Разрешение на строительство: как узаконить постройку и не иметь проблем с законом

Как получают разрешение?

Чтобы гарантированно получить разрешение на строительств, для начала нужно позаботиться о корректной разработке проекта, учитывая все технические и инженерные аспекты. Проект является основным документом всех работ, связанных с монтажом и пуско-наладочными манипуляциями.

В проекте указывается перечень всех планируемых инфраструктур объекта, в том числе, каким образом будут подводиться коммуникации, обустраиваться близлежащая территория и прочее.

Существует специальная организация, которая занимается разработкой таких проектов. Кроме этого разработать рабочий проект может и сам подрядчик. Такой вариант для застройщика является самым выгодным, ведь проект будет создаваться конкретно той компанией, которая потом будет его реализовывать, то есть с самого начала будут учитываться все практические моменты и особенности.

Если заказать проект у застройщика, можно изначально возложить на него полную ответственность за подготовительные работы, а потом и за реализацию постройки.

Проект – это целый пакет документов, которые кроме плана будущего здания включает в себя и технические условия, которые необходимо получать в коммунальных службах. Технические условия определяют, в какой способ и каким образом здание будет обеспечиваться сетями бытовых коммуникаций. Эти расчеты должны соблюдаться в процессе работы в полном соответствии, что упростит заказчику процесс получения документов, подтверждающих сдачу объекта в эксплуатацию по итогу.

Утвердить и зарегистрировать проект можно в государственных органах. В последующем такой проект является неотъемлемой частью разрешения на строительство дома и прикрепляется к нему.

Кроме этого к пакету разрешительных документов необходимо приложить и документ, подтверждающий право собственности или длительной аренды заказчика на соответствующую земельную территорию.

Принятие решения о выдаче разрешения на строительство дома занимает около десяти дней согласно актуальному законодательству. Но из-за того, что часто возникает потребность внесения поправок и устранения недоработок в документах, получение такого разрешения может затянуться на более длительный срок.

ВНИМАНИЕ. Срок действия разрешительного документа на строительство дома составляет три года

Если в течение этого времени постройка так и не началась, документ прекращает быть недействительным. Для получения нового разрешения придется повторить процедуру с самого начала.

В некоторых случаях орган, выдающий разрешение на строительство дома, может потребовать подтвердить юридическую чистоту планируемого под застройку участка. Так, если окажется что земля находится в залоге либо на нее претендует третье лицо, разрешительный документ получить не удастся.

После того как разрешение на строительство дома получено, у лица есть 10 дней, чтобы представить в местный отдел градостроения копию проектной документации, содержащую такую информацию:

  • точные замеры;
  • инженерно-геодезические изыскания;
  • каким образом будут подведены коммунальные сообщения;
  • подробнейший план постройки.

Все вышеуказанные данные заносятся в общую информационную базу.

Самый оптимальный вариант для быстрого получения разрешительной документации на строительство дома – способ с передачей всех полномочий специальной компании, которая является профессионалом в подобных вопросах.

Несмотря на то, что изначально оплата этой услуги может показаться довольно-таки высокой, ее размер значительно компенсируется сэкономленным временем и нервами, если лицо решает самостоятельно ходить по всем инстанциям и собирать необходимую документацию.

В процессе часто возникает необходимость вносить исправления в проект. Также нынешние реалии таковы, что неизбежны столкновения с коррупционными схемами, которые повсеместно присутствуют в организациях, выдающих такие разрешения.

А если застройщик довериться опытному посреднику, вдобавок ко всему получит гарантии выполнения заказа в срок и в полном соответствии с законодательством. Это позволит эффективнее планировать все рабочие процессы.

Внесение изменений в разрешение

Действующее законодательство устанавливает возможность проведения строительных работ на основании согласованных документов, а субъект, возводящий дом, должен ориентироваться на проектные и другие бумаги, предусмотренные положениями градкодекса.

Но иногда возникают ситуации, когда застройщику необходимо изменить какие-либо параметры строящегося объекта, например, площадь или этажность дома. Для этого существует часть 7 ст.52 ГрК РФ, предусматривающая такие корректировки.

Однако Обзор ВС РФ от 23.12.2015г. №4, утвержденный Президиумом ВС РФ, содержит одно из ключевых положений, указывающее, что изменения в выданное согласование не могут быть внесены при отсутствии выявленной при проведении работ объективной надобности отклонения характеристик объекта от проекта и соблюдения правил внесения корректировки.

Отказать в этом могут по следующим причинам:

  1. Отсутствие данных о правоопределяющих документах в заявке о передаче прав на землю.
  2. Недостоверность информации, представленной в извещении о переходе правомочий на землю, разработки недр, создания надела.
  3. Несоответствие запланированного размещения строения строительным стандартам и его переустройства, действующих при выдаче градостроительного регламента, а также ограничений, предусмотренных иными нормами права.

Сроки рассмотрения заявления о согласовании строительства на приаэродромной территории

Услуга по согласованию проведения строительных работ вблизи аэропорта (аэродрома) предоставляется в течение 30-60 дней. Однако процесс затягивается на больший срок, так как требуется сбор и изготовление документации. Также, при оформлении заявки могут быть ошибки со стороны заявителя и/или сотрудника Росавиации.

Процедура проходит в 3 этапа:

  1. Сбор документации и подача заявки. Заявление пишется по строгой форме, иначе организация откажет в предоставлении услуги.
  2. Рассмотрение заявки Росавиацией. Проверяется подлинность предоставленных документов и правильность заполнения заявления. Затем представители Росавиации принимают решение о возможности (невозможности) строительства объекта на конкретной территории.
  3. Оформление соглашения. Росавиация выдает согласие на размещение объекта капитального строительства на приаэродромной территории.

Если при проверке предоставленных документов находятся недочеты, отсутствие каких-либо бумаг, нарушение требований к запрашиваемому строительству, заявитель имеет право в течение нескольких дней устранить проблемы и обратиться повторно.

Судебная практика Верховного Суда РФ

Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2014 г.

Ряд разъяснений спорых вопросов, касающихся «самовольных построек» содержится в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»; утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года (опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ», N 6, 2014 года).

Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2015 г.

Предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими, но причины должны быть объективными. Данная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ N 301-ПЭК15; «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года. В частности, указано следующее (извлечение):

«Изменения в выданное разрешение на строительство не могут быть внесены в отсутствие выявленной в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации и соблюдения порядка изменения проектной документации.

Изменения в выданное разрешение на строительство не могут быть внесены в отсутствие выявленной в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации и соблюдения порядка изменения проектной документации.

…Частями 21.5 — 21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном чч. 21.10, 21.14 названной статьи.

Между тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.

Вместе с тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика.

В данном споре общество просило внести в выданные разрешения на строительство изменения, вызванные намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.

В материалах дела не имеется доказательств того, что в процессе строительства выявлена объективная необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации.

В связи с этим, отказав в переоформлении разрешений на строительство при изложенных обстоятельствах, уполномоченный орган не нарушил положения действующего законодательства.

Кроме того, в представленных обществом положительных заключениях негосударственной экспертизы не отражено, что экспертами учитывалось возведение застройщиком части объектов и что проводилась проверка соответствия уже возведенной части измененному проекту. Между тем изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части.

Удовлетворение заявленных обществом требований в отсутствие доказательств соответствия уже построенной части объектов условиям измененной проектной документации и требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемым к надежности и безопасности зданий, а также соблюдения этим лицом положений ч. 5 ст. 52 ГрК РФ (извещение органов строительного надзора о начале строительства) нельзя признать правомерным».

Случаи выдачи строительного разрешения

Разрешения на капитальное строительство выдаются в следующих случаях:

Если объект строительства будет возводиться на участке земли, который предоставлен пользователю земельных недр для осуществления работ по использованию этих недр (разрешение предоставляется федеральным управленческим органом, отвечающим за государственный фонд недр).
Если объект является средством использования энергии атомного типа (разрешение представляется организацией, которая занимается использованием энергии атомного типа, а также государственным управлением деятельностью по разработке, изготовлению и утилизации оружия и установок ядерного типа, используемого в военных целях).
Если объект относится к космической инфраструктуре (по ст. 51 ГрК РФ, разрешение предоставляет Государственная корпорация по деятельности космической организации «Роскосмос»).
Если объект относится к гидротехническим сооружениям второго или первого классов, аэропортам, авиационным объектам, железнодорожным объектам, консульствам, посольствам, российским представительствам за границей, оборонным объектам, объектам безопасности, обеспечивающим безопасность российской границы, объектам приграничного назначения и иным, которые предполагается построить на территории российского континентального шельфа, морских внутренних вод или территориального моря (разрешение предоставляют уполномоченные федеральные исполнительные органы власти).
Если объект строительства или реконструкции будет расположен в пределах границ природной охраняемой территории (по ст. 51 ГрК РФ, разрешение предоставляет исполнительный орган власти на федеральном или муниципальном уровне или уровне субъекта).

Запрещенные для возведения объекты

В первой зоне нельзя возводить объекты, которые не предназначены для организации и обслуживания воздушных передвижений и перевозок, а также для организации взлета, посадки, управления и стоянки воздушного транспорта.

На территории второй зоны нельзя строить здания и сооружения, не выполняющие следующие функции:

  • обслуживание пассажиров;
  • обработка багажа, грузов и почты;
  • обслуживание воздушного транспорта;
  • хранение топлива;
  • заправка транспорта;
  • организация энергоснабжения;
  • другие сооружения, которые не являются частью инфраструктуры.

У строений третьей зоны есть ограничения по высоте. Параметры устанавливает Федеральный орган исполнительной власти для каждого из субъектов Российской Федерации.

В четвертой зоне запрещено возводить сооружения, которые создают помехи в работе оборудования и структур, используемых для организации воздушного движения, а также навигации и связи с судами. Это касается тех строений, которые не относятся к первой зоне.

В пределах пятой зоны нельзя размещать производственные объекты с высокой степенью опасности и/или возможного загрязнения для окружающей среды. Их эксплуатация может негативно повлиять на безопасность перелетов воздушного транспорта.

Для шестой зоны запретом являются строительство и эксплуатация объектов, работа которых способствует привлечению и большому скоплению птиц.

В седьмой зоне превышены уровень шумового и электромагнитного воздействия и концентрация загрязняющих примесей в воздухе. Здесь все строящиеся объекты должны быть согласованы с законодательством в сфере организации санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Градостроительная деятельность и архитектура

Нормативно–правовое регулированиеНормативно–техническое регулированиеСаморегулирование в сфере строительстваЭкономически эффективная проектная документация повторного использованияЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕДеятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельностиПромышленность строительных материаловПодтверждение пригодности новой продукции для применения в строительствеГосударственный контрольАнкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской ФедерацииСпециальные технические условия Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницыРеестр документов

Разрешение на строительство дома

В соответствии с действующим законодательством у владельца участка, планирующего постройку, могут возникнуть две ситуации: когда можно обойтись без разрешения и когда оно необходимо.

Что собой представляет

Что собой представляет документ на разрешение на строительные работы, подробно описано в Градостроительном кодексе. Это решение уполномоченных органов, которое подтверждает, что предоставленная застройщиком проектная документация соответствует градостроительному регламенту и другим нормам, действующим на территории расположения земельного участка, где планируется застройка.

После получения разрешения заявитель имеет право осуществлять запланированную постройку или реконструкцию объекта капитального строительства (ст. 51 ГрК РФ).

Нужно ли получать разрешение на строительство в 2019 году

Актуальными нормативными актами предусмотрены случаи, когда получать официальное разрешение для постройки дома не требуется. Для этого нужно, чтобы будущее жилище представляло собой объект индивидуального жилищного строительства. (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). Эти параметры прописаны в п. 39 ст. 1 кодекса. Основные критерии для дома следующие:

  • иметь не более 3 этажей;
  • быть не выше 20 метров;
  • не быть предназначенным для раздела на самостоятельные объекты недвижимости

Для начала строительства такого дома достаточно направить письменное уведомление о планируемых работах в уполномоченный орган (местный муниципалитет, администрацию субъекта РФ). Документ должен содержать технические параметры объекта ИЖС.

Если планируемая постройка по каким-то параметрам будет превышать установленные ограничения, застройщику придётся прибегнуть к классической схеме получения разрешения на строительство.

Необходимые документы

Упрощённая процедура (получение уведомления) не требует сложных действий и широкого пакета документов. Перечень документов:

  1. Документы, подтверждающие право на владение земельным участком (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН).
  2. Само уведомление о планируемых работах, которое содержит:

    • персональные данные застройщика (ФИО, адрес, данные паспорта);
    • кадастровый номер земельного участка, предназначенного для строительства;
    • информацию о виде разрешенного использования земельного участка;
    • подробное описание будущего дома (количество этажей, высота, площадь, схематическое изображение здания). Также требуется указать данные об отступах от границ земельного участка;
    • подтверждение того, что здание не будет многоквартирным, то есть оно не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
    • данные для обратной связи с заявителем (почтовый и/или электронной адрес).

Порядок получения

Шаг 1. Направление уведомления в соответствующий орган власти. Это могут быть:

  • отдел градостроительства и архитектуры местного муниципалитета;
  • администрация субъекта РФ (если участок находится одновременно на территории двух разных населённых пунктов).

Направить уведомление можно:

  • личным визитом;
  • заказным письмом
  • обратившись к услугам МФЦ.

Шаг 2. В течение 7 рабочих дней будет осуществлена проверка объекта на соответствие установленным градостроительным нормам.

Шаг 3. В случае положительного решения заявитель получит уведомление об одобрении проекта. Документ действителен в течение 10 лет.

Если объект не подпадает под критерии ИЖС

В случае если планируемая постройка не соответствует критериям объекта ИЖС, необходимо получить классическое разрешение на строительство.

Для этого потребуется подать заявление о выдаче разрешения в уполномоченный орган (местного самоуправления, региональную администрацию) или через МФЦ. К заявлению прикладывают следующие документы:

  • документы, подтверждающие право собственности на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка;
  • проект планируемой застройки. Он представляет собой подробный план участка со всеми постройками. В план также должны быть включены инженерные коммуникации, искусственные водоемы и пр.;
  • план границ участка (внутренних и внешних).

Уполномоченный орган в течение 7 дней проверяет предоставленные документы, а также сам проект на соответствие регламентам. Разрешение на строительство выдаётся сроком на 10 лет.

Судебная практика по статье 51 с примерами

Наиболее часто в судебной практике рассматриваются дела, регламентируемые ст.51 ГкРФ, о самовольной застройке. Нередко в суде оспаривается отказ в принятии комиссией или местной администрацией построенного или отреставрированного объекта. В случае если речь идет о подаче заявления на выдачу разрешения после возведения сооружения, то такие судебные дела завершаются признанием правильности действий администрации.

Важно! Документ, дающий право на настройку или осуществление реконструкционного проекта, по закону может быть выдан только до начала проведения работ. Если возведение сооружения завершено, то получить указанную правовую бумагу будет невозможно. Пример 1

В 2017 году в арбитражный суд Москвы было подано заявление от компании, имеющей статус ОАО, по поводу признания проведенной ими реконструкции здания законной со стороны местной администрации. Данная компания настаивала на выдаче разрешения на реконструкцию после того, как та уже была выполнена

Пример 1. В 2017 году в арбитражный суд Москвы было подано заявление от компании, имеющей статус ОАО, по поводу признания проведенной ими реконструкции здания законной со стороны местной администрации. Данная компания настаивала на выдаче разрешения на реконструкцию после того, как та уже была выполнена.

Ответчик аргументировал свой отказ тем, что помимо возникших вопросов по проекту, присутствовало нарушение правил подачи заявления по срокам, так как оно было предоставлено на момент окончания работ по проекту.

Рассмотрев причины отказа, суд признал его правомерность на основании следующих фактов:

  • были нарушены правила предоставления проектной документации со стороны ОАО;
  • срок подачи заявления соответствовал периоду, когда реконструкция уже была завершена.

В результате действия администрации были признаны законными.

Пример 2. В процессе планирования строительно-реконструкционных работ подрядчиком было подано заявление в районную администрацию на получение соответствующего разрешения. Компания получила отказ по причине того, что ею не было предоставлено согласие на проведение работ всех правообладателей на помещения, расположенные в пристройке к нежилому зданию.

Глава администрации руководствовался положениями, прописанными в части 7 ст. 51 Градкодекса. В правовом акте говорится, что при подаче заявления требуется документальное подтверждение о получении согласия со стороны всех собственников объекта.

При внимательном рассмотрении дела выяснилось, что компания, планировавшая осуществление проекта, на деле являлась единственным его законным правообладателем. В соответствии с данным фактом было принято решение о незаконности действий администрации района.

Важно! Если застройщик является единственным правообладателем реконструируемого или возводимого здания, то документ о согласии собственников на проведение работ не является обязательным в предоставляемом пакете правовых бумаг. При рассмотрении дел в судебной практике, касающихся ст. 51, последнее решение может быть принято апелляционным судом

При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела

51, последнее решение может быть принято апелляционным судом. При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела

При рассмотрении дел в судебной практике, касающихся ст. 51, последнее решение может быть принято апелляционным судом. При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела.

Описание статьи 51 «Разрешение на строительство»

Статья о градостроении в новой редакции определяет порядок выдачи разрешительной документации на начало строительных работ и прописывает условия для получения данных документов.

Что представляет собой разрешение

Без получения разрешения на осуществление застройки не могут быть начаты никакие градостроительные работы, так как подобные действия будут признаны незаконными. Документ, разрешающий проведение градостроения, представляет собой итоговое заключение, которое свидетельствует о соблюдении застройщиком следующих условий:

  1. Соответствие проектной документации градостроительным требованиям.
  2. В предоставленном проекте учтены правила расположения объекта по отношению к строениям на соседнем участке, то есть не нарушено расстояние от границ расположенной поблизости частной территории.
  3. Установлено законное право застройщика на владение участком.

Получение разрешения обеспечивает законность осуществления проекта и позволяет избежать впоследствии проблем, связанных с посещением объекта проверочными комиссиями. Строение, возведение которого было одобрено на уровне местной администрации, не может быть признано незаконным даже в судебном порядке.

Порядок получения разрешения на строительство дома — куда обращаться и перечень документов

  • гаража на земельном участке, предоставленном для некоммерческого использования;
  • компактного некапитального сооружения, такого как киоск, беседка, павильон, летняя кухня, навес, баня, сарай, погреб, колодец;
  • вспомогательного объекта для подключения к инженерной сети или прокладке ее коммуникаций;
  • внутриканальных системных соединений.

Меры, которые нужно предпринять зависят от причины отказа. В общем случае необходимо устранить недостатки. Они будут указаны в ответе, который дала организация на заявление о выдаче разрешения. Затем можно вновь попытаться его получить. Другой вариант – обжаловать решении уполномоченной организации в суде, подав иск по существующей форме. Он должен включать информацию о:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector