечень продукции, допущенный к продаже СЭС.

Важно! если реализуемая продукция не подлежит обязательному лицензированию, получать дополнительное разрешение на её продажу, не требуется.

Однако гражданам, которые решили заняться этим видом деятельности, следует помнить о том, что далеко не везде можно расположиться со своими товарами. При этом, самые выгодные, с точки зрения таких коммерсантов места, находятся под запретом.

В частности, вот перечень точек, где уличная торговля запрещена в любом городе:

  1. Вплотную к фасадам зданий.
  2. Памятники архитектуры и монументы.
  3. Фонтаны, клумбы и другие декоративные украшения города.
  4. Перекрёстки (не ближе, чем за 20 метров).
  5. Железнодорожные переезды.
  6. Охраняемые объекты.
  7. Стоянки и остановки общественного транспорта.

На перечисленных территориях могут располагаться только стационарные точки продаж. Торговля с рук здесь категорически запрещена, и даже наличие всех разрешительных документов не спасет от штрафа.

Поправки, внесенные в закон о торговле

Последняя редакция закона 381 о торговле была одобрена 15 июля 2016 года. Поправки касались полномочий службы исполнительной власти и полномочий службы районного самоуправления в сфере промышленной деятельности, были дополнены требования к организации и осуществлению промышленной деятельности, а также несколько изменены меры по ее развитию. Главным изменением считается введение правового регулирования в отношении поставок продовольственных товаров.

Главные изменения закона о торговле затронули:

  • сроки действия соглашений поставки, заключенных до начала вступления в силу новой редакции закона о поставке;
  • область применения закона;
  • новое пояснение торговой сети;
  • услуги по продвижению товаров включены в текст закона;
  • главные требования отбора торговыми сетями поставщиков;
  • размер дополнительного заработка, которую сеть получает от поставщика;
  • сроки платежа товаров с ограниченным сроком годности;
  • нововведения относительно взимания платы;
  • борьба с дискриминацией;
  • ответственность за нарушение антимонополистических правил.

Правила осуществления розничной торговли в РФ

Главным правилом при розничной реализации товаров, является соглашение между продавцом и покупателем. Соответствующий вид договора представляет собой выдачу кассового и товарного чека, а также и другие документы, подтверждающие факт сделки.

Для получения разрешения на осуществление торговли, продавец обязан соблюдать обязательные правила по реализации промышленной деятельности, принятые законами РФ, а именно:

  • владеть помещениями, специальным оборудованием и инвентарем, которое занимается обеспечением высокого качества продукта, а также безопасностью товаров при их хранении в месте продажи;
  • располагать и содержать в исправном состоянии средства измерения и в установленном порядке проводить метрологическую поверку;
  • должна быть в наличии книга жалоб и предложений, которую обязаны предоставлять покупателю по его требованию;
  • торговый зал должен быть оборудован соответствующей измерительной техникой, чтобы покупатель имел возможность проверить правильность цены, веса и меры приобретенного товара;
  • проводить запланированную проверку качества и безопасности предполагаемого для продажи товара.

Правила осуществления розничной торговли в Российской Федерации обязывают продавца иметь при себе некоторые обязательные документы:

  • соглашение или декларация о соответствии;
  • ксерокопия сертификата, заверенная держателем его подлинника, то есть нотариусом, либо службами, выдавшими сертификат;
  • товарно-сопроводительная документация, оформленная изготовителем или поставщиком.

Для решения вопроса, касающегося порядка приема наличных денежных средств, следует ознакомиться с Постановлением по налогам и сборам РФ.

Оптовая торговля

Оптовая торговля — это реализация закупаемой продукции по безналичной форме расчетов для использования в торговых целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд.

Порядок осуществления оптовой торговли по ФЗ-381 начинается с регистрирования субъектов в качестве юридических лиц, для получения соответствующей лицензии. Далее для реализации оптовой торговли заключается договор, к которому следует приложить справку органа государственной налоговой службы по месту регистрирования покупателя.

Продажа алкогольной продукции в РФ согласно ФЗ 381

Правила продажи алкогольный продукции можно подразделить на 3 основные группы:

  • места, в которых строго запрещена продажа алкогольной продукции. А именно: на спортивных сооружениях, на оптовых и розничных рынках, во всех видах транспортного средства, на всех боевых позициях войск РФ, на вокзалах и аэропортах, на территории повышенной опасности, в местах массового скопления;
  • несовершеннолетним лицам строго запрещена продажа алкоголя. Согласно статьям закона №381 о торговле, продажа алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, влечет за собой административную и уголовную ответственность;
  • допустимое время для продажи алкогольной продукции. Продажа запрещена с 23:00 до 08:00 часов по местному времени. Исключениями являются: пиво, сидр, медовуха, пуаре.

Послабления для продавцов

К числу основных преференций, которые получили продавцы в соответствии с постановлением № 2463, можно отнести:

  1. Возможность не предоставлять по требованию посетителя:
  • книгу жалоб и предложений;
  • товарно-сопроводительную документацию.

Отметим, что в сфере общепита (которая регулируется законом отдельно от розницы, но все же близка ко многим ее сегментам по существу, и потому действующие там правила всегда заслуживают внимания) применение Книги отзывов и предложение по-прежнему обязательно, несмотря на то, что там также приняты новые нормы по взаимодействию поставщика и потребителя — установленные постановлением Правительства от 21.09.2020 № 1515. Как и случае с постановлением № 2463, данные нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

  1. Право не осуществлять бесплатную погрузку крупногабаритных товаров на автомобиль потребителя, если второй сам решил увезти соответствующий товар (без заказа доставки).

Конечно, магазин в целях повышения лояльности потребителей может соответствующую услугу также предложить. Понятное дело, для этого нужно будет заложить некие дополнительные средства и в фонд оплаты труда работников торгового предприятия — которым, так или иначе, придется отвлекаться от основной работы для оказания содействия покупателям при погрузке товаров.

  1. Право не обменивать технически сложные товары, по которым установлена гарантия длительностью от 1 года.

Перечень соответствующих технически сложных товаров по-прежнему применяется тот, что установлен постановлением Правительства России от 10.11.2011 № 924.

  1. Возможность не выдавать потребителю товарный чек при отпуске ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.

То есть, во всех случаях можно ограничиться только выдачей кассового чека.

  1. Возможность не предоставлять в период гарантийного ремонта аналогичный товар во временное пользование, если осуществляется ремонт:
  • газового, газоэлектрического бытового оборудования для приготовления пищи;
  • ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.

Вместе с тем, законодатель также установил для продавцов и ряд дополнительных обязанностей.

Ограничение на дополнительные площади торговых объектов

Статьей 14 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа (в том числе в границах городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Примечание. Торговая сеть, доля розничной продажи продовольственных товаров которой превышает 25% объема всех реализованных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год, не вправе рассчитывать на дополнительную площадь торговых объектов.

Здесь необходимо учесть, что сделка (купли-продажи, аренды), совершенная с нарушением указанной нормы, признается ничтожной. Причем требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе антимонопольным органом.

В границах муниципальных районов и городских округов данное ограничение применяется с 1 июля 2010 г. (п. 4 ст. 22 Закона N 381-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на то, что положения ст. 14 Закона N 381-ФЗ не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу Закона, то есть до 01.02.2010

С.Н.Кудряшов

Редактор журнала

«ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Как правильно торговать с машины

  1. Свидетельство о регистрации в статусе ИП.
  2. Техпаспорт транспортного средства.
  3. Разрешение СЭС, если реализуются продукты питания.
  4. Паспорт.
  5. Водительское удостоверение.
  6. Договор страхования автогражданской ответственности: ОСАГО.

Предъявляются определённые средства и к автомобилям. Сюда относятся такие моменты:

  1. Вместимость — внутреннего пространства должно хватать для всех категорий товаров, без нарушения товарного соседства.
  2. Оборудование — кассовый аппарат, весы и другие обязательные атрибуты торговой деятельности.
  3. Возраст машины — критериев нет, но лучше выбирать для торговли авто, не старше 10 лет.
  4. Безопасность — подтверждается актами проверки СЭС и других надзорных инстанций.

Как получить разрешение на уличную торговлю


Далеко не все разрешённые места являются выгодными в коммерческом плане, поэтому перед получением разрешения, нужно трезво взвесить шансы на успех.

Оформляется разрешение в несколько этапов:

  1. Получается разрешение на ведение предпринимательской деятельности. Согласно букве закона, любая торговля разрешена лишь в том случае, если продавец находится в статусе ООО или ИП. Наёмных сотрудников это не касается.
  2. Выбирается режим налогообложения. Торговля предполагает извлечение коммерческой выгоды, следовательно, с полученной прибыли нужно платить налоги.
  3. Регистрация в качестве работодателя. Если к продажам будут привлекаться наемные работники, передаются соответствующие документы в ПФР и ФСС.
  4. Передача собранного пакета документов в администрацию города. Сюда входит свидетельство о регистрации, план-схема торговой точки, паспорт предпринимателя.
  5. Вынесение решения. По факту обращения собирается комиссия, которая в течение 10 дней выносит решение, разрешить или запретить уличную торговлю.

Если речь идёт о торговле продовольственными товарам, у продавца в обязательном порядке должна быть действующая медицинская книжка. Разрешение на торговлю выдаётся на определённый срок, при отсутствии нарушений, продлевается. Всё торговое оборудование подлежит поверке, на руках у предпринимателя должен иметься соответствующий акт.

Новые правила для разносной торговли

Можно говорить о том, что в рассматриваемой области продаж законодатель установил, скорее, больше послаблений, чем обязательств. В частности — дал продавцам возможность:

  1. Не выдавать представителям хозяйствующего субъекта (то есть, продавцам, которые осуществляют фактический отпуск товаров в разносном формате) личные карточки, заверенные подписью ответственных лиц и печатью продавца — с фотографией и ФИО представителя, а также сведениями о продавце.
  1. Не публиковать прейскурант цен.
  1. Не выдавать потребителю товарный чек.

Аналогично, с учетом возможного отсутствия кассового чека (который необязателен при разносной торговле в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ – ССЫЛКА) потребитель, скорее всего, будет не слишком доверчив к продавцу, который не выдаст хотя бы товарного чека.

  1. Продавать аудиовизуальные произведения, фонограммы, компьютерные программы.

То есть, теперь можно продавать указанные товары именно в разносном формате (пользуясь, как вариант, преимуществами выгодного режима налогообложения, применимого при разносной торговле — например, ПСН).

Вместе с тем, в соответствии с п. 7 новых правил торговли для продавцов товаров в разносном формате, теперь действует строгое требование — об отпуске некоторых видов товаров только в потребительской упаковке.

Основные принципы и задачи Закона

Согласно Закону N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

  • установления требований к ее организации и ведению;
  • антимонопольного регулирования и информационного обеспечения;
  • государственного и муниципального контроля (надзора).

Отметим, что перед законодателями стояло как минимум две задачи: обеспечить соблюдение прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также сбалансировать экономические интересы указанных хозяйствующих субъектов, обеспечив при этом соблюдение прав и законных интересов населения.

Новый Закон, по мнению чиновников, должен благотворно повлиять на развитие торговли в целом, сделать товары для населения более доступными и сформировать здоровую конкуренцию в этой области.

В п. 1 ст. 3 Закона N 381-ФЗ отмечено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, настоящим Законом, Законом о защите прав потребителей <3>, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

<3> Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.

Как правильно выбрать место для уличной торговли

Для начала, нужно ознакомиться с общим перечнем мест, где уличная торговля разрешена в принципе. Если разбить торговую точку в запрещённой зоне, от уплаты штрафа не спасёт даже полный пакет разрешительной документации.

Дополнительно нужно учитывать четыре ключевых аспекта:

  1. Проходимость — чем оживленнее место, тем лучше для предпринимателя.
  2. Соответствие — торговая точка должна удовлетворять нормам, актуальным для реализации конкретного типа продукции. Например, получив разрешение на продажу канцелярских товаров, не получится заниматься реализацией мяса и полуфабрикатов.
  3. Размер — в данном случае, не имеет значения. Всё зависит от направления деятельности и выбранной категории товаров. Поэтому уличная торговля может осуществляться в небольшой палатке-павильоне или прямо с прилавка.
  4. Ценовой сегмент — зависит от категории товара. В любом случае, лучше всего расходятся товары, оптимально соответствующие стандарту цена-качество.

Рассмотрение ФАС заявлений и обращений Заявления о нарушении антимонопольного законодательства

Сроки и последовательность действий ФАС, ее территориальных органов при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства определены гл. 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447.

Юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства. Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина этого, а также предполагаемое лицо или орган, у которого данные документы могут быть получены. Заявление, материалы, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке.

Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме.

По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  2. об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

В случае выявления антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе антимонопольных правил и требований, установленных Законом о торговле, возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определение существенных условий договора поставки

Существенные условия договора поставки — это условия о его предмете (наименовании и количестве товара, ассортименте и комплектности), сроке поставки, а также любые другие условия, которые стороны сочтут существенными. В первую очередь дополнительным условием договора, которое согласуется сторонами, является условие о цене.

Если между поставщиком и торговой сетью возникнут разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами) принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (ст. 507 ГК РФ).

Обратите внимание! Если торговая сеть в качестве существенных условий договора предлагает включить в него условия, запрещенные Законом о торговле, поставщик имеет право направить соответствующее заявление в антимонопольный орган

Разберемся с понятиями

Соответствуя базовым принципам изложения нормативных актов, Закон N 381-ФЗ содержит статью, освещающую основные понятия, используемые в нем.

Вполне логично, что комментируемый Закон начинается с пояснения термина «торговая деятельность». Так, чиновники указали, что это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Далее законодатели перечислили понятия розничной и оптовой торговли, которые, собственно, были позаимствованы из гражданского законодательства (ст. ст. 492, 506 ГК РФ). Таким образом, определение розничной торговли, данное в Законе N 381-ФЗ, идентично по значению определению, содержащемуся в гл. 26.3 НК РФ (ст. 346.27), — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не соотносящихся с осуществлением предпринимательской деятельности.

Достаточно внимания уделено торговому объекту. Помимо разъяснения, что он собой представляет, даны определения его видов (стационарного и нестационарного), а также указано, что следует понимать под его площадью.

Итак, торговым объектом являются здания, строения, сооружения (или их части), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров. В свою очередь под площадью данных объектов понимается помещение для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров, прохода покупателей.

К разряду стационарных законодатели отнесли торговые объекты, прочно связанные фундаментом здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарные — представляют собой временное сооружение или конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Следует отметить, что в отличие от нового Закона о торговле в гл. 26.3 НК РФ при определении стационарности (нестационарности) торговой сети делается акцент именно на предназначении используемых объектов для ведения торговли и наличии подсоединения к инженерным коммуникациям. Про прочную связь фундамента здания и строения в ст. 346.27 НК РФ не говорится ни слова.

Кстати, торговая сеть определена как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением (иным средством индивидуализации) (п. 8 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).

Еще один довольно важный термин, значение которого раскрывает Закон N 381-ФЗ, — «продовольственные товары». Как указали законодатели, под ними следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.

Обращения о разъяснении применения антимонопольного законодательства

Физические и юридические лица вправе обратиться в ФАС с письменным обращением о разъяснении применения антимонопольного законодательства. Сроки и последовательность действий ФАС, а также порядок взаимодействия ФАС с лицами, направляющими обращения, при даче разъяснений определены Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства, утвержденным Приказом ФАС России от 21.12.2007 N 442.

Письменные обращения о даче разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства рассматриваются ФАС в срок, не превышающий 30 дней с момента их получения. В исключительных случаях, а также в случае необходимости запроса дополнительной информации для дачи разъяснения ФАС может продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляет лицо, обратившееся в ФАС.

Новые правила дистанционной торговли

Можно говорить о том, что для продавцов товаров дистанционным способом в соответствии с постановлением № 2463 появились как новые преференции, так и новые обязанности.

  • представления возвращаемого изделия в товарном виде, при сохранении его потребительских свойств;
  • предоставления документов или иных доказательств, удостоверяющих факт совершения покупки.

И, соответственно, имеют право на отказ в приемке товаров, возвращаемых без соблюдения приведенных выше условий.

В свою очередь, продавцы при дистанционной торговле в соответствии с постановлением № 2463 обязаны:

  1. В любом случае возвращать товары, представленные транспортными средствами, ювелирным изделиями и технически сложными товарами, даже если они товары возвращаются в надлежащем качестве.
  2. Подтверждать факт заключения договора купли-продажи сразу после получения от потребителя сообщении о намерении совершить покупку (п. 14 Правил).

Данное подтверждение должно включать номер заказа либо иной способ его идентификации, дающий возможность потребителю ознакомиться со сведениями о заключенном договоре купли-продажи, как и о его условиях.

  1. В общем случае — вручать товар любому лицу, которое предъявило продавцу (в данном случае, скорее, его представителю — например, курьеру) сведения с номером заказа, если иное не предусмотрено договором купли-продажи или положениями законодательства (п. 20 Правил).

Вместе с тем, как указывает Роспотребнадзор в недавних разъяснениях по применению новых правил торговли (ССЫЛКА), продавец вправе предусмотреть в договоре купли-продажи условия, по которым возможности для получения товаров третьими лицами будут ограничены — например, если речь идет о доставке дорогостоящего товара. Вполне оправданная норма, и вполне применимая в рамках любой политики лояльности.

Также установлено правило, по которому в случае, если продавец не смог вручить товар потребителю по вине второго, и при этом обеспечил соблюдение сроков, установленных договором, производится повторная доставка товара — в новые сроки, которые согласованы с продавцом (с учетом положений договора купли-продажи). С одной стороны, это некоторая преференция для продавца. С другой — все же обязанность, поскольку доставить товар, пусть и повторно и на «льготных» условиях (в числе которых — только согласование сроков, в то время как о расходах речи не идет), все равно придется.

Во многих случаях продажа товара осуществляется разносным способом. В отношении нее постановлением № 2464 также введен ряд новшеств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector