Профессиональные качества прокурора

Уголовный процесс

Правонарушения в сфере уголовного кодекса оказывают огромное влияние на общество. Поэтому принципиальная задача прокурора заключается в законности и конституционном устройстве государства, а также поддержке прав гражданина Российской Федерации. Его функции:

  1. Контроль над исполнением закона.
  2. Обеспечение раскрытия нарушений и противоправных деяний.
  3. Осуществление уголовного преследования.
  4. Обеспечение правовой защиты.

Права и обязанности прокурора в уголовном процессе должны соблюдаться четко, так как от этого зависит правильный ход расследования и выявление преступных лиц. В компетенцию прокурора входит:

  • отстранение человека от работы, если он допустил нарушения;
  • привлечение при необходимости специалиста узкого профиля;
  • возможность принять самоотвод дознавателя по заявлению.

Обязанность прокурора во время судебного разбирательства:

  • предоставить доказательную базу обвинения;
  • сформулировать аргументы;
  • отвечать на контраргументы со стороны защиты обвиняемого;
  • предложить наказание в соответствии с законом.

Прокурор является полноправным участником суда. Он имеет полное право выказывать свое недовольство, задавать вопросы и подчеркивать замечания.

Устранение нарушений

Для пресечения преступлений прокурор использует комплекс правовых методов. Устранение правонарушений предусматривает также ликвидацию его последствий и предупреждение новых злоупотреблений. Для устранения нарушений прокурор вправе:

  • Опротестовывать нормативные акты или обращаться в судебные инстанции с иском о признании их недействительными. Данное полномочие рассматривается не только в качестве права, но и как обязанность прокурора. Другими словами, в случае выявления несоответствия сотрудник не может уклониться от реагирования. Протест подается в письменном виде. В качестве обязательных реквизитов документа выступают точное наименование органа, который его принимает, указание на нормативный акт, противоречащий, по мнению прокурора, законности со ссылкой на соответствующее положение, перечисление оснований, свидетельствующих о несоответствии.
  • Вносить в государственные и прочие органы представления об устранении нарушений и обстоятельств им способствующих. Порядок передачи данного документа аналогичен описанному выше. Вносится представление тому должностному лицу или в тот орган, компетенция которого обеспечит принятие соответствующих мер по устранению нарушения, а также его причин и обстоятельств.

Основная деятельность

Роль обвинителя в суде. Эту деятельность можно поделить на несколько этапов:

  • Досудебная работа с материалами дела. Прокурор изучает документы следствия, полностью вникает в расследование преступления, делает свои выводы. Именно прокурор принимает решение об отправке дела в суд. Если улик недостаточно или выявлены нарушения в их сборе, прокурор имеет право назначить дополнительное расследование.
  • Участие в судебном процессе. В период заседаний прокурор призван представлять сторону обвинения. Его правовым оппонентом во время судебного процесса является адвокат. Основная задача прокурора — не допустить, чтобы преступник остался безнаказанным. Для этого он обязан досконально изучить доказательную базу и составить подкреплённую законом точку зрения. В итоге — грамотно и аргументировано представить ее перед присяжными и судьей.
  • Действия после приговора. Иногда прокурор выражает несогласие с решением суда. В таком случае он имеет право его опротестовать.

Особенности работы с документами

Вышеизложенные полномочия явно перекликаются. Тем не менее они считаются самостоятельными. Отличие между требованием о предоставлении и доступом к материалам состоит в непосредственном подходе сотрудника к определению того комплекса бумаг, которые позволят ему разобраться в ситуации. В первом случае материалы будут в неконкретизированном, общем виде. Это обусловлено тем, что у служащего нет данных, в каких именно документах присутствует интересующая его информация. Во втором же случае сотрудник, обращаясь к руководителям или иным должностным лицам, предоставляет точный перечень бумаг, которые ему нужны.

Еще одним различием являются и те задачи, которые решаются посредством реализации этих полномочий. Так, в первом случае они обладают поисковым характером. Задача прокурора заключается в максимально быстром обнаружении и фиксации необходимой информации. Зачастую при этом ему также следует предусмотреть меры для обеспечения сохранности материалов. Во втором случае выполняется задача по пополнению имеющейся базы недостающими сведениями. Необходимо сказать, что процесс ознакомления с материалами непосредственно на месте отличается большей трудоемкостью. Если говорить о результатах, то во втором случае при непосредственной работе с материалами в организации прокурор имеет возможность сразу установить факт нарушения и определить ответственных за него лиц. При запросе бумаг такого результата, как правило, нет.

Допуск к особо секретным документам

В функции прокурора входит работа не только с обычными предприятиями. При предъявлении удостоверения, а иногда специального разрешения, он может проверить материалы, в которых содержится секретная информация или государственная (военная) тайна. Как выше было сказано, такими возможностями может обладать Генеральный прокурор РФ. При этом необходимо отметить, что сотрудником движет не праздный интерес, а его профессиональный долг. В связи с этим никаких препятствий не должно и не может создаваться для реализации данной задачи.

В ряде случаев право прокурора на беспрепятственный вход в помещение или на территорию подконтрольного объекта может быть ограничено пропускным режимом, ведомственными инструкциями и прочими факторами. При возникновении физических барьеров сотрудник может прибегнуть к просьбе о содействии ему полиции. При этом он также может возбудить производство об административном нарушении против виновных. Право на беспрепятственный вход предполагает возможность проникновения служащего к определенному лицу в назначенное место. Ведомственные инструкции, так же, как и прочие акты, которые могут ограничить доступ сотрудника, должны немедленно опротестовываться вышестоящим должностным лицом. В качестве него, например, может выступать прокурор республики.

Кому подходит данная профессия

Данная профессия подходит в первую очередь честным людям. Прокурор не должен поддаваться соблазнам и брать взятки. Честность – основной аспект его деятельности. Также представитель данной профессии должен обладать острым умом и отлично памятью. Основой его мышления должна быть аналитика. Ведь именно анализ помогает прорабатывать и находить дополнительные доказательства. Прокурор должен уметь самостоятельно организовывать свой рабочий день, что требует высокой дисциплинированности. Целеустремленность и уверенность также важны, особенно при попытках давления со стороны обвиняемых.

Востребованность


Данная профессия считается очень востребованной. Многие люди стремятся устроиться именно в прокуратуру. Данная отрасль считается надежной и престижной. Также работа прокурора предполагает влиятельные знакомства, хорошие связи и возможность карьерного роста.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработок прокурора достаточно велик. Ставка колеблется от 50 до 90 тысяч рублей. Зависит доход от региона и наличия различных надбавок и премий. Помощники прокурора получают не намного меньше.

Легко ли устроиться на работу

Устроиться прокурором сразу после выпуска из вуза невозможно. Первой ступенью к заветной должности станет работа его помощником. Данная должность тоже высоко оплачиваемая. Конкурс на замещение появившейся вакансии очень большой

Важно проявить не только свои знания, но и смекалку, умения выходить из нестандартных ситуаций. Будьте готовы к стрессовому интервью

Вакансии не слишком часто, но появляются. В основном как следствие повышения или профнепригодности одного из помощников. Дальнейший карьерный рост зависит от того, как вы себя проявили и от появления вакансии.

Как обычно строится карьера

Карьера прокурора развивается довольно медленно. Первой ступенью является должность его помощника. Затем возможно повышение до прокурора. Хорошо зарекомендовавшие себя сотрудники, имеющие налаженный диалог с начальством, успешные громкие дела и кристальную репутацию, являются первыми на очереди в повышении. Вершиной карьеры считается должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Нюансы

  • В рамках установленных полномочий, работники прокуратуры вправе осуществлять проверку на выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, поступивших на юридическую экспертизу;
  • В случае выявления признаков коррупции прокуроры незамедлительно вносят протест или представление в соответствующий орган;
  • Требование об изменении нормативного акта, в котором обнаружены признаки коррупциогенной составляющей, должно быть рассмотрено не позднее чем через десять дней после его поступления в орган;
  • О результатах рассмотрения сообщается в прокуратуру. Однако подобное требование может быть обжаловано в том числе в судебном порядке;
  • Генеральный прокурор и другие работники по его представлению могут присутствовать на официальных заседаниях федеральных органов власти, органов МСУ, региональных органах власти, вносить соответствующие предложения;
  • Прокуратура в рамках возложенных на нее обязанностей координирует работу органов МВД и других органов, связанных с противопреступной деятельностью;
  • Прокуроры в соответствии с полномочиями, установленными назваными законом, могут быть стороной по делу в судебном разбирательстве для обеспечения законности в судебной системе власти;
  • Прокуроры могут опротестовывать незаконные решения судов;
  • Запрещено воздействовать на прокурора во время проведения проверки либо осуществления иной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Прокурор не обязан знакомить или обнародовать с результатами проверки до ее завершения.

Что представляет собой закон?

  • Раздел 1 — Общие положения изучаемого Федерального закона (ст. 1-10);
  • Раздел 2 — Организация и система российской прокуратуры (ст. 11-20);
  • Раздел 3 — Нормативы прокурорского надзора (ст. 21-34);
  • Раздел 4 — Нормативы участия прокуратуры в процессах судопроизводства (ст. 35-39);
  • Раздел 5 — Особенности службы в прокуратуре (ст. 40-45);
  • Раздел 6 — Особенности военной прокуратуры (ст. 46-50);
  • Раздел 7 — Иные вопросы и нюансы в сфере прокурорской работы (ст. 51-54).

В качестве дополнения, к основному тексту Федерального закона прилагаются следующие бухгалтерские документы, рассчитывающие размеры ежемесячных поощрений сотрудников:

  • Генеральной прокуратуры РФ;
  • Прокуратуры субъектов России;
  • Отдельных прокурорских систем городов и поселений.

Перспективы профессии

Выбирая данную профессию, следует помнить: прокурор не имеет права вести предпринимательскую деятельность, работать в коммерческих структурах или же вести политическую деятельность. Это запрещено, так как может повлиять на беспристрастность сотрудника.

Сама профессия прокурора – уже высокий показатель престижа, ведь она высоко оплачиваемая и уважаемая. Прокурор может расти и развиваться. Пик карьерного роста и перспектив – это должность генерального прокурора страны или его заместителя.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия прокурор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Особенности прокурорской проверки работодателя

Прокурорская проверка, как правило, проводиться только при серьезных нарушениях работодателем. Прокуратура не может подменять собой иные органы. О проведении прокурорской проверки прокурор чаще всего уведомляет работодателя по телефону.

Для проведения проверки прокурор внимательно изучает жалобу, заявление, смотрит законодательство, регулирующее конкретный вопрос.

В ходе проверки прокурор запрашивает документы, изучает документы работодателя, запрашивает объяснения.

Для проведения отдельных проверок прокурор может привлекать сотрудников органов, которые компетентны в определенных вопросах.

По результатам проверки прокурором может быть вынесено постановление, предостережение, предписание об устранение нарушений, может быть принесен протест.

Бывают ситуации, что прокуратура на поступившее заявление дает отписку о том, что проведение проверки по заявленному вопросу является компетенцией иных органов, которые прокуратура не может подменять. Однако, такая отписка не всегда является законной и есть смысл написать жалобу в вышестоящую прокуратуру.

Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» в индивидуальном порядке поможет выбрать наиболее правильную линию поведения и защиты при получении с Вашей стороны предписания или будет защищать вас, как потерпевшего столкнувшегося с произволом в отношении своих прав и законных интересов.

Требование оказания содействия

При проверке в каком-либо органе, учреждении, на предприятии прокурор может затребовать выделения ему сотрудников для выяснения тех или иных вопросов. Контролирующий служащий сталкивается в своей работе с различными сферами общественной жизни. При этом у него возникает необходимость решать достаточно широкий круг задач. Обычно прокурор ставится в такие условия, в которых у него не всегда имеется возможность обеспечить квалифицированный подход к тому или другому вопросу.

Содействие специалистов позволяет преодолеть дефицит знаний, которые находятся за границами профессиональной подготовки служащего, проводящего надзор. Помощник прокурора способствует учету особенностей экономической, социальной, технической, культурной и управленческой сфер. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение безупречных результатов работы. Помощник прокурора может участвовать в проверке на разных ее стадиях. Это должностное лицо дает обоснованные ответы или заключения на поставленные служащим, осуществляющим надзор, вопросы. Для содействия могут привлекаться разные специалисты: бухгалтеры, техники, экономисты, инженеры и прочие работники, как правило, занимающие должности госинспекторов (контролеров).

Последние изменения в федеральном законе «О прокуратуре РФ»

Были усовершенствованы положения, затрагивающие прокурорские проверки, касающиеся:

  1. Соблюдения основных прав;
  2. Гарантий и свобод граждан и юридических лиц.

Статья 6 претерпела изменению в части установленных сроков:

  • В настоящее время вся необходимая документация, которая была запрошена в рамках осуществления соответствующей проверки, должна быть представлена в течение 3х рабочих дней;
  • Если вопрос касается проверки действующего закона, срок сокращается до двух дней;
  • Если запрашиваемая информация касается причинения вреда имуществу, природной окружающей среде, гражданам, государству, чрезвычайной ситуации, то сведения должны быть представлены в течении одних суток.

Статья 21 дополнена конкретизацией сроков. Теперь решение о проведении проверки должно быть доведено до проверяемого субъекта не позднее чем в день начала проверки. В таком решении в обязательном порядке должны быть указаны основания проведения проверки, ее основные цели и предмет проведения.

Названым Федеральным законом устанавливаются:

  • Конкретные сроки проведения проверок;
  • Возможность и основания их продления;
  • Случаи, когда проведение проверок законно и обосновано.

Нужен образец заполнения госпошлины за замену и выдачу водительского удостоверения? Он здесь.

Интересует торговый сбор с 1 июля 2021 года для населения? Смотрите далее.

Федеральный закон является фундаментом правовой деятельности органов прокуратуры на территории нашей страны. Он обязателен для применения как работникам прокуратуры и прокурорам, так и лицам, которые являются субъектами прокурорского надзора.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Прокуратура России – это единая централизованная федеральная система органов, занимающихся надзором за соблюдением Конституции РФ и точным следованием законодательству.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

При этом все действия производимые её сотрудниками совершаются от лица государства. ФЗ № 2202-I устанавливает принципы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность вышеназванного органа и устанавливается его организация.

Следующая
Судебные вопросыСрок рассмотрения и подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу

Требование оказания содействия

При проверке в каком-либо органе, учреждении, на предприятии прокурор может затребовать выделения ему сотрудников для выяснения тех или иных вопросов. Контролирующий служащий сталкивается в своей работе с различными сферами общественной жизни. При этом у него возникает необходимость решать достаточно широкий круг задач. Обычно прокурор ставится в такие условия, в которых у него не всегда имеется возможность обеспечить квалифицированный подход к тому или другому вопросу.

Содействие специалистов позволяет преодолеть дефицит знаний, которые находятся за границами профессиональной подготовки служащего, проводящего надзор. Помощник прокурора способствует учету особенностей экономической, социальной, технической, культурной и управленческой сфер. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение безупречных результатов работы. Помощник прокурора может участвовать в проверке на разных ее стадиях. Это должностное лицо дает обоснованные ответы или заключения на поставленные служащим, осуществляющим надзор, вопросы. Для содействия могут привлекаться разные специалисты: бухгалтеры, техники, экономисты, инженеры и прочие работники, как правило, занимающие должности госинспекторов (контролеров).

Генпрокурор РФ

Генеральный прокурор Российской Федерации — высшее должностное лицо в прокуратуре страны. Он возглавляет генпрокуратуру и назначает на должности своих представителей в районах и городах. Он имеет чин: государственный советник юстиции.Генпрокурор имеет личных советников и несколько помощников, в том числе и по особым поручениям. Руководит полностью всей системой прокуратуры, издает приказы и поручения, которые должны выполняться всеми правоохранительными подразделениями РФ. Устанавливает необходимый штат и структуру Генпрокуратуры РФ в рамках фонда оплаты и расписания трудовой деятельности. Он определяет полномочия подразделений, их необходимую структуру и численность. Прокурор отвечает за все задачи, которые возложены на ведомство согласно закону РФ.

Полномочия прокурора

Деятельность прокурора включает в себя предупреждение, выявление и последующее устранение нарушений закона. Ему никто не имеет права чинить препятствия при надзоре. Он может беспрепятственно проникать на поднадзорную территорию, даже если она имеет пропускной режим.

Прокурор имеет право:

  • запросить любые документы для проверки, даже содержащие коммерческую тайну;
  • опротестовать несоответствующие закону акты;
  • освобождать граждан, которых задержали незаконно, если не было решения суда об аресте;
  • выписывать ордер на арест или обыск;
  • производить надзор за органами, которые занимаются расследованием, розыском и дознанием.

До суда его полномочия можно подразделить на некоторые группы. Итак, прокурор:

  • дает разрешение на избрание, отмену или изменение наказания (обыск, арест, взятие под стражу, записи телефонных переговоров, полное отстранение от дел и т. д.);
  • дает санкции и непосредственные указания письменно;
  • принимает участие в следствии;
  • может продлить расследование при необходимости;
  • решает любые возникающие следственные вопросы;
  • имеет право давать отводы и самоотводы следователей и прокуроров (ниже рангом);
  • отстраняет от ведения следствия неквалифицированных следователей;
  • производит изъятие уголовного дела и осуществляет последующую передачу его следователю;
  • передает уголовные дела другим правоохранительным органам;
  • утверждает и затем направляет в суды необходимые обвинительные акты;
  • может как приостановить, так и прекратить начатое уголовное дело.

Прокурор в суде имеет дополнительные полномочия государственного обвинителя и является должностным лицом, на которое возлагаются функции по исправлению нарушений закона.

Прокурор обязан соблюдать правила неразглашения полученной информации при работе с секретными документами.

Полномочия прокурора

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Взаимодействие с исполнительной властью

Особенно важным считается взаимодействие исполнительной ветки власти и данного органа. Чем же обычно занимается эта служба в таком случае? Какую основную деятельности здесь стоит выделить? Согласно имеющемуся законодательству, речь идет о контроле над качественным исполнением базовых норм, которые прописаны в документах федеральной и местной власти. Еще большим значением обладает управление деятельностью службы прокуратуры. Правда, стоит выделить главные элементы взаимодействия подробно:

  • Осуществление местных и федеральных программ по борьбе с правонарушениями и преступностью.
  • Проведение различных собраний и заседаний.
  • Ликвидация причины преступности.
  • Оказание требуемой помощи различным органам.
  • Проведение анализа степени эффективности работы, а, кроме того, некоторые иные функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector