Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя
Содержание:
- В каких НПА можно найти образец заполнения путевых листов
- Кто проверяет путевой лист
- Где взять актуальный бланк путевого листа
- Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года
- IV. Обработка путевых листов
- Что пишем на лицевой стороне бланка?
- Порядок оформления маршрутных листов
- После оформления маршрутного листа
- Ошибки стандартной формы путевых бланков
- Новые правила оформления путевых листов с 01.01.2021
- Особенности документа
- Несколько советов по разработке собственных форм документа
- Правила расчета
- Зачем нужен путевой лист
- Правила хранения документа
- Нормативная база
В каких НПА можно найти образец заполнения путевых листов
Главный источник права, в котором зафиксирован порядок заполнения путевых листов — приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368. Выделим его ключевые положения:
путевые листы должны заполняться на каждый отдельно взятый вид транспортного средства (п. 8 приказа Минтранса № 368); при посменном использовании машины разными водителями нужно формировать отдельный лист на каждого из них (п. 10);
Важно учесть! Подсказка от КонсультантПлюс:По разъяснениям Минтранса России один путевой лист можно выписать на нескольких водителей, если …(подробнее см. в К+)
Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
- путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевые листы на месяц нельзя (п. 9);
- в наименовании документа должен быть зафиксирован тип машины, в заголовке — номер путевого листа (в соответствии с нумерацией, установленной в фирме);
- в документе, помимо основных реквизитов отправителя: названия, адреса и телефона – должен указываться ОГРН;
Образец заполнения можно скачать здесь.
- в путевом листе должны указываться показания одометра в корреляции с датой и временем выезда машины на задание, а также ее возврата в гараж, скрепленные подписями ответственных лиц компании или ИП, а если ИП сам выполняет работу водителя, то им лично (п. 12, п. 13);
- если путевой лист оформляется при посменном пользовании машиной разными водителями, показатели одометра отмечаются в листе водителя, который первым выезжает на задание из гаража, а также того водителя, который заезжает обратно в гараж (п. 14);
- в путевом листе должны фиксироваться дата и время проведения медосмотров, которые проводятся до выезда в рейс и после возвращения из него, — они проставляются сотрудником медицинского профиля, непосредственно участвовавшим в осмотре, а также заверяются его подписью при обязательном указании Ф. И. О. (п. 15);
- обязательным реквизитом путевого листа является отметка о проведении перед выездом в рейс (перед сменой) контроля технического состояния транспортного средства — контролирующим лицом, проводящим осмотр, указываются дата и время его проведения, заверяемые подписью с расшифровкой до инициалов (п. 16);
- заполненные путевые листы должны регистрироваться в специальном журнале, который заводится собственником транспорта (п. 17);
- с 01.01.2021 года все путевые листы должны содержать сведения о перевозке, которые включают информацию о видах сообщения и видах перевозок (п.6).
Подробнее об измененях в путевых листах с января 2021 года мы рассказывали здесь.
О порядке заполнения журнала учета путевых листов, читайте здесь.
Заполненные листы должны храниться в организации, использующей транспортные средства, не менее 5 лет.
Таковы положения главного НПА, регулирующего заполнение бланков путевых листов. Способ заполнения соответствующего документа законодателем не определен — необходимые данные можно вносить в него как ручкой, так и на компьютере.
Крайне важно заполнять путевые листы корректно. Что будет, если пренебречь этим, рассмотрим на примере нескольких арбитражных разбирательств
Подробнее об особенностях путевых листов, используемых ИП, читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».
Кто проверяет путевой лист
Плановая проверка автопредприятий отменена. Внеплановая может проводиться при поступлении жалоб, большого количества или масштабного ДТП со смертельным исходом. Заранее о времени аудита компании не сообщается. Поэтому нужно быть всегда готовыми к появлению контролирующих органов. П/л может проверить:
Трудовая инспекция: соблюдается ли режим труда и отдыха водителями
Поэтому так важно указывать в п/л время фактического управления ТС и перерывами ни только на обед, но и отдых.
Налоговые службы (выездные и камеральные проверки): обращают внимание на наличие всех атрибутов п/л, правильность списания расходов ГСМ при учете НВ на прибыль. При обнаружении нарушений, могут счесть документы, как отсутствующие.
Инспекция ГИБДД при проведении рейдов, устанавливает правомерность управления ТС, наличием отметки (штампа) медработника и записи контролера, проверяющего техническое состояние автотранспорта
Например, если у водителя такси отсутствует путевка, он не имеет права находиться за рулем
Его могут ни только оштрафовать, но и авто изъять в качестве вещественного доказательства грубого нарушения БДД. Сюда входит: отсутствие п/л; медицинского осмотра, технического контроля.
Примечание: В Москве проводятся совместные с ДПС рейды по проверке работы таксистов. Часто это делается с целью, чтобы при выявлении нарушений, иметь повод к проведению аудита транспортной компании.
Где взять актуальный бланк путевого листа
Существуют сервисы, на которых в режиме онлайн формируют лист, в соответствии с нормативными требованиями, беря в качестве примера унифицированный вариант. Исправляют ошибки, добавляют недостающие графы. Как правило, за это взимают плату — 500 рублей.
Разработать новую форму можно самим, скачав бесплатно стандартный путевой лист в формате Excel. Работая с таблицами, исправляют ошибки в реквизитах, добавляют несуществующие параметры. Так как актуальный образец отсутствует, опираются на Приказ №368, включая необходимые сведения.
При формировании бланка любым из способов учитывают вид транспортного средства и особенность деятельности организации. Разработанный самостоятельно документ утверждают внутренним распоряжением, отражая в учетной политике компании. Например, для каждого вида берут соответствующую определенному транспорту межотраслевую форму:
- легковые авто — №3 и №3 (спец);
- грузовые — №4-С и №4-П;
- автобусы: №6 — общественный; №6 (спец) — необщего пользования;
- такси — №4
- журнал учета п/л — №8
- товано-транспортная накладная — №1-Т
Ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32449/8a1e4e62ffc93f7d59b44c54819053f7adb911e8/
Пользуясь госкомстатовским бланком, обязательные реквизиты вносят, хотя графы для этого отсутствуют. Пусть возникают незначительные накладки. Пока на это закрывают глаза, принимая п/л в качестве первично-отчетного документа по списанию ГСМ и начислению зарплаты водителю, старыми формами можно пользоваться. Главное — при заполнении отразить сведения, согласно требованиям Минтранса. Потому что без них, путевой лист могут признать ничтожным со всеми вытекающими последствиями.
Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года
Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года.
Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Рассмотрим важные изменения подробнее.
Изменение 1 — новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»
В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения о перевозке». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.
Видов перевозок пассажиров и багажа в ФЗ предусмотрели всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Этого точно недостаточно, поэтому в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ Минтранс уточнил порядок заполнения этого реквизита. В графе «Вид перевозки» надо указывать один из следующих видов:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка пассажиров и багажа по заказу;
- организованная перевозка группы детей;
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
- перевозка грузов;
- перевозка для собственных нужд.
При организованной перевозке группы детей указывается только не нужно указывать «перевозка пассажиров и багажа по заказу», если такая перевозка осуществляется по договору фрахтования. Указывайте только «организованная перевозка группы детей» или «перевозка для собственных нужд», когда перевозку осуществляет школа, спортивный клуб и пр. для собственных нужд.
Изменение 2 — «Сведения о транспортном средстве»
Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.
Изменение 3 — порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле
В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить о.
Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:
- по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».
Изменение 4 — электронная форма журнала регистрации путевых листов
Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.
Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
IV. Обработка путевых листов
22. Обработка путевых листов может производиться автоматизированным с применением ЭВМ, механизированным с применением ПВМ и КВМ и ручным способами.
Путевые листы, подлежащие автоматизированной обработке на ЭВМ, проходят предварительную обработку, которая заключается в кодировании информации (заполнении граф), подготовке и переносе информации на машинные носители.
23. При автоматизированной обработке путевых листов данные машинограмм, полученных с ЭВМ, могут не переноситься на бланки путевых листов. При этом машинограмма должна содержать показатели, соответствующие утвержденному разделу «Результаты работы автомобиля и прицепов».
24. В разделе «Результаты работы автомобиля и прицепов»:
24.1. Расход горючего определяется по общему пробегу и выполненным тонно — километрам автомобиля за день (смену) его работы. При подведении итогов работы в путевом листе указываются наряду с фактическими расходами расходы по нормам, утвержденным для отдельных марок автомобилей.
24.2. Время в наряде в часах определяется с момента выезда автомобиля из гаража до его возвращения в гараж, за вычетом времени на обед и отдых водителя (согласно положению, существующему на автотранспорте). Целодневные простои из-за бездорожья, технических неисправностей и т.п. из часов в наряде исключаются.
Время в движении составляет разницу между временем в наряде и временем в простоях. Время в простоях определяется путем суммирования времени простоев под погрузкой и разгрузкой, времени на простои, вызванные техническими неисправностями автомобиля в пути, заменой резины, непроезжим состоянием дорог и др. Простои под погрузкой и разгрузкой определяются по записям о простоях, указанных в товарно — транспортных накладных.
Простои по техническим неисправностям и прочим причинам определяются по записям в разделе путевого листа «Простои на линии». Итоги по простоям даются отдельно по простоям под погрузкой и разгрузкой, сверхнормативным простоям и простоям, вызванным техническими неисправностями.
24.3. Количество ездок с грузом определяется путем подсчета всех ездок с грузом между пунктами погрузки и пунктами разгрузки.
24.4. Общий пробег автомобиля должен соответствовать разнице между показаниями спидометра при возвращении в гараж и при выезде из гаража.
Пробег с грузом равняется сумме расстояний по всем ездкам с грузом, указанным в ТТН.
Пробег без груза составляет разницу между общим пробегом и пробегом с грузом.
24.5. Общее количество перевезенного автомобилем груза определяется по товарно — транспортным накладным путем подсчета количества груза, доставленного в пункты назначения.
24.6. Тонно — километры определяются путем умножения количества (массы) перевезенного груза по каждой ездке (заезду) на расстояние каждой ездки (заезда) между пунктами погрузки и разгрузки.
Общее количество тонно — километров, сделанных грузовым автомобилем за день работы (смену), будет равно сумме тонно — километров по всем ездкам (заездам) с грузом.
25. Зарплата водителю указывается на основании данных таксировки всех товарно — транспортных накладных, приложенных к путевому листу.
Что пишем на лицевой стороне бланка?
Водитель получает на руки путевой лист, заполненный диспетчером или другим уполномоченным лицом формы. Сам он не имеет права вписывать в документ какие-либо данные. Шофер только ставит там свою подпись в начале рейса и по возвращению из него. Путевка выписывается на любую легковую машину, которую используют в рабочих целях
При этом не столь важно, находится ли авто в аренде или в собственности предприятия, либо это личная машина сотрудника. Жестких требований к оформлению бланка путевого листа легкового автомобиля по форме 3 нет
Он может быть произвольный. Либо для удобства можно воспользоваться бланком государственного образца от 28 ноября 1997 г, утвержденным постановлением Госкомстата №78. Заполнение путевого листа формы 3 начинается с его лицевой стороны. Она содержит штамп фирмы-перевозчика, ее контактные данные и реквизиты, код ОКПО и ОКУД. Здесь следует указать:
- Информацию о легковом автомобиле, его номерной знак, марку и модель, номер приказа об аренде (если машина арендована);
- Личные данные шофера: ФИО, категория и номер водительского удостоверения, вид лицензии;
- Подпись диспетчера, который выдает шоферу наряд.
- Конечный пункт следования, время выезда и возврата машины.
Отметка медработника
Перед рейсом каждый водитель проходит освидетельствование, данные о котором вносятся не только в путевку, но еще и в специальный журнал. В него входит внешний осмотр, проверка на алкоголь при помощи алкотестера и на употребление психотропных веществ. Медсестра также выслушивает жалобы водителя (если они есть) и на основе всех этих данных принимает решение о допуске его на рейс. О чем и пишет в соответствующей графе лицевой стороны бланка путевого листа легкового автомобиля, визируя свои слова подписью.
Отметка автомеханика
Механик проводит техосмотр машины на предмет ее исправности. По итогам осмотра в путевом листе он указывает значение спидометра, информацию о количестве горючего в авто до и после рейса (нормативное и фактическое), марку бензина. Расход рассчитывается, исходя из километража, а также справочных норм на конкретный вид авто. Их можно посмотреть в методических рекомендациях, которые прилагаются к Приказу Минтранса РФ № АМ-23-р. При этом следует учесть поправочные коэффициенты на неблагоприятные погодные условия, перенаселенность города или использование машины после капремонта. Фактический расход вычисляют путем вычитания из объема заправленного горючего его остатка на момент окончания пути. По итогу после рейса нормативные и фактические показатели сравнивают. Делается вывод о том, перерасходовали топливо либо наоборот сэкономили. За достоверность этих данных механик несет ответственность, подтверждая это своей подписью.
Порядок оформления маршрутных листов
Форма маршрутного листа утверждается в учетной политике организации. Здесь же прописывается периодичность (ежедневная, еженедельная, ежемесячная), а также порядок его оформления.
Стоит отметить, что для признания расходов, понесенных сотрудником в служебных поездках надо не только правильно оформить маршрутный лист, но и прикрепить к нему другие подтверждающие документы в качестве отдельных приложений. В частности:
- приказ, который будет служить подтверждением поездки по служебным целям;
- отчет работника о понесенных расходах;
- четко читаемые проездные документы, которые будут доказывать факт оказания услуг.
Расходы проверяются специалистами бухгалтерского отдела, после чего документ передается на подпись руководителю, а затем сдается для погашения или возмещение подотчетной суммы. Дополнительные выплаты работникам, применяющим в разъездах по работе личный автотранспорт или же пользующиеся общественным транспортом, относятся организациями на расходы и прямо влияют на налогообложение при расчете налога на прибыль.
После оформления маршрутного листа
После того, как маршрутный лист оформлен и заверен должным образом, он становится документом учета по налогам и бухгалтерии
В случае налоговых проверок, на этот документ тоже может быть обращено внимание контролирующих структур
В дополнение к маршрутному листу налоговики могут запросить и другую первичную документацию, в том числе проездные билеты, платежные документы с автозаправок и путевые листы.
Кроме того, контролеры сопоставят соответствие трудовых обязанностей сотрудников и их перемещений. Вряд ли вызовут вопросы поездки бухгалтера в банк или юриста в суд, поэтому такие тонкости тоже надо учитывать.
Ошибки стандартной формы путевых бланков
- Не требуется отводить место для печати организации. С марта 2019 ее не ставят.
- Отсутствуют поля для отметки медработника о пройденном предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителя. Их следует добавить. При использовании госкомстатовской формы печати ставят в шапке, где есть немного свободного пространства.
Приказ Минтранса № 368 пункт 15
15. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».
По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр».
- Сведения, вносимые механиком, при проведении технического осмотра ТС есть, но выпускать технику на линию должен контролер. Это должностное лицо, которое может быть тем же автомехаником, но с квалификацией, согласно требованиям Приказа №287, пункт 14.
- Не предусмотрено поле для внесения даты и времени прохождения техосмотра (до и после рейса или смены). А это обязательный атрибут. Только за его отсутствие могут оштрафовать на 30 тыс. рублей (из судебной практики).
- Нет параметра для внесения показаний одометра. Есть — спидометра, а это уже не актуально. В это поле вносят сведения одометра, хотя это разные значения. При формировании собственного бланка, исправьте ошибку.
Примечание: В связи с вводом дистанционных технологий проведения предрейсового (предсменного) медосмотра, вместо штампа медработника можно либо производить запись по аналогии с отметкой контролера техконтроля ТС, либо предусмотреть место для вклейки липкого стикера-допуска водителя к управлению автотранспорта, заверенного УКЭЦП.
Какие реквизиты путевого листа должны быть обязательно (Приказ Минтранса №368)
Расшифровка аббревиатур и сокращений:
- п/л — путевой лист;
- тс — транспортное средство;
- гос. — государственный;
- рег. — регистрационный;
- дата — (число, месяц, год);
- время — (часы, минуты).
1. Наименование и номер путевого листа
- прописывают полное название п/л: о каком виде транспортного средства идет речь (легкового такси; автобуса необщего пользования и т. п.);
- порядковый номер соответствует нумерации, принятой в организации для внутреннего учета п/л. Если буквенной идентификации нет, серию можно не указывать.
2. Сведения о сроке действия путевого листа
- включают дату, в течение которой п/л может быть использован;
- если п/л оформляется более чем на один день — даты начала и окончания срока, в течение которого п/л может быть использован.
3. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства
- для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной гос. рег. номер юрлица (ОГРН);
- для ИП — фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, номер телефона, основной гос. рег. номер ИП (ОГРН).
4. Сведения о транспортном средстве
- тип тс, марку и модель тс, а в случае если тс используется с прицепом (полуприцепом), кроме того — марку и модель прицепа (полуприцепа);
- гос. рег. номер тс, а в случае если тс используется с прицепом (полуприцепом), его рег. номер;
- показания одометра (полные километры пробега) при выезде тс с парковки (парковочного места), по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя, а также при заезде тс на парковку по окончании смены (рабочего дня);
- дату и время проведения предрейсового или предсменного (если предусмотрена законодательством РФ) контроля технического состояния транспортного средства;
- дату и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.
5. Сведения о водителе
- фамилию, имя, отчество (при наличии);
- дату и время проведения предрейсового и послерейсового (если предусмотрена законодательством РФ) медицинского осмотра водителя.
6. Сведения о перевозке
включают информацию о видах сообщения и видах перевозок.
Примечание: На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Новые правила оформления путевых листов с 01.01.2021
Минтранс РФ официально опубликовал зарегистрированный Минюстом приказ №368 от 11.09.2020, которым обновил требования к обязательным реквизитам и порядок заполнения путевых листов. Документ вступает в силу 01.01.2021.
В приложении к приказу содержатся обновленные правила заполнения путевых листов, заменяющие утвержденные приказом Минтранса №152 от 18.09.2008. В путевках обновлены обязательные реквизиты:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе;
- сведения о перевозке.
Перечень обязательных реквизитов дополнен сведениями о перевозке, которые должны отражать информацию о видах сообщения (по городу, пригород, межгород, международное) и видах перевозок (пассажиры, грузы, по заказам). В реквизите «Сведения о транспортном средстве» теперь обязательно указывать его марку.
Путевку следует выписывать всегда, а не только при выезде в рейс для перевозки груза или пассажиров. Даже пустой рейс следует оформлять документально по всем правилам.
Отдельно установлены новые требования к журналу регистрации путевых листов. Его разрешено вести на бумаге или в электронном виде. Во втором случае все сведения, внесенные в журнал, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Особенности документа
Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).
Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).
При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом о). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.
После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).
Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.
Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.
В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.
Итак, в лист по порядку вписываются:
- дата его составления;
- название организации и ее адрес;
- код по ОКПО;
- марка машины (если автомобиль иностранного производства модель можно вписывать в русской транскрипции);
- государственный номер и гаражный (если таковой имеется);
- данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии.
Во вторую часть бланка слева включаются сведения о задании, выданном водителю на текущую смену. Здесь указываются:
- кто именно выдал поручение: структурное подразделение и наименование предприятия;
- адрес подачи;
- время выезда из гаража (точно – в часах и минутах);
- подписи механика и водителя.
После поездки следует отметить время возвращения в гараж, периоды ожидания, простоя, назначение поездок и пр., а также заверить всю эту информацию автографом водителя.
С правой стороны документа указываются:
- сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания спидометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
- затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
- затем вписываются цифры со спидометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.
На оборотной стороне путевого листа указывается информация о поездках, совершенных в течение рабочей смены (по порядку). Здесь пишется
- адрес, с которого автомобиль выехал,
- место назначения,
- время выезда и возвращения,
- пройденный километраж,
- подпись водителя.
В завершение бланк заполняется работником бухгалтерии, который рассчитывает количество реально отработанных часов, пройденный километраж, и, исходя из этого, начисляет заработную плату водителю.
Несколько советов по разработке собственных форм документа
Такой вариант доступен только тем, кто не специализируется на выполнении перевозок, пассажирских и грузовых. Допускается создание любых форм документа, если они не противоречат действующим нормам законодательства.
Маленький парк авто
Иногда проблематично вписывать все адреса пунктов назначения и пребывания. Тогда допустимо использование следующих решений:
- Можно написать просто маршрут №1, №2 и так далее. Актуальный вариант для компаний, в которых водители регулярно посещают одни и те же места. Потом эти обозначения просто вписываются в путевые листы. Тогда приложением служит приказ или любой другой документ, где эти обозначения расшифровываются.
- Или можно давать ссылки заявок по тем или иным маршрутам. Прикладывая сами документы, где расшифровывается адрес.
Правила расчета
На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.
Расчет путевого листа
Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего — величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути. Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями. Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.
Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.
При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.
Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.
Зачем нужен путевой лист
Путевой лист форма 4-с применяется для грузоперевозок, основанных на сдельной оплате труда (сделал водитель рейс – сдал путевой лист). Путевой лист форма 4-п используется в случае применения временного тарифа. Как правило, в этой форме учитывается работа водителя в течение одной рабочей смены (одного дня). При этом он может сделать несколько однотипных рейсов для одного заказчика, или два рейса для разных заказчиков.
Путевой лист состоит из основной части и отрывного талона. Отрывной талон бланка заполняется непосредственно заказчиком. Данные, указанные в нем, служат основанием для выставления счета за выполненные перевозчиком работы. Отрывной талон является неотъемлемой частью выставляемого счета, служит подтверждением начисленной суммы за услуги организации-грузоперевозчика.
Основная часть бланка путевого листа является документом бухгалтерской отчетности и остается у перевозчика. В этой части путевого листа должны быть продублированы данные о времени, в течение которого был задействован автомобиль грузоперевозчика и протяженности маршрута доставки грузов. Также здесь отражаются данные о вынужденном простое автотранспортного средства, о необходимости дополнительной работы двигателя машины и осуществлении работ, связанных с использованием оборудования, установленного на автотранспортном средстве. Именно эти данные служат основанием для расчетов работы данного автотранспортного средства.
Если при автоперевозке товаров предполагается повременная оплата, то в путевом листе проставляется номер каждой товарно-транспортной накладной, которая прилагается к путевому листу. Экземпляр товарно-транспортной накладной (ТТН), прилагаемый к бланку путевого листа, служит подтверждение выполненных работ. По окончании работ производится учет и вносится запись в журнал учета путевых листов, подсчитывается общий итог (в тоннах) перевезенного груза. Уже на основании совокупных показателей рассчитываются часы использования автотранспортного средства и заработная плата водителя.
До того, как водитель начнет работу, основную часть бланка путевого листа должен заполнить диспетчер грузоперевозок, или лицо его заменяющее. Последующие записи в путевой лист вносят работники организации-грузоперевозчика, а также заказчик (или его представитель). Водитель никаких записей в путевой лист вносить не должен. Он расписывается в путевом листе только при приеме автомобиля для работы и сдаче его в конце смены. Путевые листы водитель получает у диспетчера в начале рабочей смены, и их получение заверяет подписью. В конце рабочей смены он обязан путевой лист сдать. Этот документ выписывается только на одну рабочую смену или рабочий день. Новый путевой лист водитель может получить только после того, как сдаст диспетчеру старый и таким образом закроет рабочий день.
Правила хранения документа
Сами листы хранят с учетом правил, действующих для первичных учетных документов. Срок хранения регламентируется несколькими НПА, но минимальный составляет 5 лет. Организация вправе продлить этот период на любой срок.
Нормативная база
-
2019-03-12 13:53:14
Добрый день! Подскажите как заполнить путевой лист если собственник и водитель частное лицо не ООО и yt ИП, как быть? -
2019-03-24 19:49:20
Здравствуйте!Подскажите какую форму пут. листа нужно заполнять если владельцем и заказчиком груз. автомобиля является одно Юр. лицо ?? -
2019-04-09 09:19:01
Мы компания экспедитор, используем наемные ТС для перевозки грузов. Заказчик может и бывает разные от гос компаний до частных лиц. При перевозки по одной из заявок, Заказчик попросил в пакете отчетных документов предоставить путевой лист , причем я не могу добиться какой формы 4-М, 4-С, 4-П или ПГ-1 должен быть этот лист. Как мне определиться с формой путевого листа. Везли груз ИП-ешники -
2019-04-27 05:19:52
подскажите я ИП и водитель одно лицо машина в собственности как заполнять путевой лист? -
2019-12-11 11:55:12
владельц и заказчик груз. автомобиля является ООО топливо от заказчика, как заполнять -
2018-08-30 07:55:28
Те, кто работает за границей пусть получают з/п в валюте, но почему иностранный работодатель выплачивает своим работникам которые работают в посольствах и консульствах на территории России з/п в валюте, не понятно.Это крайне несправедливо!?!?!? по отношению к тем работникам, которые получают з/п в рублях на территории той же России.В ТК РФ ясно написано, что выплата з/п производится в рублях.Нарушает ли работодатель закон? Должен ли он нести за это ответственность?Или его действия регламентируются иными правовыми актами? -
2019-03-13 11:50:44
Если не ООО и не ИП то заполнять не надо -
2019-03-25 10:02:30
Добрый день, любую, по сдельным расценкам подойдет больше 4-С, по повременному тарифу 4-П, как Вам удобнее -
2019-04-09 12:54:51
Если привлекали ИП, то по идее должен быть ПГ-1 (но приказ которым утверждали эту форму утратил силу в связи с изданием Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 21.12.2018) Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 N 12414) По сути форма путевого не так важна как сведения в нем -
2019-04-29 07:49:24
за механика сами заполните, а за медика, заключите договор с поликлиникой или другой мед организацией у кого есть лицензия на это дело и перед поездкой ставьте у них печать -
2019-12-11 13:46:14
образец в статье выше