Transfer pricing

Что такое трансфертное ценообразование?

Цена является основой при определении налоговой базы на доход. Независимые участники рынка (контрагенты) находятся на определенном расстоянии друг от друга (на расстоянии вытянутой руки) и заключают между собой сделки по ценам, сформированным под влиянием рынка. В этом состоит суть принципа «вытянутой руки».

Налоговая база по доходам таких участников формируется исходя из рыночных цен. В отличие от независимых контрагентов аффилированные участники рынка (взаимозависимые компании) «идут рука об руку», т.е. имеют возможность определять условия заключения сделок, в том числе устанавливать цены выгодные группе компаний с точки зрения минимизации налоговой базы по доходам (трансфертные цены).

Взаимозависимые компании при заключении сделок друг с другом устанавливают специфические (необычные) цены и иные условия сделок, на которые никогда не пошли бы независимые участники рынка. Трансфертное ценообразование (ТЦО) это установление цен в сделках между взаимозависимыми компаниями с целью перераспределения дохода (или убытков) внутри группы и минимизации налоговой базы, в том числе с участием подконтрольных участников группы в низконалоговых юрисдикциях.

Для налоговых органов важно установить соответствует ли трансфертная цена объективно сформированной рыночной (свободной) цене. Если будет доказано, что трансфертные сделки заключены не на рыночных условиях, последует доначисление налогов исходя из рыночных цен

Налоговое законодательство РФ не содержит таких понятий как «трансфертная цена» «трансфертное ценообразование» или ТЦО, тем не менее, эти термины широко применяются на практике. Так, на сайте ФНС говорится, что трансфертное ценообразование это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов путем перераспределения общей прибыли группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Трансфертное ценообразование — Работа с контролируемыми сделками
Уведомления и документация по контролируемым сделкам позволяет оценить налоговые риски. Подготовка и представление в налоговый орган документации освобождает от штрафов при оспаривании позиции компании налоговыми органами.

Изменения в налоговом кодексе в 2021–2022 гг., касающиеся трансфертного ценообразования

На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.

Основные изменения касаются:

  • возможности применения методов ценообразования другого государства в сделках с иностранными резидентами;
  • отсутствия проверок от ФНС в случае, если участник сделки обратился с заявлением для заключения договора о ценообразовании и никакого решения ФНС не было принято;
  • уменьшения перечня документов, прилагаемых к заявлению в ФНС (из него исключены копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);
  • обязанности налогоплательщика сообщать в срок до 6 месяцев о подаче в иностранный налоговый орган заявления о заключении договора о ценообразовании иностранным контрагентом;
  • расширения перечня оснований для отказа в заключении соглашения о ценообразовании (в него войдут недостижение соглашения с иностранным налоговым органом, непредоставление полного перечня необходимых документов, несогласие налогоплательщика необходимостью доработки соглашения о ценообразовании);
  • оснований для досрочного расторжения договора о ценообразовании.

В целом изменения механизмов государственного контроля за трансфертными ценами направлены в сторону ужесточения контроля и предотвращения ухода корпораций от налогов.

Финансовая структура компании

                                                         ------------------------¬                                                         ¦ Руководитель компании ¦                                                         L-----------T------------            -----------------------T---------------------------------+T-------------------------------------------¬ -----------+----------¬ ----------+-----------¬           -----------+----------¬                     -----------+----------¬ ¦  ЦФО коммерческого  ¦ ¦ ЦФО блока снабжения ¦           ¦ЦФО производственного¦                     ¦ ЦФО административно-¦ ¦        блока        ¦ ¦                     ¦           ¦        блока        ¦                     ¦управленческого блока¦ L----------T----------- L---------T------------           L----------T-----------                     L----------T-----------      ------+-----¬          ------+-----¬              --------------+-------------¬           -----------T------+----T------------¬------+----¬------+----¬-----+----¬------+------¬-------+-----¬-------+-----¬-------+-----¬-----+----¬-----+----¬------+-----¬------+-----¬¦    ЦФО   ¦¦    ЦФО   ¦¦   ЦФО   ¦¦ ЦФО Склады ¦¦     ЦФО    ¦¦     ЦФО    ¦¦     ЦФО    ¦¦   ЦФО   ¦¦   ЦФО   ¦¦    ЦФО    ¦¦    ЦФО    ¦¦Менеджеро⦦ Аккаунт- ¦¦Снабжения¦¦оборудования¦¦ПроизводствПроизводствПроизводств  Служба ¦¦Финансы 覦Бухгалтерия¦¦Секретариат¦¦ проектов ¦¦менеджеро⦦         ¦¦и материало⦦      1     ¦¦      2     ¦¦      3     ¦¦персоналদэкономикদ           ¦¦           ¦L-----------L-----------L----------L-------------L-------------L-------------L-------------L----------L----------L------------L------------

Выделение в финансовой структуре компании ЦФО блока снабжения, производственного и административно-управленческого блоков широко применяется на практике. Традиционно перечисленные ЦФО идентифицируются как центры затрат. Однако при применении в компании трансфертного ценообразования ЦФО производственного блока должны быть определены как центры прибыли, поскольку они реализуют свои работы, услуги другим подразделениям и отвечают за свой финансовый результат. Блоки снабжения и административно-управленческий в нашем примере объединяют соответствующие ЦФО затрат.

Рассмотрим подробнее структуру ЦФО коммерческого блока. В данном примере он включает два подразделения: ЦФО менеджеров проектов и ЦФО аккаунт-менеджеров.

Менеджер проекта формирует проектную команду и руководит ее работой, отвечает за успешное завершение проекта, т.е. за финансовый результат — маржинальную прибыль проекта. Поэтому данный ЦФО является центром прибыли. При формировании финансовой структуры компании в зависимости от специфики ее деятельности возможны два подхода:

менеджеры проектов могут быть выделены в отдельный ЦФО (как в рассматриваемом примере);

менеджеры проектов могут быть сотрудниками одного из производственных ЦФО, который является контрактодержателем и сотрудники которого выполняют основной объем работ по проекту.

В функции аккаунт-менеджеров входят организация и проведение продаж. Главным показателем их деятельности считаются доходы — объем продаж, затратами проектов они не управляют. Следовательно, ЦФО аккаунт-менеджеров идентифицируется как ЦФО доходов. Каждый аккаунт-менеджер может быть выделен в самостоятельное ЦФО либо все они могут быть объединены в составе одного подразделения. Применение трансфертного ценообразования в компании на показателях деятельности ЦФО не сказывается.

Рассмотрим, как в нашем примере распределится маржинальная прибыль проекта между подразделениями в случае применения трансфертных цен на услуги при внутреннем субподряде исходя из следующих исходных данных.

Предположим, что компания выполняла проект по договору с внешним заказчиком. Сумма договора — 15 млн руб. (для простоты суммы НДС в примере не учитываются). Внутренним заказчиком (ЦФО-покупателем) являлся ЦФО менеджеров проектов. Для выполнения работ им были привлечены три ЦФО производственного блока, стоимость работ которых была определена по трансфертным ценам, а также внешний соисполнитель (табл. 2).

Таблица 2

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время правовое регулирование трансфертных цен осуществляется на международном уровне посредством заключения соглашений об избежании двойного налогообложения и на национальном уровне — посредством норм внутригосударственного налогового законодательства. При этом регулирование трансфертных цен сводится к тому, что перед налоговыми органами стоит цель не искоренить трансфертное ценообразование, а выяснить, приводит ли оно к минимизации налоговых обязательств.

На уровне международного сообщества ОЭСР для этих целей был разработан так называемый принцип вытянутой руки (arms length principle), суть которого состоит в следующем. Взаимозависимые компании (компании холдинга, например) в своих отношениях применяют цены, отличные от рыночных, независимые же компании (находящиеся друг от друга на расстоянии вытянутой руки) применяют рыночные цены. Государство, в свою очередь, корректирует такие нерыночные цены так, как если бы компании были независимыми.

Этот принцип нашел свое воплощение на уровне международных соглашений и внутринациональных норм. Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения содержат статьи о корректировке прибыли ассоциированных предприятий.

Так, в ст. 9 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Великобритании от 15 февраля 1994 г. указывается, что возможно доначисление налогов в случаях, когда ассоциированные предприятия договаривающихся государств применяют цены, отличные от рыночных цен. Данное правило сформулировано следующим образом: «Если одно договаривающееся государство включает в прибыль предприятия этого государства — и, соответственно, облагает налогом — прибыль, в отношении которой предприятие другого договаривающегося государства было подвергнуто налогообложению в этом другом государстве, и включенная таким образом прибыль является прибылью, которая была бы зачислена предприятию первого упомянутого государства, если бы отношения между двумя предприятиями были бы такими же, как между независимыми предприятиями, то тогда это другое государство произведет соответствующую корректировку начисленного в нем налога на эту прибыль».

Международное корпоративное налоговое планирование входит составной частью в целом в налоговое планирование компаний, которое можно определить как использование разнообразных факторов — географических, правовых, экономических — с целью снижения налоговых выплат <12>. Налоговое планирование невозможно полностью отделить от финансового и производственного планирования компании. Для осуществления налогового планирования в международном масштабе компания в стране базирования, как правило, создает за рубежом в стране или на территории с льготным налогообложением (в «налоговой гавани» или «налоговом убежище») офшорную дочернюю фирму, являющуюся одновременно инструментом налогового планирования и средством управления рисками и повышения надежности и эффективности вложения капиталов. В сфере международного бизнеса базовый принцип налогового планирования состоит в том, что доходы от деятельности в различных географических регионах поступают только в офшорную компанию («центр прибыли»), расположенную в одной из «налоговых гаваней». Перекачка доходов осуществляется через механизм регулируемых внутрифирменных (трансфертных) цен.

<12> Офшорные фирмы в международном бизнесе: Принципы. Схемы. Методы / Подгот. А.Р. Горбуновым (руководитель) и др. М.: ДС ЭКСПРЕСС ИНК; Компания «Евразийский регион», 1997. DS Group of companies. С. 29.

Правовые основы организации и функционирования офшорной компании сводятся к следующему: владельцами такой компании не могут быть резиденты данной офшорной юрисдикции; офшорная компания не имеет права проводить деловые операции и иметь какое-либо имущество и источники дохода на территории этой юрисдикции; управление офшорной компанией, включая подписание контрактов, проведение общих собраний и заседаний совета директоров, должно осуществляться за рубежом <13>.

<13> Там же. 1997. С. 40.

Уведомление о контролируемой сделке и документация по ТЦО

По контролируемым сделкам, совершенным в течение календарного года налогоплательщик обязан представить в налоговые органы Уведомление о контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором эти сделки состоялись. Уведомление по контролируемой сделке обязаны подать обе стороны сделки, независимо от того, получила ли сторона сделки доходы или расходы по ней (см. п. 3 письма ФНС России от 24.04.2015 N ЕД-4-13/7083@).

Форма уведомления о контролируемых сделках и Порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

В 2018 году 20 мая приходится на воскресенье, таким образом, последний день подачи уведомлений о контролируемых сделках, совершенных в 2017 году — 21 мая 2018 года (п. 2 ст.105.16 НК РФ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ.)

Кроме уведомления о сделке, налоговый орган имеет право потребовать от налогоплательщика документацию по контролируемым сделкам. Формы такой документации произвольные, в НК РФ содержится только требования к ее содержанию, в т. ч. предоставление сведений о деятельности налогоплательщика, связанной с этой сделкой, анализ функций участников сделки, обоснование метода расчета рыночных цен, описание источников информации для расчета цен и другие сведения (ст. 105.15 НК РФ).

Если налогоплательщик участвует в международной группе компаний и отвечает определенным условиям, то помимо перечисленных выше сведений по контролируемым сделкам, в документацию включаются дополнительные данные о международной группе компаний.

Статьей 105.5 НК РФ к таким сведениям отнесены копии существенных соглашений между участниками международной группы компаний, оказывающих влияние на ценообразование в контролируемой сделке, сведения о конкурентах, описание причин, на основании которых сделан вывод о рыночной цене сделки, описание корректировок, обеспечивающих сопоставимость условий сделок и др. (ст. 105.15 НК РФ).

Подробный порядок предоставления трехуровневой документации по международным группам компаний (глобальная документация, национальная документация, страновой отчет) установлен в Главе 14.4-1 НКРФ.

Условия, при которых у налогоплательщика появляется дополнительная обязанность по составу отчетности по ТЦО, как участника международной группы компаний:

  • размер дохода по итогам года от 50 млрд. руб. если материнская компания группы налоговый резидент РФ;
  • доход по итогам года, в размере, установленном иностранным государством для подачи странового отчета, если материнская компания группы — налоговый резидент иностранного государства.

Если организация не отчитается по контролируемым сделкам, ее ждут весьма чувствительные налоговые последствия. При этом штраф за неподачу уведомления или недостоверные данные в уведомлении невелик — 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ). Для участников международной групп компаний ответственность за непредставление странового отчета (или недостоверного отчета), национальной, глобальной документации составляет 100 000 рублей по каждому основанию.

Если налоговый орган установит, что в результате применения нерыночных цен налогоплательщик недоплатил налоги в бюджет, то штраф составит 40 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст.129.3 НК РФ). При этом налогоплательщик освобождается от штрафа, при условии представления им ФНС документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Accessing data for transfer pricing analyses

These are the five transfer pricing methods, and the ones favored by the OECD. The option that an organization chooses to use depends on the particular situation. It should take into account the amount of relevant comparables data that is available, the level of comparability of the uncontrolled and controlled transactions in question, and whether a method is appropriate for the nature of a particular transaction (determined through a functional analysis). The OECD states that it is not necessary to use more than one transfer pricing method when determining the arm’s length price for a particular transaction.

Our databases allow organizations to find high-quality comparables data to apply transfer pricing methods outlined above. Our data is fully compliant with the OECD’s guidelines and is assessed against more than 50 comparability factors. Our databases contain the most recent agreements for determining arm’s length pricing for controlled transactions. Contact us at RoyaltyRange to find out more.

Asta Rudzikiene, Director

Метод цены перепродажи

В случае, когда перед продажей взаимозависимой стороне осуществляется передача товаров между взаимозависимыми сторонами, часто используется метод цены перепродажи. Этот метод для получения цены товара при передаче перепродавцу уменьшает цену перепродажи на величину наценки, представляющей собой сумму, за счет которой перепродавец хотел бы покрыть свои издержки получить соответствующую прибыль. Существует проблема субъективного суждения при определении удовлетворительной компенсации, предназначенной перепродавцу за его вклад в процесс. Этот метод также используется для передачи других ресурсов, таких как права и услуги.

Conclusion

Recent developments have created a renewed focus on transfer pricing practices. To combat (assumed) aggressive tax practices, there are now standard documentation requirements in place.

The objectives of these requirements are first of all to create awareness of transfer pricing regulation and a culture of compliance. Next to that, the documentation provides governments with an overview of potential risks. Finally, it makes a potential audit much easier.

There are three reports that need to be provided. The Master File, the Local File and the Country-by-Country report. The Country-by-Country report is only for large Multi National Enterprises with a turnover of 750 Million USD or more.

Finally, it should be noted that the creation of transfer pricing documentation is and ongoing process. And not something you do at the end of the year like .

If after reading this article, you think you need guidance on the paperwork your firm needs to create, please contact us and we can help you further.

Go back to our home page.

ПРАКТИКА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Международное корпоративное налоговое планирование активно используется уже достаточно давно транснациональными корпорациями, а с недавних пор и российскими компаниями

Арсенал инструментов перекачки доходов достаточно обширен, но главное внимание отводится трансфертному ценообразованию в силу относительной простоты его использования

В российском законодательстве регулированию трансфертных цен посвящена ст. 40 Налогового кодекса РФ <18>. Согласно указанной норме, налоговые органы вправе в определенных случаях проверять правильность применения цен по сделкам и в случае отклонения от рыночных цен по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам более чем на 20% доначислять налоги и пени, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен.

<18> В российском законодательстве термин «трансфертная цена» не употребляется. Используется лишь понятие «рыночная цена», под которой понимается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (ст. 40 Налогового кодекса РФ). Допустимое отклонение от рыночной цены, не грозящее организации налоговым преследованием, составляет 20% в сторону повышения или понижения. Приведенное определение рыночной цены используется в налоговых отношениях. Но и трансфертное ценообразование напрямую связано с налоговыми платежами, и применительно к российским реалиям оно получило негативную окраску // Караханян С. Трансфертное ценообразование и современные налоговые реалии // http://www.investor.ru/article/32386/273/.

Но такой контроль в сфере трансфертного ценообразования налоговые органы вправе осуществлять только по следующим основаниям:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Ранее налоговые органы пытались обосновать использование нерыночных цен, указывая на взаимозависимость компаний. Однако ст. 40 НК РФ позволила обойти эти ограничения, устранив прямую зависимость между сбытовой и производящей компаниями. В настоящее время наиболее часто используется основание, связанное с отклонением цен на 20% по идентичным (однородным) товарам.

Судебных споров, связанных с доначислением налогов вследствие неприменения рыночной цены, сегодня много. Однако выиграть их налоговым органам практически невозможно. Дело в том, что закон возлагает обязанность доказывания несоответствия применяемых цен рыночным на налоговый орган, с чем у последнего обычно возникают затруднения. Исключение составляют случаи очевидного занижения цены (например, в 5 — 10 раз), но и такие случаи — редкость.

Использование трансфертного ценообразования, безусловно, способствует наиболее эффективному развитию бизнеса. При этом полезным будет соблюдение некоторых правил, позволяющих минимизировать налоговые риски:

  1. лица, применяющие трансфертное ценообразование, по возможности не должны быть аффилированными;
  2. лица, применяющее низкие трансфертные цены при продаже товаров, не должны продавать эти же (идентичные) товары по рыночным ценам;
  3. трансфертная цена не должна отклоняться более чем на 20%;
  4. если нельзя избежать отклонения трансфертной цены, следует позаботиться о доказательствах ее обоснованности.

В частности, такими доказательствами для продавца могут быть: покупка продукции покупателем на условиях 100-процентной предоплаты и в объемах больших, чем иные покупатели; наличие у сторон договоров на долгосрочное сотрудничество и поставку и пр.

Высокая трансфертная цена с позиции покупателя может быть обоснована тем, что продавец предоставил существенную отсрочку по оплате, обязуется осуществить доставку товара за свой счет, предоставил повышенный гарантийный срок и пр.

В целом, анализ законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод, что использование трансфертного ценообразования в настоящее время осуществляется достаточно свободно. Единственное, о чем следует позаботиться налогоплательщику, — это о доказательствах обоснованности применяемых цен. При этом эффективные способы подобного доказывания уже в достаточной мере выработаны существующей практикой.

Advantages of this distance/online learning course on Transfer Pricing

The distance/online learning course on Transfer Pricing has numerous advantages for you:

  • You may compare the study material of this course with the information you would get from a 6-day in-class training on Transfer Pricing
  • All lessons are equipped with cases, best practices and literature references
  • You can study the course where, whenever and in the pace you like
  • All lessons are equipped with questions (and answers) to check your knowledge
  • The study material will serve as a reference book you will often use
  • No travel expenses and accommodation cost, and no loss of working days
  • Studying a distance/online learning course is far more cheaper than an in-class training. Estimations are that you (your company) save 40%-60%.

Transactional net margin method (TNMM)

The TNMM is one of two transactional profit methods outlined by the OECD for determining transfer pricing. These types of methods assess the profits from particular controlled transactions. The TNMM involves assessing net profit against an “appropriate base”, such as sales or assets, that results from a controlled transaction. The OECD states that, in order to be accurate, the taxpayer should use the same net profit indicator that they would apply in comparable uncontrolled transactions. Taxpayer can use comparables data to find the net margin that would have been earned by independent enterprises in comparable transactions. The taxpayer also needs to carry out a functional analysis of the transactions to assess their comparability.

If an adjustment is needed for a gross profit markup to be comparable, but the information on the relevant costs are not available, then taxpayers can use the net profit method and indicators to assess the transaction. This approach can be taken when the functions performed by comparable entities are slightly different. For example, an independent enterprise offers technical support for the sale of a piece of IT equipment. The cost of the support is included in the price of the product but cannot be easily separated from it. An associated enterprise sells the same product but doesn’t offer this support. So, the gross margins of the transactions are not comparable. By examining net margins, associated enterprises can more easily identify the difference in transfer pricing in relation to the functions performed.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector