Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году
Содержание:
- Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр
- Ведение Журнала предрейсового осмотра
- Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом
- Преимущества удаленного медицинского осмотра
- Предрейсовые медосмотры
- Можно ли не проходить медосмотр перед рейсом
- Послерейсовые медицинские осмотры
- Срок действия путевого листа
- Порядок проведения процедуры
- Что делают?
- Когда и кому нужно проходить осмотр
- Законодательная база
- Предрейсовые медосмотры водителей в 2021 году: нововведения
- Когда проводят медицинский осмотр
- Пройдите обучение в государственном ВУЗе:
- Предрейсовый медосмотр: объем исследований
- Медицинское обследование
Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр
В 20 статье Закона №196-ФЗ говорится про обязанность медицинского осмотра до начала рабочего дня водителей, управляющих автотранспортом, принадлежащим юрлицам, включая ИП. Когда транспорт числится на балансе организации, чтобы совершать рейсы, требуется оформлять путевой лист со всеми реквизитами.
Водитель — собственник автомобиля
Если техникой управляет владелец ТС — физическое лицо, прохождение ПМО необходимо при транспортировке груза (багажа) или пассажиров. Для собственных нужд разрешается, например, использовать таксомотор без путевки с отметкой о пройденном медосмотре. При этом цель — личная поездка, не должна ставиться под сомнение.
Примечание: Выезжать на линию без предрейсового медконтроля могут водители, рейс которых нельзя отложить. Сотрудники экстренных служб: Скорая медпомощь, МЧС, Аварийные подразделения и пр., проходят медконтроль в период отсутствия срочных вызовов.
Для кого послерейсовый медосмотр обязателен
Мед. осмотр по-завершении смены или рейса проходят работники, занятые транспортировкой опасных грузов, перевозчики пассажиров. В том числе, водители, вошедшие в диспансерную группу, стоящие на особом контроле у медработников по ПМО. К таковым относятся водители:
- Автобусов.
- Такси (включая маршрутки).
- Бензовозов, перевозчики ГСМ материалов.
- Транспортирующие: отравляющие хим. средства; огнеопасный, взрывоопасный и пр. груз, который может причинить вред здоровью людей (экологии).
- Замеченные в принятии алкоголя или психотропных препаратов.
- Достигшие 55-летнего возраста.
- Имеющие хронические заболевания, которые могут препятствовать управлению автомобилем.
Послерейсовый медосмотр могут проходить водители по распоряжению руководства организации. Работодатель вправе, в целях повышения уровня самодисциплины, обязать работников к прохождению медосвидетельствования в конце рабочего дня. Получить подобное предписание возможно от федеральных или региональных органов власти, например, в условиях пандемии COVID-19.
Ведение Журнала предрейсового осмотра
Список обязательных сведений, вносимых в Журнал регистрации результатов измерения, приведен в нормативе №835н. Нигде не регламентируется, в каких формулировках медработник должен отражать данные. Указаний, которым необходимо строго следовать, нет. Разрешается дополнять перечень графами, учитывая специфику работы автопредприятия. Расширенный вариант документа утверждается совместно с руководством.
Перечень регистрируемых данных, согласно Приказу Минздрава №835н; п.14
1) дата и время проведения медицинского осмотра;
2) фамилия, имя, отчество работника;
3) пол работника;
4) дата рождения работника;
5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;
6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;
7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
8) подпись работника.
Главное, чтобы ведение регистрационного Журнала предрейсового медосмотра, не противоречило имеющимся требованиям. Скорее всего Приказ Минздрава с новыми поправками изменится в этой части. Например, станет необязательной подпись водителя, так как, при дистанционном контроле идентификация личности происходит иначе. Если работники проходят послерейсовый осмотр, для фиксации данных заводят второй Журнал, который будет отличаться только названием.
Бумажный или электронный вид Журнала
Дистанционный формат ведения документации предполагает электронный вариант обмена данными между автопредприятием и медицинским учреждением. Медорганизации по оказанию услуг ПМО имеют право использовать вместо бумажного варианта эл. носитель. При этом соблюдая несколько условий:
- Возможность распечатки страниц, которые можно собрать в Журнал.
- Для заверения результатов осмотра медперсонал должен использовать личную усиленную квалифицированную эл. подпись (УКЭЦП).
- Хранение информации в БД не менее года.
О разрешении вести электронный Журнал ПМО говорится в Приказе Минздрава на основании Закона №196-ФЗ: Порядок №835н, пункт 15.
Следует учитывать, что при такой форме заполнения граф исключается подпись водителя.
Используя бумажный вариант, нужно:
- пронумеровать страницы;
- прошить книгу, заверив печатью организации;
- хранить документы в архиве не менее 5 лет.
В случае проверки автопредприятия могут потребовать Журнал предрейсового осмотра, чтобы убедиться в реальном проведении процедуры. Поэтому документы должны находиться в транспортной организации. Когда медосмотр проходят на территории автохозяйства — все понятно. Если услуги оказываются на стороне, неизвестно, как быть с Журналами регистрации. Согласно п.18 Порядка о результатах медработник сообщает в транспортную организацию. Поэтому лучший выход — электронный формат обмена данными.
Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом
При выявлении противопоказаний и отсутствии допуска на управление транспортом медработник сообщает об этом руководителю организации в письменной форме. Факт непрохождения медосмотра или уклонения от него должен быть зафиксирован документально.
Сам больной может быть отправлен домой, направлен в больницу или поликлинику по месту жительства для лечения. Ему выдается уведомление о не допуске к работе, в котором прописаны:
- ФИО и должность;
- информация о необходимости пройти периодический медосмотр;
- дата, с которой работник будет отстранен;
- возможность лишения зарплаты на период отстранения водителя от управления ТС, когда такое предвидится.
Также выдается справка, где указано время освобождения, причина отстранения, основание: состояние опьянения, болезнь, полученная травма или симптомы простудного (вирусного) заболевания. Пишется документ в свободном изложении или по форме.
Для направления водителя в медицинское учреждение
На установление факта употребления алкоголя или наркотических веществ
ФОРМА
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ В МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НА УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ
ИЛИ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
- Фамилия, имя и отчество лица, направляемого на
освидетельствование ______________________________________________
______________________________________________________________
- Место работы, должность ___________________________________
______________________________________________________________
- Причина направления на освидетельствование ________________
- Дата и время выдачи направления ___________________________
- Должность лица, выдавшего направление
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Приложение: протокол контроля трезвости N ___
Подпись должностного лица, выдавшего направление
_________________
М.П.
Штамп медика в путевом листе
Чтобы избежать проблем с контролирующими органами, необходимо строго придерживаться правил ведения отчетной документации. При ПМО к ней относится путевой лист и журнал регистрации предрейсовых мед. осмотров.
Путевой лист
Водители, вышедшие на линию, обязаны иметь заполненную путевку с отметкой о допуске к работе. Бланк для заполнения выдается обследуемому перед посещением медкабинета.
Обязательные реквизиты путевого листа
На каждый вид транспорта существует бланк определенного образца, но разрешается создавать и собственную форму для заполнения. В последней должна быть указана обязательная информация, которую можно лишь дополнить данными об особенностях деятельности работника:
- Порядковый номер путевого листа.
- Срок действия документа.
- Сведения о владельце ТС.
- Данные о водителе. О лице, управляющем ТС, достаточно указать ФИО, время прохождения пред-, а также послерейсового осмотра и сведения о медработнике, проводившем их.
- Информация об автомобиле и пройденном техосмотре.
Обратите внимание: Время прохождения медосмотра и контроля техсостояния ТС не должно совпадать. Соблюдайте приемлемый период, требующийся на проведение обеих процедур
Преимущества удаленного медицинского осмотра
В условиях пандемии COVID-19 основные преимущества удаленного бесконтактного медицинского осмотра становятся более актуальными. Речь идет не просто о выгодах компании, но и здоровье сотрудников, вынужденных подвергаться риску заражения во время доставки водителей к медучреждению для прохождения ПМО в выделенном или общественном транспорте.
- Экономия средств и времени на прохождение ПМО.
- Автоматизация процесса безукоризненного ведения документации (журнала), отслеживание статистики, хранение видеоматериалов в электронном виде, доказывающих правомерность медзаключения (медперсонал несет за это юридическую ответственность).
- Невозможность «договориться» с врачом, обмануть дистанционную систему, повышает уровень самодисциплины водителей.
- Выполнение требований обязательного предрейсового медосмотра повышает уровень безопасности на дорогах: сохраняет здоровье (жизнь) людей; вверенный груз; средства на ремонт ТС. При отсутствии путевого листа, отметки о прохождении ПМО или технического контроля авто, страховка не оплачивается.
- Экономия средств компании на покрытии административных штрафов за отсутствие организации ПМО. Путевые листы без отметки медика считаются недействительными (могут отказать в списании расходов на ГСМ).
- Доступность процедуры медосвидетельствования водителей, находящихся на любом расстоянии от медицинского учреждения. Осуществляется дистанционный предрейсовый осмотр круглые сутки, включая выходные и праздничные дни.
Предрейсовые медосмотры
Медицинское обследование водителей – это важная часть безопасного функцио-нирования транспортных фирм. Из-за большого количества аварий правительство постоянно вносит поправки в нормативные акты. Предрейсовый и послерейсовый медосмотр для водителей нового закона 2019 тоже получил некоторые корректи-ровки.
Что это
Управляющие рейсовыми автобусами перед каждым маршрутом подвергаются медосмотру, чтобы их физическое состояние не стало причиной ДТП. Процедура включает несколько простых этапов, в ходе которых определяется пригодность лица к управлению транспортным средством.
Кто их проводит
Право проводить предрейсовый и послерейсовый осмотр в 2019 году имеют медицинские учреждения, лицензированные компании, штатный доктор.
Согласно законодательству процедуру оплачивает работодатель. Он может нанять врача в штат, оборудовав для него рабочее место, или договориться с соответ-ствующей организацией. Если водитель занимается бизнесом, то он самостоятельно выбирает клинику, покрывает все расходы.
Правила проведения осмотра.
Требования к лицам, которые проводят осмотр:
- Наличие медицинского образования, диплома на проведение этих манипуляций (документа, подтверждающего, что специалист прошел соответствующее обучение).
- Если заключается договор с клиникой, то в нем прописываются все особенности сотрудничества, поэтому частично за качество услуг отвечает медучреждение.
Кто их проходит
Осмотр проходят все водители, которые трудоустроены в транспортной компании:
- Перед и после первого рейса, если его длительность составляет больше 1 дня.
- В начале и конце трудового дня, за который придется совершить несколько рейсов.
Цели и задачи
Цель медосмотра водителей – определение их профессиональной пригодности, предотвращение болезней, характерных при такой работе. При выявлении каких-либо нарушений человек к вождению транспортного средства не допускается.
Задача медицинского осмотра:
- определение опьянения спиртным, наркотиками, токсичными веществами, похмелья;
- выявление симптомов переутомления;
- определение болезней, которые негативно влияют на управление автомобилем.
Можно ли не проходить медосмотр перед рейсом
Не подвергаться осмотру могут сотрудники, которые не значатся на должности водителя. Для тех, кто оформлен, процедура обязательна.
Процедура занимает не больше двадцати минут. Цены на нее невысокие: в среднем за один контроль каждого водителя в поликлиниках берут 50–70 рублей. Исходя из этих показателей рассчитывается заработная плата нанятого в штат организации врача.
Игнорирование освидетельствований грозит штрафами. Если от процедуры отказывается водитель, его могут наказать на 1,5–2 тысячи рублей.
Нарушен алгоритм прохождения? Компания заплатит до пятидесяти тысяч рублей. За отсутствие осмотров можно поплатиться 130 тысячами. Выполнение требований значительно сэкономит ваш бюджет.
Итак, прохождение врачебного контроля обязательно для штатных шоферов. Его организовывает руководство предприятия. Тех, кто пользуется личным транспортом и водителем не значится, законодательство к проверкам не обязывает. Но могут возникнуть спорные ситуации при остановке работниками ДПС. Правоту в ряде ситуаций придется доказывать в судебных инстанциях.
В случае, когда для рабочих поездок и командировок используют транспорт предприятия, необходимо получить путевые листы, пройти технический осмотр и контроль врача. Медосмотр будет не ежедневным, действует на срок поездки.
Детальная информация видна на видео:
Послерейсовые медицинские осмотры
Зачем проводить послерейсовый медосмотр, если водителя уже осматривали перед выездом, и он сегодня больше не сядет за руль? Это помогает укрепить дисциплину и выявить кандидатов на увольнение. Если водитель знает, что после предрейсового осмотра его больше никто не станет проверять — что ему в принципе помешает принять алкоголь прямо на работе?
Послерейсовые медосмотры важны, если на предприятии работают люди с хроническими заболеваниями, пенсионеры.
Что говорит по этому поводу закон? Приказ Минтранса от 18.09.08 N152 прямо обязывает указывать время послерейсовых осмотров в путевых листах — а значит, процедура является обязательной.
Срок действия путевого листа
Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены
Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе
Правила заполнения путевого листа
- Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
- Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
- При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
- Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
- В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
- Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате — год).
Порядок проведения процедуры
Осмотр проводится непосредственно в течение всего трудового дня. Время, затраченное на общение с медиками, входит в рабочие часы.
Процедуры, которые включает предрейсовая проверка:
- опрос;
- измерение физических показателей;
- выявление одурения наркотиками, спиртным, другими веществами (иногда проводятся лабораторные исследования).
Итог процедуры предрейсовый осмотр водителей записывают в нормативные документы: журнал и водительский путевой лист. Если были выявлены какие-либо проблемы (симптомы острой болезни, интоксикация, похмелье, ускоренный пульс), то за руль транспортного средства работника не допустят.
Во время предрейсового осмотра проводится первичный тест на употребление наркотических препаратов. Если его результаты положительные, то пациент направляется к наркологу для более углубленного обследования.
Помещение, где проводится осмотр, должно состоять из двух комнат – для сбора анализов и осмотра пациента. Также должно присутствовать необходимое оборудование, инструменты, мебель.
Набирает популярность медосмотр водителей по закону без присутствия врача. Для этих манипуляций понадобиться специальный компьютер с датчиками. Водитель самостоятельно замеряет все параметры согласно инструкции, после чего результаты в клинику для дальнейшей обработки.
Что делают?
- Проводят внешний осмотр ТС.
- Проверяют, исправны ли замки на дверях, багажнике и капоте.
- Диагностируют работу тормозов.
- Проверяют, работает ли ручник – стояночный тормоз.
- Выявляют (если они есть) неисправности рулевого управления (не должно быть люфтов выше нормы и должны отсутствовать стуки).
- Обязательно проверяют работу световых приборов и звукового сигнала: в дороге от их исправности зависит многое.
- Работают ли стеклоочистители: в дождь или снег движение с неработающими дворниками запрещено.
- Выясняют заряд аккумуляторной батареи.
Во время проверки механик вместе с водителем осматривают набор автомобилиста, в котором в обязательном порядке должны быть следующие предметы:
- Огнетушитель, у которого не истек срок годность.
- Аптечка, у которой не истек срок годности.
- Домкрат в рабочем состоянии.
- Трос и петля для буксировки авто.
- Знак аварийной остановки.
Для определения отсутствия утечек авто поднимают на подъемнике. Следов утечек технических жидкостей в гидравлических системах не должно быть. Все шины, в том числе и запаску, проверяют, определяя давление. В случае если они слабые, подкачивают их. Прорези и грыжи на них должны отсутствовать.
Если во время осмотра авто выявили неисправности, обнаружили отсутствие исправного противопожарного оборудования или аптечки, механик не подпишет выпуск на линию, но поставит в известность Заказчика услуги об этом.
Когда и кому нужно проходить осмотр
Согласно ФЗ № 196, медицинское освидетельствование обязаны проходить все граждане при получении и замене водительского удостоверения.
Прочие виды медико-тестовых обследований обязательны лишь для следующих категорий водителей:
- дорейсовые — для лиц, чья работа связана с транспортировкой пассажиров и грузов. Исключение составляют лишь те, кто выезжает по вызову служб экстренного реагирования;
- послерейсовые — для граждан, служебная деятельность которых заключается в перевозке людей и опасных грузов. Очевидно, что для этой категории сотрудников досмотр необходимо проводить до и после работы.
Примечание: время, затрачиваемое на мед. освидетельствование (до или после рейса), является оплачиваемым (ст. 213 ТК). Если сотрудник-водитель проходит проверку в нерабочее время, то оно должно быть учтено бухгалтерией как сверхурочное. Организация и оплата осмотра возлагается на работодателя.
Цель обязательного медосмотра — выявление возможных противопоказаний к работе, вреда, причиненного воздействием вредных факторов в рабочее время, употребления работником алкоголя или психотропных средств при исполнении служебных обязанностей.
Что позволяет выявить освидетельствование:
- плохое самочувствие;
- алкогольное или наркотическое опьянение;
- воздействие психотропных препаратов.
Законодательная база
Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:
- Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
- Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
- Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.
Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.
ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования
Обязанность ведения журнала возлагается на работодателя. Указания по форме журнала зафиксированы в приказе Минздраваот 29 сентября 1989 года №555.
Особенности проведения предрейсового осмотра по новому закону
Новые требования к обследованию устанавливаются приказом Минздраваот 15 декабря 2014 года №835. Рассмотрим некоторые из них:
- Обследование проводится перед рабочей сменой для того, чтобы человек с противопоказаниями не попал на рейс.
- Оплачивается и организуется осмотр работодателем.
- Обследовать водителя могут только квалифицированные сотрудники медицинских учреждений с соответствующей лицензией.
В новом законе прописаны следующие ступени предрейсового осмотра:
- Сбор анамнеза.
- Визуальный осмотр человека.
- Замер температуры тела.
- Замер артериального давления и пульса.
- Проверка на предмет алкогольного опьянения.
- Определение содержания алкоголя в крови (в процентах).
- Проверка наличия в крови психоактивных элементов.
Результаты обследования докладываются работодателю. Если противопоказания есть, человеку выписывается направление на полный осмотр.
Последние законодательные новшества о предрейсовых осмотрах
29 июля 2017 года был принят новый Федеральный закон № 242 о предрейсовом осмотре водителей автобусов и таксопарков. Он вступил в силу в начале 2018 года, и в нем содержатся некоторые принципиально новые моменты, с которыми необходимо ознакомится водителям и работодателям.
Самая главная новинка заключается в возможности дистанционного предрейсового осмотра. Врач может находиться на своем рабочем месте, далеко от пациента, а заключение давать посредством телеметрии. Доктор не будет лично ставить свою подпись на путевом листе, как это было ранее, а отправлять свой вердикт в электронной форме, скрепляя его ЭЦП – электронной цифровой подписью. Планируется, что подвергаться осмотру водители будут непосредственно за рулем перед самым началом рейса. Механизм подобной процедуры пока не разработан, но такая задача поставлена перед Минздравом РФ. Телемедицина поможет сберечь время на осмотры и средства на их организацию.
Второе изменение касается ужесточения самих требований к осмотру. Увеличилось количество поводов, по которым врач законно сможет отстранить водителя от участия в рейсе. К ним добавились:
- повышенное артериальное давление;
- значительно участившиеся сердцебиение;
- острая форма заболевания.
Предрейсовые медосмотры водителей в 2021 году: нововведения
Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.
Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2021 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.
Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.
Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.
Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.
Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:
- предрейсовый осмотр;
- перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
- по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
- уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.
Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).
Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.
Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:
- Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
- Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
- Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.
Рассмотрим данные положения подробнее.
Когда проводят медицинский осмотр
Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.
Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.
Штамп медработника: Приказ №835н
- По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
- По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Примечание: Здесь отсутствует упоминание о дате и времени осмотра. В других нормативах они указаны. Поэтому лучше прописать число, месяц, год + время процедуры: час и минуты от и до. Например: Дата: 12.12.21; Время: 8:00 — 8:08; Подпись с расшифровкой: Соколова А.А. или УКЭЦП.
Представьте ситуацию: осмотры не проводятся, штампы медработников подделывают. В организации, где работает несколько водителей, в путевых листах стоит одно время прохождения ПМО. При обнаружении такого нарушения, контролирующие органы подвергнут немалым штрафам руководителей и должностных лиц. За подделку документов грозит уголовная ответственность. Поэтому время ПМО, технического контроля, выезда с парковочной стоянки не должны совпадать ни в одной путевке, ни в нескольких.
Примечание: Когда сотрудники работают по скользящему графику, осмотр проводят в разное время суток. Руководство автопредприятия обязано предоставить возможность его прохождения в любой период рабочего дня, включая праздники и выходные.
Изменился срок действия путевого листа
До внесения изменений минимальный период, на который выдавался п/л, составлял сутки. Для длительных рейсов он не превышал 30 дней. В ТК РФ ст.329 (Положение 15) Закона 197-ФЗ расписан режим работы водителей, который необходимо совмещать с отдыхом. Поэтому на сколько бы не выдавался лист, учитывают пребывание за рулем — 7/8 ч. + отдых до 4 ч. В совокупности — не более 12 часов.
График, зависит от особенностей перевозок разными видами транспорта. Поэтому подсчитывают количество рабочих часов за неделю, месяц. Необходимо, чтобы общая сумма не превышала нормативов труда и отдыха
В последнее время часто жалуются, что инспекторы обращают на фактическое время управления автомобилем особое внимание. Чтобы не было претензий, следите за режимом, отмечайте в п/л часы перерывов
Интересный факт: Определенные виды автотранспорта должны укомплектовываться тахографами — это своеобразный контроль за режимом работы водителей. В некоторых европейских странах к данному атрибуту авто относятся очень строго. За выявленные нарушения взимают штрафы, от которых у наших водителей был бы шок.
Например, при неправильном использование прибора — €400; намеренное нарушение (нет данных карты) — €2000; отсутствие тахографа — €500 000 либо тюрьма (данные взяты из википедии).С такими штрафами нарушать БДД никто не захочет.
Пройдите обучение в государственном ВУЗе:
Профессиональная переподготовка специалистов по охране труда
250 часов 1 раз
Специалисты по охране труда не имеющие профильного образования по охране труда.
Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ
Подробнее
Дополнительное образование по охране труда
250 часов 1 раз
Все желающие получить новую профессию специалиста по охране труда.
Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ
Подробнее
Повышение квалификации специалиста по охране труда
72 часов 1 раз / 5 лет
Специалисты по охране труда, желающие пройти курсы повышения квалификации.
Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение
Подробнее
Обучение и проверка знаний требований охраны труда
40 часов 1 раз / 3 года
Руководители, ИП, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда.
Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение
Подробнее
Предрейсовый медосмотр: объем исследований
Опираясь на Приказ Минздрава №835н; п.10, учитывайте, в настоящий момент норматив редактируют. Порядок, в связи с введением дистанционного мед. контроля состояния здоровья сотрудников, не отвечает новым требованиям. Изменения коснуться объема проводимых исследований ПМО.
При прохождении очного медосмотра ничего не меняется, поэтому до вступления в силу обновленного документа придерживаются прежних Правил. На приеме медработник обязан:
- Выслушать жалобы водителя на то, как он себя чувствует, нет ли причин для направления в поликлинику. Сотрудник не допускается к управлению автомобилем, если: возникла боль в области сердца, головная или зубная; появились симптомы расстройства ЖКТ; присутствуют признаки ОРВИ (особенно это актуально при пандемии COVID-19) и т. п.
- Осмотреть визуально: наблюдение за поведением и самоконтролем работника; исследование на предмет повреждений на коже и слизистых, следы от инъекций, выявление характерных признаков опьянения, отравления, заторможенности или, наоборот, гиперактивности.
- Измерить параметры: температура, AD (давление), пульс.
- Провести тест на опьянение (похмельный синдром).
Если противопоказания к управлению автомобилем отсутствуют, измеряемые показатели находятся в пределах нормы, в путевом листе ставится штамп о пройденном предрейсовом медконтроле. Медработник заверяет допуск личной подписью, прописывая свою фамилию + инициалы, указывает число и время, затраченное на проведение процедуры.
Результаты п.12 Приказа Минздрава РФ
12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
- наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
- отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Дополнительное исследование
В случае, когда по внешнему поведению заметно, что водитель находится в состоянии опьянения, хотя тест на содержание алкоголя, оказался отрицательным, проводится анализ мочи. При обнаружении в биологической пробе психотропных веществ, сотрудника отстраняют от работы. Медик выписывает направление в поликлинику для подтверждения диагноза — наркотического отравления.
В справке указывают (п.19 Приказа МЗ №835н):
- Порядковый номер документа.
- Полную дату, (время до минут) проведения процедуры.
- Тип осмотра.
- Причину и цель направления в мед. заведение.
- Предварительный диагноз.
- Какие меры диагностики или медпомощи оказывались.
- Подпись медика с расшифровкой фамилии + инициалы.
Примечание: Послерейсовый (послесменный) медосмотр проводится в том же объеме на предмет выявления признаков опьянения, усталости, обострения хронических заболеваний и пр. В ст.46 п.2 ч.4-5 ТК РФ №323-ФЗ указан смысл каждого вида мед. контроля.
Цель регулярного медицинского осмотра водителей
4) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
5) послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
Медицинское обследование
В России действует №196-ФЗ, принятый 10.12.1995 г. Он трактует основные требования к ТС для обеспечения безопасности дорожного движения. В Письме №2510 прописан порядок прохождения мед. осмотра водителями ТС. Его должны проходить все из них до выезда на маршрут или до поездки за город с грузом.
Процедура проходит в медучреждении, в котором работает медицинский сотрудник, окончивший специальные курсы и знающий, что проверять во время ее проведения.
Медработник берет анализы. Не редко он выявляет факторы, препятствующие выполнению водителем своих должностных обязанностей. В таком случае ни о какой поездке не может идти и речи. Он направляется в поликлинику, где уточняют диагноз и назначают лечение.
Задачи врача:
- собрать анализ;
- определить давление;
- пульс;
- наличие/отсутствие алкоголя в выдыхаемом воздухе.
При наличии показаний он может направить водителя на другие исследования, и только после этого решит, давать допуск к работе или нет.
Стоимость услуги – от 48 рублей. Результат ее оказания – штамп в путевом листе, свидетельствующий о допуске к вождению.