Чем отличается приказ от распоряжения

Содержание:

Порядок оформления завещательного распоряжения

Для составления распорядительного документа, необходимо обратиться в банк. Оставлять средства гражданин волен любому субъекту, что зафиксировано в содержании завещательного распоряжения.

Рекомендуем к прочтению: Наследство по завещанию, кто может оспорить и в какие сроки

Завещателями выступают люди, находящиеся на лечении, отправляющиеся в дальние экспедиции, путешествия или в зоны военных действий.

Оформляется свидетельство в банковском отделении, где хранится вклад гражданина. Если у собственника имеется несколько депозитов одного финансового учреждения, текст содержит все счета, с указанием прав наследования для каждого.

Правопреемник, получит полагающиеся ему средства в банковском учреждении, спустя 6 месяцев после смерти наследодателя. Банковские служащие передадут ему акты, получив их, он примет решение о дальнейших действиях.

Необходимые документы

Для составления акта завещательного вида, необходимы документы:

  • паспорт;
  • текст с волей наследодателя. Заполняется на бланке финансового учреждения, потребуется подготовить два экземпляра. Текст подписывает клиент, сотрудник банка проводит проверку содержащихся там сведений;
  • уполномоченное лицо проверяет достоверность поданных сведений, заверяет их подписью и печатью;
  • один экземпляр подписанного документа остается у хозяина вклада, другой – в банке;
  • на бумаге одновременно указываются данные о каждом счете или только об одном;
  • не допускается наличие помарок или исправлений, иначе текст подлежит переписыванию.

Владелец счета, создавая завещание, указывает:

  • собственные данные согласно общегражданского паспорта;
  • полное наименование организации, наследующей средства, ФИО физического лица, получающего право управления вкладом;
  • дата и место составления завещания;
  • четкий инструктаж по управлению финансовыми средствами, находящимися на банковском вкладе;
  • дополнительные условия, необходимые к исполнению преемником, для получения права распоряжаться деньгами.

Внесение изменений или отмена действия документа

Наследственный акт, созданный собственником банковского счета, является волеизъявлением физического субъекта. Поэтому, он вправе изменять части документа, либо отменять его полностью.

Чтобы осуществить такие мероприятия, гражданин приходит к месту нахождения денег, получает консультацию сотрудника, уполномоченного на осуществление подобных операций. Работнику банка передается новый вариант бумаг, с отражением необходимых изменений.

Рекомендуем к прочтению: Завещательное возложение

Уполномоченное лицо, после проверки текста, и отсутствия возражений, либо сомнений о законности вносимых изменений, подписывает бумагу и удостоверяет её печатью финансового учреждения. Новая редакция приобщается к уже имеющейся.

Полная отмена воли собственника не запрещается. Одним из вариантов является создание завещания, с прописанной отменой уже созданного текста.

После кончины распорядителя, уполномоченное лицо, решающее вопросы наследования, направляет запросы в финансовые учреждения, где обслуживался клиент. У банковского работника есть месячный срок на его рассмотрение и направление нотариусу ответа официальным документом, заверенным подписью руководителя банка.

Ключевое различие между указом и приказом

Различие между указом и приказом можно ясно увидеть по следующим основаниям:

  1. Официальное объявление судом решения, разъясняющего права сторон, принимающих решение по иску, называется постановлением. Официальное оглашение приговора, вынесенного судом, определяющего отношения сторон в процессе, называется приказом.
  2. Постановление дается по иску, возбужденному по жалобе. Напротив, по иску, инициированному предъявлением жалобы, заявления или ходатайства, дается приказ.
  3. Постановление касается основных юридических прав спорящих сторон, тогда как постановление учитывает процессуальные права заинтересованных сторон.
  4. В то время как постановление определяется в разделе 2 (2) Закона о Гражданском процессуальном кодексе, порядок 1908 года определяется в разделе 2 (14) Закона.
  5. В постановлении четко закреплены права жалобы и ответчика. В отличие от этого, в случае постановления, может или не может быть четко определены права жалобы и ответчика.
  6. В костюме может быть много заказов, а в костюме — только один.
  7. Постановление может быть предварительным, окончательным или частично предварительным и частично окончательным, тогда как приказ всегда является окончательным.
  8. Постановление обычно может быть обжаловано, за исключением случаев, когда это специально запрещено законом. И наоборот, приказ может быть обжалован и не подлежит обжалованию.

Что такое и чем отличается приказ от распоряжения в организации?

В управленческой деятельности организаций нельзя обойтись без разного рода указаний. Задача руководителя выбрать наиболее подходящий вариант.

Приказ и распоряжение – основные рычаги власти. В законодательстве эти понятия считаются синонимами. Однако имеется ряд принципиальных отличий, которые сложились на практике.

Различать понятия «приказ» и «распоряжение» необходимо не только руководителям для правильного донесения своих требований, но и подчиненным, чтобы знать, как реагировать на тот или иной правовой акт. Каждое из них относится к распорядительному документу, нацелено на улучшение деятельности компании.

  • Приказ – правовой акт, который создается единолично главой организации для решения основных задач деятельности. Распространяется на всех подчиненных. Другими словами, это письменное или устное требование, поставленное перед персоналом с целью решить определенную задачу, выполнить задание.
  • Распоряжение – правовой акт, который создается главой организации или руководителями структурных подразделений касательно оперативных вопросов деятельности фирмы. В том числе, связанных с доведением содержания приказа до всех подчиненных. Это письменное, а чаще устное требование решить отдельные вопросы относительно требований приказа.

На сегодняшний день выделяют несколько подходов, которые определяют целесообразность их использования в разных условиях.

На маленьких предприятиях подписывать распорядительные документы может исключительно руководитель и заместитель в его отсутствие. Приказы издаются касательно основной деятельности компании.

Поскольку и тот, и другой документ издается только руководством, существенного отличия между ними в маленькой организации нет.

Выполнять придется и то, и другое.

На средних и больших предприятиях, где право подписи имеется у руководителя организации и глав структурных подразделений, подход несколько другой.

Глава компании издает приказы касательно деятельности всей фирмы. Руководители структурных подразделений издают распоряжения по текущей деятельности, но согласно приказу главы.

Их действие распространяется только на подчиненных данного отдела.

И приказы, и распоряжения делятся на подвиды:

  • по административно-хозяйственным вопросам;
  • личному составу;
  • основной деятельности.

Все распорядительные документы должны соответствовать закону.

Ни один из них не может противоречить законодательным актам. Чтобы убрать разноплановое толкование, приказ и распоряжение на практике выровняли по силе действия. И тот, и другой правовой акт обязателен к выполнению.

В целом, же отличия имеются. Если вас интересует, , ознакомьтесь с этой статьей. Что собой представляет и зачем нужен журнал общих работ — читайте .

Текст приказа состоит из нескольких частей: констатирующей, распорядительной. В первой приводятся факты, события, цели, задачи. Вторая часть содержит перечисление действий, сроков исполнения.

Требование распространяется на широкий круг должностных лиц и подчиненных.

Распоряжение не носит нормативного характера.

Издается касательно оперативных, текущих вопросов. Действие распространяется на определенный круг людей.

К примеру, распоряжение руководителя отдела обязательно для исполнения всеми работниками данного структурного подразделения, не задевая всех остальных.

Но оно не идет в разрез общей политики организации. Главное отличие этих понятий состоит в следующем:

  • Приказ подразумевает беспрекословное выполнение, распоряжение – настоятельные рекомендации для решения поставленных задач.
  • Приказ издается единолично руководством организации, распоряжение – коллегиально.
  • Приказ, как правило, издается в письменной форме, распоряжение может быть устным.

Чтобы один правовой акт не противоречил другому, в организации должен быть хорошо налажен документооборот. Не стоит выделять «главные» и «не главные» документы.

Приказ – властное волевое официальное указание руководителя.

Распоряжение – согласованное решение всего руководящего звена.

Распоряжение и указание: в чем разница

С приказом по основной деятельности все понятно: это распорядительный документ, издаваемый единолично руководителем организации. Вопросы начинаются, когда требуется издать распорядительный документ, который будет статусом ниже, чем приказ. Он будет издан не генеральным директором, а подчиненным ему топ-менеджером. Если приказ генерального директора распространяется на всю организацию, то распорядительный документ топа имеет действие только на подчиненные ему подразделения. Например, директор по производству издает документ, который действует только в дирекции по производству. Вариантов здесь всего два: распоряжение и указание. Что это за документы и в чем разница между ними, разбираемся в статье.

Нормативных документов по делопроизводству, как известно, очень немного. Один из них – Перечень типовых управленческих документов с указанием сроков хранения от 2010 года. В нем распоряжение всегда идет через запятую от приказа (статья 19), то есть, согласно перечню, это равные документы. Хранятся они в течение одинаковых сроков. Статьи для указаний в перечне не содержится вообще.

Больше нормативы в этом вопросе помочь нам ничем не могут.

Как показывает практика (но это мое личное наблюдение и на истину оно не претендует), распоряжение и указание используются по-разному. Статус распоряжения практически равен приказу и намного выше, чем у указания. Распоряжение может заменять приказы на уровне дирекции, департамента, управления. Оно издается в случаях, когда управленческие решения касаются только одного или нескольких подразделений, а если всей организации – то тогда готовится приказ. Право издавать распоряжения директор делегирует топ-менеджерам специально: издается, в свою очередь, приказ или выписывается доверенность. Это обусловлено тем, что распоряжение примерно равно приказу.

Что касается указания, то его статус не ясен. Известно только, что это распорядительный документ, издаваемый единолично руководителем. Поэтому для его подготовки топу или начальнику отдела не нужно специальных разрешений. Распространяется указание только на то подразделение, начальник которого его издал.

Обратите внимание: ни в одном нормативном документе не написано, как надо делать. Известно одно: распоряжение и указание – распорядительные документы, издаваемые в условиях единоначалия

Это означает – одним руководителем, а не коллегиальным органом (как, скажем, решение).

Отличие в круге решаемых вопросов

Необходимо выделить и еще одно важнейшее отличие между приказом и распоряжением. Речь идет о круге решаемых вопросов или же о задачах. Дело в том, что содержательные стороны двух представленных типов указаний очень разные. Так, приказ состоит из двух основных частей: констатации и распоряжения. В констатирующую часть документа входят разного рода события, факты, задачи и цели. Распорядительная же часть особым образом раскрывает все эти элементы, а также содержит в себе непосредственно указание.

Совсем по-другому обстоят дела с распоряжением. Оно может как носить, так и не носить распорядительный характер.

Каково содержательное отличие приказа от распоряжения? В МВД и некоторых других структурах, например, существует следующая система:

  • срок действия распоряжений короткий, а у приказа — длительный;
  • прекратиться действие приказа может лишь после его исполнения, а распоряжения — после его отмены;
  • для внесения изменений в приказ весь документ придется переиздать, в случае же с распоряжением этого не требуется, любая модификация или коррекция может быть внесена прямо по ходу дела;
  • круг вопросов в приказе ограничивается оперативными сведениями, а в распоряжении — правовыми отношениями.

Заголовок и текст

Заголовок – это не только обязательный реквизит приказа, но и его краткое, представленное в ёмком виде содержание. Формулировать заголовок нужно максимально чётко. «О чём приказ?» О создании экспертной комиссии или введении в действие новой инструкции? Именно так и нужно написать. Помните, что заголовок отображается в учётной записи в журнале.

Основной текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.

Констатирующая часть

Нельзя приказать что-то просто потому, что так захотелось. У каждого распоряжения должны быть цель и обоснование.

  1. Если законодатель выпустил новый нормативный акт, целью вашего приказа будет выполнение требований закона. В этом случае констатирующая часть будет выглядеть просто: «В соответствии с Федеральным законом 000-ФЗ».
  2. Если вы издаёте приказ на основе своих прежних распоряжений по фирме, можно сослаться на них: «Согласно приказу Генерального директора от 14 мая 2015 года № 88 «О создании экспертной комиссии». Цель в данном случае – продолжить исполнение упоминаемого распоряжения.
  3. Если вы не основываетесь на других актах, нужно обозначить цель отдельным предложением: «В целях организации и проведения работы по повышению эффективности процессов делопроизводства».

Впрочем, иногда констатирующей части может и не быть. Например, если вы утверждаете график движения служебного транспорта, всем и так понятно, для чего это нужно.

Распорядительная часть

Распорядительная часть начинается со слова «приказываю». Это слово может быть написано либо прописными буквами, либо строчными, но вразрядку. После этого указываются сами распоряжения.

В «сложных» приказах распорядительная часть включает несколько пунктов, каждый из которых посвящён выполнению конкретного задания. По каким принципам выделяются отдельные пункты?

  • руководитель даёт несколько распоряжений в рамках выполнения одной задачи;
  • приказ необходимо выполнять поэтапно – например, собрать комиссию из числа нескольких должностных лиц и направить её на решение какой-либо задачи;
  • у задания есть промежуточные сроки выполнения.

В тех пунктах, где указываются конкретные исполнители, необходимо прописать их должности, фамилии и инициалы. Однако исполнителями могут быть не только персоны, но и структурные подразделения – отделы, группы. В таких случаях можно ограничиться названием подразделения, а можно дополнительно упомянуть ФИО соответствующего руководителя. Это не принципиально.

В каждом пункте (или подпункте) нужно указать одно задание с одним сроком выполнения. Ставить задачи необходимо максимально ясно, определённо и корректно, размытые или не вполне ясные формулировки недопустимы. В последнем пункте желательно указать лицо, ответственное за исполнение распоряжений. Чаще всего это сам руководитель, поэтому допустима формулировка «Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой».

Какие приказы относятся к приказам по основной деятельности (примеры)?

С отнесением приказов к группе основной деятельности у кадровых служащих зачастую возникают проблемы, и на законодательном уровне нет каких-либо рекомендаций по этому поводу. В связи с этим, чтобы понять, приказ по основной деятельности — это какой приказ, используется сразу два метода:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Во-первых, сразу отбрасываются приказы, прямо обозначенные как приказы по личному составу и по административно-хозяйственным вопросам (в Перечне приказы по личному составу перечисляются в той же строке 19, список же вопросов, отнесенных к категории административно-хозяйственной деятельности, закреплен в разделе 10 Перечня — соответственно, по ним и издаются приказы, отнесенные к этой группе).
  2. Во-вторых, используется разделение групп по смыслу приказа. Если издаваемый приказ касается одного или нескольких конкретных сотрудников, то это приказ по личному составу (например, о том, что к работе в выходной день привлекаются Иванов и Петров), если же речь идет о должности или коллективе в целом, тогда это приказ по основной деятельности (например, когда субботний день для всей компании объявляется рабочим).

Среди распространенных приказов по основной деятельности можно назвать приказы:

  • об утверждении штатного расписания и внесении в него изменений;
  • утверждении графика отпусков и внесении в него изменений;
  • создании (реорганизации, ликвидации) структурных подразделений;
  • инвентаризации имущества;
  • организации расследования несчастного случая;
  • установлении режима работы;
  • утверждении локальных актов компании.

Обратите внимание: это неполный перечень приказов по основной деятельности, он может быть расширен или изменен с учетом нужд делопроизводства в компании

Классификация приказов и распоряжений на предприятии

Приказы и распоряжения подразделяются:

  1. Приказы по основной деятельности:

– об изменении и утверждении структуры предприятия;

– об изменении штатной численности предприятия;

– об инвентаризации имущества;

– о создании структурных подразделений, комиссий;

– об организации расследования несчастных случаев и др.

– о соблюдении правил внутреннего трудового распорядка;

– о выдаче разовых пропусков на территорию предприятия;

– о приобретении хозяйственного имущества;

– об организации общей и противопожарной охраны;

– об эксплуатации зданий и сооружений и др.

  1. Приказы по личному составу:

– о приеме на работу;

– об увольнении;

– о поощрении, премировании;

– о проведении аттестации работников;

– о предоставлении отпусков и др.

Пример приказа.

Распорядительная часть содержит список действий, которые должен совершить тот или иной исполнитель, с указанием сроков выполнения. Эту часть можно разделить на подпункты, в которых указывается, кто должен сделать, что сделать и в какие сроки уложиться.

Одной из важнейших задач бухгалтера является начисление заработной платы сотрудникам. Чтобы не ошибиться при расчёте заработной платы за неполный месяц посмотрите этот материал.

Чем отличаются приказ и распоряжение, в чем разница между этими документами?

Хотя в законодательстве понятия «приказа» и «распоряжения» практически равнозначны, тем не менее, они отличаются:

  • Приказ подразумевает неукоснительное и беспрекословное выполнение, распоряжение же носит рекомендательный характер для решения оперативных задач;
  • Распоряжение, в отличие от приказа, не имеет правовой нормы;
  • Приказ создает долгосрочные правовые отношения, а распоряжение решает текущие вопросы, которые постоянно возникают в результате деятельности предприятия;
  • Приказы издаются руководителем фирмы, тогда как распоряжения могут издавать его заместители – руководители структурных подразделений;
  • Распоряжения не противоречат приказам руководителя предприятия. Чтобы издаваемые распоряжения не вступали в противоречие с приказами руководителя, необходимо:

– создать согласованность в структуре предприятия и строгую иерархию;

– обеспечить правильное хранение и регистрацию документов;

– четко доводить до ответственных лиц, поставленные перед ними цели и задачи.

Распоряжение действует в течение ограниченного времени, за которое необходимо решить ту или иную задачу. Приказ же действует или постоянно, или до того момента, когда будут достигнуты все поставленные в нем цели.

О том как правильно регистрировать приказы смотрите в данном видео:

https://youtube.com/watch?v=v%2520

ПРИКАЗЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

•соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;

•эксплуатация зданий, помещений;

•транспортное обслуживание, внутренняя связь;

•обеспечение безопасности организации.

Таким образом, приказы организации, посвященные вышеперечисленным вопросам, будут считаться приказами по АХД со сроком хранения 5 лет. Кроме Перечня 2010 руководствоваться нечем: другого нормативного или методического документа по делопроизводству, который содержал бы перечень административно-хозяйственных вопросов, нет.

Если приказы по личному составу отделить от остальных довольно легко, то с приказами по административно-хозяйственным вопросам часто возникают трудности. Многие секретари решают проблему кардинально: просто не выделяют эти приказы в отдельное производство и все, что не по личному составу, относят к основной деятельности. Такой подход, по крайней мере, исключает ошибку и несвоевременное уничтожение приказа по основной деятельности, неверно отнесенного к АХД. Если приказов в организации не много и их решено хранить только 10 лет (потому что организация – не источник комплектования госархива), то указанный способ вполне имеет право на существование.

Судя по списку административно-хозяйственных вопросов, приведенному в разделе 10 Перечня 2010, ситуаций, в которых издается приказ по АХД, множество. Так, приказами по АХД могут быть:

•приказ о допуске работников/техники на объекты организации (Пример 3);

•об определении места для курения;

•о переходе на электронную пропускную систему;

•ремонте помещений;

•об организации закупки мебели, оргтехники, бытовых товаров, расходных материалов для офиса;

•организации транспортировки мебели, оргтехники, документов при переездах;

•организации клинингового обслуживания (комплексного или разового);

•о закреплении автотранспорта за водителями и должностными лицами;

•выделении транспортных средств для решения различных задач;

•выделении корпоративных телефонных номеров работникам, установлении лимита разговоров;

•проведении инструктажа по ГО и ЧС;

•об охране объектов и т.д.

Привести исчерпывающий список, как и в случае с приказами по личному составу, невозможно.

АХД или нет? Используем шпаргалку. В Примере 3 показана обычная ситуация:

«Прогоним» этот приказ по четырем обязательным критериям (см. врезку «Как определить приказ по АХД: шпаргалка»):

1) относится к административно-хозяйственному вопросу «Соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности» (раздел 10.1 Перечня 2010);

2) не утверждает и не вносит изменения в ЛНА организации;

3) не содержит решений по управлению персоналом. Да, в нем перечислены работники, которые придут в нерабочее время, но выход на работу в субботу был оформлен отдельным приказом по личному составу, с указанием вознаграждения и собственноручно написанным согласием каждого. В нашем приказе просто перечислены фамилии сотрудников, которые должны пройти проходную. На каких условиях они это делают, начальника службы безопасности не касается;

4) не содержит персональных данных. Должность и Ф.И.О. начальника службы охраны присутствуют в тексте приказа с единственной целью – указать работника, которому поручено задание.

Таким образом, приказ относится к АХД (обеспечение безопасности организации) и является разовым. «Постоянно», а тем более 50 лет в архиве ему делать нечего.

Приказ МВД РФ от 21 ноября 2008 г. № 1006 «Об упорядочении подготовки ненормативных правовых актов»

4 февраля 2009

В целях повышения качества подготовки ненормативных правовых актов в системе МВД России — приказываю:

1. Установить, что распоряжения и указания (письма), принимаемые (издаваемые, подписываемые) полномочными должностными лицами системы МВД России имеют юридическую силу в течение одного года со дня их регистрации, если иное не определено в самом распоряжении либо указании (письме).

Данный порядок распространяется на ранее принятые (изданные, подписанные) распоряжения и указания (письма).

2. Установить обязательность проведения правовой экспертизы ненормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, согласно к настоящему приказу.

В центральном аппарате МВД России правовая экспертиза указанных актов, подготавливаемых для Министра внутренних дел Российской Федерации, осуществляется Правовым департаментом МВД России в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате, утвержденными приказом МВД России от 27 июня 2003 года N 484, если не закреплено иное. При этом срок правовой экспертизы проектов приказов Министра внутренних дел Российской Федерации, связанных с наложением дисциплинарного взыскания, временным отстранением от должности и с увольнением со службы (военной службы) по отрицательным мотивам, не должен превышать семи дней.

3. Начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России:

3.1. Определить с учетом специфики конкретного органа (учреждения) перечень подготавливаемых ненормативных правовых актов, проведение правовой экспертизы по которым является обязательным, и установить порядок проведения такой экспертизы.

3.2. Привести в соответствие с объемом работы штатное обеспечение правовых подразделений.

4. Распространить в отношении межведомственных соглашений порядок подготовки, регистрации и хранения, установленный для нормативных правовых актов.

5. Внести изменения в Инструкцию по документационному обеспечению управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. N 987, согласно .

6. Признать утратившим силу:

приказ МВД России от 5 июля 2003 г. N 520 «Об упорядочении подготовки и издания в МВД России ненормативных актов управления»;

пункт 2 Перечня изменений, вносимых в нормативные правовые акты МВД России, утвержденный приказом МВД России от 2 апреля 2007 г. N 318.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

Приложение N 1к МВД РФот 21 ноября 2008 г. N 1006

Международные договоры (соглашения) и иные международные правовые акты

Межведомственные соглашения (соглашения с иными органами государственной власти и другими организациями)

Гражданско-правовые договоры, в т.ч. государственные контракты

Типовые контракты о службе (по должностям, подразделениям)

Приказы, связанные с наложением дисциплинарных взысканий

Приказы, связанные с временным отстранением от занимаемой должности

Приказы, связанные с увольнением со службы (военной службы) по отрицательным мотивам

Приказы по вопросам создания, реорганизации и ликвидации органов, организаций, учреждений, предприятий и подразделений

Приказы по утверждению (изменению) штатных расписаний органа (подразделения)

Распоряжения по вопросам списания материальных средств

Конкурсная документация и документация об аукционе, запрос котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Доверенности, выдаваемые руководителями органа (подразделения)

Распоряжения, приказы, касающиеся подготовки проектов нормативных правовых актов

Примечание. Должностные лица, указанные в Приказа, вправе устанавливать дополнительный перечень ненормативных правовых актов, проведение правовой экспертизы по которым является обязательным.

Приложение N 2к МВД РФот 21 ноября 2008 г. N 1006

Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды

Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.

Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:

  • Временный, периодичный акт.
  • Акт, действующий неопределенно или длительно.

Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.

  • Закон издает высший орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой. Акт могут принять только уполномоченные органы власти. В редких случаях закон может быть принят из-за гражданского референдума. Вносить правки, менять закон может только его создатель, то есть высший орган. Как правило, законы регулируют и развивают социальное, экономическое, военное положение общества и государства.
  • Подзаконный акт это документ, которые подробно прописывает действия закона. Он выстраивает иерархическую модель с целью прописать нормы так, чтобы они соответствовали прописанным нормам в высших источниках юридической силы. Также являются основой для более низких правовых актов. К подзаконным актам относятся: общефедеральные, муниципальные и акты субъектов федерации.
  • Международные законы принимаются вне определенного государства, а с помощью множество стран, которые после будут обязаны соблюдать принятый международный закон. Документ является частью национальной правовой системы.

Деление приказов на различные группы

На сегодня нет единого унифицированного образца распоряжения, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по типовому образцу, действующему на предприятии.При этом при составлении документа важно придерживаться некоторых норм делопроизводства, касающихся распорядительной документации. В частности:

  1. Распоряжению обязательно следует
    • присвоить номер,
    • поставить дату его создания,
    • написать наименование организации.
  2. Далее в документе нужно указать
    • обоснование или основание для его формирования,
    • обозначить работника или группу работников, в отношении которых издается распоряжении (с указанием их должностей, имен и отчеств),
    • задачи, которые перед ними стоят,
    • сроки их решения.
  3. Также необходимо назначить ответственное за выполнение распоряжения лицо (автор документа может оставить это право за собой).

Сегодня приказы принято делить на две группы:

  • приказы по основным вопросам деятельности (среди которых можно отдельно выделить приказы по административно-хозяйственным вопросам);
  • приказы по личному составу.

Такое деление приказов на группы по назначению позволяет возложить ответственность за их издание на разных исполнителей:

  • приказами по основным вопросам деятельности, как правило, занимается служба ДОУ1, а
  • приказы по личному составу издают, регистрируют, используют и хранят службы персонала.

Все виды работ с приказами по личному составу требуют отдельного разговора, и в большей степени касаются не делопроизводственных, а кадровых процессов. Поэтому в нашей статье остановимся только на одной группе приказов – по основным вопросам деятельности.

Давайте вспомним самые распространенные цели издания таких приказов:

  • определить дату начала работы организации в целом или ее подразделения (например, кредитные организации в обязательном порядке издают приказы о начале работы территориально удаленного структурного подразделения / дополнительного офиса);
  • распределить полномочия между первыми должностными лицами организации (например, с целью делегирования полномочий от руководителя организации его заместителям или об использовании печати организации);
  • с целью ввода в действие каких-либо бизнес-процессов (например, издаются приказы о вводе новых тарифных планов или изменении действующих);
  • с целью утверждения нормативных, методических и других документов, регламентирующих деятельность организации (в этом случае приказ не просто утверждает новые нормативы, делая их обязательными, но и говорит, с какого времени они становятся таковыми, а также проясняет другие ключевые аспекты относительно них);
  • с целью проведения каких-либо хозяйственных операций (в качестве примера можно привести ежегодную головную боль любого хозяйственника – приказ о проведении инвентаризации).

Назначение и тематика приказов огромна, мы привели только примеры, характерные для любой организации2. А есть приказы, характерные только для организаций определенного вида деятельности. Например, все банки обязательно издают приказы об укрепленности помещений, о курсе валют и т.д.

Кстати, упомянутая нами инвентаризация проводится ежегодно, поэтому приказ, издаваемый по этому поводу, можно смело считать типовым управленческим документом. А что мы делаем с типовыми документами? Мы разрабатываем для них типовые (унифицированные) формы, основная задача которых – облегчить жизнь пользователям и максимально использовать возможности электронного документооборота.

Структура подобного документа по личному составу:

  • название организации;
  • составитель документа;
  • название «Приказ»;
  • дата и номер создания;
  • место издания и заголовок;
  • текст в двух блоках;
  • подпись;
  • визы руководителя в основном – это заместители руководителя по кадрам;
  • отметка об ознакомлении с приказом. За это отвечает сотрудник по кадровым вопросам;
  • отметка об ответственном лице.

Такие обязательно нумеруются в течение всего года, номер указывается с пометкой «к» — это означает кадры или «л/с» что можно расшифровать как личный состав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector