Индивидуальные трудовые споры в москве

Другой комментарий к статье 381 ТК РФ

§ 1. В понятии индивидуального трудового спора, данном в ст

381, следует обратить внимание на работодательскую сторону спора. Работодателями являются не только организации (юридические лица), но и физические лица (индивидуальные предприниматели и др.)

В ряде последующих статей ТК, регламентирующих разрешение индивидуальных трудовых споров, упоминаются индивидуальные предприниматели. В них, в частности, предусмотрена возможность создания КТС и рассмотрения в них индивидуальных трудовых споров не только в организациях и их подразделениях, но и там, где работодателем является индивидуальный предприниматель.

§ 2. Сформулированное в ст. 381 понятие индивидуального трудового спора позволяет отличать разногласия между работодателем и работником, которые могут быть преодолены путем переговоров, от собственно спора, который может быть разрешен в установленном Кодексом порядке.

§ 3. Индивидуальный трудовой спор возникает не сразу. Динамика его развития начинается с действия (или бездействия) правообязанного субъекта трудового права по применению нормы трудового законодательства. Второй ступенью в этой динамике является различная оценка сторонами указанного действия (или бездействия). Действия могут быть правомерными (так считает одна сторона) и неправомерными, т.е. трудовым правонарушением (так считает другая сторона). Третья ступень — попытка сторон урегулировать самим при непосредственных переговорах возникшие разногласия. И когда это не удается, то разногласия переносятся в юрисдикционный орган, возникает трудовой спор.

§ 4. Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные, а по характеру спора:

а) на споры о применении трудового законодательства, коллективных и индивидуальных договоров и соглашений (споры о праве);

б) споры об установлении новых или изменении существующих условий труда (споры об интересах).

ТК включил в круг трудовых споров также споры о дискриминации в сфере труда и об отказе в приеме на работу.

Важно правильно определить по конкретному виду спора, в каком органе он должен рассматриваться, т.е. установить его первоначальную подведомственность

§ 5. Кодекс расширил и круг субъектов индивидуального трудового спора — это не только работник, но лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с этим работодателем.

§ 6. Из приведенного в ст. 381 понятия следуют определенные его признаки. Это разногласия между работодателем и работником:

1) которые не удалось урегулировать (путем непосредственных переговоров либо с участием представителя работника — см. ч. 2 ст. 385);

2) по вопросам применения трудового законодательства (в прежней редакции упоминались законы) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда);

3) о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Лишь сочетание всех трех признаков позволяет утверждать, что тот или иной спор является именно индивидуальным трудовым спором, рассмотрение которого должно идти по правилам, предусмотренным в ст. 382 — 397 ТК.

Подсудность по трудовым спорам

Собираясь судиться с работодателем, нужно понимать, в какой суд направлять исковое заявление. Выбор происходит с учетом подсудности, в России есть несколько ее видов, по отношению к трудовым спорам применимы следующие:

  1. Родовая подсудность — по судам различных звеньев. Так, мировой суд может решать вопросы трудовых споров, если они относятся к категории индивидуальных и не связаны с вопросами восстановления уволенного сотрудника в должности. Районный суд может разрешать коллективные трудовые споры и конфликты, связанные с восстановлением работника в должности.
  2. Территориальная подсудность. Вызывает больше всего трудностей, для их разрешения нужно обращаться к юристу. Бывает так, что работодатель условиями договора определяет решение споров в судебном порядке по месту юридического адреса.

Существует альтернативная территориальная подсудность, которая регламентируется п.6 ст. 29 ГПК РФ. Согласно ей, работник может подавать иск в суд по месту своего жительства.

Если вы решаете инициировать судебное разбирательство по поводу нарушения ваших прав, установленных ТК РФ, обратитесь к нашим адвокатам. Они помогут определиться с подсудностью, составят грамотно иск, способствуют созданию хорошей доказательной базы. Если необходимо, юрист может представлять интересы клиента в суде. Также специалист подскажет, как обжаловать судебное решение в случае несогласия с ним и что делать, если работодатель не подчиняется решению суда. Люди, обратившиеся к юристам за помощью, имеют больше шансов отстоять свои права, добиться выплаты зарплаты, восстановиться на работе.

Как разбираются индивидуальные трудовые споры

Сотрудник имеет право направить жалобу в КТС в течение 90 дней с того времени, когда ему стало известно о предмете разногласий. Если срок пропускается по независящим от его действий и воли причинам, он подлежит восстановлению. Поскольку такие причины не обозначены в Трудовом кодексе Российской Федерации, члены комиссии признают их, исходя из своих личных представлений. Доказать уважительность причины должен сам обратившийся за помощью член коллектива. При пропуске трехмесячного периода без объясняющей его причины КТС принимает заявление, но отказывается производить по нему процессуальные действия.

В документе сотрудник излагает суть индивидуального трудового спора и доказывает нарушение своих прав. Заявление требуется зарегистрировать. Обычно есть предназначенный для этого журнал, где фиксируется дата, когда было подано заявление, его содержание, время и суть принятого решения.

Необходимо регистрировать даже те заявления, которые нельзя отнести к сфере деятельности КТС. После регистрации в рассмотрении необходимо отказать (в отличие от приема, это Трудовым кодексом разрешается).

Спор рассматривается в период 10 календарных дней. В это время КТС может собираться несколько раз, прерываясь для изучения ситуации, получения доказательств, экспертного мнения и т.п. Детальное регулирование споров определяют сами представители работников и работодателя.

После того как заявление сотрудника принято к рассмотрению, должны быть подготовлены материалы. Требуется уточнить обстоятельства сложившейся ситуации и определить круг заинтересованных лиц, свидетелей и остальных участников процесса. Должны присутствовать не меньше 50% членов комиссии, иначе результат разбирательства можно будет признать недействительным. Регламент — произвольный.

В день заседания на нем обязан присутствовать сам человек, подавший заявление, либо представитель работника или уполномоченное лицо. Если они отсутствуют, вопрос все равно решается — по просьбе инициировавшего его сотрудника в письменном виде. Если же он просто не пришел, заседание откладывается. Если заявитель не придет во второй раз, КТС имеет право не заниматься его вопросом. Но в течение 3-х месяцев можно отправить заявление повторно. Работодатели и их представитель присутствовать лично не обязаны.

Разрешение коллективных споров

Если конфликтная ситуация сложилась между отдельной группой работников и работодателем, то урегулирование может производиться при участии примирительной комиссии, посредников, трудового арбитража.

Первоначально группа сотрудников проводит собрание или конференцию, где письменно формулируются и утверждаются большинством голосов требования коллектива к работодателю. После чего документ направляется адресату.

Если работодатель его отклоняет, то этот день считается началом коллективного спора. Смотрите подробней тут о корпоративных спорах, процедуре их рассмотрения и принятия решений.

Разрешение трудовых коллективных споров может быть проведено в три этапа.

На первом собирается примирительная комиссия, в которую входят все стороны, участвующие в кол. договоре, при этом ни одна из них не имеет права уклониться.

На локальном уровне, например, в рамках одного структурного подразделения спорный вопрос рассматривается комиссией в течение 3 дней, в случае, когда в разбирательство вовлечён весь коллектив или его большая часть, срок для рассмотрения увеличивается до 5 дней.

Если вердикт примирительной комиссии не удовлетворил одну из сторон, то конфликт может быть разрешён с участием посредника.

Для этого необходимо, чтобы все представители были согласны с участием третьей стороны в процессе урегулирования.

В случае когда одна из сторон выступает против этого или участие посредника не принесло ожидаемого примирения, рассмотрение спора производится в арбитраже.

Приказ о создании комиссии

Приказ о создании комиссии составляется работодателем на особом бланке или обычном листе формата А4

, за неимением предыдущего. В нем должна быть указана причина, которая поспособствовала возникновению спора. Это может быть инициатива работника или точно указанная причина спорной ситуации. Когда документ будет готов, необходимо оповестить всех работников предприятия. Для этого создается необходимое количество копий для отправки в каждую структуру отдела, или приказ вешается на стенде в общественной части предприятия, куда имею доступ все рабочие.

Важно

, чтобы работодатель с точностью выполнял свои обязанности относительно действия специальной комиссии. Например, с представителей работников не должна изыматься заработная плата за время, проведенное на собрании. Когда приказ подписывается руководителем и генеральным директором компании (если имеется такая должность), то он считается вступившим в законную силу. Комиссия может создаваться единожды, для принятия конкретного решения, или действовать постоянно.

Исполнительное производство

  • Понятие и система исполнительного права Правовая природа исполнительного права
  • Предмет и метод исполнительного права
  • Принципы исполнительного права
  • Место исполнительного права в системе права
  • Система исполнительного права

История развития законодательства об исполнительном производстве

  • Развитие исполнительного производства в России с древнейших времен до 1917 года

Исполнительное производство в период советского государства и в настоящее время
Субъекты исполнительного права

  • Понятие и виды субъектов исполнительного права

Органы принудительного исполнения
Судебные органы в исполнительном производстве
Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц
Стороны исполнительного производства
Лица, содействующие исполнению
Исполнительные документы

  • Общая характеристика исполнительных документов

Исполнительный лист
Судебный приказ
Соглашение об уплате алиментов
Удостоверение комиссии по трудовым спорам
Акты органов, осуществляющих контрольные функции
Акты по делам об административных правонарушениях
Постановление судебного пристава-исполнителя
Акты других органов (исполнительная надпись нотариуса)
Сроки и извещения в исполнительном праве

  • Природа процессуального срока

Понятие и виды сроков
Порядок исчисления сроков
Извещения и вызовы
Стадии исполнительного производства

  • Общая характеристика стадий исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства
Подготовка к принудительному исполнению Добровольное исполнение исполнительного документа
Отсрочка (рассрочка) исполнения исполнительного документа
Розыск должника, имущества должника или розыск ребенка
Наложение ареста на имущество должника
Разъяснение исполнительного документа
Приостановление исполнительного производства
Стадия принудительного исполнения

  • Общие правила обращения взыскания на имущество

Оценка имущества должника
Реализация имущества должника
Распределение взысканных сумм
Завершение исполнительного производства
Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий

  • Правовая природа исполнительского сбора

Понятие и порядок взыскания исполнительского сбора
Расходы по совершению исполнительных действий
Обращение взыскания на имущество должника-организации и индивидуального предпринимателя

  • Общая характеристика правового режима имущества организации (индивидуального предпринимателя)

Порядок обращения взыскания на имущество должника-организации (индивидуального предпринимателя)
Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении
Обращение взыскания на доходы должника-гражданина

  • Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника

Исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов
Особенности обращения взыскания на отдельные виды имущества должника

  • Обращение взыскания на денежные средства

Обращение взыскания на имущественные права
Обращение взыскания на заложенное имущество
Исполнение исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера

  • Общая характеристика исполнения исполнительных документов по делам неимущественного характера

Исполнение требований о восстановлении на работе
Исполнение требований о выселении должника, вселении взыскателя
Исполнение требований об административном приостановлении деятельности должника
Защита прав при совершении исполнительных действий

  • Общая характеристика защиты прав при совершении исполнительных действий

Иск об освобождении имущества от наложения ареста (исключении его из описи)

Функции, права и обязанности

Представители

Представители – это рядовыми члены специализированного органа (комиссии), которые были избраны сотрудниками и руководителем предприятия на принципе паритета и непосредственно участвуют в рассмотрении конфликта.

Имеют право:

  1. знакомиться со всеми материалами и доказательствами, представленными на рассмотрение;
  2. задавать вопросы любым участникам конфликта;
  3. рассылать запросы;
  4. делать свои выводы и заключения;
  5. освобождаются от своей основной работы на период участия в деятельности юрисдикционного органа (при этом средняя заработная оплата продолжает ему выплачиваться);
  6. могут иметь иные льготы и гарантии, указанные в коллективном договоре.

Член юрисдикционного органа не при каких обстоятельствах не может участвовать в рассмотрении конфликта в качестве непосредственного представителя интересов одного из субъектов конфликта.

Обязаны:

  1. основываться на положениях и нормах действующего законодательства;
  2. исследовать только представленные в процессе рассмотрения конфликта доказательства;
  3. требовать предоставления дополнительных доказательств, вызова новых свидетелей и дальнейшего продолжения работы юрисдикционного органа в том случае, если полагает, что проведенный разбор разногласий дает оснований для вынесения окончательного решения;
  4. не допускать затягивания рассмотрения конфликта.

Председатель

Председатель – это избранное из состава членов юрисдикционного органа лицо, которое обязано организовывать и руководить деятельностью специализированного органа. При этом имеет право решающего голоса. Если в процессе голосования по какому-либо вопросу голоса членов юрисдикционного органа разделятся поровну, голос председателя будет иметь решающее значение.

Прочие права и обязанности председателя совпадают с правами и обязанностями рядовых членов юрисдикционного органа.

Заместитель

Заместитель председателя – лицо, избираемое из состава членов юрисдикционного органа, которое выполняет обязанности председателя при его отсутствии по уважительным причинам.

Заместитель наделяется всем объемом полномочий, прав и обязанностей, которыми наделен председатель.

Секретарь

Секретарь – лицо, избираемое из состава членов юрисдикционного органа, которое ведет протоколы заседаний специализированного органа и оформляет его акты и удостоверения. Кроме всех правомочий и долженствований, присущих рядовым членам юрисдикционного органа, на него возлагаются обязанности вызова необходимых лиц, организация и ведение делопроизводства.

Другой комментарий к статье 387 ТК РФ

§ 1. Все заявления работников, поданные в КТС, должны быть зарегистрированы в журнале.

В нем фиксируется дата подачи заявления, фамилия, имя, отчество работника, его подавшего, предмет (существо) спора и все его дальнейшее прохождение от даты подачи заявления работников в КТС, даты и содержания принятого КТС решения, последующего разрешения спора в суде (если оно имело место) до исполнения решения КТС или суда по каждому спору. Журнал обычно ведется секретарем КТС.

§ 2. Трудовой кодекс не решает вопроса об отводе членов КТС. Поскольку это не запрещено, такой вопрос вправе поставить работник, его представитель, представитель работодателя. Он может быть решен по аналогии с отводом члена суда. Во-первых, такой вопрос может быть поставлен до начала рассмотрения трудового спора в КТС. Во-вторых, он может быть решен членами КТС. В-третьих, при этом необходимо учесть требование ч. 5 ст. 387 ТК о том, что заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. В-четвертых, решение об удовлетворении отвода или об отказе в нем должно быть оформлено протоколом заседания КТС.

§ 3. Статья 387 ТК содержит основные положения о процедуре рассмотрения трудового спора в КТС. Их немного. Закон подробно не регулирует порядок рассмотрения трудовых споров в КТС, предоставляя право на практике применять различные его варианты. Но он твердо установил срок рассмотрения трудового спора в КТС — десять календарных дней со дня подачи заявления. Соблюдение его можно проверить по журналу регистрации заявлений, поступивших в КТС, где отмечаются срок их поступления и срок рассмотрения.

В пределах указанного десятидневного срока рассмотрения спора КТС может заседать по данному спору не один раз, прерываясь для выяснения дополнительных вопросов, доказательств и т.д.

§ 4. Как правило, явка подавшего заявление работника или его представителя на заседание КТС обязательна. Заочное рассмотрение трудового спора возможно лишь по письменному заявлению работника. Он может в заявлении по спору указать, что просит рассмотреть этот спор в его отсутствие. Если работник вторично не является без уважительных причин на заседание комиссии, то КТС может принять решение о снятии его заявления с рассмотрения. Но это не лишает работника права подать повторное заявление по спору, если не пропущен трехмесячный исковой срок. Если не явился представитель работодателя, заседание КТС из-за этого не откладывается и трудовой спор может быть рассмотрен.

§ 5. В соответствии со ст. 387 КТС вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. Но закон не решает вопросов, связанных с необходимостью освобождать работников от работы в связи с их вызовом в КТС. Видимо, их следует решать по аналогии с вызовом свидетелей и специалистов в суд.

§ 6. Если КТС для рассмотрения индивидуального трудового спора необходимы определенные документы (сведения о заработной плате работника, графики его работы и др.), то работодатель обязан эти документы предоставить. В обращении (письме) КТС, подписываемом ее председателем или заместителем председателя, указывается перечень документов, необходимых для рассмотрения спора, и срок их представления в КТС работодателем.

§ 7. Заседания КТС проводятся, как правило, в нерабочее, удобное для заинтересованного работника время. Он и представитель работодателя заранее извещаются о времени рассмотрения спора.

Заседание считается правомочным рассматривать трудовой спор, если на нем присутствует не менее половины членов от каждой стороны, притом они должны заседать в равном количестве представителей от каждой стороны. Например, всего 10 членов КТС, по пять от каждой стороны. На заседание КТС явились четыре представителя от работников и три представителя работодателя. В таком случае один из явившихся представителей от работников в данном заседании КТС не участвует, хотя присутствовать он может, так как КТС заседает открыто, и на нем по данному спору могут быть выслушаны все присутствующие.

КТС не должна копировать суд. Свидетели по спору не удаляются, их явка добровольная, а комиссия решает спор, совещаясь и тайно голосуя прямо в зале заседания в присутствии работника и других лиц. Этим обеспечивается широкая гласность и общественный контроль за работой КТС.

§ 8. Протокол заседания КТС ведет ее секретарь, а подписывает и заверяет печатью — председатель КТС или его заместитель.

Копия протокола заседания КТС обычно вывешивается для всеобщего ознакомления работников.

Другой комментарий к статье 384 ТК РФ

§ 1. Текст ч. 1 и 2 ст. 384 существенно изменен. Но часть ее положений сохранена. Теперь:

1) инициативу создания КТС вправе проявить: а) сами работники; б) их представительный орган; 3) организация и индивидуальный предприниматель, являющиеся работодателями;

2) инициатива создания КТС должна быть оформлена письменно;

3) установлен срок (10 дней), в течение которого работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны выделить своих представителей в комиссию;

4) как и прежде, число представителей работников и работодателя должно быть равным (т.е. КТС формируется на паритетных началах);

5) представители работодателя в КТС назначаются руководителем организации (как и прежде), работодателем — индивидуальным предпринимателем;

6) представители работников в КТС, как и прежде, избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются их представительным органом с последующим утверждением общим собранием (конференцией) работников.

Создание КТС не связано с численностью работников.

Количество членов КТС в определенной степени зависит от численности работающих у данного работодателя: в крупных коллективах состав КТС, как правило, численно больше, чем в небольших коллективах. Но везде число членов КТС определяется совместным решением работодателя и представителя работников.

§ 2. По решению общего собрания работников организации КТС могут быть образованы и в подразделениях данной организации. В основном это подразделения с большим количеством работников или отдаленных территориально от центральной части организации. КТС подразделений создаются из равного количества представителей работников, выбираемых общим собранием работников подразделения, и представителей работодателя (организации), назначаемых приказом (распоряжением) руководителя подразделения. КТС подразделений действуют по тем же правилам, что и КТС организации и рассматривают трудовые споры работников данного подразделения. Ее решения любая спорящая сторона может обжаловать в суд, т.е. и здесь соблюдается общий порядок рассмотрения спора.

Следовательно, КТС могут быть двух видов: общие для организации (индивидуального предпринимателя) и в подразделениях организаций.

§ 3. Избранными представителями работников в состав КТС (в том числе и в КТС подразделения) считаются работники, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на собрании работников, а на конференции — присутствующих делегатов конференции.

Закон не определяет, сколько работников (делегатов конференции) должно присутствовать на общем собрании (конференции), чтобы они были правомочными избирать представителей работников в состав КТС. Поэтому применяется общее правило проведения собраний, т.е. оно правомочно решать вопросы, когда на нем присутствует не менее половины работников от общей их численности, а делегатов конференции — не менее половины от числа делегатов.

§ 4. Каждая КТС, в том числе и КТС подразделения, имеет свою печать.

§ 5. Для организационно-технического обслуживания комиссии по трудовым спорам (делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) нередко приказом работодателя специально назначается постоянный работник, и это является частью его трудовой функции. Он ведет регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени заседания КТС и т.д. Поскольку эти действия входят в круг его трудовых обязанностей, выполнять их он может в рабочее время. В иных случаях ведение документации не только во время заседания КТС возлагается на ее секретаря.

§ 6. Для обеспечения организации работы КТС из ее состава избираются: председатель, секретарь, а теперь и заместитель председателя. Указанием на необходимость его избрания дополнена последняя часть ст. 384. Тем самым обеспечивается соответствие содержания данной статьи и ст. 387.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector