Контрольные (надзорные) мероприятия

Послабления в части налогового контроля

Несмотря на то, что, как мы уже говорил выше, ПП РФ № 438 не распространяется на налоговый контроль, некоторые послабления в этой части также были. Речь о Постановлении от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», о котором мы писали в нашей статье про налоговые льготы.

Данным Постановлением до 31 мая 2020 года (включительно) было приостановлено (п. 4):

  • Вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • Проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • Течение сроков, касающихся оформления результатов проверки; вынесения решения по проверке; производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • Инициирование и проведение проверок соблюдения валютного законодательства, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г.;
  • Вынесение налоговыми органами решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.

Кроме того, п. 7 Постановления были отменены штрафы за непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля и контроля за уплатой страховых взносов, а также предоставлен ряд иных послаблений в части налогового контроля. Дополнительно с указанными послаблениями можно ознакомиться в самом Постановлении № 438 и на сайте ФНС.

План проведения плановых проверок

   Плановые проверки и называются плановыми, потому что они планируются заранее на год. То есть каждый контрольный (надзорный) орган разрабатывает план проведения проверок на год, указывая в каких населенных пунктах, в каких организациях, в какое время будет проводиться проверка. Планы проверок подлежат согласованию с органами прокуратуры.

   На сайтах прокуратуры размещаются сводные планы плановых проверок юрлиц и ИП, органов местного самоуправления и должностных лиц, органов госвласти субъекта. Контрольные органы свои планы проверок размещают на своих официальных сайтах.

   Размещение соответствующих планов позволяет заинтересованным лицам ознакомиться с ними и принять какие-то действия по подготовке к соответствующим проверкам.

Как оспорить предписание прокурора?

Мнение эксперта
Егоров Андрей Андреевич
Юрист-консульт с 10-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.

Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.

Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.

Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:

  • наименование и адрес суда, куда подается заявление,
  • наименование и данные заявителя,
  • данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
  • доказательства того, что предписание является незаконным,
  • требование об отмене предписания,
  • при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания

К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.

Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.

Новый порядок проведения прокурорской проверки

Не секрет, что ПП может стать неприятным сюрпризом для любого юрлица либо представителя малого или среднего бизнеса. Каков порядок проведения ПП и какими документами он регламентирован?

Ответ на этот вопрос мы можем найти в Федеральном законе № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Его основные положения говорят о том, что:

  • Предметом проведения плановой проверки становится соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, если иное не предусмотрено особыми частями статьи закона;
  • Проверки проводятся на основании утверждаемых органами госконтроля или муниципального контроля планов;
  • Ежегодный сводный план проверок формирует Генеральная прокуратура Российской Федерации.

По закону, в юрисдикцию прокуратуры входит все, что не может быть компетенцией других контролирующих ведомств. Объясняется это просто: надзорное ведомство не имеет права подменять собой другие профильные ведомства.

Иными словам, прокурор не может организовать проверочные мероприятия, которые, скажем, являются прерогативой Ростехнадзора.

Согласно ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор имеет полное право (конечно, при предъявлении служебного удостоверения) беспрепятственно находится на территории объекта, где проводится проверка, будь то госорган или коммерческая фирма. Кроме того, он может получить доступ к документам компании или ведомства, потребовать от должностного лица необходимые статистические показатели или данные финансовой отчетности, вызвать «для беседы» граждан или лиц, обладающих определенными полномочиями, если необходимо получить объяснения по поводу нарушения ими законов государства.

С 2017 года порядок проведения ПП изменился.

Выездные проверки. Права и обязанности государственных инспекторов труда

Выездные контрольные мероприятия начинаются с предъявления инспекторами своих служебных удостоверений и копии приказа на проведение проверки (ч. 4 ст. 12 Закона 294-ФЗ). Последняя вручается представителю организации под расписку.

Права инспекторов ГИТ закреплены в ст. 357 ТК РФ. Они могут:

  • присутствовать на территории предприятия в любое время суток;
  • требовать документы, относящиеся к предмету проверки, иную информацию;
  • брать объяснения у представителя предприятия;
  • проводить изъятие используемых на предприятии веществ и материалов и т. д.

Ограничений по времени нахождения инспекторов на предприятии в рамках периода проверки нет. Хотя законодательство РФ напрямую не говорит об этом, согласно ст. 12 Конвенции МОТ «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 проверяющие могут беседовать с сотрудниками компании. Из ч. 6 ст. 12 Закона 294-ФЗ следует, что к проверке могут привлекаться эксперты, не состоящие в отношениях с проверяемой организацией.

ВАЖНО! Инспекторы ГИТ не вправе изымать оригиналы документов. Они могут запросить лишь заверенные представителем предприятия копии

Эти копии независимо от объема передаются на безвозмездной основе.

В то же время проверяющие должны строго следовать законодательству РФ (ст. 358 ТК РФ) и не выходить за пределы ограничений, установленных ст. 15 Закона 294-ФЗ. Например, они не вправе требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, и документы, которые имеются в распоряжении иных государственных или местных органов.

Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок

ПП может коснуться любого, не зависимо от сферы его деятельности: крупных фирм и индивидуальных предпринимателей, физических лиц и органов власти. Проверяет прокуратура и самих проверяющих, например, государственный пожарный надзор. Но если раньше у контролирующих органов были фактически неограниченные права, то сейчас Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок говорит следующее:

  • Для «рядовых» проверок все копии или оригиналы документов нужно успеть собрать всего лишь за пять дней;
  • Если проверка касается соблюдения закона, то этот срок сокращается до двух дней;
  • Если речь идет об экологической угрозе или угрозе жизни, то необходимые данные предоставляются в течение суток.

Прокурор может увеличить эти сроки, если есть объективные основания, а вот если они уменьшаются, тут уже закон нарушает он сам.
Информация не по теме проверки вообще запрашиваться не должна, кроме того, прокуратура не вправе требовать документы повторно, если они уже передавались.

Мы уже говорили о том, что надзорное ведомство не должно подменять собой другие органы контроля: начать проверку «по своему усмотрению» прокурор не может. Для этого нужно веское основание.

Например, если Ростехнадзор проверял предприятие и обнаружил нарушения, которые требуют немедленного вмешательства прокуратуры.

Основания для проведения внеплановой проверки

Основания для того, чтобы была проведена внеплановая проверка, могут быть следующими:

  1. если истек срок исполнения юрлицом, ИП предписания, которое было выдано для устранения нарушений
  2. в случае поступления в орган госконтроля (надзора) заявления от юрлица или ИП о получении спецразрешения (лицензии) на осуществление отдельных направлений деятельности или разрешения (согласования) на то, чтобы осуществлять иные юридически значимые действия, если проведение проверки предусмотрено соответствующими правилами
  3. если проводились мероприятия по контролю и выявились параметры деятельности юрлица, ИП, которые являются основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положением о виде федерального госконтроля (надзора)
  4. в случае издания приказа (распоряжения) руководителем органа госконтроля (надзора) в определенных случаях, например, на основании требования прокурора, часто по результатом прокурорской проверки предприятия
  5. если имеется мотивированное представление должностного лица по результатам анализа контрольных мероприятий, рассмотрения или предварительной проверки обращений, заявлений, информации, которые поступили в органы контроля, о таких фактах, как:
  • возникновения угрозы того, что будет причинен вред жизни или здоровью людей, вред животному миру, отдельным растениям, окружающей среде в целом, объектам культурного наследия, музейным предметам, ценным документам, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера
  • если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде и др. объектам, указанным в п. «б», а также возникла ЧС
  • в случае нарушения прав потребителей (при этом заявитель должен сначала обратиться за защитой своих прав к юрлицу, ИП и только если обращение не будет рассмотрено, то будет проводиться проверка)
  • в случае нарушения требований к маркировке товара

Сроки направления уведомления при проведении внеплановой проверки

В соответствии с общими требованиями п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой проверки медицинские и (или) фармацевтические организации уведомляются уполномоченным должностным лицом не менее чем за 24 часа до начала проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был предоставлен проверяемым лицом в контролирующий орган, если основанием для нее является:

  • Поступление в контролирующий орган от проверяемого лица заявления о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки проверяемого лица предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Истечение срока исполнения медицинской и (или) фармацевтической организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • Распоряжение руководителя органа надзора, изданное в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами при осуществлении видов контроля в рамках риск – ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным контролирующим органом индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки медицинские (фармацевтические) организации уведомляются органом государственного контроля менее чем за 24 часа до начала ее проведения в случае поступления в органы государственного контроля мотивированного представления контролирующего органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

  • Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление медицинских (фармацевтических) организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Адвокат по проверкам в Екатеринбурге

   Устранению нарушений в области прав работника сегодня уделяется огромное внимание: ужесточаются правила проверок, расширяется перечень ответственных лиц, расширяются возможности внезапных инспекций против работодателя

   Именно поэтому каждому руководителю важно знать, какой срок установлен для проведения плановых и внеплановых проверок в сфере труда организации, какие существуют правила проведения и какими могут быть причины незапланированного визита инспекторов

   Именно поэтому каждому руководителю важно знать, какой срок установлен для проведения плановых и внеплановых проверок в сфере труда организации, какие существуют правила проведения и какими могут быть причины незапланированного визита инспекторов.    Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» по трудовому праву разрешит Вашу проблему и поможет: профессионально, на выгодных условиях и в срок, обозначенный в соглашении об оказании юридических услуг

   Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» по трудовому праву разрешит Вашу проблему и поможет: профессионально, на выгодных условиях и в срок, обозначенный в соглашении об оказании юридических услуг.

   Звоните уже сегодня и записывайтесь на консультацию к нашему специалисту по проверкам ИП и юридических лиц работодателей.

Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля

Жалобы сотрудников являются наиболее распространенной причиной внеплановых проверок ГИТ. Работодателю следует знать следующее:

  1. Ст. 360 ТК РФ напрямую не предусматривает в качестве основания для проверки жалобу бывшего работника. Но кодекс вообще не знает такого понятия, как «бывший работник», и не разделяет права действующих и бывших работников на защиту своих интересов. Поэтому проверка, проведенная по заявлению уволенного сотрудника, правомерна.
  2. Если подавший жалобу работник пожелал остаться неизвестным, инспекторы ГИТ не вправе знакомить работодателя с ее содержанием, а также сообщать Ф.И.О. этого работника (ч. 2 ст. 358 ТК РФ). В то же время инспекторы обязаны сообщить о предмете, целях и задачах проверки, об ее основании.
  3. Отзыв работником жалобы не является основанием для прекращения проверки (если на момент ее подачи имело место нарушение его прав), так как трудовые отношения носят частно-публичный характер. Оперативное устранение работодателем нарушений может учитываться при назначении административного наказания в качестве смягчающего обстоятельства.

Плановая и внеплановая проверка

Все инспекции работодателя условно делятся на три категории:

   Работодателю следует знать, что периодичность плановых проверок в сфере труда четко определена. Для большинства предприятий это один раз за каждые три года работы. Особые условия для образовательных учреждений и медицинских компаний.

   В начале года на официальном сайте публикуется перечень предприятий и календарный план, результаты любых инспекций вне этого графика по закону аннулируются. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции необязательно будет внезапной, сотрудник контролирующего органа может предупредить о своем визите заранее. На практике такое уведомление можно получить за один-два дня до приезда инспектора.

Нарушения при проведении внеплановой проверки

   Поскольку не все уполномоченные лица, осуществляющие внеплановые проверки, могут иметь хороший опыт в их проведении или не всегда трактуют закон правильно, то со стороны проверяющих могут быть допущены нарушения. Такими нарушениями могут быть:

  • не уведомление в установленный срок о проведении внеплановой проверки
  • не предъявление удостоверений и иных документов, связанных с проверкой руководителю организации, ИП
  • затребование документов, которые не относятся к предмету проверки
  • нарушение сроков проведения проверки
  • нарушение сроков составления и предъявления акта по результатам проверки
  • иные нарушения

ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про оспаривание внеплановой проверки, а также смотрите видео о нашей организации

Иные доступные способы уведомления

Под «иными доступными способами» уведомления может рассматриваться вручение копии распоряжения о проверке непосредственно уполномоченному представителю медицинской (фармацевтической) организации с получением расписки о получении копии распоряжения о проведении проверки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения, содержащей дату и время получения, подпись и данные подписанта.

В случае отдаленного нахождения медицинской (фармацевтической) организации копия распоряжения о проверке может быть также направлена посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии распоряжения, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем медицинской (фармацевтической) организации с указанием даты и времени получения, подписью и данными подписанта.

Что проверяет

Инспекция по труду проверяет тех работодателей, у которых есть хотя бы один наёмный работник. Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком, который утверждается каждый год территориальным отделением инспекции. Внеплановые проводятся в тех случаях, если на работодателя поступила жалоба.

Также инспекция проводит выездные и камеральные проверки. Выездные – документы проверяются по месту нахождения работодателя. Камеральные – работодатель сам привозит в инспекцию те документы, которые у него потребовали.

Плановая проверка осуществляется в несколько этапов:

  • оповещение. Инспекторы направляют по юридическому адресу работодателя письменное уведомление о проведении проверки. Сделать это они должны не позднее чем за 3 дня до даты предполагаемого приезда. Работодатель, в свою очередь, имеет право запросить сведения о тех инспекторах, которые будут проводить проверку;
  • собственно сама проверка документов. Сначала инспекторы составляют запрос по подготовке тех или иных документов. Но, прежде чем делать запрос, инспектор должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • по результатам будет составлен акт в 2-ух экземплярах. Один будет храниться у работодателя, а другой в инспекции;
  • если будут обнаружены нарушения, то инспектор выдаст предписание, в котором будут содержаться следующие сведения:
    • описание нарушения и дата, когда оно было точно или предположительно совершено;
    • ссылка на действующий закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права;
    • сроки устранения нарушений. Если по истечении этих сроков повторная проверка покажет, что нарушение не было устранено, предприятие ждёт административная ответственность.

Если работодатель не согласен с результатами проверки, их можно обжаловать через вышестоящую инспекцию или же через суд.

Существуют максимальные сроки, в течение которых может проводиться проверка:

  • для филиалов – 2 месяца;
  • для малого бизнеса – 50 часов;
  • на микропредприятиях – не более 15 часов;
  • остальные работодатели – 20 дней.

В некоторых случаях, инспекторы могут продлить сроки проверки. Но, они должны составить соответствующий акт, а также уведомить об этом работодателя.

При проведении проверки, инспектор вправе потребовать, а работодатель обязан будет представить, следующие документы:

  • трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  • трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  • рабочий график и табель учета отработанных часов;
  • больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  • график отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  • расчетные листы;
  • бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  • устав компании и правила внутреннего распорядка;
  • оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  • положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  • доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

В ходе проверки, инспекторы вправе:

  • проводить проверку в любое время суток, но только при наличии удостоверения и приказа;
  • получать документы, как от работодателя, так и от органов федеральной или местной власти;
  • брать на анализ пробы различных веществ, но только после составления соответствующего акта, и ознакомления с ним работодателя;
  • вести самостоятельное расследование произошедших на предприятии несчастных случаев;
  • предъявлять работодателю предписания об исправлении конкретных нарушений;
  • направлять в суд материалы;
  • принимать участие в заседании в качестве представителей инспекции или экспертов.

Не имеют права:

  • запрашивать информацию, документы, материалы или образцы, которые не имеют отношения к целям данной проверки;
  • изымать у работодателя оригиналы документов.

Какая ведется работа с персоналом?

Лицо, осуществляющее проверку, обязано обеспечить соблюдение всех прав работника, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Если в процессе проведения проверки поступит какая-либо жалоба или заявление, проверяющий сотрудник обязан принять их под расписку и направить руководству организации.

Если будет допущено какое-либо вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку, он должен известить об этом вышестоящее руководство.

Работа и расследование с трудящимися ОВД и МВД проводится на принципах доверительной коллегиальности. Работнику могут предложить написать подробную объяснительную записку, в которой он вправе изложить свое видение сложившейся ситуации.

Для человека это хорошая возможность пояснить все детали, которые послужили причиной совершение дисциплинарного проступка.

Однако в некоторых ситуациях по неизвестным причинам сотрудники отказываются давать какие-либо пояснения. В подобных случаях формируется акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Документ визируют три члена коллектива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector