Направляем работников на независимую оценку квалификации
Содержание:
- Независимая оценка квалификации – законы и нормативная база
- Где проходить оценку квалификации?
- О создании ЦОК
- Что нужно, чтобы провести аттестацию
- Для чего нужна
- Что делать, если работник не соответствует
- Аттестация персонала
- Как пройти независимую оценку квалификации? Девять шагов к мечте
- Расходы на проведение НОК и налоги
- Зачем оценивать квалификацию? Взгляд со стороны сотрудников и работодателей
- Виды квалификационного экзамена в СПО
Независимая оценка квалификации – законы и нормативная база
В российском законодательстве концепция независимой оценки квалификации является достаточно новой и применяется с 2017 года. Для внедрения данной системы и концепции в трудовую практику в России были приняты отдельные нормативные документы и акты. Кроме этого, регулируется её проведение также и положениями Трудового кодекса РФ. Всего же, правовое регулирование рассматриваемой процедуры обеспечивается положениями следующих российских нормативных документов:
- Ст. 187 ТК РФ. Её принципами обеспечивается предоставление трудящимся, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации определенных социальных гарантий. В частности, на время прохождения оценки за сотрудником должно сохраняться его рабочее место, должность, и заработная плата. Кроме этого, если на оценку его направляет работодатель – он обязан оплатить как услуги по проведению означенной процедуры, так и покрыть все расходы, как командировочные, если оценка будет производиться в ином населенном пункте.
- Ст. 196 ТК РФ. Принципы означенной статьи устанавливают основные обязанности и права работодателя в вопросах проведения и назначения независимой оценки квалификации. В частности, к ним относятся право самостоятельно определять в локальных нормативных актах и иных документах порядок направления сотрудников на означенную оценку, а также обязанность исполнять нормативы законодательства в вопросах предоставления сотрудникам гарантий на время прохождения означенной процедуры.
- Ст. 197 ТК РФ. Нормативами данной статьи устанавливается право самих работников на прохождение независимой оценки квалификации по их желанию, а также на получение дополнительного необходимого им профессионального образования при необходимости.
- ФЗ №238 от 03.07.2016. Данный Федеральный закон в своих положениях заложил основы проведения независимой оценки квалификации. Им регулируются как основные понятия, связанные с проведением означенной процедуры, так и другие нюансы, и особенности независимой оценки квалификации, её значение и правовые последствия для сторон трудового договора и самой оценки.
- Постановление Правительства РФ №1204 от 16.11.2016. Означенное правительственное постановление своими положениями обеспечивает правовое регулирование процедуры проведения независимой оценки квалификации уполномоченными на неё организациями и устанавливает конкретные правила, используемые в данном процессе.
В целом, законодательная база для проведения независимой оценки квалификации является достаточно обширной и этом позволило в достаточно быстрые сроки ввести эту систему в качестве используемой на федеральном уровне и существующей во всех субъектах РФ. При этом сама по себе оценка квалификации может являться полезно как для работника, так и для работодателя и государства в целом за счет ряда особенностей, которые будут рассмотрены далее.
Где проходить оценку квалификации?
Если в плане учреждения по внедрению профстандартов есть стандарты, на соответствие которым можно проводить независимую оценку квалификации, и учреждение решило использовать данный механизм, реализовать это в некоторых случаях будет непросто. Ведь для прохождения работниками профессионального экзамена в ЦОК должны быть не только правовые основания, но и реальные условия – разработанные на основе профстандартов квалификации и действующие ЦОК (экзаменационные площадки).
Вся информация о квалификациях и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка, а также адреса ЦОК приведены на официальном сайте Национального агентства развития квалификаций (nok-nark.ru). Из размещенных данных следует, что квалификации утверждены в отношении далеко не всех должностей (прежде всего работа ведется по должностям производственного сектора), а ЦОК, в которых могут проверить свои компетенции именно специалисты учреждений, созданы далеко не во всех регионах.
Так, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не действует ни один ЦОК (это и понятно: в данных сферах используются другие оценочные процедуры, регламентированные законодательством). А в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано более 40 экзаменационных площадок в разных регионах.
Вот еще несколько примеров должностей, профессий, по которым квалификации утверждены.
Как видим, реальная возможность для прохождения сотрудниками оценки квалификации сегодня имеется не во всех регионах. ЦОК в первую очередь открываются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных региональных центрах. И это обстоятельство тоже следует учесть руководителям учреждений при принятии решения об оценке компетенций своих сотрудников посредством профессионального экзамена.
О создании ЦОК
К наиболее распространенным относятся и вопросы о том, как зарегистрировать ЦОК, на базе какой организации он может быть создан и какие требования предъявляются к членам экспертной комиссии ЦОК.
Такими полномочиями не может быть наделено юридическое лицо, которое является образовательной организацией и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).
Отбор организаций для наделения полномочиями по независимой оценке квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении его этими полномочиями и документов, которые представляются в совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет). Вся необходимая информация по данному вопросу размещена в Реестре сведений об оценке и на сайте Минтруда.
Совет направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в этом в течение 100 календарных дней со дня поступления документов.
Сведения о ЦОК формируются Советом и представляются в Национальное агентство развития квалификаций для размещения в Реестре сведений об оценке не позднее 5 календарных дней после принятия Советом решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению оценки.
Что касается требований к членам экспертной комиссии ЦОК, согласно пп. «в» п. 3 требований к ЦОК, утвержденных Приказом № 759н, они должны иметь подтвержденную Советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.
Согласно Закону № 238-ФЗ и Приказу Минтруда РФ от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых ЦОК при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена. Разработку оценочных средств организует Совет.
Для информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций предусмотрено ведение Реестра сведений об оценке, в котором будут содержаться сведения о советах, ЦОК, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах. Сведения, содержащиеся в реестре, открыты для просмотра гражданами и организациями, за исключением персональных данных. Доступ граждан и организаций к Реестру сведений об оценке является бесплатным и обеспечивается Национальным агентством развития квалификаций с использованием Интернета.
* * *
Подводя итог сказанному Минтрудом, можно еще раз отметить, что независимая оценка – мероприятие добровольное. Пока никто не может заставить ни работодателей, ни работников ее проводить (проходить). А если даже ее и провели, то использовать результаты оценки в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности и его увольнения не получится.
Тем не менее, ставки на эту процедуру большие. Чиновники уверены, что прохождение оценки квалификации упростит процесс трудоустройства и что сами работники будут заинтересованы поддерживать высокий уровень своих знаний, умений и пр. на протяжении всей трудовой деятельности. И в первую очередь проводить независимую оценку начнут организации, в которых обязательны к применению профессиональные стандарты, и учреждения государственного сектора.
В переходный период, до 2019 года, скорее всего, еще будут вноситься изменения и дополнения в нормативную базу, утверждаться новые профстандарты и создаваться новые ЦОК, поскольку на сегодняшний момент их явно недостаточно.
Что нужно, чтобы провести аттестацию
Чтобы провести это мероприятие, нужен локальный нормативный акт и постоянно действующая комиссия. Актом является Положение об аттестации и включает в себя весь порядок проведения мероприятий, от подготовительных до заключительных, в том числе:
- кто может быть аттестован, а кто нет;
- кто и какие документы готовит;
- в какие сроки и какие этапы предшествуют аттестации;
- как принимается решение;
- какие документы подготавливаются по итогам этого мероприятия.
Подробнее: Аттестация работников на соответствие занимаемой должности
Сейчас мы остановимся только на итогах. По итогам комиссия принимает решение, что человек либо соответствует своей должности, либо нет (ну или еще что, в зависимости от целей, которые написаны в положении). Если человек соответствует, то все «Ок». Если нет, то возможны варианты от увольнения до направления на учебу.
Для чего нужна
Помимо названных, существуют дополнительные причины проведения оценки и аттестации персонала:
- проверить и провести оценку имеющейся мотивации персонала;
- определить после оценки персонала направления дальнейшего развития;
- поднять уровень дисциплины персонала;
- провести оценку соответствия организации имеющейся в ней корпоративной культуре.
Таким образом, процесс оценки и аттестации персонала поможет:
- выявить среди персонала проблемы кадрового характера;
- пересмотреть оплату труда персонала;
- создать из персонала кадровый резерв;
- оценить по итогам аттестации результаты работы персонала и учреждения в целом.
Что делать, если работник не соответствует
Если не соответствует требованиям ЕТКС
Если имеющийся работник не соответствует по уровню образования, но выполняемая им работа всех устраивает, то этот вопрос решаемый. В Приказе Минздравсоцразвития от 25.10.2010 № 921н написано, что если лица не имеют специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе с требованиями к квалификации соответствующего справочника, но обладают достаточным практическим опытом и выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии они назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Это можно сделать и при приеме на работу (но только в том случае, если к выполняемой работе не установлены требования на уровне закона, например, как это сделано к специалистам по охране труда, а вот сторожа, слесаря, повара так принять можно).
Если не соответствует профессиональному стандарту
Тут проще. Если по закону к квалификации работника установлены требования (полиция, медики, педагоги и т. д.), то обойти профстандарт не получится. Прием на работу будет закрыт по формальному признаку.
Что делать, если человек уже работает? Если к должности установлены законодательные требования по образованию, знаниям, умениям или навыкам (очень грубо — у человека должен быть диплом), то с таким человеком придется расстаться по основаниям, которые предусмотрены статьей 84 ТК РФ. В трудовой запись будет со ссылкой на пункт 11 части 1 статьи 77 ТК РФ. И здесь тоже без вариантов.
Если жестких требований не установлено, например для бухгалтеров (кроме главбухов, да и то только для тех, кто работает в определенных местах (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ)), то и применение стандартов не обязательно. Если человеку не хватает опыта, можно принять его на работу, поставить ему испытание три месяца, а по итогам провести аттестацию.
И очень важно помнить, что уволить по итогам аттестации можно только человека, который не выполняет должным образом свои служебные обязанности по причине недостаточной квалификации, которая подтверждена результатами аттестации
Аттестация персонала
Распространено мнение, что аттестация используется администрацией предприятий исключительно для сведения счетов с неугодными работниками. Такое мнение имеет место как из-за отсутствия четких определений самой аттестации, так и по причине того, что ТК РФ содержит в себе зловещие положения, что работодатель имеет право уволить работника в случае его несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Еще про аттестацию сказано, что порядок ее проведения устанавливается либо специальным законом либо работодателем в своем ЛНА. Если работника по итогам этого мероприятия будут увольнять, то в составе комиссии должен быть представитель от профсоюза. Но много ли вы видели профсоюзов в малом бизнесе?
Для большинства работников вопросы аттестации регулирует работодатель. Но для этого надо хорошо понимать, зачем это мероприятие проводится. Наиболее лаконично и просто цель аттестации сформулирована в Положении, утвержденном Указом Президента от 01.02.2005 № 110 (аттестация госов). Она проводится для определения соответствия гражданского служащего занимаемой должности на основе оценки его деятельности.
Бизнес может не ограничивать себя одной целью. Можно придумать, что аттестация проводится с целью:
- установления классов и разрядов;
- решения вопросов о повышении заработной платы;
- дальнейшего продвижения по службе и т. д.
В конце концов, аттестацию можно использовать для выяснения, у кого больше преимущественных прав при оставлении на работе при проведении организационно-штатных мероприятий.
Для отдельных специалистов, например спасателей, существуют свои нормативные акты (см. Постановление Правительства от 22.12.2011 № 1091), которые регулируют эти вопросы. Но поскольку мы все же коснулись этих специалистов, то отметим, что если он не проходит аттестацию, то дальше работать не имеет права, в отличие от простых работников.
Как пройти независимую оценку квалификации? Девять шагов к мечте
Для тех, кто ещё не отказался от идеи получить сертификат, подтверждающий квалификацию, рассказываем, что нужно для этого сделать.
1. Решите, какую именно квалификацию нужно подтверждать.
2. Выясните, существует ли соответствующий профстандарт. Реестр профстандартов есть (кстати, забавно: сайт гордо именуется программно-аппаратным комплексом «Профессиональные стандарты», а свежая версия Реестра профстандартов представляет собой обычный файл MS Excel – profiok.com). Профессий много, профстандартов пока чуть больше восьмисот. Если вам повезло и ваша профессия оказалась в списке, переходим к следующему пункту.
3. В этом же файле (правая колонка) можно узнать, какая организация занималась разработкой профстандарта. Эта информация пригодится, когда вы будете искать нужный вам ЦОК. С этими ЦОКами пока беда, но есть счастливые исключения. Например, для специалистов по эксплуатации лифтов нет никаких проблем: есть и , и совет, и профстандарты.
4. Если вам снова повезло и вы нашли нужный ЦОК, необходимо проверить две вещи. Во-первых, узнать, аккредитован ли этот ЦОК соответствующим Советом по профессиональным квалификациям. Во-вторых, убедиться, что этот ЦОК имеет право принимать экзамены именно по вашей специальности. Будьте внимательны, остерегайтесь мошенников! В сети уже появились странные сайты, выглядящие так, как будто компания, стоящая за ними, может проверить абсолютно любую квалификацию. Такого быть не может, сохраняйте благоразумие.
5. Пакет документов, необходимый для прохождения оценки квалификации, уже утверждён Минтруда (приказ от 02.12.2016 №706н). В этом приказе подробно расписано, как должно выглядеть заявление и как его можно подавать (например, лично или с помощью доверенного лица, через сайт или по почте). К заявлению необходимо приложить копию паспорта, согласие на обработку персональных данных, фотографию и, возможно, ещё какие-то документы – в зависимости от конкретной квалификации.
6. Оплатите процедуру оценки. Не забудьте потом получить социальный налоговый вычет!
7. Сдайте экзамен. В течение 30 дней после него ЦОК обязан выдать вам или свидетельство о квалификации (если вы благополучно сдали экзамен), или рекомендации по дальнейшему совершенствованию ваших навыков и справку о прохождении теста. Если вы не согласны с результатом, вы можете оспорить его в течение месяца со дня получения информации из ЦОК. Не поленитесь убедиться, что свидетельство соответствует установленному образцу (приказ Минтруда от 12.12.2016 №725н).
8. Убедитесь, что данные о вашем свидетельстве внесены в реестр (видимо, в этот на сайте НСПК, хотя сейчас он выглядит пустым).
Расходы на проведение НОК и налоги
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 238‑ФЗ в Налоговый кодекс Федеральным законом № 251‑ФЗ был внесен ряд поправок, в частности, в ст. 217, 219, 264. Данные изменения начали действовать 01.01.2017.
Налог на прибыль. Как уже было отмечено, на основании ст. 187 ТК РФ прохождение работником НОК по инициативе работодателя оплачивается за счет его средств.
Федеральным законом № 251‑ФЗ в расходы на обучение, учитываемые в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ, включены также расходы на прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика.
В целях налогообложения прибыли расходы на прохождение НОК учитываются в составе прочих расходов при соблюдении ряда условий (пп. 23 п. 1, пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):
- наличие договора между ЦОК и работодателем;
- наличие трудового договора с работником, который прошел НОК.
Аналогичные условия должны быть соблюдены при признании расходов на НОК «упрощенцами» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником НОК на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению НОК и одного года работы физического лица, прохождение которым такой оценки было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, но не менее четырех лет.
НДФЛ. В соответствии с п. 21.1 ст. 217 НК РФ (введен Федеральным законом № 251‑ФЗ) не подлежат налогообложению суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, согласно законодательству РФ.
Страховые взносы. Суммы оплаты прохождения работниками НОК не перечислены среди расходов, освобожденных от обложения страховыми взносами (пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Из прямого толкования норм следует, что на такие суммы нужно начислять страховые взносы. По нашему мнению, в данной ситуации взносы не начисляются, как и в отношении стоимости обучения работника, если оно проводится в рамках основных профессиональных образовательных программ или дополнительных профессиональных программ (письма Минфина РФ от 16.11.2016 № 03‑04‑12/67082, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14‑03‑11/08‑13985, а также информация ФСС, размещенная на сайте https://fss.ru 04.03.2016).
Возможно, в ближайшее время законодатели исправят данный пробел, а пока во избежание разногласий с проверяющими желательно обратиться за разъяснениями в инспекцию ФНС и территориальное отделение ФСС по месту регистрации организации.
Зачем оценивать квалификацию? Взгляд со стороны сотрудников и работодателей
Об ужасном качестве подготовки выпускников современных российских вузов и колледжей говорится так много, что мы, пожалуй, не будем углубляться в эту тему. Сегодня ни диплом, ни вкладыш с оценками, ни даже бренд вуза не говорят ровным счётом ничего о способностях и возможностях выпускника. А чаще всего и говорить не о чем: свежеиспечённый «специалист» не умеет делать элементарных вещей, его приходится всему учить на месте – за счёт компании, разумеется. И это в случае, если выпускник учебного заведения идёт работать по специальности! А ведь в большинстве вариантов студенты вузов понятия не имеют, зачем они получают именно эту профессию, что они будут делать, когда учёба закончится. Итак, диплом об окончании учебного заведения – ничего не значащая бумажка.
С людьми постарше история ещё запутаннее. Многие из тех, кому сейчас за 40 и за 50, успели уже несколько раз поменять профессию, и их диплом об образовании (заметим, качественном советском образовании!) никакого отношения не имеет к их нынешним навыкам и умениям. Что они могут предъявить при поиске работы? Записи в трудовой книжке? Полноте, в мутные 1990-е у многих и трудовых книжек-то никаких не было, да и названия должностей редко отражают весь спектр освоенных компетенций.
Итак, задумка неплохая. Есть независимый ЦОК, есть работник с конкретными навыками. Человек сдаёт экзамены, проходит необходимые тесты и получает сертификат: мол, умения и навыки по такой-то специальности подтверждены экспертами. С таким сертификатом можно смело претендовать на соответствующую вакансию. С другой стороны, если человек считает себя специалистом, а экзамен в ЦОКе сдать не удалось, будет ясно, какие компетенции нужно добрать, чтобы получить вожделенный сертификат. И работодателю спокойнее: можно никаких проверок не устраивать, если, конечно, речь не идёт о каких-то специфических навыках. Нужен, скажем, секретарь – вот и принимаем на работу сертифицированного секретаря. Это в теории, о практике скажем ниже.
Закон работает и «в другую сторону». Работодатель может направлять сотрудников в независимый ЦОК, чтобы проверить их квалификацию. Процедура не очень простая: нужно получить письменное согласие работника, оплатить ему рабочее время, затраченное на тестирование, выплатить командировочные, если оценка квалификации связана с поездкой в другой населённый пункт, оплатить ЦОКу за проведение сертификации. А что дальше? Если выясняется, что сотруднику квалификации не хватает, уволить его нельзя, можно только организовать ему дополнительное обучение – снова за счёт компании. Если сотрудник вернулся с сертификатом, то это… снова ничего не говорит о его ценности для компании. Дело в том, что тестировать в ЦОКе будут на соответствие навыков и умений утверждённым профессиональным стандартам, а требования самой компании к конкретной должности могут существенно отличаться. Тогда зачем сертифицировать сотрудников? По всей видимости, в первую очередь к этой процедуре приступят компании и организации, в которых профстандарты обязательны: это государственная служба, опасные и вредные производства. Как ни крути, квалификация сотрудников таких компаний должна быть соответствующей. Однако и тут независимая оценка квалификации необязательна: можно организовать аттестацию силами компании. Так зачем же отправлять сотрудников в ЦОК? Если отбросить версию с распилами и откатами (процедура-то платная!), на ум приходит единственный вариант – тоже не слишком возвышенный в моральном плане. Сертификация может потребоваться компании для того, чтобы обезопасить себя, снять ответственность за «человеческий фактор». В ситуации с падающими самолётами, сходящими с рельс поездами, не сданными вовремя объектами отчего бы не развести руками, прикрываясь справками с печатями? Квалифицированные сотрудники всё и всегда делают правильно. Виноват, очевидно, кто-то другой…
Добавим, что при необходимости компания может за свой счёт проверить квалификацию не только своих сотрудников, но и кандидатов на соответствующие вакансии. Правда, в этом случае затраченную сумму нельзя будет включить в себестоимость производства, то есть списать на расходы. Зато кандидату, не соответствующему требованиям профстандартов, можно отказать в приёме на работу (а в случае, когда профстандарты в компании обязательны, такого кандидата брать просто нельзя).
Виды квалификационного экзамена в СПО
В зависимости от специальности квалификационное испытание в СПО может включать проверку теоретических знаний в форме устного опроса или письменного (как вариант – электронного) тестирования. Практическая часть обязательна для всех направлений профессиональной деятельности и проводится в одном из трех форматов:
Практические задания
Результаты, представленные студентом экспертной комиссии, сопоставляются с эталонными стандартами, прописанными ФГОС. Практическое задание может быть объемным комплексным или состоящим из серии нескольких последовательных задач.
Защита курсового проекта или работы
При оценке учитывается актуальность темы и практическая значимость результатов для решения приоритетных отраслевых профессиональных задач, стоящих перед заказчиком подготовки кадров и организациями, в которых проходит производственная практика.
Защита портфолио
Если прикладная часть квалификационного экзамена СПО проходит в виде защиты портфолио, испытание может включать несколько этапов, а итоговое оценивание проводится на основе суммирования результатов каждого из них.
Некоторые этапы могут осуществляться дистанционно, без участия комиссии. Полученные результаты необходимо отобразить в портфолио на электронном носителе.
Оценивание проводится на основе соответствия данных портфолио установленным государственным стандартом требованиям.