Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. действия бухгалтера бюджетного учреждения

Переоценка стоимости и ее оспаривание в будущем

Наше законодательство одно из самых динамичных в мире. И законодательство в области налогообложения является ярким примером нестабильности в законодательстве. Так, в настоящее время принят во втором чтении Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов Российской Федерации применяется коэффициент 0,6, на территории 21 субъекта Российской Федерации – коэффициент 0,4, на территории 15 субъектов Российской Федерации – коэффициент 0,2. В остальных субъектах Российской Федерации коэффициент не применяется, поскольку решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости не принято и налог исчисляется по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.

Применение такого порядка исчисления налога на имущество физических лиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего, из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В связи с этим законопроектом предусматривается отказ от применения указанного выше коэффициента начиная с исчисления налога за четвертый налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8).

Таким образом, поправка является положительной и не должна привести к резкому росту кадастровой стоимости.

Одновременно законопроектом вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Это тоже приведет к уменьшению случаев оспаривания стоимости для целей налогообложения.

Законопроектом также предусматривается:

1) возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.

2) исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета.

3) применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

То есть можно будет не платить за ошибки чиновников, как предусмотрено в настоящее время. Данная поправка позволит снизить риски налогоплательщиков, которые связаны с длительными процедурами оспаривания стоимости.

Кроме того, законопроектом предусмотрен также ряд уточняющих изменений, направленных на разрешение неурегулированных вопросов, возникающих при применении глав 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых необходимо выделить следующие:

1) в настоящее время к льготной категории граждан по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности «инвалид с детства». При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.

2) в отношении физических лиц — собственников жилых домов, квартир и комнат Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения.

3) в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами Российской Федерации.

предлагается распространить установленные Налоговым кодексом налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.

Это тоже является положительной тенденцией и снизит риски в части обжалования стоимости.

Что понимается под переоценкой земли?

Кадастровая стоимость пересматривается муниципальными учреждениями раз в 5 лет. Исходя из цены участка, определяются земельный налог и величина арендной платы. Проблема заключается в том, что однородные участки согласно Постановлению Правительства №316 должны объединяться в оценочные зоны. Усреднение стоимости земли на определенной местности приводит к тому, что стоимость конкретного участка может значительно превышать рыночную, так как действующая процедура не учитывает индивидуальные особенности участков, следовательно, владельцу приходится платить высокий налог. Пересмотр нужен, чтобы уровнять рыночную и кадастровую стоимости земли – о том, что они должны быть равны, говорит статья 66 Земельного Кодекса.

До недавнего времени вопрос уменьшения цены участка решался исключительно через суд, что крайне неудобно, ведь судебный процесс способен затянуться на месяцы. Сейчас существует возможность изменить стоимость и без обращения в суд. Такая возможность дается владельцу законом «Об оценочной деятельности» (ст. 24). Для этой цели функционирует комиссия по рассмотрению споров о результатах определения стоимости.

Правомерные ожидания исправления ошибок, или В чем твоя вера, налогоплательщик?

Итак, по мнению ВС РФ, защите подлежат только правомерные ожидания налогоплательщика, а исправление ошибок, допущенных при проведении государственной кадастровой оценки и установление налоговой базы, в основе которой лежит рыночная стоимость объекта недвижимости, не может свидетельствовать об ухудшении его положения и не дает основания для выводов о нарушении принципа доверия к закону.

Другими словами, государство имеет полное право на исправление допущенных ошибок, даже если это приводит к ретроспективному увеличению размера налога.

Нам представляется, что подобные выводы, применительно к сложившейся в Москве в 2016 году ситуации, сделаны Судом без учета одного очень важного обстоятельства. Дело в том, что действующая в 2016 году редакция  допускала возможность ретроспективного применения измененной и увеличенной кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае исправления технической ошибки

Дело в том, что действующая в 2016 году редакция  допускала возможность ретроспективного применения измененной и увеличенной кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае исправления технической ошибки.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ из положений  было исключено прямое указание на технический характер ошибки.

В новой редакции  использовался термин «ошибочно определенная кадастровая стоимость» и действие указанной нормы было распространено на ситуации, связанные с исправлением любых ошибок при установлении кадастровой стоимости.

Однако новая редакция  стала действовать только с 1 января 2017 года и не регулировала отношения, возникшие в 2016 году.

Если, техническая ошибка – это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «»), то рассуждения о возможности применения увеличенной кадастровой стоимости в качестве налоговой базы в 2016 году будут приемлемы только тогда, когда отсутствие надлежащего учета стоимостных характеристик объекта недвижимости будет признано именно технической, а не какой-либо иной (кадастровой, учетной, реестровой и пр.) ошибкой.

Между тем, ВС РФ не стал разбираться в характере ошибок, приведших к необходимости изменения кадастровой стоимости, ограничившись лишь указанием на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций расчетным путем применительно к  на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.

Что же получается? По мнению ВС РФ правомерные ожидания налогоплательщика – это необходимость уплачивать налог на имущество организаций, исходя из объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объекта недвижимости, и налогоплательщик всегда должен быть готов к тому, что государство может увеличить налоговое бремя задним числом, если посчитает сведения об объекте недвижимости ошибочными.

Но что же такое правомерные или законные ожидания, существование которых в качестве правовой презумпции, если верить ВС РФ, должно являться принципом российской правовой системы?

Так, например, Шерстобитов О.Н. в материале «Защита законных ожиданий – основополагающий принцип административного права» («Административное право и процесс, 2019, № 2) рассуждает: «Любое лицо имеет право получать ясную и правдивую информацию о деятельности публичной администрации заранее, до вступления в правоотношение. В этом случае оно сможет ориентироваться в публичном порядке, просчитывая свое поведение в отношении органов управления и действия этих органов в отношении себя. Властные субъекты, в свою очередь, не будут произвольно и непредсказуемо изменять практику даже при наличии права действовать по усмотрению». Исходя из этого, правомерные ожидания налогоплательщика обусловлены верой, прежде всего, в неукоснительное соблюдение государством требований закона, а применительно к рассматриваемой ситуации – верой в возможность увеличения налогового бремени задним числом только в случае совершения именно технической, а не какой-либо иной ошибки в процессе проведения государственной кадастровой оценки.

Попытка иначе использовать тезис о «правомерных ожиданиях», как инструмента увеличения возлагаемого на налогоплательщика фискального бремени, будет достижением цели негодными средствами.

Изменение кадастровой цены земли по годам


Кадастровая стоимость земли подлежит периодической переоценке.

Она может проводиться по годам с интервалом от 3 до 5 лет.

Новая цена определяется в зависимости от результатов проведенной ревизии.

Она может становиться как больше (чаще всего так и происходит), так и меньше по отношению к прежней ее величине.

Увеличение значения

Многие землевладельцы после очередной переоценки их угодий сталкиваются с увеличением их кадастровой стоимости. Это приводит к тому, что возрастает сумма платежей, взимаемых в качестве земельного налога.

Резкий рост КС земельных участков произошел в декабре 2016 г. Некоторые из них внезапно подорожали в сотни и даже тысячи раз.

Но из этого вовсе не следует, что землю стало возможным выгодно продать, обогатившись при этом в одно мгновение: ведь качество земель не стало автоматически лучше, скорее наоборот, многие участки к этому времени пришли в плачевное состояние.

Переоценка земли фактически была проведена заочно, и не все могли узнать сколько она теперь стоит. В результате наделы с равными площадями, но значительно различающиеся по своим характеристикам, стали стоить одинакового дорого.

Снижение

Летом 2020 г. начал действовать мораторий, по которому 1 января 2017 г. кадастровая стоимость всех видов недвижимого имущества «замораживается» сроком на 3 года.

В этот период должна была действовать КС, являющаяся актуальной на начало года, в котором она стала применяться для налогообложения в регионе, но не ранее 2014 г. В случае же ее снижения подлежала применению ее пониженная величина.

Примерно в это же время приняли закон 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на положения которого ссылок в тексте моратория не содержится.

Получается, что регионы вправе руководствоваться не мораторием, а вступившим в действие законом об оценке. Эксперты так и не пришли к единому мнению, подлежит ли «заморозке» кадастровая стоимость, которая была определена в соответствии с новым законом. Такая ситуация может породить немало судебных споров.

Переоценка ОС: отражение в бухгалтерском учете

Рассмотрим пример бухгалтерских проводок при переоценке ОС. Организация впервые решила переоценить две группы ОС — группу машин и механизмов и группу вычислительной техники. Данные по группам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Группа машин и механизмов

Группа вычислительной техники

Первоначальная (балансовая) стоимость на 31 декабря

150 млн. руб.

16 млн. руб.

Суммы начисленной амортизации на 31 декабря

28 млн. руб.

5 млн. руб.

Рыночная стоимость на 31 декабря

180 млн. руб.

10 млн. руб.

Коэффициент пересчета

180/150=1,2

10/16=0,625

Таблица 2

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Дооценка по группе машин и механизмов отнесена на увеличение добавочного капитала

01

83

30 млн. руб.

(180 млн. руб.—150 млн. руб.)

Корректировка накопленной амортизации в связи с дооценкой группы машин и механизмов

83

02

5,6 млн. руб.

(28 млн. руб. х 1,2 — 28 млн. руб.)

Уценка первоначальной стоимости по группе вычислительной техники отнесена на прочие расходы организации

91-2

01

6 млн. руб.

(16 млн. руб. — 10 млн. руб.)

Корректировка накопленной амортизации в связи с уценкой по группе вычислительной техники

02

91-1

1,875 млн. руб.

(5 млн. руб. — 5 млн. руб. х 0,625)

При проведении в отчетном периоде переоценок основных средств по состоянию на 31 декабря сравнительные данные за периоды, предшествующие отчетному, не изменяются (см. письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01). Данная точка зрения соответствует нормам международных стандартов учета (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Пунктами 17 и 18 (IAS) 8 установлено, что изменение учетной политики при первоначальном применении переоценки активов должно рассматриваться как переоценка, т.е. как изменение оценочных значений без ретроспективного отражения в учете.

Переоценка земли

Земельный участок представляет собой ресурс, который в течение времени не изменяется и не теряет своих свойств. Поэтому для него не определяется срок эффективного использования. Его стоимость нельзя погасить путем амортизации. До 2011 года действовал запрет на переоценку участков земли, признанные ОС организации. Но после этот запрет был отменен. Поэтому, организации вправе решить провести ее переоценку. Это должно быть отражено в учетной политике компании. При переоценке земельных участков, организация должна делать это регулярно. Порядок такой процедуры, а также правила проведения компания определяет самостоятельно.

Корректировка стоимости происходит при использовании индексов цен, определяемых органами статистики, либо прямым приведением стоимости в соответствие рыночным на определенную дату. После проведения переоценки составляется соответствующий акт, который подписывают все члены комиссии и руководитель компании. К акту прикладываются документы, подтверждающие адекватность полученной суммы, по которой земля будет отражаться в бухучете.

Результаты процедуры

Согласно ст.24.17 ФЗ №135 результаты проведенных оценочных работ подлежат внесению в отчет в течение 10 рабочих дней. Отчет подлежит направлению в исполнительные органы региональной власти. По истечении 30 дней принимается решение об обоснованности отчета и внесения сведений в кадастровую базу данных, либо об отклонении результатов оценки.

Важно знать! В случае утверждения отчета, значения кадастровой стоимости вступают в силу с начала следующего года и с этого времени берутся за основу в качестве налоговой базы для расчета налога на землю. Результаты оценки земель поселений необходимы для:

Результаты оценки земель поселений необходимы для:

  • усовершенствования создаваемой автоматизированной программы по учету кадастровой стоимости;
  • утверждения налогооблагаемой базы для каждого отдельного куска земли;
  • возможности определения выплат компенсационного характера, необходимых в случае изъятия участков на муниципальные нужды;
  • внесения поправок в регламенты территориального зонирования;
  • выявления благоприятных мест для застроек земли жилыми домами и объектами инфраструктуры;
  • формирования фондового рынка бумаг и ипотеки земли.

Порядок включения земельных участков в границы поселений

В ходе присоединения новых территорий в границы населенного пункта соблюдается определенный порядок:

  1. Лицо, заинтересованное в территориальном расширении границ населенного пункта, подготавливает и подает в орган местного самоуправления все правоустанавливающие документы на землю (свидетельства, договоры, кадастровый паспорт или план), в произвольной форме составляет заявление и подтверждает свою личность копией паспорта. Запрос регистрируется в момент подачи заявления и с этого дня идет отсчет времени для рассмотрения вопроса.
  2. В течение 30 календарных дней принимается решение о включении участка в границы земель поселений либо выдвигается обоснованный отказ, мотивированный ст. 83 ЗК и ст. 9 ГрК РФ.
  3. Одобренное решение подкрепляется составлением архитектурного проекта планировки, основанного на требованиях ст. 24, 41-42 ГрК РФ.
  4. Происходит размещение на официальном сайте решения о внесении изменений в проект генерального плана.
  5. Проводятся публичные слушания, правила которых регулируются ст. 28 ГрК РФ.
  6. Проект генерального плана размещается в информационной системе территориального планирования.

Для справки! Границы населенных пунктов в городах федерального значения (Москва и Санкт – Петербург) могут меняться только после принятия соответствующего регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Порядок исключения

Исключение участков из границ поселений означает их перевод в иную категорию земли. Земли поселений находятся во введении органов местного самоуправления. Должностные лица осуществляют планирование, зонирование подконтрольной территории, ее охрану и способы использования. Полномочия органов самоуправления представлены в ст. 6 – 8 ГрК РФ. Именно они вправе рассматривать и принимать решение о необходимости перевода земель поселений в иную категорию.

Для проведения этой процедуры соблюдается определенный порядок с подачей тех же документов, что и при процедуре включения земли в границы поселений:

  1. Данный вопрос рассматривается на публичных слушаниях органами местного самоуправления на основании предоставленного заявления и документов в течение 30 календарных дней.
  2. При одобрении вносятся изменения в схему генерального плана, где отражается информация о границах городских округов.
  3. Осуществляются корректировки в схематических планах территории.
  4. Кадастровые номера измененных участков поступают в обработку органам кадастрового учета. Они вносят соответствующие поправки в кадастр недвижимости. С этого момента границы считаются переведенными из населенных пунктов в иные.

Подача и рассмотрение заявки на включение земельного участка в границы земель поселений и его исключение из границ – бесплатная процедура. Если в дальнейшем планируется межевать участок, тогда придется заплатить кадастровому инженеру за уточнение границ утвержденной территории.

Другие важные особенности о землях населенных пунктов:

  • Характеристика.
  • Правовой режим.
  • Возможность использования:
  1. Для сельского хозяйства и производства.
  2. Для дачного, ИЖС и других видов строительства.
  3. Для садоводства и огородничества.
  4. Для ЛПХ.

Основания изменения

В перечисленных и аналогичных случаях требуется обращение заинтересованного лица с заявлением об изменении установленной стоимости. К заявлению следует приложить документальное подтверждение правомерности заявленного, а так же сформулировать причину обращения в основной части текста заявления.

Граждане вправе оспорить установленную стоимость:

  1. При постановке ЗУ на учёт в Росреестре;
  2. При нанесении порчи на участок или его часть в итоге уничтожения верхнего плодородного слоя почвы, что нередко возникает при разгуле стихий, пожаре или военных действиях.
  3. После проведения ревизии, при незаконном завышении суммы оценки.

Кадастровая стоимость при выделе ЗУ ниже, чем может стать в итоге организации инфраструктуры, проведении в зоне расположения надела благоустройства территории. При возникновении порчи, наоборот, цена соразмерно снижается. Определив возникновение проблемных зон – срочно собирают документацию, констатирующую факт утрачивания имевшихся ранее преимуществ.

Процедура уменьшения КС разных объектов недвижимости

Если КС завышена, ее уменьшение возможно в порядке обжалования. Независимо от типа объекта и правомочий заинтересованного лица процедура оспаривания всегда одинакова. Она состоит из следующих этапов:

  1. Определение КС. Этот параметр, если он определен по результатам ГКО, содержится в ЕГРН. Узнать КС можно, например, используя:
  • ;
  • у;
  • ;
  1. Проведение экспертизы. Граждане не могут сами определить, завышена ли КС и не вкрались ли при ее определении ошибки. Для этого нужно обратиться к частным оценщикам, которые проведут собственную экспертизу или определят рыночную стоимость. Если она выше КС минимум на 10%, есть смысл оспорить результаты ГКО.
  2. Подача претензии в комиссию при Росреестре. Это внесудебный порядок оспаривания, поэтому заявление с пакетом документов подается в свободной форме. Заседание комиссии проводится в течение месяца с момента приема заявки. Если заявление отклоняется, можно оспорить это решение в суде.
  3. Подача заявления в суд. Для этого не обязательно получать решение комиссии, так как снизить кадастровую стоимость здания можно и без обращения в Росреестр. Заявителю рекомендуется участвовать в заседании. Для получения благоприятного ответа желательно заручиться отчетом авторитетного оценщика – если разница между РС и КС превысит 15%, может быть назначена независимая судебная экспертиза.
  4. Внесение измененных сведений в ЕГРН. Если суд удовлетворит иск, он обяжет Росреестр внести в ЕГРН новые данные о КС.

В зависимости от вида недвижимости могут возникать разные причины завышения КС. Рассмотрим их подробнее.

КС квартир

Особенность рассматриваемого типа стоимости состоит в том, что она рассчитывается на основании единого удельного показателя КС для всех объектов в рамках одного кадастрового квартала, после чего перемножается на площадь каждой квартиры. При этом не учитываются индивидуальные качества конкретного жилья, например:

  • наличие или отсутствие ремонта;
  • аварийное состояние;
  • этаж;
  • состояние инженерных коммуникаций и так далее.

Все эти факторы могут значительно уменьшить цену объекта, вплоть до того, что стоимость одинаковых квартир в одном доме будет отличаться в несколько раз. А с точки зрения ГКО их цена будет одинакова.

КС жилых домов

Аналогичные претензии могут возникнуть и в случае завышения КС частного дома, ведь при ГКО не учитывается:

  • год постройки и материал стен;
  • наличие городской инфраструктуры;
  • наличие/отсутствие утепления;
  • степень износа инженерного оборудования;
  • этажность;
  • наличие обременений;
  • обустройство прилегающей территории;
  • состояние жилья, ремонт и так далее.

КС нежилых помещений

Вопрос, как уменьшить кадастровую стоимость нежилого помещения, чаще всего интересует юрлиц, частных предпринимателей и арендодателей.

КС земельных участков

Аналогичные проблемы возникают и при ГКО земельных участков

Оценщики не принимают во внимание:

  • развитость дорожной инфраструктуры вокруг участка;
  • наличие на нем объектов строительства и степень их завершенности;
  • состояние земель и их загрязненность;
  • влияние антропогенных факторов;
  • наличие вблизи вредного производства;
  • наличие/отсутствие инженерных коммуникаций и прочие ценообразующие факторы.

Как узнать или определить кадастровую и рыночную стоимость

Узнать кадастровую стоимость доступно одним из нескольких способов:

Также по теме: Порядок реализации программы реновации в Москве

Важно понимать, что провести расчет кадастровой стоимости самостоятельно невозможно, так как доступ к специальным документам, на основе которых складываются показатели, имеется только у уполномоченных лиц. Помимо этого, нормативы кадастровой оценки постоянно меняются

Определить какова рыночная стоимость квартиры можно одним из нескольких методов:

  1. Доходный метод (метод основывается на ликвидности квартиры и не учитывает цену других похожих предложений);
  2. Затратный метод (рассчитывается на основе понесенных затрат при возведении объекта и чаще применяется для объектов незавершенного строительства);
  3. Сравнительный метод (учитывает совокупность факторов, но может не учитывать некоторые индивидуальные показатели).

Расчет рыночной стоимости может проводиться:

  • Самостоятельными усилиями (без специальных знаний или опыта вероятность получения объективных данных падает);
  • С помощью независимого оценщика, риэлтора, имеющего лицензию на осуществление такого рода деятельности (по окончанию экспертизы выдается документ, который обладает юридической силой и может выступать доказательственной базой при оспаривании кадастровой стоимости или при вступлении в обязательства).

Кадастровая стоимость может быть приравнена к рыночной в следующих случаях:

  1. Вынесено соответствующее решение суда или специально управомоченной комиссии;
  2. При отсутствии возможности в создании и применении математической модели стоимости объекта;
  3. Данные о стоимости недвижимости сильно разнятся в отдельных источниках информации;
  4. Объективный расчет кадастровой стоимости невозможен или затруднен при использовании имеющихся методических рекомендаций;
  5. Показатели кадастровой стоимости несоразмерно превышают показатели рыночной.

Как происходит переоценка кадастровой стоимости земли?

В комиссию владельцем земли подается заявление о пересмотре цены, где должна указываться причина, по которой он считает, что стоимость слишком велика.

Важно: комиссия будет рассматривать случай только тогда, когда на момент подачи определена рыночная цена участка. Если комиссии будет не с чем соотнести определенную кадастровую цену, мотивы владельца участка будут расценены как надуманные, а само заявление окажется отклоненным

Для владельца установлены строгие сроки: подать заявление с пакетом обязательных документов он должен в течение полугода после процедуры оценки. На принятие решения о целесообразности переоценки и ознакомление с предоставленными документами комиссии отводится месяц.

Оспорить кадастровую стоимость можно также и через суд. Правом обращаться в суд за переоценкой закон наделяет физических лиц (собственников участков), а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые используют землю в законном порядке. Однако существует некоторая разница: землевладельцы-частники должны подавать иски в суд общей юрисдикции, в то время как организации – в Арбитражный суд по месту, где находится участок.

Фактически в суде не оспаривается определенная кадастровая цена участка, а рассматривается целесообразность ее пересмотра по той причине, что при оценке не были приняты во внимание индивидуальные характеристики участка. Ответчиком считается территориальное отделение Росреестра

Для подачи иска у владельца земли есть 3 месяца с того момента, как он узнал о нарушении своих прав.

Тонкости применения пересмотренной кадастровой стоимости

С 1 января 2019 г. существует противоречие между нормами Налогового кодекса и оценочного законодательства в части даты начала применения для целей налогообложения оспоренной кадастровой стоимости. Налоговый кодекс говорит, что пересмотренная стоимость должна применяться с начала действия кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания (ч. 15 ст. 378.2, ч. 2 ст. 403, ч. 1.1 ст. 391 НК РФ). Тогда как законодательство об оценочной деятельности указывает на применение пересмотренной стоимости с 1 января года, в котором было подано заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Учитывая это противоречие, при исполнении решений об изменении кадастровой стоимости могут возникать проблемы, так как Росреестр при внесении обновленных сведений в ЕГРН руководствуется нормами Закона «О государственной кадастровой оценке», а налоговые органы рассчитывают налоговую базу в соответствии с данными ЕГРН.

Надежды, что новый закон устранит противоречие, не оправдались. В п. 6 ч. 2 ст. 18 Закона «О государственной кадастровой оценке» (в ред. законопроекта) перешла формулировка о применении оспоренной кадастровой стоимости с 1 января года подачи соответствующего заявления в ГБУ.

Более того, авторы законопроекта решили пойти дальше. В документе разъяснен период действия оспоренной стоимости для арендаторов государственного и муниципального имущества, арендная плата за которое исчисляется исходя из его кадастровой стоимости: при установлении стоимости в размере рыночной арендная плата за предшествующие периоды не изменяется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector