Реорганизация путем преобразования
Содержание:
- Пример преобразования АО в ООО
- Пару слов о явлении реорганизации в форме преобразования
- Ступени преобразования компании.
- Особенности преобразования
- Извещение контрагентов о преобразовании
- Порядок и виды реорганизации юридических лиц
- Нюансы процедуры
- Необходимые документы
- «МК-Правовые технологии» – адаптация закона под нужды клиента
- Формы реорганизации юридических лиц и их особенности
- Реорганизация юридического лица в форме преобразования
- Когда пригодится реорганизация в форме выделения
Пример преобразования АО в ООО
Новое ООО создано в результате преобразования, ее регистрация в ЕГРЮЛ приходится на 1декабря 2018 г. С этой даты АО считается прекратившим свою деятельность. Последний отчётный год для АО будет следующим: с 1 января 2018 г. по 30 ноября 2018 г. Таким образом, по состоянию на 30 ноября 2018 г. АО должно представляет свою последнюю бухотчётность. Новая вновь возникшая организация должна сдать свою первую бухотчётность. Она составляется на дату регистрации. Исходя из нашего примера, на 1 декабря 2018 г. ООО необходимо подать свою первую бухотчётность.
Отчетность и АО, и ООО должна заполняться с учётом указаний по ее формированию на случай реорганизации. Согласно этим указаниям, АО в день, предшествующий внесению записи в госреестр, должна закрыть счёта по учёту прибыли и убытков, и распределить эту прибыль в соответствии с решением учредителей. То есть, акционерному обществу потребуется закрыть счет 99 «Прибыль и убытки» и распределить чистую прибыль согласно решению учредителей.
Учредителями определяется порядок обмена акций относительно доли ООО и после этого в первом отчете отражают сформированный уставный капитал.
Пару слов о явлении реорганизации в форме преобразования
Существование компаний всегда сопровождается непрерывным развитием и изменениями в плане вектора, стратегии их деятельности. Подобные явления провоцируют внесение поправок в структурно-организационные направления работы организаций. Изменение правовой формы, собственников и подобных аспектов деятельности требуют соответствующего оформления, порядок которого регламентирован законодательством РФ.
Реорганизация в форме преобразования – один из видов подобных изменений. Его сущность заключается в том, что при реализации реорганизационных процедур компания на законных основаниях меняет свою организационно-правовую форму с созданием принципиально нового юридического лица. Естественно, существовавшая до этого компания упраздняется и прекращает официально работать. Итогом данной процедуры являются:
Реорганизация компании
- Изменение учредительной документации организации и Устава таковой
- Открытие нового юридического лица с сохранением прав и обязанностей старого
Преобразовательные процедуры реорганизационного характера имеют одно существенное отличие от преобразований в виде слияния нескольких организаций, выделения их долей или присоединения. Если быть точней, речь идет об участниках данного процесса. В ходе реорганизации в форме преобразования, по сути, участвует лишь одно юридическое лицо.
Поначалу оно начинает процедуру, упраздняясь с течением времени и появляясь вновь, но уже в виде совершенно другой компании. Иные формы преобразования всегда задействуют несколько юридических лиц, так как по-иному не могут осуществляться в рамках законов РФ.
Менее значимыми, но также имеющими место особенностями преобразования компании являются:
- Официальная смена общего концепта организации, структуры ее менеджмента и юридического статуса при полном сохранении обыденной жизни таковой. То есть персонал, подходы к работе, вектор деятельности и подобные нюансы остаются неизменны, а официальные сведения о компании меняются.
- Неизменность основных фондов юридического лица. Относительно капитала преобразования юридического лица носят нейтральный характер, так как ни его распределения, ни объединения, ни дополнения не происходит. Переформирование фондов с изменением таковых реализуется крайне редко при преобразовательной форме реорганизации.
- Взаимозаменяемость ликвидируемого и появляющегося юридического лица. Пожалуй, объяснять полную преемственность прав и обязательств между двумя компаниями при преобразовании не требуется.
В юриспруденции РФ выделяют два типа преобразовательных процедур, направленных на реорганизацию предприятий:
Преобразование организации
Добровольное преобразование – процедура, осуществляемая исключительно по воле владельцев организации. Причин для ее реализации может быть много. Чаще всего к реорганизации в форме преобразования прибегают при необходимости смены организационно-правового вида компании с целью увеличения эффективности ее функционирования.
Обязательное преобразование – процедура, проводимая при наличии определенных факторов, которые определены законом и обязывают владельцев реализовать реорганизацию. Например, потребоваться обязательное преобразование может при превышении количества участников в ООО более 50 человек
В таком случае важно изменить форму предприятия на ОАО или кооперативное объединение.
Ступени преобразования компании.
-
Любая серьёзная работа требует предварительных действий, особенно, когда речь идёт о масштабных изменениях на предприятии. Начинается всё с глубокого анализа состояния предприятия и выбирается оптимальная схема обновления. Такая работа должна проводиться максимально открыто для налоговой службы (ФНС) и кредиторов, а для успешной реализации намеченной программы в отведённое время, составить реальное расписание действий.
-
Принятое решение обязательно узаконить, для чего для фирмы получается нотариальное удостоверение, а единственный член юридического лица просто нотариально заверяет свою подпись.С этого момента отсчитывается 3 рабочих дня – срок для предупреждения ФНС о начатых изменениях на предприятии.
-
В течение двух месяцев объявление о реорганизации должно присутствовать в специальном издании «Вестник государственной регистрации» для информирования вероятных контрагентов и возможного предъявления претензий.
-
Это обязательное действие, для начала которого необходимо обратиться в ФАС. На это работникам налоговой отводится неделя.
-
Подготовка документов.
Через месяц после второй публикации в средствах массовой информации документы по реорганизации подаются в местную ФНС, поэтому их готовят заранее.
- Заявление по форме № Р12016. Заверяется нотариусом или усиленной электронной подписью заявителя.
- Подлинник учредительного документа.
- Договор о присоединении (при реформе присоединением).
- Договор о слиянии (при реформе слиянием).
- Акт передачи (при реформе путём разделения и выделения).
- Квитанция пошлины (4000 руб.). При подаче по сети Интернет пошлина не взимается.
-
Работа по регистрации в ФНС занимает неделю. Затем можно получить новую выписку из ЕГРЮЛ и поданный ранее учредительный документ, заверенный налоговой службой. Получают их тем же способом, как и подавали – по обычной или электронной почте, или в МФЦ.
Распределение обязанностей и прав.
С получением документов, подтверждающих окончание реорганизации, происходит и перераспределение налогового бремени согласно новой структуры. В обязанность новых структур входит так же погашение всех прежних задолженностей, независимо от их природы.
Ответственные за налоги:
- Юридическое лицо, возникшее после слияния.
- Юридическое лицо, возникшее после присоединения.
- Юридические лица, возникшие в результате разделения, каждый за себя.
Особенности преобразования
Закон накладывает определенные ограничения на хозяйственные общества, которые могут быть преобразованы в довольно ограниченный круг юридических лиц, например, общества с ограниченной ответственностью могут быть преобразованы в Акционерные Общества (АО) и Общества с Дополнительной Ответственностью, в хозяйственные товарищества и производственные кооперативы (ПК). В свою очередь АО могут быть преобразованы в ООО, ПК и Некоммерческие Партнерства. Поскольку Акционерные Общества подразделяются на Открытые и Закрытые, то преобразование ЗАО и ОАО также следует отличать друг от друга. Закрытые Акционерные Общества могут свободно преобразоваться в АО работников, т.е. речь идет о народных предприятиях, а ОАО такая трансформация недоступна в силу закона, если их работникам принадлежит менее 49% Уставного капитала.
Кроме того, если обратиться к Федеральному Закону «Об акционерных обществах», то в статье 7 мы увидим, что АО, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть реорганизованы в форме преобразования в юридические лица иной организационно-правовой формы, нежели Акционерные Общества. Определенные ограничения закон устанавливает на ООО, которые, как и ЗАО не могут быть преобразованы в ОАО, если размер Уставного капитала вновь созданного общества будет меньше размера минимального уровня, установленного для Открытого Акционерного Общества законом. Однако реорганизация в форме преобразования будет возможна, если акционеры увеличат до необходимого уровня размер Уставного капитала компании.
Количественные ограничения установлены законом в отношении числа участников новых юридических лиц для хозяйственных обществ, желающих провести реорганизацию в форме преобразования. Так, например, при преобразовании АО в ООО, число участников не должно превышать пятидесяти. В то время, как при преобразовании хозяйственного общества в производственный кооператив численность участников – физических лиц не может быть менее пяти человек. Кроме того, действующий Гражданский Кодекс РФ, в статье 88 устанавливает и те случаи, когда реорганизация проводится в обязательном порядке в отношении ООО. В связи с тем, что количество участников Общества с Ограниченной Ответственностью не может быть более пятидесяти юридических и или физических лиц, при превышении данного минимума, у ООО возникает обязанность по проведению его преобразования в ОАО в течение одного года с момента превышения.
Если же установленное законом требование о проведении преобразования будет проигнорировано, а количество участников – физических и или юридических лиц не будет снижено до необходимого порога, то по истечению одного года, т.е. речь идет об установленном для преобразования сроке, ООО подлежит ликвидации в судебном порядке. Аналогичная ситуация может иметь место и для Акционерных Обществ закрытого типа, когда количество его участников также превысит пятьдесят. В этом случае ЗАО также подлежит преобразовано в ОАО, на основании статьи 7 ФЗ «Об акционерных обществах», путем внесения соответствующих изменений в Учредительные документы компании, а не при помощи реорганизации. И это главнее отличие от превышения количества участников в ООО. Кроме того, преобразование ЗАО в ОАО не требует оформления передаточного акта и уведомления кредиторов компании, а также не предоставит акционерам Закрытого Акционерного Общества права на выкуп акций.
Если говорить о возможностях для преобразования Хозяйственных Товариществ, Хозяйственных Обществ и Производственных Кооперативов в иную организационно – правовую форму, то ГК РФ относится к ним довольно либерально, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку данный вопрос предоставляет теоретическую и практическую сложность.
Извещение контрагентов о преобразовании
В случае реорганизации ООО в АО происходит ликвидация общества и переход всех его обязательств к АО. О будущих изменениях можно уведомить всех кредиторов в срок до 1 месяца. Контрагенты вправе потребовать погашения всех обязательств ООО в срок до 30 дней с даты получения уведомления о ликвидации, либо публикации в СМИ. В том случае, если погашение обязательств перед кредиторами невозможно, они вправе расторгнуть их и потребовать возмещения понесенных убытков.
Сведения о преобразовании ООО в АО могут быть также опубликованы в СМИ, если требуется публичное извещение кредиторов. Публикацию необходимо сделать в «Вестнике государственной регистрации» два раза с интервалом в 1 месяц.
Порядок и виды реорганизации юридических лиц
Выделяют следующие виды реорганизации:
- добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
- принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.
Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).
В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:
- заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
- решение о реорганизации юридического лица;
- договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
- передаточный акт или разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.
Нюансы процедуры
Проведение процедуры реорганизации сложный процесс. Он включает не только множество особенностей, но и множество нюансов
Не принимая во внимание некоторые тонкости преобразования, владелец организации рискует нарушить действующее законодательство
При проведении нужно учитывать:
- Необходимость создания заключительной отчётности по бухгалтерии. Дата отчёта предшествует дню регистрации преобразования;
- Необходимость предоставления новой отчётности в преобразованном предприятии на основании заключительной отчётности ликвидированной организации;
- Переход предприятия со специального режима налогообложения на УСН или ЕНВД может быть произведён только при подаче заявления об этом в органы.
Сроки проведения процедуры реорганизации составляют от 2-х до 3-х месяцев
Основные моменты
При выборе новой формы будущего предприятия его участникам необходимо основываться на некоторых моментах.
Выбор новой организационно-правовой формы (ОПФ) предприятия ограничен и устанавливается в рамках действующего законодательства:
Статья ГК РФ | ОПФ ликвидируемого предприятия | ОПФ нового предприятия |
Ст. 56 ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» | ООО | АО, производственный кооператив, Общество с доп. ответственностью |
Ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах» №208-ФЗ | ЗАО, ОАО | ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнёрство |
Ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ | Автономная некоммерческая организация | Фонд |
Ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ | Учреждение | Хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию |
Ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ | Некоммерческое партнёрство | Общественная организация, хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию |
Ст. 11 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 № 135-ФЗ | Благотворительная организация | Невозможно реформировать в хоз. товарищество или общество |
Другие правовые формы организаций реформируются в соответствии с законом, действующим в их отношении или ГК РФ.
Запрещается использовать в названии другие ОПФ, к примеру, название ОАО «Строительная акционерная компания «Жильё»» будет неправильным.
Помимо этого, слова и символы, принадлежащие к субъектам РФ (Москва, Екатеринбург, гербы городов и областей) могут использоваться только при получении соответствующих разрешений. К этому списку также относятся слова «Россия», «Федеральный», «Государственный». Также запрещено использовать в названиях аббревиатуры зарубежных ОПФ, на русском языке.
Возможно изменение при реорганизации юридического адреса предприятия. В таком случае будет увеличен срок преобразования. Документы на проведение процедуры подаются в органы по указанному изначально адресу.
Передаточный акт был упрощён в 2020 году. Составление и утверждение положений о правах и обязательствах, передаваемых от одного предприятия другому, не требовалось. Все права предавались автоматически. Послабления были отменены спустя год в 2020.
Формы
Структурные изменения предприятия также включают и другие особенности.
Обратная же реорганизация ООО в акционерное общество требует выпуска акций в Федеральной службе по финансовым рынкам и их гос. регистрацию. Акции являются ценными бумагами, формирующими уставной капитал предприятия.
Как уже было сказано перевод ЗАО в ОАО или наоборот не является реорганизацией.
Реформирование МУП или ФГУП в ООО или ОАО запрещено законом. Такое ограничение указано в ст. 34 от 14.11.2002г. № 161-ФЗ.
Необходимые документы
Законодательством установлен перечень документации, необходимой для представления в налоговую службу. Для регистрации преобразования нужно передать следующие документы ликвидируемого предприятия:
- Заявление по форме Р12001. Документ должен быть подписан заявителем. Предоставляется для каждой возникающей компании.
- Комплект документов реорганизуемой организации. В него входят:
- ИНН;
- коды статистики;
- устав;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- свидетельство ОГРН.
В ИФНС передаются оригиналы или нотариально заверенные копии. Документы предоставляются в двух экземплярах.
- Решение учредителей о реорганизации фирмы.
- Копия объявления в средствах массовой информации.
- Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, то есть чек, квитанция.
- Передаточный акт. В нём должна содержаться вся необходимая информация.
- Справка об отсутствии задолженности перед ПФР.
- Копия бухгалтерского баланса за последний отчётный период.
- Расшифровка кредиторской задолженности.
- Контактные данные.
Для вновь создаваемой фирмы нужна следующая информация:
- полное и сокращённое наименование;
- коды видов деятельности;
- юридический адрес;
- размер уставного капитала с указанием формы оплаты;
- данные руководителя, наименование его должности;
- данные главного бухгалтера;
- данные учредителей с указанием их долей в уставном капитале;
- информация о банке, в котором будет открыт счёт;
- контактное лицо.
При наличии этих документов и сведений налоговые органы регистрируют реорганизацию предприятия.
«МК-Правовые технологии» – адаптация закона под нужды клиента
Мы не меняем нормативно-правовые акты. Таких полномочий у нас нет, но всегда имеются преимущества. Обратившись к нам, можете рассчитывать на то, что будет создано оптимальное правовое поле для реорганизации предприятия путем присоединения в РБ. Есть и другие плюсы сотрудничества с нашей компанией:
- За Вашим проектом будет закреплен конкретный специалист, который будет в режиме реального времени сообщать о положении дел.
- Наши сотрудники не только имеют соответствующее образование, но и располагают богатым практическим опытом. Регулярно участвуем в обучающих семинарах, курсах повышения квалификации, проводим внутренние тренинги. Наши знания в области права всегда актуальны.
- Вы полностью снимаете с себя ответственность, обращаясь к нам. Заключается договор, в котором прописываются все значимые моменты. Всегда можно предъявить претензии.
- Собственные наработки в реорганизации путем присоединения в РБ. Это существенно сокращает время, а значит – Вы меньше платите нам за работу. Кроме того, упрощается сама процедура, ведь все выполняется по отлаженной схеме.
- Работаем строго в рамках закона. Все принятые решения не вызовут споров, так как соответствуют нормам права Беларуси.
- Возможна как разовая консультация, так и полное сопровождение операции. Это позволяет подстроить бюджет и под стартап с нехваткой средств, и под крупное предприятие, обслуживаемое на принципах аутсорсинга.
- Наши расценки демократичны. Мы стремимся сделать предложение, которое будет интересно всем. Постоянно отслеживаем рынок, корректируя стоимость услуг по реорганизации через присоединение в соответствии с текущим положением дел.
- Если какая-то работа уже выполнена, мы не станем склонять к тому, чтобы переделать ее под надуманными поводами. Главное, чтобы та или иная задача была реализована правильно. Просто в этом случае Вы заплатите за наши услуги значительно меньше.
Оптимальный вариант сотрудничества – полное сопровождение. Дело в том, что грамотное выполнение какой-то отдельной процедуры не гарантирует успех всего проекта. На каждой стадии есть свои нюансы. Именно поэтому лучше поручить нам присоединение под ключ.
Общение исключительно по телефону возможно только после тщательного изучения положения дел в конкретном случае. Для этого обычно требуется посещение офиса. Просто сообщите нам любым доступным способом о своем желании начать сотрудничество, и мы подберем такое время, которое будет Вам удобно. Юрист расскажет о конкретных шагах, которые будут предприняты для реорганизации юр лица в форме присоединения, составит вместе с Вами план работы и сообщит о стоимости. Вам останется только поставить подпись в договоре. Все остальное – дело техники.
Большое количество положительных отзывов – лучший индикатор качества работы. Наши клиенты довольны. Уверены, и у Вас сложится положительное впечатление. Проверить это очень просто. Наберите наш номер и договоритесь о встрече. Ждем!
Просмотров:
2 732
Формы реорганизации юридических лиц и их особенности
Преобразование. Преобразование – когда Общество может изменить свою организационно-правовую форму. Так АО может стать ООО или производственным кооперативом (ст. 20 ФЗ № 208). ООО же, в свою очередь, может преобразоваться в иное хозяйственное общество, товарищество или производственный кооператив (ст. 56 ФЗ № 14).
Выделение. Выделение Общества – когда из одной организации создается одно или несколько компаний с передачей им частично прав и обязанностей реорганизуемого Общества. При этом само реорганизуемое Общество не прекращает свою деятельность (ст. 19 ФЗ № 208, ст. 55 ФЗ № 14).
Разделение. Разделение Общества – когда из одного общества создается несколько новых компаний с полной передачей им прав и обязанностей. При этом деятельность реорганизуемого Общества прекращается (ст. 18 ФЗ № 208, ст. 54 ФЗ № 14).
Присоединение. Присоединение Общества – когда все права и обязанности одной или нескольких компаний передаются другой организации. При этом деятельность присоединяемых Обществ в прежнем виде прекращается (ст. 17 ФЗ № 208, ст. 53 ФЗ № 14).
Слияние. Слияние Общества – когда создается новое Общество, которому передаются все права и обязанности двух или более организаций. При этом деятельность сливающихся обществ прекращается (ст. 52 ФЗ № 14, ст. 16 ФЗ № 208).
Присоединение организации
Присоединение — это форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом нового юридического лица не образуется.
При присоединении прекращают существование присоединяемые юридические лица.
Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц).
Форму «присоединение» могут выбрать только компании, имеющие одинаковую организационно-правовую форму.
Реорганизация в форме преобразования
Реорганизация в форме преобразования юридического лица регулируется Кодексом:
- Ст. 68 – в отношении хозяйственных товариществ.
- Ст. 92 – ООО.
- Ст. 104 – АО.
- Ст. 106.6. – кооперативов.
К примеру, ч. 1 ст. 68 Кодекса регламентирует, что хозяйственные товарищества могут быть преобразованы:
- В иные разновидности товариществ.
- В производственные кооперативы.
ООО, согласно ст. 92 Кодекса, преобразуются только в:
- АО.
- Хоз. товарищества.
- Производственные кооперативы.
АО, согласно закону, можно преобразовать в:
- ООО.
- Зоз. товарищество.
- Произв. кооператив.
- А также в партнерство некоммерческое (ст. 20 Закона об АО).
Наконец, ст. 106.6. Кодекса устанавливает возможность совершения преобразования производственного кооператива в:
- Хоз. товарищество.
- Хоз. общество.
Выделение организации
При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых организаций.
Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.
Разделение
При реорганизации в виде разделения первоначальное предприятие прекращает деятельность, оно исключается из ЕГРЮЛ с момента появления новых компаний. Чаще всего разделение фирмы происходит, когда возникает необходимость раздела бизнеса между учредителями. Хотя могут быть и другие причины разделения предприятия. Активы и пассивы делятся между новыми юридическими лицами в соответствии с передаточным актом. Решение о разделении компании принимают уполномоченные органы в соответствии с учредительными документами или согласно законодательству.
Слияние
При реорганизации предприятия путём слияния образуется новое юридическое лицо. В этом случае используется передаточный акт, а в учредительных документах указывают, какие доли активов получены участниками слияния. Чаще всего, эти доли соответствуют активам, какие имелись у предприятий до слияния: чем больше имущества организации в общем количестве, тем больше часть её активов в реорганизованной компании.
Реорганизация юридического лица в форме преобразования
26.02.2021 12:13
Павловский отдел
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Согласно ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим Кодексом и законами о хозяйственных обществах.
При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности.
Хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (ст. 68 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность (ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
С 01.01.2021 года п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен пп. 27.1, согласно которому за государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования уплачивается государственная пошлина в размере 1 000 руб. (пп. «б» п. 38 ст. 2, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Когда пригодится реорганизация в форме выделения
Изменения налогового кодекса в части восстановления НДС — вполне понятная и нормальная реакция законодателя на злоупотребления со стороны налогоплательщиков. Очевидно, что процедура реорганизации в форме выделения не задумывалась как способ получить вычеты из бюджета, а затем перевести объект на спецрежим. Цели и задачи у выделения иные.
1) Обособление непрофильных активов
Данный вопрос особенно актуален для бизнеса с историей. Как правило, за долгое время существования, в компании, как на балконе у среднестатистического россиянина, скапливаются разные и «очень нужные» активы. Что-то отдали за долги, что-то купили, потому что предложили хорошую цену, а что-то просто перестали использовать.
С одной стороны, в накопление активов ничего плохого нет. С другой стороны, сосредоточение всех активов на основном операционном звене снижает прозрачность финансовых потоков.
Очевидный выход в данной ситуации — передать непрофильные активы другому лицу, хранителю. Сделать это конечно можно через продажу, однако встаёт вопрос цены. Продажа по заниженной стоимости безусловно приведёт к претензиям со стороны налоговых органов. Рыночная цена вызывает значительные налоговые последствия, что особенно неприятно ввиду по сути перекладывания объекта в другой карман. Кроме того, для расчётов хранитель должен где-то взять средства.
Легальным решением описанных проблем является реорганизация в форме выделения. В ходе неё непрофильные активы могут быть переданы новому хранителю как правопреемнику действующей компании. Налоговые последствия возникают лишь при переходе правопреемника на УСН, что как мы указали выше, в любом случае приятней, чем уплата НДС с рыночной цены сделки.
2) Обособление дополнительного направления деятельности
Второй сценарий для использования выделения — это обособление одного из направлений деятельности. Представим, что в торговой компании складывается небольшое производство. Поначалу продажи идут через один канал, затем, с ростом и развитием производственного направления, продажи разделяются, как в части персонала, так и в части клиентов.
Учитывая различность бизнесов, транслировать на одно направление риски другого — неправильно. Соответственно встаёт вопрос об их разделении.
Реорганизация в данном случае позволяет юридически перенести в новую компанию: оборудование, персонал, права и обязанности по контрактам с контрагентами.
Безусловно, всё это можно выполнить посредством иных инструментов: оборудование может быть продано, персонал уволен и принят в новую компанию, а отношения с контрагентами переведены по цессии.
Тем не менее, применение альтернативных инструментов имеет свои нюансы. О передаче активов мы говорили выше. Перевод в порядке увольнения ведёт к возникновению обязанности выплатит компенсацию за неиспользованный отпуск, чего не происходит при переводе сотрудников в ходе реорганизации.В соответствии со ст. 75 ТК РФ реорганизация не является основанием для прекращения трудовых отношений. Соответственно заключенный трудовой договор формально продолжает своё действие, а значит выплачивать компенсации за неиспользованный отпуск не нужно. Цессия по договорам с контрагентами, предполагает взаиморасчёты по уступленным правам и обязательствам между старой и новой компанией.
3) Разделение бизнеса между партнерами
Мотивом по разделению бизнеса из прошло примера вполне может быть иное обстоятельство, нежели диверсификация рисков. Например, его (разделение) может спровоцировать желание предотвратить корпоративный конфликт.
Представим, что в торговой организации с дополнительным направлением два собственника. Начинали вместе, но с течением времени разделились по направлениям. При этом разные направления генерируют разное количество прибыли, однако собственники делят условно поровну. В такой ситуации риски возникновения корпоративного спора велики.
По аналогии с вышеописанным примером, общий бизнес, путём реорганизации в форме выделения, делится на два. В ходе реорганизации перераспределяется персонал, оборудование, права и обязанности.
При всех вышеописанных плюсах, у реорганизации есть и минусы:
-
это срок. Процедура выделения на практике выполняется в течение 4 — 5 месяце.
-
любая реорганизационная процедура является основанием для проведения выездной налоговой проверки. (См. НК РФ).
-
кредиторы получают право досрочно требовать исполнения обязательств от реорганизуемой компании. (См. ст. 60 ГК РФ).