Проверки мчс-2021 в условиях пандемии коронавируса
Содержание:
Разновидности пожарных проверок
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
- Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
- Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
- Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
- Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Как долго длится
При плановых визитах на предприятия, ранее не имевших нарушений, главное внимание уделяется документам. Такой контроль, обычно, не занимает много времени, проводится оперативно, если ответственный персонал успевает хорошо подготовиться
Приказы, протоколы, распоряжения, сертификаты должны всегда находиться в надлежащем состоянии в доступных местах, что ускорит процедуру проведения контроля.
При наличии жалоб инспекторы работают с выездом на место в течение максимум 15 часов. Сложные ситуации, сопровождаемые расследованиями, могут рассматриваться долго, но не более 20 рабочих дней.
Виды пожарной проверки
Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным МЧС РФ от 10.01.2016 года № 2-4-71-1-28, существуют две основные разновидности проверок такого рода:
- Плановая – обязательная проверка, которая производится при наступлении соответствующего периода времени.
- Внеплановая – она организуется только при наличии оснований, прописанных в законе (если ранее были выявлены нарушения, в случае поступления сигнала о несоблюдении противопожарного законодательства и др.).
Плановая
Как уже было сказано ранее, основанием для плановой проверки является наступление очередной даты для ее проведения. Правила организации этой процедуры подробно расписаны в разделе 10 упомянутых выше Методических рекомендаций.
Главная цель реализации данного мероприятия – установление факта соблюдения организацией правил пожарной безопасности в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Проверка проводится в выездной форме по месту нахождения предприятия.
ВАЖНО. О предстоящем визите пожарного инспектора юридическое лицо (ИП) должно быть уведомлено за 3 дня до этой даты. В адрес компании должна быть направлена копия соответствующего распоряжения руководителя ГПН.. В общем виде алгоритм проведения плановой проверки включает в себя следующие этапы:
В общем виде алгоритм проведения плановой проверки включает в себя следующие этапы:
- Подготовка к обследованию объектов – сбор бумаг, просмотр нормативных документов, регулирующих данную область, и т.д.
- Проведение экспертизы в отношении организации на предмет соблюдения всех норм и предписаний законодательства о пожарной безопасности.
- Предварительное оформление результатов проверки – составление списка нарушений (при наличии), подготовка акта проверки и проекта предписания.
- Обсуждение всех выявленных недочетов и оформление окончательных результатов проверки, после чего они вручаются руководству проверяемой организации.
- Применение мер воздействия на нарушителя требований пожарной безопасности – составление протокола, сбор доказательств, а также дальнейшее направление материалов в суд для проведения разбирательства.
Внеплановая
Основания для проведения внеплановой проверки подробно раскрыты в ч. 5 ст. 6.1 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ. Также они были описаны выше по тексту.
Основное отличие внеплановой проверки пожарной безопасности от плановой, заключается в том, что она производится только в отдельных случаях, строго установленных законом. Порядок ее реализации описан в разделе 11 Методических рекомендаций.
Цель реализации такого мероприятия зависит от основания его проведения. К примеру, это может быть проверка того, устранило ли руководство компании нарушения, выявленные в прошлый раз.
При реализации внепланового осмотра объекта на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, проверяющие лица должны соблюдать следующие условия:
- проверку в отношении ООО и ИП можно производить только после согласования данной процедуры с прокуратурой. Уведомление должно быть направлено в день издания соответствующего распоряжения органом ГПН,
- если целью обследования выступает допущенное ранее нарушение, то проверка организуется в выездной форме,
- организация должна быть уведомлена о предстоящем мероприятии за 24 часа до его начала,
- сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушениях, должны быть размещены на сайте органа ГПН.
Что проверит инспектор ГПН?
Кроме документов инспектор обязательно проверит, соответствуют ли планы эвакуации фактически имеющимся путям вывода людей из здания в случае ЧС. На каждом этаже должны иметься таблички о направлении аварийных выходов, расположении средств пожаротушения, предупреждения людей и связи.
Инспектор проверяет наличие и маркировку средств пожаротушения, работу системы оповещения, сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. Визуально оценивает состояние пожарного водопровода и проверяет акты его последних проверок, в том числе акты перекатки рукавов. Проверяющий обязан пройтись по всем этажам и проверить эвакуационные пути на момент их захламленности и наличия решеток на окнах. В местах, отведенных для курения, должна быть соответствующая табличка, плотно закрывающаяся дверь, пепельница из огнеупорного материала, система вентиляция и отдельный огнетушитель.
Если по результатам проверки будут выявлены нарушения, руководителю организации выдадут предписания по их устранению и наложат штраф. В отдельных случаях инспектор вправе приостановить деятельность предприятия на 90 суток. Если нарушения, выявленные в ходе проверки, повлекли за собой вред здоровью или жизни работников, руководителю грозит уголовная ответственность.
Цена на документацию по пожарной безопасности.
Стоимость разработки комплекта документации по ПБ сильно разнится, в зависимости от специфики и размера предприятия.
Например, стоимость разработки инструкций стоит от 100 до 500 руб. за ед., разработка приказов — от 150 до 500 руб. и т.д.
Цена полного комплекта документации по пожарной безопасности составляет от 10 до 45 тыс. руб.
Стоимость комплекта ПТМ зависит от следующих особенностей предприятия:
- специфика и размер;
- площади и застройки территории;
- количество объектов, их этажность и планировка;
- свойства конструктивных материалов;
- наличие опасных производственных объектов;
- наличие противопожарного оборудования, сигнализации и т.п.;
- удаленные участки производства;
- другие особенности.
Регламент разработки документации по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности изложены в ряде нормативных документов, которые можно разделить на государственные и отраслевые.
Например, согласно приказа МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г. «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»», п. 36, в первую очередь, необходимо обучение руководителя (директора) мерам пожарной безопасности.
Во всех этих документах, в той или иной мере, указываются требования к документации по ПТМ, разрабатываемой на предприятии (в организации).
Главными из них являются:
- Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации;
Кроме того, имеется большое количество нормативно-правовых документов, более подробно регламентирующих разные аспекты ПБ. Это такие документы:
- федеральные законы;
- подзаконные нормативные правовые акты (ПНПА), содержащие нормативные требования (правила, своды правил, нормы, стандарты и др.).
К документации по ПТМ предъявляются определенные требования, которые зафиксированы в законодательных и иных актах РФ.
Состав и формы документации по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность является одним из компонентов системы охраны труда на предприятии. Ее состав аналогичен перечню при разработке документации по охране труда.
В настоящее время по вопросам пожбезопасности разработано тысячи различных документов. Для их выполнения необходимо подготовить, оформить и утвердить приказы, инструкции, планы эвакуации, журналы и другие документы. При этом необходимо не только довести документы до исполнения, но и создать надежную систему контроля их выполнения, своевременно вносить необходимые изменения, поощрять и наказывать виновных, жестко контролировать сроки, т.е. умело использовать принцип: «План – выполнение – контроль – улучшение».
Для эффективной организации работы по пожарной безопасности на предприятии (в организации) должна быть разработана и утверждена документация по следующим основным группам:
- бланки,
- графики,
- журналы,
- положения,
- инструкции,
- приказы,
- протоколы,
- планы эвакуации,
- удостоверения ПТМ и др.
Порядок проведения пожарных проверок
Пожарные проверки включают анализ документации и непосредственное обследование объектов, конструкций, оборудования. В ходе проведения инспекций МЧС или пожаудита можно сразу давать пояснения по спорным вопросам, устранять выявленные нарушения. Если устранить недостатки и замечания в ходе проверки, это будет отражено в акте и проверочных листах. Однако в итоговое предписание или заключение они не попадут, что устраняет наложение штрафов.
МЧС
О назначении плановой или внеочередной инспекции МЧС издается распоряжение. В нем указывается основание для проверки (например, ежегодный план или поступившие сведения о нарушениях), сроки проведения мероприятий. Распоряжение издается не позже 3 дней до начала проверки, вручается руководителю инспектируемой организации. Обычно в распоряжении указывается, какую документацию нужно подготовить или направить по запросу для изучения.
Согласно Приказу № 323, плановая процедура осуществляется по направлениям:
- наличие документов, разработанных и утвержденных для обеспечения пожбезопасности (регламенты, приказы, правила и т.д.);
- надлежащее выполнение мероприятий по противопожарному режиму на предприятии, своевременное выявление и устранение нарушений;
- наличие разрешительной документации на пожароопасное оборудование, на выполнение отдельных видов работ;
- надлежащее обеспечение работников средствами защиты и пожаротушения;
- соответствие планов эвакуации и их надлежащее размещение по объекту;
- работоспособность систем и техсредств, предназначенных для защиты от пожаров, своевременной эвакуации;
- выполнение недостатков и замечаний, выявленных по предыдущим инспекциям МЧС или независимым аудитам;
- соответствие по классам и категориям, по надлежащей огнезащите конструкций;
- надлежащее состояние эвакуационных выходов, пожарных лестниц, гидрантов;
- соответствие по иным пожарным нормативам.
Каждая проверка пожнадзора отражается в журнале учета, который ведут организации и ИП.
В процессе инспекции заполняются проверочные листы. В них указаны контрольные вопросы по всем направлениям защиты и безопасности. На основании проверочных листов будет оформляться акт. При выявлении нарушений, замечаний и недостатков составляется предписание. В нем будет указан срок, в который нарушитель должен устранить замечания и уведомить об этом МЧС. Инспектор проведет повторную проверку только по тем направлениям, где были зафиксированы нарушения.
Каждая плановая и внеочередная проверка МЧС отражается в специальном журнале организации.
Независимая оценка пожарных рисков
Пожарный аудит тоже является комплексное проверкой, поэтому ее направления будут соответствовать инспекциям МЧС. Но есть ряд нюансов:
- независимая оценка пожарных рисков осуществляется по договору, где будут определены сроки и направления проверки, стоимость услуг;
- экспертам предоставляются все документы по мерам пожарной защиты, обеспечивается доступ к зданию, помещению, системам и оборудованию;
- в ходе аудита эксперты могут не только давать рекомендации по устранению недостатков, но и делать расчеты пожарных рисков (если они отсутствовали, либо были сделаны с нарушением законодательства);
- результаты проверки эксперты описывают в заключении, которое направляется в МЧС.
Экспертная организация и эксперты несут ответственность за полноту, объективность и достоверность результатов аудита, указанных в заключении. Если сотрудники МЧС выявят умышленное искажение информации, эксперта могут дисквалифицировать, взыскать с него штраф.
Экспертная организация или подразделение МЧС могут выдать официальное заключение, что объект или организация соответствуют всем нормам пожарной безопасности.
Периодичность проверок
Плановый контроль соблюдения противопожарного законодательства проводится раз в три года. В территориальном органе ГПН ежегодно до 20 августа разрабатывается план проверки подконтрольных предприятий. Основанием для включения определенной организации в этот перечень является:
- истечение трех лет после последнего планового контроля;
- истечение трех лет после ввода здания в эксплуатацию или изменение его класса опасности.
Внеплановый контроль проводится после устранения нарушений, выявленных в ходе плановых работ. Обычно на это отводится полгода. При этом руководитель организации не всегда может провести полную подготовку к проверке пожарного надзора, так как поводом для внеплановых визитов сотрудников ГПН может стать любая информация о нарушениях правил пожарной безопасности на предприятии или об угрозе причинения вреда здоровью и жизни людей, задействованных на производстве. В этом случае внеплановая проверка проводится только по согласованию с прокуратурой.
Как будет понижаться и повышаться категория риска
Понижать и повышать категорию риска можно будет не более чем на одну ступень.
Понижение категории риска происходит при соблюдении одного из следующих условий:
- Создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
- Наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
- Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- Отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
- Регистрация декларации пожарной безопасности для объекта защиты с количеством этажей не более 2, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением объектов дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей, объектов, предназначенных для проживания детей, престарелых и инвалидов, с одновременным пребыванием более 10 человек, многоквартирных жилых домов, объектов начального общего, основного общего и среднего общего образования, объектов профессионального образования, общежитий образовательных организаций).
Повышение категории риска происходит при наличии одного из следующих условий:
- Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- Наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
- Наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
В заключение посмотрим отдельные положения, которые вступят в силу с 1 января 2021 года. Речь идёт о признании утратившими силу следующих частей нормативных правовых актов:
- приложение к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
- подпункт «в» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- подпункт «о» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2018 г. № 601 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290»;
- пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Самое главное из постановления Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303 вроде бы вынесено, остальное смотрите самостоятельно. Скачать постановления № 1303 и 290 (в новой редакции) в формате MS Word можно ниже.
Виды пожарных проверок
О том, какие пожарные проверки могут проводится в России, мы рассказали выше. Сейчас разберем основные особенности, отличия и последствия каждой из них.
Инспекции МЧС
Как следует из Закона № 69-ФЗ и Приказа № 323, инспекция МЧС является формой государственного пожарного надзора. Вот основные моменты, связанные с назначением и последствиями проверок со стороны МЧС:
- основанием для визита инспекторов является решение руководителя отдела (подразделения МЧС), которое выносится по ежегодному плану;
- для большинства компаний периодичность инспекций не может превышать 1 раза в 3 года;
- для опасных и критически важных объектов периодичность составляет 1 раз в 2 года;
- если работа фирмы или ИП отнесена к категории низкого риска, плановые инспекции для них не проводятся;
- для ряда учреждений периодичность инспекций МЧС может составлять 1 раз в год или полгода, но обычно они предусматривают только проверку по отдельным направлениям (например, в отношении школ ежегодно проверяется соответствие пожарных норм к очередному учебному году).
Перечень сотрудников МЧС, которые будут проводить инспекцию, сразу указывается в решении и уведомлении. При наличии полномочий, подтвержденных решением и служебным удостоверением, им обязаны обеспечить беспрепятственный доступ на объект защиты, показывать все запрашиваемые бланки и формы.
Пожарная экспертиза может назначаться для определения причин возгорания, оценки причиненного ущерба.
Пожарный аудит
Независимая оценка пож. рисков осуществляется частными компаниями, аккредитованными МЧС. Для экспертов, которые будут непосредственно осуществлять проверку, работа в указанной фирме должна осуществляться по постоянному трудовому договору. Вот несколько важных моментов, связанных с назначением аудитов:
- владелец объекта сам принимает решение о привлечении сторонней компании для пожаудита, т.е. это необязательная процедура;
- пожаудит является комплексной процедурой, т.е. осуществляется по тем же направлениям, что и госпожнадзор МЧС;
- в ходе процедуры может осуществляться оценка и расчет рисков (при необходимости);
- по итогам независимой процедуры изготавливается заключение с выводами о соответствии или несоответствии пожарным нормам, с рекомендациями по недостаткам.
Заключение в пределах 5 дней передается в МЧС. Если эксперты подтверждают, что в ходе пожаудита не выявлено нарушений, организацию или ИП исключат их ежегодного плана. Не распространяется это правило только на опасные и критически важные объекты. Следовательно, независимый аудит может освободить от плановой инспекции МЧС.
Какие услуги по пожарной безопасности нужны для вашей организации?
Подготовка к проверке МЧС 100%
Устранение предписаний МЧС 0%
Обжалование штрафов и привлечения к ответственности 0%
Независимый пожарный аудит 0%
Проголосовало: 1
Экспертиза пожарной безопасности
Экспертизы назначаются, если необходимо получить заключение и выводы по отдельным вопросам, связанным со специальными познаниями в сфере пож. безопасности. Экспертные исследования могут назначаться для следующих целей:
- для определения причин пожаров или взрывов, повлекших причинение вреда людям, имуществу;
- для расчета суммы ущерба, в том числе для выплаты пострадавшим, для получения страховой компенсации;
- для оценки качества пожароопасных работ, обоснованности расчетов и смет;
- для рассмотрения судебного спора, связанного с обеспечением пож. безопасности.
Экспертизы могут проводиться по инициативе владельца недвижимости, директора фирмы, суда, государственных органов. По результатам исследований оформляются заключения по поставленным вопросам.
В перечень обязательных процедур входит проверка состояния средств первичного пожаротушения, сроков поверки огнетушителей.
Как проводится проверка
Проверки могут проводиться не только по установленному графику, например, каждые полгода. Не исключено, что возникнет необходимость провести внеплановую проверку. Если в ходе проверки были обнаружены какие-то недочеты, они должны быть отображены в акте. Также документ должен содержать информацию о том, какие мероприятия были проведены для устранения нарушений правил ПБ. Кроме этого, определяется срок, в течение которого неполадки должны быть устранены. Естественно, после этого проводится повторная проверка. Обычно процедура проверки выполняется в соответствии с правилами какого-то конкретного учреждения. Но существуют стандарты, которые относятся ко многим организациям. Так, инспектор проверяет:
- таблички, на которых присутствуют номера телефонов экстренной службы пожаротушения, сведения сотрудников, отвечающих за соблюдение правил безопасности;
- планы эвакуации, которые должны быть расположены на каждом этаже на видных местах;
- наличие и работу указателей со словом «Выход». Причем эти указатели должны светиться;
- запасные выходы на предмет их загромождения;
- пожарный щит, а именно, все ли необходимые приборы на нем имеются;
- огнетушители, их наличие и срок годности;
- состояние различных электрических приборов и розеток.
Системы пожаротушения обычно проверяются раз в шесть месяцев. Автоматические системы подлежат ежеквартальной проверке. Осмотр таких систем можно разделить на три основных этапа:
- Визуальный осмотр. Здесь специалисты пытаются найти в системе видимые неисправности. Например, это может быть появление коррозии, разъединение элементов, протечка.
- Профилактические мероприятия. Имеющаяся ржавчина удаляется, выполняется смазка деталей, а при необходимости их полная замена.
- Проверка работоспособности. Здесь не исключены пробные запуски, что позволяет определить давление жидкости в трубах. Проверяется автоматика на отсутствие ложных срабатываний.
(Видео: «Обучение пожарной безопасности Пожарно технический минимум»)
Как правильно заполнить акт проверки пожарной безопасности в 2021 году
Как уже было сказано, нет необходимости придерживаться строгих правил при оформлении такого документа. Некоторые компании разрабатывают для этих целей специальные бланки, которые утверждаются учетной политикой. При этом не стоит забывать о правилах составления документов подобного рода. Так, здесь обязательно должна присутствовать «шапка», основная часть и завершение. Естественно, все ответственные лица проставляют здесь свои автографы. Вносить сведения можно не только от руки, но и на компьютере. Можно предположить, что регулярные проверки систем пожаротушения сводят к минимуму их выход из строя. Но эту вероятность исключать нельзя. Соответственно, если выявлены какие-то проблемы, это обязательно должно быть отображено в акте. Причем указываются не только сами неполадки, но и мероприятия, которые были проведены для их устранения.