Охрана труда. нормативно

Перечень нормативно-правовых актов по охране труда

В соответствии с системой построения нормативной базы в стране распределяются и основные документы в текущей сфере деятельности на отдельные группы:

  • трудовой кодекс и иные федеральные законы, в частности закон об основах охраны труда;
  • отраслевые нормативы и регламенты о безопасности в промышленности, о мерах по обеспечению контроля производства, об использовании средств защиты, стандарты и ГОСТ в части наличия определенных средств защиты и их характеристики, в соответствии с которыми отдельные предприятия отрасли регламентируют свою внутреннюю деятельность;
  • локальные акты в виде установления системы охраны туда, соблюдения требований по медицинскому обеспечению служащих и иные документы внутреннего содержания.

Надзор. Возмещение вреда

  • Постановление Правительства РФ от 01 сентября 2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (ред. от 30 апреля 2018 года).
  • Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ред. от 19.02.2018).
  • Приказ Роструда от 10 ноября 2017 № 655 «Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ред. от 11 апреля 2018)».
  • Приказ Роструда от 30 декабря 2016 № 538 «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых Федеральной службой по труду и занятости» (ред. от 4 апреля 2018 г.

Обязательные нормативные акты для работодателей

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас стать участниками семинара, посвященного ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЛОКАЛЬНЫМ НОРМАТИВНЫМ АКТАМ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ВОПРОСУ ЗА ЧТО НЕЛЬЗЯ ОШТРАФОВАТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ, А ТАКЖЕ УЗНАТЬ КАКИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ РАБОТОДАТЕЛЮ НАВЯЗЫВАЮТ.

Спикерами семинара являются эксперты с многолетним стажем работы в Государственной инспекции труда в городе Москве Попова Юлия Геннадиевна и Агуреева Наталья Вадимовна.

В ходе нашей встречи будут рассмотрены такие вопросы:

  • какие локальные нормативные акты должны быть у работодателя ОБЯЗАТЕЛЬНО, а какие он может принимать по желанию. Наличие каких локальных нормативных актов может нарушать требования действующего законодательства;
  • какая существует разница между локальным нормативным актом работодателя и данными, содержащимися в локальном нормативном акте /Положении;
  • как не допустить нарушения, часто выявляемые в ходе надзорных мероприятий при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием и действием локальных нормативных актов;
  • разберем порядок составления каждого из обязательных локальных нормативных актов для каждого работодателя, обсудим какие разделы обязательны к внесению в локальные нормативные акты, а КАКИЕ РАЗДЕЛЫ ПОМОГУТ ИЗБЕЖАТЬ СПОРНЫХ СИТУАЦИЙ И ВОСПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

и многие другие.

Семинар пройдёт в НОЧУ ДПО «МОСДОР», по адресу: г. Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1.

Дата проведения: 04.06.2019, 08.08.2019, 10.10.2019, 05.12.2019 г.

Сбор участников: 10:15

Начало семинара: 10:30.

Окончание семинара: 17:50

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ. ЗА ЧТО НЕЛЬЗЯ ОШТРАФОВАТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ. КАКИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ РАБОТОДАТЕЛЮ НАВЯЗЫВАЮТ

  • Что такое локальный нормативный акт организации. Зачем локальные нормативные акты работодателям? Что работодатель может прописать в своем локальном нормативном акте, а что нет (штрафы, покупка средств индивидуальной защиты, предоставление данных о семье, сдача оригиналов документов об образовании и так далее).
  • Определяем ПОЛНЫЙ перечень ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ локальных нормативных актов для работодателя.
  • Какие требования закона, подзаконных нормативных правовых актов, а также отраслевых (межотраслевых) соглашений необходимо учитывать при разработке и утверждении локальных нормативных актов работодателю. Как действуют нормы локальных актов работодателя, противоречащие требованиям действующего законодательства.

1. Правила внутреннего трудового распорядка: что это за документ? Какие сферы жизни работника должен регулировать данный локальный нормативный акт. За что чаще всего штрафуют работодателей Инспекция труда и какие штрафы стоит обжаловать.

2. Положение об оплате труда. Что такое штатное расписание? Какие вопросы должны быть внесены в данный документ и почему? За что чаще всего штрафуют работодателей Инспекция труда.

3. Положение о защите персональных данных. Надо ли руководствоваться 152-ФЗ «О защите персональных данных» при подготовке проекта Положения о защите персональных данных? Где граница надзора Гострудинспекции, Прокурора и Роскомнадзора, в части защиты персональных данных работников.

4. Положение о системе управления охраной труда. Почему и когда оно стало обязательно для работодателя? Что обязательно должно быть прописано в Положение о системе управления охраной труда на предприятии. Нужна ли Политика организации охраны труда на предприятии если есть Положение о системе управления охраной труда?

5. Коллективный договор. Кому и зачем нижем коллективный договор. Стороны социального партнерства: работники и работодатель. Если стороны социального партнерства приняли решение заключать коллективный договор, то что должно быть приложением к нему. Нужно ли регистрировать коллективный договор и на кого будут распространяться его нормы.

6. Положение о нормировании. Для кого такой локальный нормативный акт является обязательным? Что такое нормы труда?

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА: Рассказать какие локальные акты нужны каждому работодателю и чем они могут ему помочь в спорных ситуациях, а также о наиболее распространенных ошибках, выявляемых в ходе надзорных мероприятий.

РЕЗУЛЬТАТ СЕМИНАРА: Участники семинара получат практические навыки составления локальных нормативных документов, смогут под новым углом взглянуть на действующие в их компаниях правила и Положения, а также задать интересующие их вопросы, ознакомиться с судебной и надзорной практикой.

ДЛЯ КОГО РЕКОМЕНДОВАН СЕМИНАР: Для работников отдела персонала (кадров), специалистов по охране труда и юристов по трудовому праву.

Как организовать

В процесс организации и управления охраной труда вовлечены абсолютно все руководители и специалисты организации. Но обязанность иметь целую структуру в штате предусмотрена только для крупных предприятий. В соответствии со ст. 217 ТК РФ, собственное подразделение или служба ОТ формируется при численности персонала свыше 50 человек. Производства с меньшей численностью реализовывают ее силами одного специалиста, привлеченного по совместительству.

Если на предприятии создается специализированная служба охраны труда и промышленной безопасности, для ее нормальной работы необходимо разработать регламент. Обычно он прописан в Положении и содержит информацию об организационной структуре, подчиненности, ответственности, видах деятельности, контролирующих подразделениях. Перечислим основные документы, которые должны иметься в организации:

  • приказы о создании подразделения, целью которого является обеспечение охраны труда и техники безопасности на производстве;
  • приказы о назначении ответственных, создании комиссии о проверке знаний техники безопасности;
  • инструкции, графики проведения инструктажей, журналы их регистрации;
  • программы вводного и первичного инструктажей;
  • должностные инструкции, в которых конкретизированы обязанности руководителей по охране труда, промышленной безопасности;
  • перечни профессий и должностей, освобожденных от инструктажа;
  • прочие документы (положения, правила, должностные инструкции, учебные программы, протоколы экзаменов, удостоверения и др.).

Если вы столкнулись с вопросами обеспечения техносферной безопасности впервые, то в качестве схемы используйте пошаговую инструкцию «охрана труда с нуля».

Шаг 1. Определение потребности

Здесь речь про штатную численность на конкретном предприятии. Если она больше 50 единиц, то создается отдельная служба. Если финансы позволяют и есть необходимость, то организовывается служба и при условии, что штат менее 50 рабочих. Подчиняться эта структура должна непосредственно руководителю, потому что работники этого подразделения наделены правом выдавать предписания по устранению выявленных недостатков. Получателями предписаний бывают заместители руководителя предприятия и начальники структурных подразделений. Кроме того, предписание специалиста службы отменяется только должностным лицом, которому он подчиняется, и только в письменном виде. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью имеет свою иерархию, которая не имеет отношения к штатной расстановке. По этой причине работники по ОТ подчиняются первому лицу предприятия.

Служба ОТ должна решать следующие задачи:

  • непосредственное обеспечение безопасности всех стадий производственного процесса;
  • профессиональная подготовка и повышение квалификации, пропаганда и наглядная агитация;
  • участие в выборе оптимальных режимов труда и отдыха;
  • профессиональный отбор исполнителей на опасные и вредные участки производства.

Шаг 2. Назначение ответственных

Специалисты по охране труда обязаны соответствовать профессиональному стандарту, утвержденному Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н. Это требование необходимо, чтобы обеспечивать безопасность технологических процессов и производств. Специалист обязан иметь профильное образование и опыт, назначить на эту работу «своего» человека не получится. Если своего специалиста нет, то его приглашают работать по совместительству.

Ответственные на местах не обязаны иметь специального образования по техносферной безопасности, но обязаны пройти обучение в рамках программы, предусмотренной Постановлением Минтруда от 13.01.2003 № 1/29. Все ответственные лица на местах назначаются локальными нормативными актами работодателя, потому что производственная безопасность и охрана труда требуют четкого разграничения и делегирования полномочий.

Шаг 3. Подготовка нормативной документации

После выбора и утверждения ответственных необходимо разработать нормативную базу, куда входят:

  • инструкции и положения, например, инструкция по охране труда и промышленной безопасности при работе с оборудованием под давлением;
  • схемы взаимодействия служб и подразделений;
  • положение (типовое положение о СУОТ утверждено Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Каковы задачи службы по охране труда?

Организация охраны труда на предприятии — это комплекс мероприятий, инициируемые руководством предприятия и службой по охране труда.

В свою очередь, служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

По инициативе работодателя либо работников создаются комитет по охране труда, в состав которого входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия)по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований организации охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда (ст. 218 ТК РФ).

Основными задачами службы охраны труда согласно Рекомендациям являются: — разработка  системы управления ОТ в организации по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; — контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; — организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда; информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда; — изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Организация охраны труда подразумевает контроль руководителя предприятия службы по охране труда. Контроль также осуществляют служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за деятельность службы несет также руководитель организации. Работники службы ответственны за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда и должностными инструкциями.

Правовые акты по охране труда

Внимание

Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изданию конкретного нормативного правового акта также является основанием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ.

Инфо

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издаваемые другими органами исполнительной власти федерального уровня, не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Минздрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействующими.

Соглашение по ОТ

В качестве одного из ключевых принципов регулирования взаимодействия между нанимателем и персоналом выступает социальное партнерство в области охраны труда. Основными его формами являются коллективный и трудовой договоры. Посредством первого реализуются обязанности работодателя и права сотрудника. В коллективном договоре содержатся положения по улучшению условий профессиональной деятельности. Соглашение рассматривается в качестве правовой формы планирования и осуществления мероприятий. В договоре должны четко прописываться профилактические меры, сроки их реализации, ответственные лица, объемы материальных и финансовых расходов. В соответствии с этим документом формируются месячные и квартальные планы по конкретным подразделениям организации.

Статья 211. государственные нормативные требования охраны труда

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» регулируется порядок разработки и принятия нормативных правовых актов (НПА). В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321, к компетенции Минздравсоцразвития России отнесены подготовка и внесение в Правительство РФ проектов ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.Министерство также самостоятельно принимает НПА в установленной сфере деятельности, включая межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда.

Перечень нормативных документов

В список положений включены:

  1. Государственные требования ОТ. Они представляют собой правила, критерии, процедуры, ориентированные на сохранение здоровья, жизни персонала при осуществлении им профессиональной деятельности. Данные требования присутствуют в федеральных и региональных законах.
  2. Требования по промышленной безопасности. Они представлены в виде ограничений, запретов, условий и иных предписаний. Данные требования содержатся в ФЗ № 116, госстандартах, инструкциях, применяемых в соответствии с указанным законом.

В перечень нормативных документов также входят соответствующие указы президента, правительственные постановления, предписания федеральных исполнительных структур, региональных и местных органов. В них также присутствуют требования ОТ и ПБ.

Список журналов по охране труда, которые должны быть в организации

Охрана труда кажется чем-то сложным, потому что приходится вести огромное количество журналов, следить за их актуальностью и правильностью заполнения, прошивать и пронумеровывать страницы. Но на практике, ведение каждого отдельного журнала не представляет сложности, нужно лишь знать, какие журналы вести, и как их заполнять. Журналы используются для того, чтобы вести контроль на предприятии и следить за соблюдением сроков проведения обязательных инструктажей персонала. Список журналов, которые обязательно должны быть на предприятии, зависит от специфики того, чем вы занимаетесь, а также того, какие специалисты работают в организации. Однако есть и такие журналы, которые должны быть любой организации.

Вам понадобится завести:

  1. Журналы регистрации:
    • вводного инструктажа по охране труда — согласно ст. 212, 225 ТК РФ и Порядка обучения, утв. совместным постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, содержит информацию о вновь принятых сотрудниках, с которыми был проведен инструктаж, инструкторе (с указанием должностей), дате проведения, при этом каждая запись заверяется подписями инструктора и инструктируемого. Форма журнала приведена в приложении А4 к ГОСТ 12.0.004-2015.
  2. первичного (повторного, внепланового, целевого) инструктажа по охране труда на рабочем месте — согласно ст. 225 ТК и Порядку № 1/29, содержит информацию о сотрудниках, которые прошли инструктаж, организованный непосредственным руководителем подразделения. Инструктаж завершается устной проверкой знаний. После этого в журнале ставится отметка о допуске сотрудника к работе.
  3. несчастных случаев на производстве — форма утверждена постановлением Минтруда «Об утверждении форм документов…» от 24.10.2002 № 73. Сюда специалист службы охраны труда вносит сведения о случившихся на предприятии несчастных случаях после проведения служебной проверки по каждому из них.
  4. противопожарного вводного инструктажа — в этот журнал вносятся сведения по результатам инструктажа, проведенного со всеми принимаемыми на работу сотрудниками. Ведение поручается специалисту, отвечающему за пожарную безопасность.
  5. Учета:
    • Инструкций по охране труда. Специалистам, которым поручено ведение этого журнала, рекомендуется присваивать каждой инструкции свой номер, в названии следует указывать службу, для которой инструкция была создана.
  6. Выдачи сотрудникам инструкций по охране труда — данный регистр необходим для фиксации всех фактов выдачи инструкций по ОТ сотрудникам для ознакомления.
  7. Обучения по охране труда — здесь отражаются факты периодического прохождения инструктажа (производится учет посещения таких мероприятий, объема и содержания доведенной до сотрудников информации).
  8. Присвоения групп по электробезопасности персоналу, не связанному с обслуживанием электротехники, в котором фиксируются результаты прохождения соответствующего инструктажа. Заполнение такого журнала обычно поручают сотруднику, который имеет 3-ю группу по электрической безопасности. Группы допуска к работе с электрооборудованием указаны в Правилах, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н.
  9. Проверки знаний по электробезопасности — он нужен для сохранения результатов проверок электротехнического персонала.
  10. Проверок со стороны надзирающих и контролирующих органов по соблюдению норм по охране труда.

Кроме того, в организациях могут использоваться следующие журналы:

  1. Учета:
    • Работ по распоряжениям и нарядам-допускам при работе с электроустановками. Используется для отображения сведений по проведению работ специалистами, обладающими соответствующим разрядом и прошедшим специнструктаж и проверку знаний.
  2. Медосмотров водителей перед рейсами. В регистре отмечается информация по результатам медосмотров водителей.
  3. Выдачи и содержания средств индивидуальной защиты.
  4. Работ по техобслуживанию и ремонту объектов недвижимости.
  5. Регистрации:
    • допусков к выполнению работ повышенной опасности;
  6. испытаний средств индивидуальной защиты;
  7. профзаболеваний;
  8. огневых работ.

Организация охраны труда не ограничивается оформлением полного комплекта журналов по охране труда. Это сложный и трудоемкий процесс, призванный обеспечить соблюдение всех нормативных актов по ОТ. Ничего не упустить и тем самым избежать штрафов за нарушение законодательства позволит Путеводитель КонсультантПлюс. Воспользовавшись пробным бесплатным доступом, с материалом могут ознакомиться даже те, у кого пока нет доступа к системе.

Дополнительно

Локальные нормативные документы по охране труда включают в себя требования ПБ. В соответствии с ФЗ № 116, на предприятии должны приниматься:

  1. Распоряжения, приказы, в том числе о распределении обязанностей по соблюдению и контролю выполнения требований.
  2. Положения о производственном надзоре, специализированных участках, функциональных службах.
  3. Должностные инструкции.
  4. Положения о системе нарядов.
  5. Инструкции по использованию спецобуви, спецодежды и прочих СИЗ.
  6. Планы по проведению мероприятий по обеспечению реализации требований ПБ.
  7. Инструкции по безопасному осуществлению работ.

Нормативные документы по охране труда и ПБ содержат в себе также планы проведения контрольно-профилактических ревизий, положения о правилах поведения при возникновении аварий и их расследовании.

Основные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны труда

Организационные основы безопасности труда содержатся в нормативных государственных документах, которые распределены на несколько основных видов:

  • Конституция РФ устанавливает основные принципы, задачи и цели, которыми руководствуется государственный орган при издании новых законов, а также все остальные субъекты правоотношений в случае возникновения различных конфликтных ситуаций;
  • федеральные законы регулируют отдельные отрасли права, устанавливают и закрепляют положения конституции в отношении отдельных видов правоотношений. В данном случае главным федеральным законом в текущей отрасли является Трудовой кодекс России;
  • отраслевые документы, которые регулируют сферу деятельности лишь в отдельной отрасли экономики.

Правовые акты, образующие нормативную правовую основу охраны труда

Все вышеперечисленные документы в своем едином массиве образуют правовые основы охраны труда. Если кратко, то именно на них опираются в той или иной ситуации: при составлении положений, выяснении спорных ситуаций между работодателем и подчиненным и т. д.

Важно!Кроме того, к ним можно причислить локальные документы, которые издают сами компании для уточнения специфики своей работы

Локальные нормативные акты по охране труда

Отдельный вид правовой системы представляют локальные документы, издаваемые самими организациями. Они имеют свою силу лишь в пределах отдельной организации и регулирует нормы, непосредственно связные с обеспечением безопасности трудовой деятельности внутри компании. Ко всему прочему такие подзаконные издания не должны противоречить официальной позиции государственного законодателя. В случае выхода за пределы компетенции в отношении должностных лиц, позволивших издать приказы, противоречащие законодательству, применяются меры наказания государственными надзорными и контрольными службами.

Перечень локальных нормативных актов

К типовому перечню документации, которая может издаваться компанией в пределах своей компетенции зачастую относят:

  • приказы по организации, устанавливающие требования к работникам в части следования правилам поведения в процессе рабочего дня;
  • распорядок и график рабочего дня, а также расписание проведения различных акций и мероприятий в данной сфере;
  • инструкции по обращению с инструментом, производственным оборудованием, предметами, которые непосредственно используются в работе;
  • регламенты по технике безопасности, различные виды допусков на работы;
  • специальные журналы учета, которые ведутся отдельными специалистами по охране труда.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector