Требование прокурора. фз «о прокуратуре российской федерации»
Содержание:
- Права прокурора
- Прокуратура РФ
- Карьерный рост в профессии прокурора
- Как стать прокурором?
- Прокурорский надзор
- Рассмотрение обращений и жалоб
- Обязанности прокурора
- Обязанности
- Представление прокурора об устранении нарушений закона.
- Функции и принципы работы прокуратуры по ФЗ 2202-1
- Особенности профессии прокурора
- Нюансы
- Что регулирует и когда применяется
- Что представляет собой требование сотрудника прокуратуры?
- Что такое прокуратура?
- Назначение на должность прокурора
Права прокурора
Отдельно следует рассказать о правах и полномочиях работников прокуратуры. Сюда включаются: сбор и формирование пакета доказательств, реализация уголовного преследования, заявление отводов и прочее.
В группу иных прав входит получение ксерокопии постановления судьи. Оно может быть сформировано по-разному. Нацелено на уголовное дело по подсудности, назначение предварительного слушания, формирование судебного заседания, прекращение процесса на стадии подготовки и т. д.
Ознакомление с делом также является достаточно важным правом. Прокурор принимает участие в разбирательстве судебного характера, поддерживает перед судом обвинение, изменяет его в сторону смягчения. Также: направляет ходатайства, представляет доказательственную базу, участвует в прениях сторон, высказывает судебной инстанции предложения об исполнении уголовного закона, знакомится с протоколом судебного заседания и т. д.
Прокуратура РФ
Постараемся выяснить, какими функциями наделен контролирующий орган. Кратко разобравшись с понятием о требовании прокурора об устранении нарушений тем или иным органом, следует дать общую характеристику всей этой системе. Согласно Закону, это единая федеральная структура органов, целью которой является реализация от имени РФ надзора за соблюдением российской Конституции и исполнением законов, которые действуют на территории страны. Выполняются органами Прокуратуры и другие функции, которые также зафиксированы в законодательстве.
Организация, порядок и полномочия деятельности органа определяются одноименным законом федерального характера. Сама система относится к военизированным государственным организациям, соответственно, имеет право на приобретение боевого ручного стрелкового либо иного оружия. Также в российской прокуратуре предусмотрены разные виды служб. Это правоохранительная, гражданская и военная.
Сама система не относится ни к одной ветви власти, что делает ее полностью независимой от представительной, судебной и исполнительной областей. Именно в связи с этим возможно проведение проверки по требованию прокурора. Как представитель полностью независимой, подчиняющейся только Закону структуре, данный специалист способен на надзор иных сфер, а также государственных, региональных и муниципальных компаний.
Карьерный рост в профессии прокурора
Продвигаться по карьерной лестнице в этой профессии не так-то просто. Высшей ступенью в этой структуре, разумеется, является должность Генерального прокурора РФ.
Однако, чтобы её достичь, потребуются годы выслуги сначала в районном отделении прокуратуры, затем в областном, а затем уже в Генеральной прокуратуре. От кандидата на любую руководящую должность требуются и кейс успешно раскрытых дел, и большой опыт участия в процессах, и безупречная репутация, и организаторские способности.
У хорошего прокурора всегда есть шансы продвинуться по карьерной лестнице, ведь профессия престижная и хорошо оплачиваемая. Впрочем, далеко не каждому такая работа. В ней играют большую роль умение анализировать информацию, мыслить логически, общаться с разными людьми, включая преступников.
Как стать прокурором?
Штат представителей органов надзора формируется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор в суде представляет интересы обвинения, что предполагает особую ответственность и высокий уровень подготовки. Эта должность не является первичной в штате надзорного органа. Вчерашнего выпускника института вряд ли сразу назначат на исполнение обязанностей прокурора, пусть даже и районного. Для этого необходимо зарекомендовать себя на базовой должности.
В качестве первичных должностей в надзорном органе можно рассматривать:
- Помощник прокурора . Самая многочисленная категория служащих в любом подобном учреждении.
- Старший помощник .
- Заместитель . Высокая должность в иерархии, на нее назначают подготовленных работников.
- Следователь . Ранее этот отдел входил в органы прокуратуры, и переход на это направление был обычным делом. Сейчас Следственный комитет существует отдельно.
Где учиться на прокурора?
Подготовку по специальности осуществляют несколько вузов. Профессия прокурор очень востребована, и желающих поступить в учебные заведения много. В число престижных университетов, готовящих специалистов по данной профессии, входят вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга:
- университет прокуратуры РФ;
- Уральский государственный юридический институт;
- институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова;
- Российский государственный университет правосудия.
Прокурорский надзор
Третий раздел «Прокурорский надзор» поделён на 4 главы:
ГлаваI (статьи: 21-25). Общая практика надзора, то есть отслеживание факта соблюдения законодательства и составление актов, являющихся реакцией на наличие нарушений.
Глава II (статьи: 26-28). Посвящена правам и свободам людей и граждан РФ, а также мерам по их соблюдения.
Глава III (статьи:29-31). Раздел устанавливает порядок принятия заявлений и сообщений, содержащих информацию об уже случившихся или предстоящих преступлениях, последовательность осуществления мероприятий по оперативному розыску и расследований. Уточнение законности действий, осуществляемых в процессе производимой прокуратурой деятельности: розыска, дознания, предварительного следствия.
Глава IV (статьи: 32-34)
Обращается внимание на то, насколько законным является пребывание граждан в учреждениях, ответственных за исполнение наказаний и принятие мер принуждения, назначенных судом. Делается акцент на правах и обязанностях лиц, подвергнутых принудительному воздействию, и законности исполнения наказаний, не подразумевающих лишения свободы.
Рассмотрение обращений и жалоб
Работа по рассмотрению заявлений нацелена на защиту интересов людей и укрепления законности. Смысл данной деятельности – это своевременное реагирование и объективное решение каждого заявления.
Законодатель не установил строгой формы оформления обращений к сотрудникам прокуратуры. Прокуратурой не рассматриваются вопросы, которые не связаны с исполнением или нарушением законов.
Заявление составляется и пишется в произвольной форме, но там важно указать:
- сведения о допущенном нарушении или нарушителе;
- личные данные (ФИО, адрес, мобильный телефон).
В определенных случаях заявления в прокуратуру остаются без ответа:
- когда нет ФИО и адреса заявителя;
- повторное обращение или жалоба не содержит новой информации;
- содержание лишено логики;
- обращение содержит нецензурные выражения.
Как правило, в судебные инстанции обращаются за защитой личных интересов. А вот прокуратура помогает принимать и рассматривать заявления, которые содержат информацию о правонарушениях в отношении и других граждан.
Должностные лица, которые получили такой документ, обязаны рассмотреть его и принять решение об устранении нарушения.
Юрист Кизанд Юлия Владиславовна.
Обязанности прокурора
Как и во всякой службе, в прокуратуре есть разделение обязанностей. Одни сотрудники прокуратуры работают над земельным законодательством, другие курируют сферу ЖКХ, третьи – проверяют на соответствие законам деятельность индивидуальных предпринимателей.
Наконец, есть ещё одна крупная категория прокуроров – это государственные обвинители. Они участвуют в процессах в качестве стороны обвинения, оппонируя адвокатам (стороне защиты).
До недавнего времени прокуратура также занималась расследованиями тяжких и особо тяжких преступлений. Однако, начиная с 2011 года Следственный комитет при прокуратуре (СКП) выделился в самостоятельную структуру.
Так или иначе обязанности прокурорского работника в общих чертах сводятся к нескольким функциям:
-
участие в судебных разбирательствах (в уголовных и гражданских) со стороны обвинения, передача уголовных дел в суд на рассмотрение;
-
расследование административных правонарушений;
-
контрольно-надзорная деятельность.
Обязанности
Рабочие обязанности должностного лица имеют два направления: представление обвинения в суде и надзор за соблюдением закона.
Круг обязанностей обвинителя:
- получение материалов от органов следствия, их изучение;
- на основании имеющейся базы доказательств дело передаётся либо в суд, либо на доследование;
- поиск улик и свидетелей;
- на судебном процессе предоставление суду и коллегии присяжных улик и доказательств вины обвиняемой личности, их разъяснение;
- подача апелляций при сомнениях в принятом судом решении.
Деятельность по надзору включает в себя такие обязательства:
- рассмотрение жалоб от граждан;
- контроль по соблюдению прав человека всеми структурами власти (следствие, пенитенциарная служба);
- при обнаружении правонарушений передача данного дела в суд.
Профессионал своего дела должен обладать рядом навыков и знаний:
- знание сводов закона и юридических терминов;
- умение анализировать факты;
- способность чётко и логично построить речь;
- умение контролировать эмоции;
- грамотно оформлять документальную базу.
Представление прокурора об устранении нарушений закона.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ».
Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.
Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубого нарушения закона.
Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которого позволяет обеспечивать принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица.
В соответствии с выработанными практикой требованиями в содержании представлений отражаются:
— орган, должностное лицо, которому оно вносится;
— источники информации об имевших место нарушениях закона;
— характеристика нарушений закона;
— анализ их причин и способствовавших им условий;
— требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;
— указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представления;
— подпись лица, внесшего представление с указанием должности и классного чина.
Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.
В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, если в их действиях отсутствуют признаки состава преступления или административного правонарушения.
Каждое представление должно быть индивидуально по своему содержанию. Процесс его подготовки подчиняется общим требованиям, которым должны отвечать акты прокурорского реагирования. Представлениям надлежит быть безупречными в правовом отношении, обоснованными, логичными, доходчивыми и стилистически грамотно оформленными.
Необходимо иметь в виду, что представление рассматривается безотлагательно. В месячный срок с момента внесения по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению в нем названных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий.
Закон возлагает на органы и должностных лиц, которым вносится представление, обязанность сообщить прокурору о принятых мерах в письменной форме. Каждое поступившее прокурору письменное сообщение необходимо оценивать с точки зрения достаточности и реальности принятых мер. Чтобы исключить или хотя бы свести к минимуму формализм в реагировании на представления прокурора, целесообразно проводить скрупулезный анализ поступивших сообщений, в том числе с привлечением специалистов, осуществлять контрольные проверки. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований, прокурор обязан возбудить производство об административном правонарушении.
Функции и принципы работы прокуратуры по ФЗ 2202-1
В соответствии с регламентом статьи 1 изучаемого нормативного акта, основными функциями изучаемой структуры являются:
- Надзор за исполнением регламента действующего законодательства иными государственными органами, а также юридическими и физическими лицами;
- Контроль деятельности судебных приставов;
- Контроль процессов судопроизводства;
- Осуществление уголовного преследования;
- Содействие правоохранительным органам в плане борьбы с преступностью.
Согласно актуальному тексту статьи 4 изучаемого Федерального закона, прокурорская система осуществляет свою деятельность вне зависимости от иных правоохранительных органов. Работники прокуратуры не уполномочены занимать должности в иных правовых учреждениях.
Деятельность по совместительству, заниматься которой прокурор имеет законное право, может являться:
Генеральная прокуратура Российской Федерации уполномочена на выпуск собственных нормативно-правовых изданий в соответствии с актуальной конституцией Российской Федерации.
Особенности профессии прокурора
В работе прокурора, как и всей прокуратуры, есть две стороны. Во-первых, прокуратора – это часть состязательной судебной системы. Если адвокат отстаивает права обвиняемого, то прокурор находится на стороне обвинения. Во-вторых, прокуратура — это надзорно-следственный аппарат.
Государственный обвинитель. Если кого-то обвиняют в уголовном преступлении, именно прокурор отвечает за изложение доказательств вины на суде.
Когда следователь завершает расследование уголовного дела, он составляет обвинительное заключение, где описывает свои выводы и приводит доказательства. После этого дело рассматривает прокурор. Если прокурор почему-то не согласен с результатами следствия (например, считает доказательства неубедительными), он возвращает дело на дополнительное расследование. Но если прокурора все доводы и выводы устраивают, он утверждает обвинительное заключение и отправляет дело в суд. В этом случае он должен быть готов отстаивать обвинение в суде.
Во время судебных заседаний прокурор состязается с адвокатом обвиняемого. Он должен так изложить дело, чтобы степень вины не вызывала сомнений у судьи и присяжных. В Российском законодательстве действует презумпция невиновности, т.е. сомнение в виновности должно трактоваться в пользу обвиняемого. Это значит, что для успеха недостаточно прокурору надеть мундир и насупить брови – нужны улики, логичные умозаключения, надёжные показания свидетелей.
Если прокурора не устраивает решение суда, он имеет право его опротестовать.
Надзор. Главное направление работы российской прокуратуры – прокурорский надзор за соблюдением законодательства страны, гражданских прав и свобод. Прокуроры рассматривают обращения граждан, при необходимости возбуждают уголовные или административные дела, следят за работой находящихся в их подчинении следственных органов, за работой так называемых исправительных учреждений. Контролируют соблюдение законов министерствами и ведомствами, парламентом, исполнительной властью, должностными лицами и пр. Для этого они оценивают издаваемые постановления и акты. Если прокурор видит, что закон нарушен, он принимает меры прокурорского реагирования – так называют прокурорский протест, представление и предостережение. Прокурор имеет право самостоятельно обратиться в суд, если считает, что нарушены права человека или интересы государства. Кроме того, прокуроры участвуют в законотворческой деятельности.
Нюансы
- В рамках установленных полномочий, работники прокуратуры вправе осуществлять проверку на выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, поступивших на юридическую экспертизу;
- В случае выявления признаков коррупции прокуроры незамедлительно вносят протест или представление в соответствующий орган;
- Требование об изменении нормативного акта, в котором обнаружены признаки коррупциогенной составляющей, должно быть рассмотрено не позднее чем через десять дней после его поступления в орган;
- О результатах рассмотрения сообщается в прокуратуру. Однако подобное требование может быть обжаловано в том числе в судебном порядке;
- Генеральный прокурор и другие работники по его представлению могут присутствовать на официальных заседаниях федеральных органов власти, органов МСУ, региональных органах власти, вносить соответствующие предложения;
- Прокуратура в рамках возложенных на нее обязанностей координирует работу органов МВД и других органов, связанных с противопреступной деятельностью;
- Прокуроры в соответствии с полномочиями, установленными назваными законом, могут быть стороной по делу в судебном разбирательстве для обеспечения законности в судебной системе власти;
- Прокуроры могут опротестовывать незаконные решения судов;
- Запрещено воздействовать на прокурора во время проведения проверки либо осуществления иной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Прокурор не обязан знакомить или обнародовать с результатами проверки до ее завершения.
Что регулирует и когда применяется
Закон регулирует:
- Сферу деятельности прокуратуры и всех ее структурных подразделений;
- Обеспечивает правовую структуру;
- Механизмы взаимодействия всех элементов системы.
Применяется по вопросам:
- Осуществления полномочий прокуроров и прокурорских работников РФ;
- При взаимодействии с аналогичными органами других стран;
- Иностранных организаций;
- Осуществляет правовую поддержку;
- Устанавливает основные права и запреты в названой сфере правоотношений.
Сфера применения затрагивает полномочия прокурорских работников, при:
- Осуществлении проверок;
- Запроса информации;
- Участия в судебных процессах;
- Участия в нормотворческой деятельности;
- Предъявлении требований;
- Ведении реестров и статистики.
Что представляет собой требование сотрудника прокуратуры?
Согласно Закону, у прокурора на сегодняшний день имеется ряд действенных средств, с помощью которых он способен выявлять нарушения закона и прав личности со стороны инстанций предварительного расследования. Однако некоторыми полномочиями работник данной структуры не наделен до настоящего времени. Так, Генеральный орган системы прокуратуры в РФ уже несколько раз выступал с требованием о том, что членам должны быть возвращены права, позволяющие реализовывать действенный надзор за следствием. Причем носил бы такой контроль именно процессуальный характер.
Анализ теоретической составляющей обозначенной проблемы имеет свое отражение во множестве научных изысканий. Однако опираться все же следует на ФЗ «О прокуратуре». В нем содержатся все основные правила и требования к соответствующим специалистам.
Согласно норме 37 Уголовно-процессуального кодекса, требование прокурора являет собой основной способ ликвидации нарушений закона. Допущены подобные сбои следственными инстанциями в ходе реализуемого уголовного судопроизводства. Члены прокуратуры констатируют: из-за поспешной, непоследовательной и непродуманной реформы вышеупомянутого органа, требование прокурора о ликвидации нарушений закона, наряду с вынесенным им специальным постановлением, считается для работника следствия необязательным. Он имеет полное право отклонить их, не принимая к исполнению суть предлагаемых возражений.
Однако подобный тезис опровергается статистикой Генпрокуратуры. Так, за один только 2008 год было удовлетворено порядка 89 % требований об устранении нарушений. В связи с этим вряд ли можно утверждать, что следственные органы игнорируют все требования прокуроров. Напротив, они стараются делать все по закону. Далее мы разберем саму процедуру направления требования чуть подробнее.
Что такое прокуратура?
Прокуратура в Российской Федерации включает в себя единую совокупность органов, главная задача которых состоит в том, чтобы от имени государства обеспечить соблюдение действующего законодательства, прав и свобод граждан, прописанных в Конституции.
Также прокуратура обязана обеспечивать законность и равенство, оберегать интересы государства и граждан.
В систему прокуратуры входят:
- Генеральная прокуратура Российской Федерации;
- городские, районные и иные территориальные отделы в регионах;
- учебные и научные организации, осуществляющие подготовку прокуроров;
- военная прокуратура;
- узкоспециализированные отделы (например, транспортная, природоохранная прокуратура и т.д.);
- собственные печатные издания.
Генпрокуратуру РФ возглавляет генеральный прокурор, назначаемый на 5 лет Советом Федерации по представлению Президента страны.
ВАЖНО! Прокуратура является самостоятельным органом, не относящимся ни к одной из существующих отраслей власти и ведущая свою деятельность вне зависимости от них
Назначение на должность прокурора
Прописанные законодательные изменения не решили важного вопроса, направленного на решение проблемы о нахождении прокуратуры в формировании государственной цепочки, отличительных отношений с разнообразными направлениями правительственной власти. Замечание 1
Замечание 1
На основании ч. 2. ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ и его заместитель определяются и снимаются с должности Советом Федерации по распоряжению Президента РФ. Процесс определения на пост Главного прокурора и судьи высшей инстанции очень похож между собой и прописывается в Регламенте Совета Федерации.
Принцип равноправия субъектов РФ установлен Конституцией РФ. Именно это привело к переменам в процессе определения на пост обвинителей средней категории (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ). Прокуроры субъектов РФ наделяются полномочиями указом Президентом РФ, но по рекомендации Генерального прокурора РФ. При этом федеральная законодательная база Российской Федерации не расписывает тонкости такой процедуры.
В ч. 4 ст. 129 Конституции РФ прописано, что обвинители центров, областей и отнесенные к ним прокуроры, ставятся на пост и снимаются с него Генеральным прокурором РФ, а все остальные – Президентом РФ.
Законодатель на конституциональной ступени зафиксировал только системно-иерархическую организацию правоохранительного органа, не решив при этом многие задачи, в основном пересеченные с конкретным объяснением правового состояния данного органа, его нахождения в системе правительственного механизма.
Важным юридическим законодательным актом особенного характера в структуре правовой координации образования и функции правоохранительного органа признается Закон о прокуратуре.