Стеклодувное дело
Содержание:
Оплата труда
Важные качества
Профессия стеклодува немыслима без способности к кропотливому труду. Необходимы глазомер, хорошая координация движений, художественный вкус, креативность и так называемое чувство расплавленного стекла. Также нужна физическая выносливость. Проблемы сердечнососудистой системы, гипертония, болезни легких, астма, высокая степень близорукости – это противопоказания к работе стеклодува.
Знания и навыки
Стеклодув должен знать свойства стекломассы, понимать технологию производства стекла, устройство выдувной трубки, уметь пользоваться ею и другими инструментами. Он должен владеть способами выдувания, уметь дозировать стекломассу. Многие навыки приходят только с опытом. Например, умение по виду пламени горелки определять, достаточна ли температура для расплавления стекла.
Оглавление
Глава 1. Краткие сведения о стекле и его свойствах
- § 1. Химический состав и свойства стекла
- § 2. Лабораторные стекла, применяемые для стеклодувных работ
- § 3. Материалы для стеклодувных работ
- § 4. Дефекты и пороки стекла
- § 5. Термическая обработка стекла
Глава 2. Оборудование стеклодувной мастерской и рабочего места
- § 1. Помещение для стеклодувных работ
- § 2. Рабочее место стеклодува
- § 3. Горелки
- § 4. Основной инструмент и материалы для стеклодувных работ
- § 5. Техника безопасности
- § 6. Первая помощь при несчастных случаях
Глава 3. Главнейшие стеклодувные операции
- § 1. Оплавление стеклянных палочек и трубок
- § 2. Резка стекла
- § 3. Вращение стеклянных трубок и заготовок в пламени горелки
- § 4. Сгибание стеклянных трубок
- § 5. Растягивание стеклянных трубок
- § 6. Спаивание стеклянных трубок
Глава 4. Изготовление изделий из стекла
- § 1. Изготовление стеклянных палочек, лопаточек и мешалок
- § 2. Изготовление заглушек, стеклянных носиков, капельных пипеток и бусин для титрования
- § 3. Изготовление форштосов и аллонжей
- § 4. Изготовление переходных трубок
- § 5. Изготовление тройников и гребенок
- § 6. Изготовление пробирок и небольших стеклянных стаканчиков
- § 7. Изготовление стеклянных шаров, хлоркальциевых трубок и колб
- § 8. Изготовление и запаивание ампул
- § 9. Изготовление воронок для фильтрования
- § 10. Изготовление каплеуловителя с внутренним спаем (насадка
- § 11. Изготовление барботеров и сосудов с впаянным барботером
Глава 5. Обработка стекла и стеклянных изделий
- § 1. Изготовление колб с притертой пробкой
- § 2. Изготовление бюксов с притертыми крышками
- § 3. Изготовление двухходовых стеклянных кранов
- § 4. Резка пластин и дисков из листового стекла
- § 5. Сверление отверстий в стекле
- § 6. Впаивание металла в стекло
- § 7. Нанесение меток и надписей на градуированной и обычной стеклянной посуде
- § 8. Ремонт стеклянных изделий и приборов
- § 9. Особенности работы с кварцевым стеклом
Технологии по работе со стеклом
- Декоративная отделка и живопись на стекле
- Холодное серебрение стекла
- Декоративно-художественное травление стекла фотохимическим способом
- Декоративная обработка стекла «под хрусталь» и «под папоротник»
- Окраска стекла — «под мрамор»
- Технологии изготовление матового стекла
- Химическое матирование стекла
- Роспись стекла
- Изготовление карандашей, пишущих по стеклу
- Резка стекла без алмаза
- Как сделать отверстие в стекле
- Как резать стекло обычными портняжными ножницами
- Еще о секретах обработки стекла
- Работа с лабораторным стеклом
Только руками
Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Максим, профессия стеклодува насчитывает многие сотни лет, но сейчас она считается вымирающей. Идёт ли молодёжь в стеклодувы?
Максим Орлов: Молодёжь охотно приходит на мастер-классы, но мало кто изъявляет желание заниматься стеклом профессионально. Этим нужно жить, ежедневно посвящать себя этому ремеслу. Увлечение требует большого вложения сил, времени и денег. Сырьё, то есть цветное стекло, приобретается на собственные средства… А современная молодёжь больше интересуется интернет-технологиями и банковским делом — это перспективнее и выгоднее, чем достижение мастерства в ремесле. Да и руками сейчас работать не хотят. Даже резьба по дереву более популярна, чем выдувание изделий из стекла.
Такую красоту создаёт мастер. Фото: Из личного архива
Стекло — очень хрупкий материал, требующий крайне бережного обращения, а также терпения и усидчивости со стороны человека. Да и в профессии стеклодува мало что изменилось. Изготовление изделия — только вручную, с помощью трубки и собственных лёгких. Из современного оборудования на определённых этапах в помощь есть газовая горелка, печь и шлифовальный станок.
— Лёгкие страдают от жары?
— Конечно, страдают. Профессия вредная и опасная, так как часто бывают ожоги кожи и глаз, порезы, высокая температура, шумы. Особая опасность – это присадки, в частности мышьяк, испарения которого сказываются на здоровье. Следует обязательно соблюдать технику безопасности.
Статья по теме
Стеклодув Юрий Чеглаков: «Из стекла можно сделать абсолютно всё!»
Мои коллеги, работающие на печах, — мощные, с накачанными мышцами, внешне напоминают бодибилдеров. И неудивительно: стекло само по себе тяжёлое, трубка тоже, нагнетать воздух в неё нужно непрерывно. Для сравнения: за один выдох стеклодув способен надуть большой воздушный шар. Это годы тренировок. Умение приходит с опытом.
Я занимаюсь стеклодувным делом почти 20 лет, но потолка в профессии не достиг, постоянно нахожу что-то новое, самосовершенствуюсь. К примеру, для выполнения каких-то изделий сначала нужно сделать инструмент или отлить форму. На это зачастую уходит гораздо больше времени, чем на само изделие.
На мастер-классы многие приходят с удовольствием. Фото: Из личного архива
— Можно ли стеклодувному делу научиться по книгам?
— Сейчас только так и получается учиться. Мне в своё время мастер показал азы ремесла, остальному учился по книгам, обменивался опытом с коллегами. Только через пять лет работы стало получаться то, что мне нужно. Но за это время очень много стекла было испорчено. К примеру, чтобы выдуть простой, но качественный шар, нужно учиться три года. Зато сейчас шар получается за три минуты.
На изготовление сложной модели с кучей мелких деталей может уйти несколько недель — нужно не только выдуть элементы, но и проследить, чтобы они не были острыми и травмоопас ными, а потом собрать в единую композицию.
Особенности профессии
Как указывает название профессии, стеклодув выдувает стекло через специальную трубку, создавая всевозможные полые предметы: посуду, шары и пр.
Однако этим ремесло стеклодува не исчерпывается, о чём свидетельствует большое количество инструментов, которыми он пользуется для формирования изделия: ножницы разных форм, щипцы, гладилка, сошки, металлический косарик.
Стекло плавят в стекловаренной печи или с помощью газовой горелки. Техники выдувания могут применяться разные.
Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.
Свободное выдувание заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (иногда называют гутенским, от немецкого hutte — гута, стеклодувная мастерская). Через труббку выдувается расплавленный шар. Его подправляют деревянными брусками, щипцами. То, что получилось, снимают с трубки и помещают на железный стержень («понтий» ) и продолжают обработку. При необходимости мастер раскрывает верх или раскатывают нижнюю часть, вытягивает, гнёт, режет вязкое стекло с помощью специальных инструментов.
Нет двух совершенно одинаковых предметов, выполненных таким образом. Для них характерны тонкие стенки и прозрачность.
Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде — воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.
Итак, изделие сформировано.
Дальше – отжиг. Так называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.
Как говорят сами стеклодувы, стекло – это живая субстанция. И только мастерство может сделать его послушным.
Особенности профессии стеклодува
Стеклодув обычно работает в оборудованной мастерской, где помимо набора необходимого инструмента имеется специальная печь с тремя камерами для разных технологических операций:
- Для расплавления стекла.
- Для периодического разогрева заготовки в процессе работы с ней.
- Для медленного охлаждения готового предмета.
Кусок расплавленной стеклянной массы, температура которой достигает +1090 °C, мастер кончиком трубки достает из печи и начинает процесс обработки. Для этого он выполняет разнообразные операции с заготовкой:
- перекатывает ее по плоской поверхности;
- выдувает из нее стекло через трубку;
- помещает ее в особые тиски;
- формирует отдельные детали пинцетом или клещами.
Существуют также стеклодувы, которые работают по иному принципу. Их еще называют лампворкерами (от английских слов lamp — «лампа, горелка» и work — «работа»). Эти мастера изготавливают небольшие предметы путем нагрева стеклянной массы над пламенем горелки, подключенной к баллону с природным газом. Лампворкеры используют миниатюрные инструменты, многие из них работают в присутствии зрителей в общественных местах.
Стать творцом
— Сколько в России вас, мастеров-стеклодувов, осталось?
Статья по теме
Первая открытая мастерская. «ТВОйРИМ» объединит омских мастеров
— Как вы пришли в профессию?
— С детства любил что-то делать руками: лепил из пластилина, строил авиамодели, занимался слесарным делом. Но отправной точкой послужил момент в жизни, когда я работал на мебельной фабрике.
Как-то меня спросили, могу ли я сделать макет дивана. Я сделал — получилось хорошо, да ещё и прибыльно. Как оказалось, сувениры пользуются спросом, поэтому следующей моей поделкой оказались «волшебные» шары, внутри которых находятся какие-то статичные композиции или фигурки с хлопьями конфетти, блёсток, «снега», и, когда шар тряхнёшь, возникает иллюзия снего пада. Вот такие сказочные, позитивные игрушки. Увидел такой шар в одном из зарубежных фильмов и загорелся сделать похожий. Для серийного производства нужны были стеклянные шары — пришлось заказывать у стеклодува.
Максима с детства тянуло к творчеству. Фото: Из личного архива
Но мастера стекольного дела не вечны — они уходят на пенсию, поэтому однажды я остался без поставщика, сам пошёл в ученики к заводскому стеклодуву. Увлёкся так, что стеклодувное дело стало моей жизнью.
Вред
Близость к огню и раскалённому стеклу вынуждает быть особенно собранным, тщательно соблюдать технику безопасности. И всё же мелкие не редки. Например, при выдувании ёлочного шарика раскалённый стеклянный пузырь может лопнуть, и тогда стекло разбрызгивается и попадает на руки, оставляя мелкие ожоги. Работа стеклодува относится к разряду вредных: целый день на ногах, в мастерской обычно жарко, а зачастую – сильный шум вытяжки. Стекло становится податливым, когда накалено до 1300 оС. Кварцевое стекло требует ещё большего нагрева – 2000 оС.
В мастерской может использоваться стекловаренная печь и печь для отжига, которые излучают жар. В большом цеху печей может быть несколько. Но и газовая горелка серьёзно нагревает воздух. К тому же мастеру приходится целый день смотреть на её пламя. А сам процесс выдувания связан с напряжением лёгких. Например, стеклодув на фабрике ёлочных игрушек может выдувать до 250 шаров за смену.
В производстве стекла основными компонентами являются: кварцевый песок, сода, известняк и доломит, а также различные добавки, в числе которых и мышьяк.
При варке стекла мышьяк испаряется, и это дополнительный фактор риска, несмотря на обязательную вытяжку. Поэтому стеклодув имеет право на досрочную пенсию, хотя многие мастера не спешат уходить.
История стеклодувного ремесла
История профессии стеклодува насчитывает около 2000 лет, хотя человечество открыло для себя стекло гораздо раньше. Еще в Древнем Египте в VI тысячелетии до нашей эры люди научились создавать стеклянные сосуды, украшения и пластины путем переплавки кремнезема в печах. Уже тогда мастера заметили, что цвет стекла можно менять путем добавления в него различных минералов. Чаще всего стекло использовали в производстве мозаики, а технологии держали в строжайшей тайне.
Только в I веке нашей эры на территории современной Сирии была изобретена первая стеклодувная трубка, которая претерпела минимальные изменения в течение последующих 20 веков. Новшество быстро распространилось по всей Римской империи, появились стеклодувные мастерские в разных ее уголках.
Но с падением Рима в V веке стеклодувное ремесло быстро пришло в упадок, а знания древних мастеров были утрачены. Его второе рождение состоялось спустя пять столетий благодаря усилиям небольшой группы художников, поселившихся на нескольких островах Венецианской лагуны. Здесь началось производство знаменитого муранского стекла, а местные стеклодувы быстро заслужили славу лучших мастеров Европы.
Чуть позже, в XIII веке начал формироваться другой всемирно известный центр художественного стекла, который и поныне находится в Богемии (на территории современной Чехии). С XVII века богемское стекло приобрело огромную популярность и стало основной причиной упадка производства в Венеции.
Бурный рост промышленности в конце XIX века оказал огромное влияние на производство стекла. Тогда же начали появляться первые промышленные линии по изготовлению бытовой стеклянной посуды (бутылок, стаканов, графинов). Но спрос на истинные произведения искусства из стекла всегда оставался высоким. Поэтому во многих странах Европы в течение последних 200 лет были созданы стекольные мануфактуры, успешно работающие и в наши дни.
Самые известные мануфактуры стеклодувного производства
Среди огромного многообразия изделий из художественного стекла сегодня особо выделяется продукция таких самых известных стеклодувных центров и мануфактур:
- Moser — наиболее авторитетный и востребованный в мире бренд богемского стекла. Головной офис компании находится в городе Карловы Вары, а ее история насчитывает более 150 лет.
- Galle — ныне несуществующая компания, созданная французским художником Эмилем Галле (Emil Gallé). Шедевры, созданные под этим брендом в стиле ар-нуво, сегодня можно купить только за огромные деньги.
- Daum — французское предприятие из города Нанси, успешное пережившее конкурентов из Galle. Компания до сих пор использует воссозданный в 1906 году уникальный древнеегипетский метод литья стекла для изготовления уникальных предметов искусства.
- Baccarat — французская торговая марка, получившая широкое признание в мире еще в середине XIX столетия за прекрасные изделия из хрусталя, инкрустированные драгоценными металлами.
- Lalique — знаменитый французский бренд, созданный гениальным ювелиром и художником Рене Лаликом. Рецепт уникального стекла для производства ваз и скульптур Lalique уже почти 100 лет хранится в строжайшей тайне.