Превратить хобби в музей. кто, как и зачем открывает частные музеи в петербурге

Музей The Broad в Лос-Анджелесе

Музей The Broad был основан американским миллиардером Эли Бродом и его женой Эдит, для того чтобы показать широкой публике масштабную коллекцию современного искусства. Музей был открыт в 2015 году, хотя задуман был семью годами ранее. Здание по соседству с концертным залом имени Уолта Диснея построило известное архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro (создатели нью-йоркского парка Хай-Лайн). В похожем на гигантскую губку строении разместились около двух тысяч экспонатов. Большинство из них хранится в запаснике, который является ядром здания. Посетители могут заглянуть в него в специальные окна, за сменой вида в которых следят работники музея, выдвигающие из стеллажей ту или иную картину. В выставочных залах музея The Broad находятся более 250 предметов искусства, в том числе картины Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баския, Джеффа Кунса, Роя Лихтенштейна, Роберта Раушенберга и Дэмиена Херста.

Музей The Broad в Лос-АнджелесеФото: www.flickr.com

Двери музея открыты для всех желающих со вторника по воскресенье, плата за вход не взимается. The Broad активно «одалживает» предметы из своей экспозиции другим музеям. Культурный фонд супругов Брод, работающий с 1984 года, выдал 8,5 тыс. таких займов пятистам музеям по всему миру.

Музей старого и нового искусства в Хобарте, Австралия

Владелец и создатель Музея старого и нового искусства (MONA) на острове Тасмания — миллионер Дэвид Уолш, сколотивший состояние в игровом бизнесе. Коллекционер отличается эклектичным и эксцентричным вкусом. В 2001 году он основал Музей древностей Муриллы (название местной винодельни). В 2007 году музей закрылся на реконструкцию, а в 2011 году открыл двери для публики уже под названием MONA. Сегодня в музее, представляющем собой многочисленные подземные галереи, находятся около двух тысяч экспонатов разных эпох, по большей части провокационных и несущих в себе сексуальный подтекст. В музейной библиотеке хранятся 11 тыс. книг различной тематики: от архитектуры, философии, математики и литературы до социализма, пивоварения, виноделия, секса и смерти.

Музей старого и нового искусства в Хобарте, АвстралияФото:

Сам Уолш характеризует свой музей как «подрывающий устои Диснейленд для взрослых». Фестивали и выставки, проходящие в MONA, сделали его главной достопримечательностью региона и местом паломничества туристов. «Уолш не гонится за громкими именами, он равнодушен к моде — и в этом сила его коллекции

Он любит искусство, которое забавляет и захватывает внимание», — пишет журналист The Telegraph Ричард Дормент

Доигрались

В числе первых негосударственных музеев России появились музеи игрушек. Так, в 1997 году на Петроградской стороне была открыта одна из крупнейших частных коллекций игрушек, доступная для массового посещения. Ее основали Мария Марченко и Дмитрий Багаев, долгие годы собиравшие старые и современные объекты со всех концов земного шара.

В настоящее время фонды музея насчитывают около 17 тыс. экспонатов, включая уникальные игрушки, созданные в V веке н. э. Общая площадь музея — около 220 м2, а годовой поток туристов составляет 12 тысяч человек. Зарабатывает музей не только за счет экскурсий, но и за счет мероприятий, издательской деятельности и небольшого магазинчика сувениров. Однако этого не хватает на содержание коллекции, и не так давно музейщикам пришлось продать часть экспозиции.

Другой пример — Петербургский музей кукол, открытый на Васильевском острове 20 лет назад под научно–методическим руководством Российского этнографического музея. Здесь в 12 залах собраны около 40 тыс. единиц хранения. Существует музей за счет салона–магазина «Петербургский подарок», реализующего оригинальные кукольные сувениры, а также за счет коммерческого проведения выставок, дней рождения и тематических мероприятий.

Культурный бизнес

В 2010 году на основе частной коллекции бизнесмена Аслана Чехоева был создан Новый музей. Он сформирован из произведений нонконформистского искусства советского периода и работ современных российских художников, купленных меценатом в галереях и на аукционах, в том числе Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s. Площадь музея составляет 500 м2, а инвестиции в проект на начальном этапе оценивались в $1 млн.

В отличие от большинства частных коллекций, собрание Чехоева основывалось не на субъективных пристрастиях, в его основе лежала некая картина развития современного искусства. После смерти отца–основателя музей продолжил работу, в том числе и в плоскости научной, выставочной деятельности и педагогики.

На Васильевском же острове находится один из крупнейших частных музеев современного искусства в России — «Эрарта». Проект посвящен русскому искусству XX и XXI веков. Он был основан Мариной Варвариной, вдовой убитого бизнесмена Дмитрия Варварина, владельца компании «Орими». Сегодня на площади 12 тыс. м2 находится более 2800 работ в постоянной экспозиции и в год проводится более 40 выставок. В коллекции музея работы более 300 художников.

По мнению аналитиков, в создание «Эрарты» 10 лет назад было инвестировано около $30 млн. Живет музей за счет продажи билетов, проведения массовых мероприятий, а также благодаря работе магазина Erarta Home, где реализуются сувениры, книги, предметы интерьера, репродукции и оригинальные работы современных российских художников. Также работают ресторан и кофейня.

Еще один пример — Музей Фаберже, открытый в 2013 году в отреставрированном дворце Шуваловых на набережной Фонтанки. Большая часть музейных экспонатов — шедевры ювелирного искусства, в том числе знаменитого Фаберже, созданные в период с 1885 по 1917 год. Всего на площади 4,7 тыс. м2 размещено 4 тыс. экспонатов. Музей считается одним из успешнейших проектов такого рода в России. Здесь с удовольствием экспонируются самые именитые художники современности, привлекающие тысячи посетителей в день.

Стойкие оловянные

В прошлом году на территории Суворовского музея был открыт первый в России Музей оловянного солдатика. Коллекция собиралась более 30 лет, и огромный вклад в ее формирование внесли меценаты. Так, петербургский предприниматель Мусса Экзеков подарил музею выкупленную у немецкого коллекционера миниатюру парада Российской императорской гвардии 1914 года на Марсовом поле, состоящую из 2,5 тыс. солдатиков. Финансирование музея ведется за счет госсредств.

Год назад в Гостином Дворе открылся частный Музей янтаря Александра Крылова. В Петербург была перевезена часть коллекции из Калининграда. Среди экспонатов — скульптуры, портреты, зеркала в янтарных рамах и даже скрипка из янтаря, на которой можно играть. Музей очень небольшой и существует за счет продажи декоративных изделий из этого самоцвета.

Два но

Бизнес активно интересуется сегментом музеев, так как потенциал его развития очевиден, но существуют два но. Массовому вовлечению частных инвестиций в данную сферу мешают неопределенные законодательные нормы и слабая коммерческая успешность музейных проектов. Решением проблемы могут стать государственно–частные партнерства, считают эксперты.

При этом за 2 года в Петербурге было закрыто около 15 частных музеев.

Ремонт и оборудование

Оформление помещения производится в соответствии с общей задумкой проекта. В отдельных случаях ремонт не выполняется. Например, в музее под открытым небом огораживается участок, и на территории размещаются экспонаты по разработанному плану. В традиционном выставочном зале может понадобиться тематический дизайн, под который необходимо сделать перепланировку, реставрацию или сложные ремонтные работы.

Обычно в музей необходимо установить:

  1. Пожарную и охранную сигнализации.
  2. Стеллажные конструкции.
  3. Витрины.
  4. Системы крепежей на стены, пол, потолки.
  5. Мебель для посетителей.

Чаще всего выставки проходят в закрытых помещениях, поэтому необходимо позаботиться о качественном освещении в залах и оснастить дополнительной подсветкой предметы экспозиции.

Если предусмотрена интерактивная модель функционирования музея, то потребуются экраны, стереосистема, компьютерные панели. Чтобы не допустить порчи коллекции, экспонаты ограждают от непосредственного контакта с людьми. Но большинство посетителей привлекает возможность прикоснуться к интересным вещам, поэтому имеет смысл выделить зону, где часть предметов разрешено рассматривать вблизи.

В музее нужен отдел для оказания дополнительных услуг — реализации товаров и сувениров, фотоплощадка, проведение мастер-классов. Необходимо выделить небольшую территорию для нужд персонала, администрации и санитарии.

Персонал музея

Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.

Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.

  1. “Международный музей и исследовательский центр НЛО” (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) – был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
  2. “Музей Star Wars” – музей любителей и поклонников культового фильма “Звездные войны”.
  3. “Музей Советских игровых автоматов” – для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
  4. “Музей плохого искусства” (США, штат Массачусетс) – собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
  5. “Музей бокса” – ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.

Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу
: фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д

Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей

Постоянные расходы и штат музея

Постоянные расходы музея

Статья расходов

Сумма, руб.

1

Коммунальные платежи (в том числе связь и интернет)

15 000

2

Расходы от заказов сувенирной продукции, оптовой покупки книг, каталогов и аксессуаров

45 000

3

Охрана (плюс услуги автоматизированного комплекса защиты и физическая защита)

40 000

4

30 000

Итого:

130 000

Штатное расписание и расходы на персонал:  

  • Директор музея (клуба) — человек с активной жизненной позицией, очень желательно нумизмат, хорошо владеющий темой и располагающий обширными связями в среде коллекционеров — оклад 45 000 рублей; 

  • Бухгалтер-кассир — сотрудник, осуществляющий бухгалтерский учет, ведущий всю финансовую документацию, выполняющий функции кассира — 25 000 рублей, 

  • Помощник бухгалтера-кассира (продавец магазина) — сотрудник, помогающий и подменяющий бухгалтера-кассира, проводящий продажи в магазине — 16 000 рублей, 

  • Менеджер по рекламе  — сотрудник, отвечающий за размещение актуальной информации и поддержание интернет-сайта и социальных сетей — 20 000,00 рублей

  • Мастер чистоты, осуществляет уборку помещений музея — 8 000 рублей. 

Итого расходы на персонал составят 114 000 рублей. Итого расходы с отчислениями в бюджет от ФОТ 147 500 рублей. 

В штатном расписании музея не закладываются должности экскурсовода, делопроизводителя, хранителя фондов, так как функции эти или не нужны, или частично выполняются директором музея, а в большей степени – членами созданного при музее клуба, частными коллекционерами, на платной основе проводящие экскурсионный показ своих коллекций. 

В тоже время, должность хранителя не нужна именно потому, что принцип работы музея-клуба строится на постоянно меняющихся экспозициях, принадлежащих частным коллекционерам, и в отсутствии своих музейных фондов. Сразу оговоримся о схеме премирования членов клуба за проведение экскурсионного показа своих коллекций — определенный процент от выручки, за проведенное мероприятие, думается, будет достаточным стимулом для проведения яркого и запоминающегося показа. Такая организация работы музея, заметим, является абсолютно оригинальной, и, в тоже время, наверняка заинтересует, как минимум, часть коллекционеров как возможностью заработать на показах, так и просто вовлечением их в творческий процесс жизни музея и клуба. Дополнительными статьями дохода и для музея, и для коллекционеров станут возможность платной оценки, а также покупка и продажа монет. Итого ежемесячные расходы на содержание составят 277 500 рублей. 

Доходы от работы музея

Режим работы музея – 6 дней в неделю. Выходной — понедельник. Доходы музея будут складываться благодаря четырем каналам.

  1. Доходы от продажи билетов. Стоимость билетов — в зависимости от экспозиции будет варьироваться от 100 до 400 рублей, школьники, студенты и пенсионеры от 50 до 200 рублей. Ожидаемое количество посещений на уровне — 60-80. Для справки: количество посещений региональных выставок и музеев варьируется на уровне от 200 до 1500 человек в день. При средней цене на билет 200 рублей, выручка в месяц составит: 200 (средняя цена посещения) х 70 (посещений в день) х 25 (количество рабочих дней в месяце) = 350 000 рублей. В год выручка от продажи билетов составит 4 200 000 рублей. 

  2. Доходы от оплаты членских взносов. Оплата членских взносов в размере, скажем, 100 рублей в месяц или же 500-700 рублей в год. Доходы в месяц при этом могут составить порядка 5 000 рублей, а в год 60 000 рублей. 

  3. Доходы от продаж специализированного магазина. Расчетная посещаемость нашего музея 60-80 человек в месяц, при ценах на сувенирную продукцию от 50 до 5 000 рублей и среднем чеке посетителя 50 рублей, получим выручку магазина 70 х 50 х 25 = 87 500 рублей в месяц, 1 050 000 рублей в год. 

  4. Доходы от услуг оценки, комиссионные доходы от покупки-продажи монет. Доходы могут сильно варьироваться от месяца к месяцу, и сильно зависимы от активности членов клуба. На первоначальном этапе стоит рассчитывать на сумму доходов 30 000 рублей. 

Персонал

В масштабных музейных проектах задействовано большое число сотрудников:

  • экскурсоводы;
  • специалисты по коллекции;
  • менеджеры;
  • организаторы представлений;
  • подсобные рабочие;
  • охранники;
  • бухгалтера.

Скромную выставку владелец может организовать и представить самостоятельно, привлекая для отдельных нужд сторонние организации — реклама, обеспечение защиты, ведение учета.

В штат лучше набирать специалистов с опытом работы в музейной сфере. Частный бизнес привлекает сотрудников из государственных заведений повышенным уровнем зарплаты и разнообразием форматов деятельности. Поэтому при достаточном финансировании будет несложно нанять квалифицированный персонал.

Начальный этап запуска проекта по открытию своего музея не обойдется без затрат на рекламу. Если целевая аудитория четко определена и немногочисленна, то достаточно создать качественный оптимизированный интернет-сайт, оплатить первые места в выдаче поисковых сайтов и разместить информацию на тематических форумах.

В ситуации, когда музей задумывался для широкого круга посетителей, действовать нужно более масштабно:

  1. Сотрудничество с образовательными учреждениями и муниципальными властями.
  2. Установка указателей и информационных щитов в многолюдных местах.
  3. Реклама в интернете.
  4. Объявления в СМИ.
  5. Представление интересов на тематических конференциях и выставках.
  6. Заключение договоров о взаимовыгодной работе с конкурентами — отечественными и зарубежными.

Традиционный музей, размещенный в большой помещении, может предоставлять залы для проведения выставок экспонатов других направлений, тем самым расширяя аудиторию, которая заодно ознакомится с основной коллекцией.

Музеи ведут просветительскую, развлекательную и обучающую деятельность. Чем активнее организуются экскурсии, лекции, мастер-классы, тем большую известность получает заведение и увеличивается поток посетителей.

Видео: как открыть в России частный музей.

Экономическая эффективность музея в туристском регионе определяется не его доходами по кассе, а тем, сколько турист тратит в городе

А.С.: Убыточны ли музеи в России и нормально ли это? Не рассчитываете ли Вы при проектировании затраты на последующую эксплуатацию?

А.Л.: Если считать «по кассе», то музеи убыточны во всём мире, и это совершенно нормально. Другое дело, что во многих странах от таких подсчётов давно отказались. Музею нужно не зарабатывать, а создавать трафик. А деньги пусть зарабатывают рестораны, гостиницы, магазины… Экономическая эффективность музея в туристском регионе определяется не его доходами по кассе, а тем, сколько турист тратит в городе. А музей при этом может быть вообще бесплатным. В тех местах, где туристов мало или нет совсем, музеи работают в логике мериторного блага. Есть такая категория общественных благ, которую их потребители не могут оплачивать в полном объёме. Мы же не задаём вопроса: «Почему убыточен прогноз погоды или пожарная охрана?»

Затраты на последующую эксплуатацию иногда рассчитываем, но такая потребность возникает сравнительно редко. С этой задачей сами музейщики легко справляются.

А.С.: В Российской империи были музеи «музейного» уровня, удовлетворяющие требования к серьёзным музеям? Или такие музеи появились только в СССР?

А.Л.: Крупнейшие музеи, работающие в России сегодня, появились до революции. Они и тогда удовлетворяли требованиям к серьёзным музеям и сейчас удовлетворяют. Другое дело, что сегодня эти требования сильно отличаются от тех, что были полтораста лет назад.

Организация бизнеса

Регистрация

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.

Минусы:

  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Концепция

В музейном бизнесе важно определиться с форматом и тематикой заведения. Вкусы людей быстро меняются, поэтому выбираются универсальные и непреходящие ценности, либо, наоборот, нечто эпатажное

Например, в музей эротики или орудий пыток ходит масса любителей острых ощущений.

В городах с изначально туристической направленностью проще — люди приезжают отдыхать, стараются получить новые впечатления и расширить кругозор. Такой контингент сам придет в музей, задача владельцев — ярко обозначить свое присутствие на картах, в справочниках, путеводителях. Чтобы привлечь аудиторию и создать место паломничества в обычный, ничем не примечательный пункт, прилагается немало усилий.

Музеи обычно бывают 2 типов:

  • в помещении;
  • под открытым небом.

Также различают моно-музеи и микс из различных тематик, объединенных под одной крышей.

Удачным решением будет соединить развлекательную и познавательную функции, например, как это сделано в музее Дарвина, с элементами шоу-программы, цветомузыкой, демонстрацией киноматериалов. Еще одна ниша в бизнесе — ориентация на узкий спектр интересов объемной аудитории.

Такой путь выбрал музей НЛО, бокса, ретро-автомобилей. Поклонники в этих сферах исчисляются тысячами, при постоянном обновлении экспонатов обеспечен стабильный поток клиентов.

Традиционной считается художественная направленность — галереи и пассажи с картинами, фотографиями, инсталляциями. Обязательно предоставляется возможность посетителям приобрести понравившиеся работы.

Любой частный музей, созданный не ради чистого искусства, а для извлечения финансовой выгоды, существенную часть дохода получает от реализации дополнительных услуг, продажи оригинальных экспонатов или копий. Часто плата взимается за разрешение вести кино- и фотосъемку на территории выставки.

До того как открыть свой музей, важно убедиться, что аналогичное заведение не функционирует в городе и окрестностях. Иначе затея обречена на провал — посетители будут ехать в известное и раскрученное место

Даже если максимально использовать рекламные средства, оттянуть и так немногочисленную аудиторию у конкурентов обойдется слишком дорого и нерентабельно.

Финансовый план

Вложения на старте и текущие расходы

Начальные вложения:

  • покупка или аренда помещения – от 50 тыс. рублей;
  • покупка мебели для экспозиций – 200 тыс. рублей;
  • покупка оборудования для поддержки температурно-влажностного режима – 100 тыс. рублей;
  • уплата государственной пошлины – 800 рублей;
  • реклама – 60 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 150 тыс. рублей;
  • покупка экспонатов – от 100 тыс. рублей.

Доходы

Доходность такого предприятия зависит от:

  • туристической привлекательности города;
  • расположения музея;
  • сезонности;
  • представленных экспозиций и интереса к ним общественности.

Средняя стоимость входного билета – 200 рублей. Дополнительная прибыль – услуги экскурсовода и платное разрешение на фотосъемку экспонатов.

Услуги экскурсовода – 1000 рублей. Плата за использование фотоаппарата – 100 рублей.

Ежемесячный заработок – 400 тыс. рублей.

Подсчёт прибыли

Каждый месяц доход от работы музея составляет 400 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаются налоги, плата за коммуналку, а также заработные платы сотрудников.

Чистая прибыль – 200 тыс. рублей.

Окупаемость – от 1 года.

Музейный бизнес – не новый, но до сих пор актуальный вид предпринимательской деятельности. Большинство отечественных музеев формировались из частных коллекций. На этом можно зарабатывать и сегодня. Экспонаты можно покупать абсолютно законно – без участи черных археологов и других охотников за древностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector