Технический надзор в строительстве, или продуманная экономия

Кто проводит строительный контроль?

Различные участники процесса могут проводить строительный контроль. На каждого из них возлагаются свои задачи и набор мероприятий по соответствию строительного объекта нормативной и проектной документации.

Строительный контроль может проводить:

подрядчик. В его задачи входит:

  1. проверка поступающих на объект материалов, оснащения;
  2. контроль условий обработки и хранения ресурсов;
  3. проверка правильности выполнения технологических процессов.

Задачи, связанные с приемо-сдаточными мероприятиями решаются вместе с заказчиком. К ним относятся:

  1. освидетельствование отдельных работ;
  2. проверка соответствия законченного объекта;
  3. приемка отдельных этапов строительства.

Застройщик. В его задачи входит осуществление периодического контроля подрядчика. Также подрядчик осуществляет:

  1. проверку сроков и объема работ;
  2. ведет документацию по контролю, оценке, срокам проверки тех. процессов,
  3. выполняет приемку отдельных видов работ;
  4. проверку соответствия нормативной и проектной документации.
  • Заказчик. Строительный контроль заказчика включает в себя те же задачи, что и для застройщика, однако, на данном этапе осуществляется более детальная проверка;
  • Проектировщик. В его задачи входит проведение авторского надзора за процессом строительства. Наличие контроля зависит от желания застройщика или заказчика. Проектировщик выполняет следующие действия:
  1. оценивает соответствие объекта проектным решениям;
  2. контролирует соблюдение технологий производства работ;
  3. применения материалов и конструкций;
  4. выполняет контроль от имени заказчика и застройщика.

Надзорная организация, специализирующаяся на проведении строительного контроля. Действует от имени заказчика и застройщика, привлекается в случае невозможности заказчика решать задачи строительного контроля на профессиональном уровне.

Организация строительного контроля должна осуществляться таким образом, чтобы по максимуму использовать возможности взаимодействия всех участников (взаимоконтроль, согласование действий, совместная оценка качества, обмен информацией).

Комментарии к ст. 53 ГрК РФ

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи устанавливают цель строительного контроля, а также лиц, осуществляющих данный контроль.

В соответствии со ст. 748 ГК РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

2. Часть 3 обязывает лицо, осуществляющее строительство, извещать об аварийных ситуациях органы государственного строительного надзора.

Аварийная ситуация — ситуация, при которой возможно разрушение сооружений, отдельных элементов, технических устройств.

Авария — опасное происшествие на хозяйствующем субъекте, транспорте или на линиях связи, представляющее угрозу жизни и здоровью людей либо приводящее к разрушению производственных помещений, повреждений или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, а также к нарушению производственного процесса.

Компетенция органов государственного строительного надзора установлена ст. 54 комментируемого Кодекса.

3. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает ряд требований, выполнение которых необходимо в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. К таким требованиям относится следующее:

  • контроль проводится за выполнением таких работ, которые влияют на безопасность объекта и выполнение которых не может быть проведено после других работ;
  • контроль проводится за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение недостатков невозможно без разборки и повреждения других строительных конструкций и участков сетей;
  • контролируется соответствие работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов;
  • проводится контроль над работами, которые могут оказать влияние на безопасность строительных конструкций;
  • по результатам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты.

4. Часть 5 устанавливает, что после устранения выявленных недостатков застройщик или заказчик может потребовать проведения повторного контроля, после чего составляет очередной акт освидетельствования.

5. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что если срок после проведения соответствующего контроля составляет более 6 месяцев, то, прежде чем начать работы, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, необходимо провести повторный контроль, если устранение недостатков, выявленных в ходе контроля, невозможно впоследствии без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.

6. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что замечания уполномоченных лиц в ходе строительного контроля должны быть оформлены в письменном виде. Об устранении недостатков должен быть составлен акт, который подписывается лицами, предъявившими замечания.

Задачи технадзора, строительного контроля

      Основными задачами технического надзора и строительного контроля являются:    — контроль за соблюдением требований, предъявляемых к строительному производству, контролю качества и приемке СМР с учетом конкретных условий строительства объекта, влияющих на качество;    — контроль за состоянием и наличием актуальной технической документации, внесением в нее изменений и дополнений;    — контроль за качеством принятых проектных решений;    — контроль за обеспечением строительства квалифицированными кадрами, материалами, транспортом, механизмами, оборудованием, и т. п.;    — участие в принятии мер по сокращению незавершенного строительства и снижению его стоимости;    — контроль выполнения разбивки и закрепления на строительной площадке основных осей здания или сооружения, опорных геодезических знаков, а также участие в проверке и приемке детальной разбивки осей здания или сооружения, вертикальных отметок основания, фундаментов, перекрытий и т. д.;   — контроль за своевременным оформлением документации на снос и перенос строений, подземных и надземных инженерных сетей и коммуникаций;    — отслеживание потребности в оборудовании и материалах, поставка которых возложена на заказчика, следить за их своевременным поступлением на строительство, участие в составлении рекламационных актов по качеству материалов, конструкций, оборудования;    — постоянный контроль хода и качества СМР, качества строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций, наличие паспортов, результатов лабораторных анализов и испытаний;    — своевременное вскрытие дефектов и нарушений в производстве работ;    — своевременное освидетельствование скрытых работ и оформление их в установленном порядке;    — фиксация в журналах операционного контроля качества или в журналах поэтапной приемки работ с указанием выявленных фактических отступлений от проекта, дефектов и нарушений технических условий, их причин, лиц, по вине которых они произошли, а также конкретных предложений по устранению обнаруженных отступлений, дефектов и сроков их выполнения;    — контроль строительно-монтажной организации с целью своевременного и правильного ведения и оформления производственно-технической документации;    — изучение замечаний представителей проектной организации, осуществляющей авторский надзор, и лиц, инспектирующих строительство по вопросам качества СМР, контролировать устранение указанных замечаний;    — приемка выполненных работ, т. е. проверка их состава, объема и качества, не допуская при этом некачественную работу и завышение объем работ;    — подписание актов приемки выполненных работ и справки по оплате этих работ, ведение учета выполненных и оплаченных технических работ;    — контроль за соблюдением надлежащего режима хранения конструкций, оборудования и возведенных сооружений до их сдачи заказчику;    — контроль за своевременной сдачей помещений под монтаж оборудования;    — контроль за своевременной организацией и проведением пусконаладочных работ и испытаний, возложенных на заказчика;    — проверка технической документации, подготавливаемой подрядчиком для рабочей комиссии по приемке объекта в эксплуатацию;    — участие в подготовке технической документации для предъявления государственной приемочной комиссии;    — участие в работе приемочных комиссий;    — рассмотрение претензий подрядных организаций по вопросам обеспеченности строительства объекта технической документацией и ее качествам, а также по вопросам контроля качества и приемки работ, принятие по этим претензиям решений;    — при подготовке объекта к вводу в эксплуатацию проверка действительной готовности каждого вида работ, конструкций, оборудования и объекта в целом, проверка наличия надлежаще оформленной технической документации, сверка наличия смонтированного и установленного оборудования, внесенного в перечни и описи к актам приемки, а также установление готовности объекта под монтаж технологического оборудования;    — участие в передаче подрядчиком заказчику всей исполнительной документации, составленной в процессе строительства после приемки объектов в эксплуатацию.

О нас

Аудиторско-консалтинговая группа включает 15 направлений под единым брендом «Консалтинг. Сервис. Капитал», в том числе аудит, налоги, право, автоматизация, управленческое и финансовое консультирование.

Наша команда состоит из 150 профессиональных консультантов самой высокой квалификации, которые успешно реализуют сложнейшие проекты. Мы продолжаем совершенствоваться, развивать новые направления деятельности и расширять партнерскую сеть. За 25 лет работы мы реализовали 20 000 проектов для 4000 клиентов.

Всегда отвечаем за результат, экономим время наших клиентов и делаем все, чтобы их инвестиции в каждый консалтинговый проект полностью оправдали себя, благодаря успешному развитию дел. Сотрудничество с нами приносит успех – этот факт подтверждают рекомендации ведущих компаний российского рынка, которые доверили нам сопровождение важнейших направлений своего бизнеса.

Чем регламентируется

Осуществление надзора установлено в статье 54 Градостроительного кодекса РФ. В данной статье указан в каких случаях проводится надзор, предмет надзора, кто уполномочен проводить и порядок осуществления.

А уже в постановлении №54 Правительства РФ от 01 февраля 2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» расписан более подробно сам порядок осуществления надзора.

Также есть РД 11-04-2006, который регулирует порядок проведения проверок при осуществлении ГСН и выдаче заключения о соответствии.

И не забываем про административные регламенты. У каждого комитета ГСН разработан регламент о порядке осуществления надзора. Вот например наш. Скачать регламент.

Стоимость технического надзора

Стоимость технического надзора в строительстве зависит от многих факторов. Среди них объемы и сроки строительства, уровень применяемых технологий, количество привлеченных специалистов, объем сметы, периодичность проводимых контрольных мероприятий, доступность объекта. Средняя стоимость всех мероприятий по техническому надзору составляет 2-5% от сметы строительства. Эти затраты окупаются для инвестора уже в первые несколько месяцев работы группы технадзора.

Мы предоставляем услуги технадзора в строительстве уже более 15 лет. Опытные специалисты ООО “Русэнерго” осуществляют контроль качества всех стройматериалов, оборудования и конструкций, задействованных в строительстве вашего объекта. Проводят экспертизу проектной документации. Обеспечивают высокое качество строительно-монтажных работ. Контролируют расход средств и исключают лишние затраты. Не допускают простоев в работах и строго следят за соблюдением сроков строительства. Эти меры позволяют нашим заказчикам сдавать свои объекты в срок и без нареканий со стороны государственных контролирующих структур, а также, существенно экономить финансовые затраты на строительство.

Осуществление строительного контроля

В соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (от 29.12.2004 N 190-ФЗ) и Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468):

  • контроль качества выполняемых Генподрядчиком на Объекте работ в объемах, определенных техническим заданием Заказчика, в том числе, контроль соответствия применяемых в соответствии с утвержденной рабочей документацией строительных материалов, изделий и готовых конструкций
  • приемочный контроль выполненных на Объекте работ, освидетельствование скрытых работ, участие в промежуточной приемке ответственных конструкций
  • участие в проверке и приемке инженерных сетей и коммуникаций
  • отслеживание поступления рабочей документации
  • контроль за своевременным выявлением Генподрядчиком замечаний к рабочей документации, которые должны быть оформлены в письменной форме
  • контроль за устранением дефектов в рабочей документации, выявленных в процессе перевооружения, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации
  • предварительная приемка и подтверждение объемов законченных видов (этапов) работ
  • подтверждение наличия фактически выполненных объемов работ, качества, устранения брака и выявленных несоответствий
  • подписание (визирование) актов выполненных работ по форме КС-2, на основании актов КС-6а
  • контроль полноты и правильности оформления Генподрядчиком исполнительной производственно-технической документации
  • приостановка (при необходимости) производство работ на Объекте, в случае обнаружения обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество выполненных на Объекте работ или невозможность их завершения и уведомление об этом заказчика, в том числе при обнаружении:
    • несоответствия содержания выполняемых на Объекте работ, действующим нормам и техническим условиям
    • несоответствие выполненных Генподрядчиком на Объекте работ утвержденной проектной и рабочей документации
    • непригодности или недоброкачественности материалов, оборудования, технической документации, используемой для выполнения на Объекте работ
    • нарушения Генподрядчиком технологии выполнения работ
    • возможности неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения Генподрядчиком на Объекте работ
    • иных обстоятельствах, которые могут оказать негативное влияние на качестве выполненных на Объекте работ
  • контроль устранения недостатков, выявленных при сдаче-приемке оказанных услуг
  • контроль за ведением журналов производства работ и авторского надзора, со своевременным устранением отмеченных в них замечаний
  • обеспечение получения от Генподрядчика исполнительной документации для передачи ее заказчику
  • контроль соблюдения графика производства работ

Строительный контроль и технадзор. Что это такое? И какие задачи они выполняют?

Строительный контроль – это комплекс наблюдательных процедур, проводимых во время всего инвестиционного периода недвижимости (с момента ее строительства, а затем — при капремонте и реконструкции). За счет этого оцениваются и регулируются важнейшие характеристики строящегося объекта.

Впервые этот термин был употреблен в законном акте, датированным в далеком в 1890-го году. В Советское время он был заменен на технический надзор (технадзор).

Согласно постановлению Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16, технадзор — это контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе качества строительно-монтажных работ, соответствия стоимости строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий (объектов) утвержденным в установленном порядке проектам и сметам.

Таким образом, мы видим, что, по сути, строительный контроль и технический надзор — это одно и то же, так как они выполняют одинаковые задачи. Неудивительно, что понятия «технадзор» и «строительный контроль» часто используют как синонимы. Однако между ними существуют различия.

Чем технический надзор отличается от строительного контроля?

Начнем с того, что с 2004 года, термин «технический надзор» уже больше не используется в российских законах (и заменен на «строительный контроль»). Тем не менее, застройщикам и другим профессиональным участникам рынка привычнее применять оба термина. Если между ними отличия?

По мнению юристов, в широком смысле технадзор нужно понимать как подраздел стройконтроля. А значит — более узкое по смыслу понятие.

Есть и другие мнения:

  1. Считается, что строит. контроль чаще всего проводит заказчик, а для проведения технадзора обязательно привлекаются только независимые эксперты, а также госорганы;
  2. Считается, что технадзор — это метод контроля, относящийся к этапу завершения всех работ. Его цель – анализ качества готового сооружения перед сдачей в эксплуатацию.

В последнем случае, специалисты технического надзора проверяют всю документацию: как она велась, какие делались изменения, были ли устранены нарушения, обнаруженные при возведении здания и т. д.

Нормативно-правовая база

Регламент строительного контроля четко прописан в Градостроительном и Гражданском кодексах РФ.

Правда, в ГК РФ определены, в основном, общие понятия (в статье 52, пункты 2 и 3, и статьях: 53, 54). Если нужно получить детальную информацию для каждого типа экспертизы, ее можно найти в Федеральных законах РФ:

  • №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (дополнен и изменен 29.07.2018 законом № 252-ФЗ);
  • №96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» (дополнен и изменен 13.07.2015 законом № 233-ФЗ);
  • №89-ФЗ от 22.05.1998 «Об отходах производства и потребления» (дополнен и изменен 25.12.2018 законом № 483-ФЗ);
  • №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (дополнен и изменен 22.12.2008 законом № 268-ФЗ);
  • №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (с изменениями, внесенными 30.10.2018 законом № 369-ФЗ);
  • №184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»;
  • №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Как не трудно заметить, все вышеперечисленные нормы устанавливают к объекту недвижимости дополнительные требования, которые преследуют общую цель – сделать его максимально надежным и безопасным. Помимо этого, тщательно регулируются правила охраны труда и безопасности строительства.

Цели и задачи

Обеспечение безопасной эксплуатации строящегося здания – первостепенная задача строительного контроля (технадзора). С этой целью осуществляются проверки всех строек на предмет:

  1. Наличия на строящемся объекте нарушений, недоделок, брака;
  2. Соответствия всех используемых материалов обязательным лицензиям и сертификатам, а их качества – ГОСТу;
  3. Выполнения установленного графика (кроме строек с неопределенным сроком окончания работ);
  4. Соответствия расходов, согласно бюджету (Для этого проводят сравнение фактических затрат, понесенных застройщиком по отношению к сметным. За превышение — могут выписать штраф).

По итогам общего исследования и экспертизы собирается внушительный пакет документов: фотоматериалы, сметы с таблицами, сертификация на стройматериалы, акт геодезического осмотра, подтвержденные графики работ и др.

Кроме того, составляются описания всех нарушений – впоследствии, на этапе приемки дома, осуществляется повторная проверка на предмет их устранения застройщиком.

Какие проблемы могут возникнуть в процессе строительства

Заказчик иногда и не догадывается, что во время стройки его может ожидать целый ряд проблем, включая:

  1. Рост сметы на 10 – 30%. Такое повышение бюджета подрядчики обычно объясняют необходимостью задействовать крупногабаритное оборудование, выбраковкой материалов и другими причинами. По сути, большинство показателей статей расходов завышаются искусственно. Фактический рост сметы может происходить в очень редких случаях, но без негосударственного строительного надзора заказчику сложно самостоятельно проконтролировать каждый пункт из списка — чем и пользуются недобросовестные подрядчики.
  2. Затягивание сроков сдачи проекта без обоснованной причины — это снижает доверие к застройщику, понижает общую рентабельность.
  3. Плохое качество услуг — чтобы снизить расходы, подрядчики могут нанимать не специалистов, а обыкновенных подсобников. Из-за неопытности работников, постройки сооружаются со значительными отклонениями от требований СНиП и прочих нормативных актов. Часто возведённые конструкции не соответствуют разработанному проекту — прочность и геометрия несущих стен нарушена, в любой момент могут появиться трещины, наблюдаются деформации, кривизна стен, протечки.
  4. Отсутствие технической документации, искажение фактов о реально выполненных работах — особенно тех, проведение которых невозможно оценить визуально в день сдачи проекта.
  5. Самовольная замена подрядчиком дорогих строительных материалов и оборудования на дешевые аналоги — это снижает качество всей постройки, а сэкономленные деньги подрядчик забирает себе.

Кто осуществляет ГСН

Инспекция ГСН это не коммерческая структура, а государственный орган надзора за строительством.

Федеральный государственный строительный надзор и надзор за особо опасными и уникальными объектами осуществляют органы Ростехнадзора.

Региональный государственный строительный надзор осуществляют региональные исполнительные органы. Это может быть отдельная инспекция ГСН, либо отдел или управление при министерстве строительства, как было у нас.

Есть, конечно же тонкости, по распределению объектов для осуществления ГСН, например, для объектов культурного наследия, объектов атомной энергии и так далее, но это для отдельной статьи.

Коротко можно объяснить так. Если проектная документация подлежит прохождению экспертизы в органах ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ, то при строительстве, реконструкции данного объекта капитального строительства ГСН будут осуществлять структуры Ростехнадзора.

Если проектная документация подлежит прохождению экспертизы в органах негосударственной экспертизы (частные конторы), либо в региональных органах государственной экспертизы (в каждом регионе есть такие органы, раньше они все были при министерствах строительства, теперь выведены в автономные учреждения), то при строительстве, реконструкции данного объекта капитального строительства ГСН будут осуществлять региональные инспекции ГСН.

Если проектная документация не подлежит обязательной экспертизе, то и ГСН не осуществляется.

Какая проектная документация не подлежит экспертизе указано в статье 49 ГрК РФ.

Помощь строительного адвоката

   Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок и составлении актов могут не учитывать какие-то обстоятельства и пояснения представителей надзорных лиц, могут выдавать предписания, которые являются неисполнимыми и т.д., то есть не всегда надзорные органы являются правыми, и для того, чтобы доказать это требуется пройти через суды. Наши адвокаты, являющиеся высококвалифицированными специалистами, всегда готовы помочь лицам, которые оказались в зоне внимания каких-либо госорганов, в том числе органов госстройнадзора.

Если Вам понадобилась юридическая помощь, обратившись к нам, Вы можете быть уверены:

  • в получении юридической консультации по сложившейся ситуации;
  • в подготовке плана действий по защите Ваших прав;
  • в представлении Ваших интересов с органами госвласти, при рассмотрении административных материалов;
  • в подготовке различных процессуальных документов в соответствии с требованиями норм права.
  • оказании иной юридической помощи по заявке Доверителя.

   Наши адвокаты по сложным ситуациям работают одной командой, что позволяет рассматривать спорные моменты с различных точек зрения, формируя наиболее выгодную для доверителя тактику действий, и прилагая максимум усилий при защите интересов, обратившегося к нам лица.

Автор статьи:

адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector