Государственный бизнес и его особенности

Содержание:

Поддержка инновационного развития экономики в России

В двадцать первом веке на первый план выходит информация и технологии. Экономики разных страны переходят на инновационные модели развития. Базовыми элементами инновационного развития экономики являются особые и свободные экономические зоны, технопарки, индустриальные парки и бизнес-инкубаторы.

Вышеперечисленные элементы являются очень важными в начале деятельности малого бизнеса. Когда предприниматель хочет зайти на рынок, имея лишь идею, вряд ли получится что-то хорошее. С этой идеей можно прийти в бизнес-инкубатор. Как правило, там дадут консультацию: с чего начать, как «упаковать» бизнес, как лучше зайти на рынок. То есть бизнес-инкубатор — это место, где идея созревает до полноценного стартапа, который можно запускать или предлагать инвесторам.

Количество резидентов бизнес-инкубаторов в 2014–2015 гг. показало пиковые значения, однако в 2016 году произошел резкий спад субъектов малого предпринимательства, участвующих в этом.

Поддержка субъектов МСП, участвующих в госзакупках

Федеральный закон №98-ФЗ от 01.04.2020 установил, что для закупок с ограничениями среди СМП госзаказчик вправе не устанавливать до 31.12.2020 года требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств. Исключение — когда контракт предусматривает авансирование.

Следует помнить, что независимо от ситуации заказчики обязаны не менее 15% своих закупок проводить исключительно среди СМП и выбирать исполнителя из их числа — законодатель гарантирует, что не менее 15% бюджетных денег, переданных заказчикам в распоряжение, уйдет малому предпринимательству;

Система поддержки малого бизнеса в РФ

Поддержка малого бизнеса от государства в связи с распространением коронавируса была инициирована президентом РФ. На основе его рекомендаций составлена и разработана полноценная программа, содержащая перечень шагов для того, чтобы малый бизнес в России не прекратил свое существование.

Реализация программы поддержки малого бизнеса регламентируется рядом нормативных актов:

  • Постановления Правительства от 03.04.2020 и 10.04.2020;
  • ПП от 02.04.2020 № 409;
  • ФЗ от 15.10.2020 №-320;
  • ПП от 01.10.2020 №1587;
  • ПП 02.09.2020 №1340.
  • мораторий на банкротство – кредиторы не смогут подать заявление на инициацию процедуры банкротства на ту или иную компанию;
  • приостановление плановых проверок – в список попадают даже уже начатые проверки;
  • автоматическое продление разрешений и лицензий – установлен срок в полгода;
  • кредитные каникулы – предпринимателями представлена возможность отсрочить выплаты на полгода либо снизить их;
  • льготный кредит на выплаты заработной платы сотрудникам – помощь государства малому бизнесу включает в себя и заботу о финансовом положении работающих граждан. Поэтому бизнесмены могут оформить кредит без процентов на выплату з/п в период пандемии;
  • снижение страховых взносов – эта помощь затрагивает в первую очередь ИП, взносы которых уменьшились в половину;
  • налоговые каникулы – отсрочки по платежам в пользу государства;
  • отсрочка по арендным платежам – для МБ из наиболее пострадавшего сегмента созданы условия, в которых они могут производить оплату частями в течение 2 лет;
  • адресные консультационные услуги в сегменте экспорта;
  • прямое субсидирование – этот вид господдержки среднего и малого бизнеса представляет собой реальные выплаты в размере, определяемом по количеству сотрудников компании и иным критериям;
  • кредитование без возврата – в Москве и других городах РФ наиболее пострадавшие организации могут получить от государства кредит, рассчитывающийся по индивидуальной схеме.

Регионы правомочны дополнять приведенные меры на свое усмотрение. Но на то, чтобы отменять какие-либо федеральные инструменты, субъекты РФ не имеют законных оснований.

Кто может рассчитывать на поддержку?

На помощь от государства могут рассчитывать далеко не все предприниматели в Москве и регионах. Пакет принятых мер затрагивает только те предприятия, которые в наибольшей степени пострадали от пандемии.

Изначально был утвержден перечень из девяти наименований:

  • культура и досуг;
  • авиаотрасль;
  • услуги в сфере туризма;
  • спорт;
  • общепит;
  • гостиничный бизнес;
  • допобразование и заведения образовательного типа, имеющие негосударственный характер;
  • бытовые услуги;
  • организация общественных мероприятий.

Чуть позже в список была добавлена непродуктовая розница и еще несколько других отраслей.

Перед подачей заявления на господдержку на МБ и ИП предприниматель должен свериться с перечнем ОКВЭД. Если номер, под которым числится его деятельность как хозяйствующего субъекта, не включен в список наиболее пострадавших во время коронавируса, то на специальный пакет мер он может не рассчитывать. Для него будут актуальными стандартные инструменты поддержки МБ и молодых предпринимателей.

Результаты исследования индекса RSBI

Индекс RSBI каждый квартал рассчитывают общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» и Промсвязьбанк. RSBI считается по 4 компонентам:

  • Кадры;
  • Инвестиции;
  • Продажи;
  • Необходимость финансирования.

Показатель отображает ситуацию в области в целом и часто используется для подготовки различных реформ. Недавний анализ показал, что господдержка МСП нуждается в реформировании. 

Меньше половины предпринимателей осведомлены о программах господдержки. При этом из тех, кто слышал о программах, только 9% уверены, что легко смогут их получить. 

Одна треть опрошенных уверены, что деньги у государства взять нереально, а остальные убеждены, что для получения субсидий нужно приложить массу усилий. За этот год программами воспользовались всего 5% предпринимателей.

Из тех, кто считает, что получить деньги от государства на развитие бизнеса можно, но очень сложно:

  • 29% называют основной сложностью сбор и подготовку документов. 
  • 16% думают, что трудно подготовить отчет о расходовании средств. 
  • 14% уверены, что они не подходят по критериям, чтобы получить субсидии.

По мнению опрошенных, самые эффективные способы поддержки бизнеса:

  • 78% считают, что это льготы по налогам и снижение налоговой нагрузки.
  • 52% ждут льготных условий по кредитам.

Субсидии от центра занятости

Центры занятости — это структуры, основная задач которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.

Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Если лицо открывает свою фирму или регистрируется в качестве ИП, один из видов субсидии на бизнес от государства, на которую он вправе рассчитывать, — единовременная субсидия центра занятости.

Размер ее небольшой — всего несколько десятков тысяч рублей — этого недостаточно для стартового капитала, но хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса:

  • нотариальных действий;
  • услуг юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
  • государственных пошлин;
  • первоначальную закупку бланков, оформление печати.

Получить ее вправе только гражданин, который состоит на учете в качестве безработного и подал заявление о намерении открыть бизнес.

Информационно-консультационная поддержка

Это специализированные сайты (в т. ч. сайты уполномоченных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации), где можно узнать о действующих программах поддержки. В Центрах услуг для бизнеса можно получить консультацию юриста, разузнать об аренде имущества, о формах и условиях финансовой помощи. А в Торгово-промышленных палатах можно не только получить консультации по ведению бизнеса, но и принять участие в ярмарках и выставках.

Один из примеров бесплатной информационной поддержки от портала Бизнес-Навигатор — помощь в разработке собственного бизнес-плана для предоставления его в государственных инстанциях или для личных целей

Действующие меры поддержки

Мораторий на плановые проверки

Мораторий на проверки для малого и среднего бизнеса, который действовал в 2020 году, продлён до конца 2021 года. В список попадают даже начатые проверки. Исключение — объекты высокого и чрезвычайно высокого риска, по которым установлен режим постоянного госнадзора.

Автоматическое продление лицензий и разрешений

Принято новое правительства РФ, согласно которому срок действия лицензий и разрешений продлевается на один год. Это позволит сократить издержки бизнеса, связанные с прохождением разрешительных процедур.

Льготное кредитование на восстановление предпринимательской деятельности

В действие вступила программа «ФОТ 3.0». Оформить льготный кредит по ставке 3% можно с 9 марта 2021 года сроком до 12 месяцев. Расходовать средства можно на любые нужды, включая выплату зарплаты и платежей по кредитным договорам. При этом правило не распространяется на выплату дивидендов, покупку собственных акций, долей в уставном капитале и благотворительность.

Размер кредита определяется исходя из количества сотрудников (один МРОТ на сотрудника), лимит — 500 миллионов рублей. Главное условие программы — сохранить не менее 90% рабочих мест в течение действия кредитного договора. Порядок и условия получения льготных кредитов прописаны .

Снижение страховых взносов

Для всех компаний МСП предусмотрено снижение тарифов по страховым взносам с 30 до 15% в отношении выплат сверх МРОТ. Для ИП на патентной системе налогообложения взносы уменьшаются вдвое.

Налоговые каникулы для ИП

Вновь зарегистрированные ИП могут работать по нулевым налоговым ставкам до 2024 года. Согласно , льготой могут воспользоваться новые ИП, которые используют УСН (упрощённую систему налогообложения) или ПСН (патентную систему налогообложения), также работают в производственной, социальной, научной сферах и отрасли бытовых услуг.

Отсрочка по арендным платежам

Субъекты МСП отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, отсрочить арендные платежи за 2020 год и оплачивать их частями в течение двух лет, до 2023 года.

Материал по теме
Проверки для среднего и малого бизнеса: когда их ждать и как подготовиться

Прямое субсидирование субъектов МСП

Сейчас действует несколько программ прямого субсидирования бизнеса:

От Министерства экономики и развития. Деньги выделяют из федерального бюджета для поддержки малого и среднего бизнеса в регионах. Принять участие в конкурсе может любой предприниматель. Предпочтение отдаётся тем, кто развивает социальные проекты, программы экспорта, сельское хозяйство, народные промыслы, а также инвалидам и одиноким предпринимателям с детьми

Во внимание принимается уровень доходов заявителя. Сумма зависит от региона.

От Центра занятости

Субсидию выдают на открытие своего дела. Чтобы получить помощь, заявитель должен стоять на учёте в Центре занятости и иметь бизнес-план. Размер субсидии зависит от среднерыночных цен в регионе, где работает предприниматель. В среднем это 60 тысяч рублей. Если будут наёмные работники, аналогичная сумма выделяется на каждого из них. Деньги можно направить на покупку оборудования, сырья, ремонт помещения. Расходы проверяет комиссия. Также предусмотрена компенсация расходов по регистрации бизнеса до 20 тысяч рублей.

От Департамента развития и поддержки предпринимательства. Компании, работающие менее года, могут получить до 300 тысяч рублей на развитие. Нужно предоставить документы о ведении деятельности и детальный бизнес-план. Субсидию выдают на конкурсной основе, заявки принимают от тех, кто не имеет долгов по налогам и зарплате и может вложить не менее 50% собственных средств в реализацию проекта.

От Фонда содействия инновациям. Фонд предлагает несколько конкурсных программ, по которым предприниматели могут получить от полумиллиона до 25 миллионов рублей: «Умник», «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Кооперация».

Поддержка сельского хозяйства

Предприниматели, которые работают в отрасли более двух лет и имеют бизнес-план по развитию, могут претендовать на компенсацию до 90% расходов в рамках полутора миллионов рублей. Плюс действует программа льготного кредитования фермеров: проценты по кредитам до пяти миллионов рублей в течение пяти лет гасятся за счёт бюджетных средств.

Мы описали федеральные меры поддержки, которые действуют во всех регионах. Местные власти правомочны дополнять их на своё усмотрение.

Кстати, даже в сложные времена при помощи простых инструментов можно не только решать важные задачи, но и неплохо экономить — время, деньги и нервы. Полезные и понятные сервисы для предпринимателей собраны на интернет-витрине «Твой Бизнес».

История

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в
России
. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для
инвестирования
. ГЧП представляет собой альтернативу
приватизации
жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственночастных партнёрств наработан в
Великобритании

.

Влияние бизнеса на Российское государство

Не существует определенных форм, которые ограничивают или устанавливают норму двух сторон. Поэтому в лучшем случае зачастую встречаются такие моменты как договорённость. Как бизнесмен вкладывается и ожидает получить в ответ какие-то права или привилегии или наоборот. Все зависит от правил и норм, которые устанавливают обе стороны. Главное, чтобы обе стороны были готовы идти на компромисс или общий уступки, не будет такого, что кто-то один будет создавать постоянно удобные условия для другого. Рано или поздно подобное прекращается.

Как получить каждый из видов помощи от государства?

Рассмотрим условия получения каждой из предусмотренных законом государственных выплат, а также уточним, кто может на них претендовать.

Материальная помощь

Материальная компенсация от государства по закону положена всем гражданам РФ попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Деньги могут выделяться из регионального или федерального бюджета. Подобные выплаты предоставляются в случае потери работы, возникновения трудной жизненной ситуации или диагностирования у человека тяжелого заболевания. Получить деньги можно через работодателя или учебное заведение.

Компенсации для многодетных семей

Семья получает статус многодетной, если родители воспитывают минимум троих детей. Для этой категории граждан государство выделяет несколько видов льгот. На региональном уровне поддержка может быть разной в зависимости от возможностей и бюджета региона.

В ряде регионов введены выплаты на рождение третьего и последующих детей. Средний размер единовременного пособия составляет 100 тысяч рублей.

*Пример: Многодетные семьи из Новосибирска получают выплаты к 1 сентября. Эта мера была принята, чтобы возместить затраты родителей на приобретение школьной формы и принадлежностей для учебы. Законодательный акт Новосибирской области № 533 действует с 6 октября 2010 г.

Поддержка от государства для малоимущих семей

Меры государственной поддержки также предусмотрены для семей с низким уровнем дохода, как на федеральном, так и на региональном уровне. Статус «малоимущих» присваивается после оценки состава семьи и среднего ежемесячного дохода на каждого человека. Справка, подтверждающая доходы выдается работодателем или МФЦ. Для получения данных сведений можно обратиться в Управление соцзащиты по месту жительства.

Для тех, кто получил статус «малоимущие», государство разработало систему льгот, в соответствии с которой бесплатно предоставляется:

  • двухразовое питание (если в семье есть дети, обучающиеся в школе);
  • школьная форма (в некоторых случаях производится выплата на приобретение формы);
  • медицинские препараты для детей до 6 лет включительно.

Информацию о дополнительной поддержке малоимущих в разных регионах можно уточнить на официальных сайтах администраций субъектов РФ.

*Так же вы можете поискать помощь на нашем сайте в разделе Хочу помочь.

Помощь другим категориям граждан

Выплата от государства, на приобретение вещей первой необходимости, может быть оформлена малообеспеченными лицами, имеющие статус «ветеран ВОВ». Данная мера поддержки предоставляется однократно. Как правило, размер компенсации не превышает 15тысяч рублей.

Материальная поддержка гражданам, состоящим на учете в центре занятости

Право на выплату денежного пособия от центра занятости имеет гражданин РФ, имеющий статус безработного. Назначение средств производится на основании постановления правительства РФ № 1375 от 15.11.2018 г. Сейчас минимальная сумма пособия составляет 1,5 тысячи рублей, а максимально государство выделяет безработным 8 тысяч рублей.

Меры поддержки нетрудоустроенным лицам не ограничиваются денежным пособием. Центр занятости оказывает содействие в поиске нового места работы, занимается подбором вакансий в соответствии с образованием, опытом и навыками каждого человека. В случае если сотрудники центра занятости дважды предлагают безработному кандидату вакансии, от которых он отказывается, выплаты ему больше не начисляются. Кроме того, граждане обязаны посещать центр занятости и отмечаться у закрепленного за ними инспектора дважды в месяц, чтобы рассматривать новые предложения работы.

В 2019 году были внесены некоторые изменения, касающиеся выплат нетрудоустроенным лицам пред пенсионного возраста. Так, с 1.01.2019 г. максимальный размер выплат для них составляет 11 280 рублей.

Единовременное денежное пособие

Единовременная денежная выплата от государства положена людям при обнаружении тяжелого заболевания, потере работы, возникновении трудной жизненной ситуации. Получить деньги имеют право следующие категории граждан:

  • ветераны ВОВ;
  • матери-одиночки;
  • матери с двумя и более детьми;
  • малоимущие пенсионеры и их семьи;
  • родители детей-инвалидов (при условии, что доход каждого из супругов не превышает сумму прожиточного минимума в регионе проживания более чем в 1,5 раза);
  • беременные женщины при сроке до 12 недель;
  • матери при рождении ребенка (в течение полугода со дня рождения);
  • семьи, усыновившие или взявшие под опеку одного или нескольких детей.

Влияние бизнеса на государство

Четких форм и моделей, как можно построить взаимоотношения двух сторон, пока не существует. В лучшем случае можно наблюдать согласие предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса на равных паях с государством.

Предпринимательская сфера, в свою, очередь, так же не остается безучастной и стремится всячески влиять на власть при малейшем ее ослаблении. Это проявляется в навязывании своих правил, игнорировании законов и предписаний, создании различных теневых схем, финансовые потоки которых проходят мимо государственной казны. Все, что необходимо в этот момент, – это усиление власти и готовность обеих сторон идти на взаимные уступки, что позволит восстановить баланс во взаимоотношениях.

Почему господдержка не работает?

На поддержку молодых предпринимателей тратятся огромные деньги. В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» выделено 481,5 млрд рублей. Однако на МСП приходится всего 21% ВВП (для сравнения, в Китае процент малых предприятий в ВВП — 70%). 

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергей Жаворонков убежден, что правительство просто не понимает, что нужно малому бизнесу. Оно пытается принудить сети приобретать товары у ИП, включить малый бизнес в сферу госзакупок. Все это направлено на фирмы производственной сферы, а их в малом бизнесе не больше 10%. 

Член Российской Торгово-Промышленной палаты Анна Вовк говорит о том, что на малый бизнес сильно влияет введение новых налогов и увеличение старых, а также сложный процесс отчетности, бюрократия. Если бы государство вводило больше льгот по налогам для малого бизнеса и упрощало ведение бумаг, это была бы реальная поддержка. А сейчас получается, что все программы существуют только на бумаге. 

Еще один существенный недостаток развития МСП в России в том, что большинство программ предоставляется фирмам, которые уже существуют 1-2 года, и нет программ, которые помогают именно на старте. 

За рубежом в этом плане ситуация значительно лучше. Например, в Великобритании при Министерстве торговли есть Служба мелких фирм. Организация помогает молодым предпринимателям открыть фирму, заключить контракты, получить кредиты на льготных условиях, и даже проводит обучение предпринимателей и сотрудников. 

В США правительство разработало целую сеть поддержки начинающих предпринимателей. Причем основные усилия направлены на то, чтобы обеспечить благоприятную среду именно для открытия фирмы и ее существования на раннем этапе. Правительство предоставляет льготные кредиты, проводит бесплатное обучение, консультирует начинающих предпринимателей и т.д. 

У нас же многие предприниматели испытывают проблемы именно на старте. Такого мнения придерживается Павел Самиев, бывший управляющий директор НРА. Он говорит о том, что молодые бизнесмены и так сталкиваются с множеством бюрократических препятствий при регистрации фирмы. А если они хотят получить субсидию, им приходится опять собирать документы. Получается, что государство, предлагая такую поддержку, не помогает, а еще больше усложняет жизнь начинающих бизнесменов. 

Опрос для RSBI наглядно показал, что правительству нужно менять подход к программам поддержки бизнеса, чтобы они лучше работали. В прошлом материале мы писали о проекте Минэкономразвития. Возможно, изменения будут в его рамках.

Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется кредитованию бизнеса. Для этих целей государство создает специальные структуры и фонды:

  • Администрация по делам малого бизнеса (США);
  • Кредит для средних и мелких фирм (Франция);
  • Корпорация страхового кредитования малого бизнеса (Япония).

Правительство стран ставит перед собой задачу сохранить и развить конкурентную среду, побуждающую производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Позднее в Администрации по делам малого бизнеса был создан отдел арбитража. В различных регионах страны представители структуры проводят слушания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. Отдел выступает связующим звеном между предпринимательством и федеральными структурами.

Под эгидой все той же Администрации функционирует Институт в Интернете. Если предприниматель или студент хочет открыть свое дело, он может пройти бесплатную подготовку и пользоваться информационными ресурсами.

Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако значительная часть их функций остается нереализованной. Причиной служит несовершенство бизнес среды, особенно в инновационной сфере. Модернизация действующего законодательства и увеличение объемов оказываемой помощи может привести к изменению сложившейся ситуации.

Льготы для малого бизнеса

Налоговые льготы

Как таковых налоговых льгот специально для малого и среднего бизнеса в России нет, но по факту такие ИП и предприятия могут использовать один из нескольких специальных налоговых режимов:

  • упрощенная система налогообложения (УСН). Доступна для тех, кто зарабатывает не более 150 миллионов рублей в год при численности работников до 100 человек. Достаточно заплатить налог в 6 или 15% от доходов и фиксированные страховые взносы;
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – самая популярная система налогообложения: налог взимается с потенциально возможного, а не с фактического дохода. С 2021 года она полностью отменяется;
  • патентная система (ПСН) – доступна только для ИП с числом работников до 15 человек и выручкой до 60 миллионов рублей в год. Ставка налога – 6% годовых;
  • налог на профессиональный доход (НПД) – тот самый налог на самозанятых. Можно платить 4 или 6% от суммы доходов, без обязательных страховых взносов. Пока работает в 4 регионах, с 2020-го заработает еще минимум в 13 субъектах РФ.

Сами по себе льготы могут вводиться региональным законодательством – в период до 2020 года на срок до 2 лет. Это актуально не везде и только для тех, кто выбрал УСН или ПСН.

Кроме чисто налоговых льгот, есть и так называемые административные льготы – это некоторые преференции и послабления специально для представителей малого бизнеса:

  • все малые предприятия имеют право вести учет в упрощенной форме;
  • малые предприятия и ИП могут вести кассовые операции в упрощенном порядке (без лимита кассы);
  • ИП без работников, которые оказывают услуги, могут не покупать онлайн-кассу до 1 июля 2021 года;
  • до конца 2020 года запрещены плановые неналоговые проверки (хотя налоговые и внеплановые разрешены);
  • срочные трудовые договоры с работниками можно оформлять на срок до 5 лет (для остальных – бессрочно);
  • в государственных закупках на закупки у малых предприятий должно приходиться минимум 15% от общего объема.

Особенно простые условия работы у плательщиков налога на профессиональный доход – нет отчетности; регистрация, выдача чеков и оплата налогов проводится через мобильное приложение.

Льготные кредиты

Проблемы с получением кредитов – одни из самых серьезных для малого бизнеса. Банки предлагают им финансирование по ставкам от 15% годовых и выше – как обычным физическим лицам.

Но чтобы выполнить цели по национальному проекту, кредитовать малый бизнес нужно. Для этого в России стартовала программа по льготному кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитанная до 2024 года.

Основные параметры программы такие:

  • кредит нужно оформлять в одном из 90 банков-участников программы;
  • процентная ставка – 8,5% годовых (остальное компенсирует бюджет);
  • сумма – от 500 тысяч рублей до 500 миллионов (для оборотных средств) и до 2 миллиардов (для инвестиций);
  • срок – до 3 лет для оборотных средств и до 10 лет для кредитов на развитие дела.

По программе в первые 3 года запланировано выделить 55 миллиардов рублей субсидий банкам. Государство будет компенсировать 3,5% от ставки по кредиту – в этих условиях кредитовать малый бизнес станет выгодно.

Кредит дадут не всем, а лишь тем, кто работает в некоторых отраслях: это производства, строительство, бытовые услуги, оптовая и розничная торговля, транспорт, сельское хозяйство, медицина и т.д. – почти все популярные направления деятельности.

Однако даже новая программа в рамках национального проекта, по сути, не решает основную проблему – сложность получить кредит из-за необходимости предоставлять целый пакет документов:

  • анкета и копии паспортов заемщика и его соучредителей;
  • правоустанавливающие документы;
  • документы на право собственности или договор аренды на помещение по адресу регистрации бизнеса;
  • отчетность за последние несколько периодов;
  • справки из банка о задолженностях по другим кредитам и обороте по расчетному счету;
  • справка из ФНС об отсутствии долго;
  • копии документов на имущество, передаваемое в залог (или гарантия от Корпорации МСП);
  • копии договоров с крупнейшими контрагентами.

Скорее всего, банк затребует и другие документы: представители малого бизнеса считаются наиболее рискованными клиентами.

Понятно, что не каждый предприниматель захочет все это собирать (и делиться с банком данными о своих контрагентах), и большинство оформит себе обычный потребительский кредит.

Кто страдает сильнее других?

В массовом сознании малый бизнес, и иногда средний – первые в очереди среди пострадавших от коронавируса и карантинных мер. Правда, в реальности под этим понятием скрываются самые разные примеры предпринимательской деятельности, от парикмахерской на одно кресло до небольшой сети продуктовых магазинов. Вообще же государство считает пострадавшими всех, кто попал в одну из примерно 30 сфер деятельности и соответствует таким требованиям:

  • сотрудников – не больше 250 человек (это средние предприятия, для малых это 100 человек, а для микропредприятий – 15);
  • годовой доход – не больше 2 миллиардов рублей (для малых это 800 миллионов, а для микропредприятий – 120 миллионов);
  • если это ООО, то больше половины долей должно быть у физлиц, а у государства или регионов – не больше 25%.

Как правило, все конфликтные ситуации при невключении предприятия в число пострадавших возникают из-за того, что руководство предприятия изначально не очень внимательно относилось к выбору видов деятельности. Зачастую одной и той же фактической деятельности могут соответствовать несколько кодов ОКВЭД – а господдержка, например, будет распространяться только на один из них.

В экспертном сообществе делят малый и средний бизнес на две большие категории:

По сути, в группу риска сейчас попадают до половины, а то и до 2/3 компаний – при этом до сих пор нет ясности с датами завершения режима ограничений в большинстве регионов.

Например, сервис zoon.ru провел опрос более 1500 предпринимателей из регионов во всех федеральных округах России. Судя по полученным данным, ситуация может быть критической:

  • 90% предпринимателей считают, что пандемия коронавируса повредит их бизнесу;
  • 80% компаний сообщили, что их доходы за прошлый месяц уже серьезно сократились;
  • 40% опрошенных компаний намерены восстановить деятельность через несколько месяцев после снятия ограничений.

По разным оценкам, почти во всех сферах деятельности бизнес потерял до 90% от докризисного оборота, а наемные работники примерно на 2-3 месяца остались или совсем без зарплаты, или получили существенно меньше, чем до введения ограничений. Ситуация усугубляется тем, что реальные доходы населения не росли уже несколько лет, и многие люди остались в кризис без накоплений.

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «

О государственно-частном партнёрстве

» — закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найти
украиноязычной странице

Как узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать ваша компания

Чтобы узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать конкретный бизнес, необходимо обращаться за разъяснениями в профильные органы организации, работающие в регионе, где работает бизнес:

  • в каждом регионе имеется центр развития и содействия предпринимательству. Такие центры ведут образовательную и консультационную деятельность, помогают в спорных вопросах и информируют о государственных программах и других возможностях получить финансирование деятельности;
  • налоговые органы — проконсультируют по проблемам налогообложения и налоговым каникулам;
  • центр занятости — по вопросу субсидии на оформление бизнеса.

Чтобы узнать, вправе ли фирма получить помощь в связи с пандемией коронавируса, достаточно официального сайта ФНС.

На главной странице сайта необходимо выбрать кнопку «Коронавирус: меры поддержки бизнеса»:

После перехода система предложит простой, трехшаговый, алгоритм проверки возможностей получения помощи:

Шаг 1. Проверить ОКВЭД и убедиться, что он отнесен к списку пострадавших отраслей.

Шаг 2. Проверить, состоит ли компания в реестре СМП.

Шаг 3. Ответить на несколько вопросов и получить перечень мер, на которые компания вправе рассчитывать.

Государственно-частное партнёрство в России

Общепринятого определения, как и
федерального закона
о ГЧП, на сегодняшний день не существует.

Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 45 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2011 года). Полный список см.:
www.pppi.ru
В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан
Банк развития
. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития..

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

  • Инвестиционный фонд
    ;
  • Банк развития
    ;
  • другие
    государственные корпорации
    ;
  • особые экономические зоны
    ;
  • Российская венчурная компания
    ;
  • концессии
    .

Что представляют собой программы по поддержке малого бизнеса

Поддержка малого бизнеса и предпринимательства – совокупность мер по созданию оптимальных условий для развития и стабилизации небольших предприятий. Она включает в себя не только денежную помощь, но и ряд других мероприятий.

Существуют федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Реализуемые в федеральной программе мероприятия и требования определяет приказ Минэкономразвития России на определенный год.

Федеральная программа действует на всей территории России, также она является образцом для создания региональных программ для каждого субъекта РФ. Региональный план создается в среднем на 5 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector