Что такое зарядная станция для электромобиля, ее особенности и виды

Плюсы и минусы электромобиля для владельца

С точки зрения экологии электромобили считаются предпочтительным вариантом транспорта из-за нулевых выбросов. На самом деле, конечно, они не настолько дружественны к природе:

  • производство батарей – «грязное» и опасное для природы;
  • утилизировать батареи без ущерба для природы тоже сложно;
  • электроэнергия для зарядки батареи может производиться на ТЭС, ГЭС или АЭС, которые так или иначе вредят окружающей среде.

Если смотреть на ситуацию со стороны обычного владельца, экологичность для него важна – он будет избавлен от вредных выхлопных газов, и почувствует себя экологически ответственным человеком.

Однако основные плюсы для владельца заключаются в экономической стороне владения электромобилем:

  • низкие расходы на заправку. Например, Nissan Leaf на километр пути расходует электроэнергии на 59 копеек. Для сравнения, бензиновый Nissan Qashqai израсходует бензина на 2,9-3,6 рубля за каждый километр пробега;
  • ниже расходы на обслуживание. За счет отсутствия высоконагруженных узлов вроде ДВС обслуживать электромобиль проще – например, для Nissan Leaf на 24 тысячах километров пробега нужно заменить тормозную жидкость и поменять местами колеса. Еще на таком пробеге советуют менять масло в редукторе, но официальный регламент этого не требует;
  • не нужно тратить топливо на прогрев двигателя, также оно не тратится при ожидании на светофорах или перед пешеходными переходами;
  • благодаря рекуперации энергии можно увеличить пробег на одной зарядке, а еще – сэкономить на замене тормозных колодок;
  • в целом более высокая надежность за счет меньшего числа подвижных частей.

Кроме экономии, владельцы электромобилей рассказывают также о других их плюсах – уже по части комфорта водителя:

  • меньше шума и вибрации по сравнению с автомобилями на ДВС;
  • отзывчивость педали газа и ровный разгон;
  • ровный пол в автомобиле за счет отсутствия тоннеля для карданного вала;
  • багажник спереди, который, к тому же, образует зону деформации при столкновении и повышает уровень безопасности для водителя;
  • почти не боится воды (нет риска гидроудара для двигателя);
  • лучше внедорожные качества за счет управления крутящим моментом на каждом колесе в отдельности;
  • размещение батареи по центру улучшает распределение массы и управляемость.

Другими словами, электромобили – перспективная технология, которая устранила массу недостатков традиционного автомобиля с ДВС. Но, конечно, не все так радужно, и существует еще масса минусов:

  • высокая цена на сами электромобили;
  • сложности с обслуживанием и уходом за батареей. Ее нельзя глубоко разряжать, нужно регулярно проверять «здоровье» всех элементов, есть риски самовозгорания, а при постоянном использовании «быстрой» зарядки батарея теряет емкость;
  • для каждой марки создан свой стандарт зарядных устройств – нужны разные разъемы;
  • заряжать батарею во дворе многоквартирного дома получится далеко не всегда;
  • любой ремонт, скорее всего, будет стоить дорого или очень дорого – запчастей в России может не быть, а официальный сервис недоступен;
  • электромобили обычно тяжелее авто с ДВС за счет тяжелой батареи.

Так что минусы тоже есть, и главные из них – снова по части экономики. Поэтому при выборе автомобиля нужно заранее просчитать, как именно он будет использоваться и какой вариант силовой установки – ДВС или электромотор – в итоге окажется предпочтительнее.

Где зарядить электромобиль

Уличные зарядные станции существуют далеко не во всех российских городах, хотя их количество увеличивается. Поэтому стоит заранее позаботиться о способе зарядке.

С большинством моделей в комплекте поставляется соединительный кабель. Нередко производитель укомплектовывает автомобиль адаптером как для обычной, так и для трехфазной розеток.

Безусловно, лучше использовать трехфазную розетку, так как от розетки на 220В время зарядки увеличится (аккумулятор на 85 кВт/ч от обычной розетки будет заряжаться около 33 часов, от трехфазной – в 4 раза быстрее).

В продаже также имеются зарядные станции, которые бывают настенными (их удобно монтировать в гаражах) и стационарными в виде столба, устанавливаемого на улице. В состав таких станций входят зарядка с силовым кабелем, защитный кожух, элементы крепления, дисплей (с его помощью можно получить информацию о процессе зарядки) и некоторые другие составные части в зависимости от модели агрегата и производителя. Многие станции изначально задумывались как универсальные, чтобы подходить к большинству существующих моделей электрокаров.

Сам процесс зарядки крайне прост: нужно всего лишь достать соединительный кабель и вставить его одним концом в розетку, а другим – в разъем, находящийся в машине

Очень важно, чтобы розетка была заземлена, иначе процесс просто не начнется (автомобиль автоматически определит отсутствие заземления)

Open Charge Map

Open Charge Map — это некоммерческая служба, предназначенная для предоставления высококачественной, общедоступной и бесплатной базы данных местоположений зарядного оборудования во всем мире. Он постоянно пополняется новыми локациями. На момент написания вы можете найти 139 296 зарядных станций в 68 782 точках на открытой карте оплаты. Сервис разработан и поддерживается волонтерами. Это также один из немногих в этом списке, который имеет встроенную функцию навигации (в веб-версии), облегчая планирование ваших поездок. Вы также можете проверить, какое оборудование доступно на станции, но, к сожалению, нет информации о ценах.

Open Charge Map — отличный ресурс. (скриншот)

Developer:

Price: Free

Мнения экспертов издания по этой теме:

«Эксперт о том, почему электромобилям сложно прижиться в России»Совершенствуются способы и системы хранения электрической энергии. В малых объемах удается хранить всё большее количество электрического заряда. Читать далее

Михаил Якимов

Евгений Катюшкин

«Эксперт: большого будущего для электромобилей в России ждать не стоит»Ряд европейских стран, таких как Норвегий, Дания, Швеция и др. заявляют чуть не о полном отказе от автомобилей с двигателями ДВС через 5-10 лет. Какие перспективы ждут этот транспорт в РФ? Мы спросили у эксперта. Читать далее

«1 объявление из 800: эксперт рассказал, сколько в России продается электромобилей»Почему в России до сих пор доля автомобилей с электрическими двигателями так мала? Какие барьеры стоят на пути развития личного электротранспорта в нашей стране? Читать далее

Вадим Иванов

Сергей Антонов

«Норвегия к 2025 году откажется от бензинового двигателя. Швеция, Дания и др. — к 2030. Куда «катится» автопром?»Закон Развития Технических Систем, неумолим: “любая механическая система будет заменена на электрическую, либо электромагнитную”. Так что, в этом направлении развивается любая система, в т.ч. электротранспорт: сначала началось с электровелосипедов, потом электро-скутеров и электро-мотоциклов, и последние 4-5 лет массово стали появляться электросамокаты и электромобили. Сейчас уже проектируют и тестируют грузовой электротранспорт, происходят полёты электросамолётов. В крупных мегаполисах начали курсировать электробусы. Читать далее

«После отказа от двигателей ДВС, уйдёт целая эпоха. Но нам переживать не стоит»Как бы мы этого не хотели — но полный отказ от бензиновых двигателей в личном транспорте не минуем. Для фанатов ревущих моторов — не самые радостные перспективы. Стоит ли нам уже сейчас начинать тосковать? Читать далее

Виктор Королев

Экономическая эффективность покупки электромобиля

Кто однозначно останется «в плюсе» от всей этой моды на электрификацию – так это сами владельцы электромобилей. При заправке электромобиля по тарифу 3,89 руб. за кВт, эксплуатация «железного коня» обойдется дешевле 1 рубля за километр. Это даже чуть меньше расходов на топливо у самых экономичных авто на газовом оборудовании – метане. Пропан выйдет дороже, а печальнее всего в наших нынешних реалиях – подсчитывать свои затраты на бензин.

Идиллия?

Важный момент – далеко не все модели электромобилей могут похвастаться хорошим запасом хода. Да, топовые варианты вроде Tesla Model S способны отвезти своего обладателя и за 500 км от электрозарядки. Однако большинству моделей масс-сегмента такой «дальнобой» не по зубам. Усугубит ситуацию с километражом минусовая температура. Например, зимой во время тест-драйва только вышедшего лет 7 назад отечественного электромобиля Lada Ellada автору этой статьи удалось проехать только на 20 километров от салона – при этом уже половина изначально полной батареи была разряжена.

Из всего этого можно сделать вывод – электромобиль выгоден тем, кто ездит много, но недалеко. Еще один важный нюанс – наличие розетки в зоне парковки машины. Далеко не каждый может себе такое позволить – например, живя на 8-ом этаже многоэтажки о «домашней» подзарядке электромобиля можно забыть. На таких клиентов может быть ориентирована и станция по зарядке электромобилей.

Развитие электромобилей в России

Электрические транспортные средства до сих пор являются для России довольно экзотичными, тем не менее с каждым днем о них узнает всё больше людей, что способствует повышению их распространенности.

Передовые идеи, как это давно повелось, первым делом захватывают столицы: именно в Москве зарегистрировано всех больше электромобилей (около 300 штук). Число взрослых людей, отказывающихся от привычных авто, постоянно растет, однако не такими быстрыми темпами, как того хотелось бы производителям.

Все остальные регионы сильно отстают от столицы: в Приморском крае зарегистрировано около 140 машин с электромотором, в Санкт-Петербурге – менее 50 штук, всех меньше владельцев таких авто в Татарстане (14).

Сколько тратят энергии электро-автомобили?

В среднем все электрические машины потребляют около 30 кВт-ч на каждые 160 километров пробега. К примеру, автомобиль марки Nissan LEAF, как заявляет производитель, потребляет 30 кВт-ч на 160 км. Другой популярный электромобиль марки Tesla Model S в среднем потребляет уже немного больше, то есть 35 кВт-ч на 160 км пробега. Это связано с тем, что модель Тесла намного тяжелее и мощнее того же электрического Ниссана. Но, вот вам к примеру, тот же электрический автомобиль Chevrolet Spark потребляет всего 28 кВт-ч на 160 километров пути. К большому сожалению, нам пока не известны реальные данные комбинированного расхода энергии у автомобиля марки BMW i3

Но как нам кажется, эта машина станет лидером по экономичности, и все благодаря своим дорогостоящим новым технологиям. По предварительным данным данный автомобиль будет расходовать всего 26 кВт в час при пробеге в 160 км. 

!Так для примера,- в России средняя стоимость 1 кВт-ч составляет на сегодня 2,5 рубля (цены 2014 года). При среднем расходе энергии электрического автомобиля в 30 кВт-час на 160 км пробега за 1км пробега машины электрический силовой агрегат потребляет 0,19 кВт-ч. Поэтому, если Вы приобретете себе электрический автомобиль, то при пробеге 25 тыс. км в год (в среднем 68,4 км/день) Вы затратите на зарядку аккумуляторной батареи около 4750 кВт энергии. Умножте на тариф 1 кВт-ч энергии в вашем городе или населенном пункте и Вы узнаете для себя, сколько Вы будете тратить денежных средств на зарядку такого автомобиля.

Так, умножив количество кВт-ч на среднюю стоимость электроэнергии в России, мы получим следующее, что каждый год Мы будем с Вами тратить около 11.875 тыс. рублей для того, чтобы зарядить такой автомобиль (если заряжать машину от собственной электросети). Если же мы будем заправлять автомашину на электрической заправке, то стоимость у нас вырастет примерно в 2,5 раза.

Сервис A Better Routeplanner

Тоже представляет собой карту мира, но возможности и интерфейс куда менее замороченные, чем в PlugShare. В самом начале сервис вежливо поинтересуется твоим транспортным средством:

Когда вы выберите направление в левом верхнем углу, сервис попросит выбрать тип зарядки вашего электрического автомобиля

Сам поиск занимает некоторое время — не бойтесь, не зависло. Собственно, вот мы проложили маршрут от Москвы до Парижа с нанесенными заправками

Теперь на карте отмечены ваши потенциальные пит-стопы. Как видишь, ничего сложного! Минус данного конкретного сервиса — нельзя «просто» посмотреть все заправки на карте — нужно обязательно выбрать маршрут.

Дополнительные настройки маршрута заложены в меню «Show Settings» в левом верхнем углу — они касаются настройки маршрута, если вы собрались его проложить

Если нужно настроить тип заправки —  кликайте на «Плюс» в правом нижнем углу и выбирайте вилку. Здесь совсем немного настроек (смотри, не перепутай, Кутузов):

2) Wall Plugs — это тип штепсельного разъема(«мама»). К примеру, NEMA 14-50 —  означает, что данный разъем соответствует стандартам, установленным американской Национальной ассоциацией производителей электрооборудования (NEMA ) и используется для электроплит.

ChargePoint

Еще одно приложение для электромобилей с крупнейшей сетью точек. По заявлению разработчиков, здесь их более 100 000 в разных уголках планеты. Программа позволяет быстро определить, доступны ли эти места для зарядки, как приехать на них и приступить к процессу. А то какой толк знать об установке зарядки в паркинге, если ты туда не попадешь?

Для удобства можно выставить фильтры и смотреть только на те станции, которые подходят для вашего автомобиля. Также доступны советы от других автовладельцев по поводу зарядки электромобиля на определенной точке. Дополнительно можно установить расписание зарядки, выставить напоминания, получать уведомления и контролировать применение.

Плюсы:

  • удобная карта;
  • стабильная работа приложения;
  • множество точек для зарядки электромобилей.

Минусы:

  1. подходит не для всех стран / городов.

Способы и типы зарядки электромобилей

Электрокары в настоящее время всё же распространены пока ещё не так, как транспортные средства с двигателями, работающими на бензине или дизельном топливе, поэтому производители продолжают работать над совершенствованием технологии зарядки.

Зарядка электромобиля возможна одним из четырех способов:

  1. С помощью обыкновенной розетки с напряжением 220 В. Правда, данный вариант используется всё реже ввиду своей ненадежности.
  2. От бытовой электросети, через которую проходит переменный ток. Этот способ более предпочтителен, чем предыдущий, поскольку кабель, покупаемый вместе с машиной, имеет внутри специальную защиту.
  3. Трехфазная зарядка, являющаяся самой безопасной. Её основное преимущество – возможность полного контроля над процессом.
  4. Быстрая зарядка электрокара. Разработаны зарядные станции, позволяющие за короткий промежуток времени (примерно за полчаса) подзарядить батарею. У способа есть как сильные, так и слабые стороны. У некоторых моделей (например, Nissan Leaf) аккумулятор можно зарядить на 80% за 30 минут, однако последующая полная зарядка в таком случае займет чуть больше времени, чем обычно.

Для жителей стран с теплым климатом разрабатывается вариант зарядки от солнечных батарей и ветровых генераторов.

Tesla

Если у вас есть Tesla, один из лучших способов найти зарядные станции — через официальное приложение Tesla. Благодаря последнему крупному обновлению теперь вы можете просматривать близлежащие станции нагнетателя на экране зарядки. Оттуда вам нужно нажать один раз, чтобы начать навигацию к месту по вашему выбору. Вы даже можете нажать навигацию из приложения прямо на машине. Подключив автомобиль Tesla, вы можете удаленно проверять его состояние в реальном времени и даже запускать или останавливать процесс зарядки через само приложение. Существует множество других функций, так что если у вас есть Tesla и вы еще не дали приложению шанс, то сейчас идеальный момент.

Если вы являетесь владельцем Tesla, это одно из лучших приложений, которое вы можете использовать для поиска зарядных станций среди прочего. / Tesla, Inc.

Однако следует отметить, что для работы некоторых из перечисленных выше функций программное обеспечение вашего автомобиля должно быть версии 2018.48 или выше.

Developer:

Price: To be announced

Leviton EVB32-M8L EVR-Green 320

32-амперная зарядка имеет в своём распоряжении 5,5-метровую проводку, а её качеству отдают предпочтение такие гранды мирового автопрома как Хонда, Форд и Тойота. В принципе, качество — это не единственный повод отдать предпочтение Leviton. Их оборудование не сложное в эксплуатации, долговечное и что самое наверное главное в этом деле — безопасное. Если вдруг произошёл какой-либо сбой при зарядке, процесс продолжится после автоматической перезагрузки. Масса зарядного девайса на мала — 15 килограмм, а габариты при этом таковы: 58x48x21 см.

Цена: за громоздкое приспособление обладателю электрокара придётся отдать 795 $.

Приложение PlugShare

В этом сервисе сразу лучше зарегистрироваться (благо бесплатно). Это дает возможность юзать самый интересный функционал — фильтры мест зарядки, в зависимости от марки вашего авто, сохранение маршрута в закладки, участие в комьюнити: чекины, фотки, отзывы, вот это вот всё.

После регистрации хвастаетесь своей ласточкой: модель, комплектация, цвет:

Ну а дальше, можете скролить карту — все заправки для вашего авто будут нанесены на неё

В фильтрах можно выбрать тип штекера, которым оснащен ваш автомобиль:

Можно выбрать конкретные сети электро-заправок. Правда, в России выбирать пока особо не приходится.

Карта заправок электромобилей в Москве

Чтобы знать, где заправиться в Москве, рационально воспользоваться картой. На ней наглядно видно, где находятся заправки электромобилей. Учитывайте, что в центре их на порядок больше, чем на окраине.

К самым популярны автозаправкам в столице можно отнести:

  • MOSCOW TESLA CLUB. Адрес: Богородское район, Краснобогатырская, 2 ст23.
  • Tesla Supercharge. Адрес: Можайский район, Сколковское шоссе, 50.
  • «Электросити». Адрес: Соколиная Гора район, БЦ Соколиная Гора, Семёновская площадь, 1а.
  • «Россети». Адрес: Якиманка район, Большая Полянка, вл28.
  • Eko Bike. Адрес: Измайлово район, БЦ Майский, Средняя Первомайская, 3.

Но пользоваться рекомендуется картой. Это очень удобно. Удаётся быстро определить, где находится ближайшая или устраивающая по другим показателям автозаправка для электромобиля.

Рекомендуем для прочтения:

  • Как устроен и как работает двигатель внутреннего сгорания?
  • Облагаются ли налогом страховые выплаты, нужно платить или нет
  • Электромотор для электромобиля — как он устроен?
  • Особенности и разновидности моделей китайских электромобилей

GE WattStation

Всемирно известный американский производитель General Electric, не упустил шанс показать себя на рынке ЗУ для электромобилей. Утончённый и стильный — вот какие первые впечатления от 240-вольтового «Ваттстейшена». После завершения процедуры зарядки, кабель на 5,5 м можно скрутить колечком, вложив его в специально предназначенный для этого паз, расположенный по ободу зарядного приспособления.

Аппаратура может порадовать своего обладателя тем, что спокойно переносит капризы природы: любые осадки ей ни по чём. Кроме того, изделие не боится даже обледенения. В комплект оборудования входит настенный кронштейн, позволяющий надёжно прикрепить вещь на вертикальной плоскости. При зарядке аккумуляторной батареи посредством данного гаджета, у вас затратится от 4 до 8 часов.

Цена: 440 $.

Количество электрозаправок в Украине в 2021 году

Согласно информации Главного сервисного центра МВД Украины, в стране на сегодня зарегистрировано около 60 000 автомобилей с электроприводом. Из них одна половина – это гибриды, а вторая половина — “полноценные” электромобили. Наиболее популярными в нашей стране являются электрокары Nissan Leaf, Tesla Model S и Renault ZOE.  

Следует отметить, что инфраструктура для “зеленых авто” пока не дотягивает до необходимого уровня обеспечения транспортных средств нужным уровнем заправок и сервисов. На территории Украины функционирует около 3 000 зарядных станций. 90% из них размещены в крупных городах и их пригородах. С каждым годом количество зарядных станций растёт – в этом заинтересованы не только собственники частного электротранспорта, но и представители бизнеса, владеющего такими заправками.

Chargemap — Charging stations

Простое в применении приложение, которым пользуется более 500 тысяч водителей во всем мире. Его возможности позволяют быстро находить нужные точки для зарядки, планировать поездку, находить место для зарядки электромобиля возле дома. Всего в базе свыше 300 000 точек, которые рекомендованы другими автовладельцами.

Также в приложении для электромобилей можно найти сведения о типе разъема, времени работы, процедуре доступа, отзывах сообщества и т. д. По желанию можно самому помогать другим пользователям и размещать дополнительную информацию: фото и обзоры. Владельцы автомобилей Тесла могут найти здесь информацию о зарядных устройствах Supercharger или Destination Charging.

Плюсы:

  • высокая скорость работы;
  • информативность и понятность;
  • высокая скорость устранения проблем разработчиками;

Минусы:

  1. приложение для электромобилей периодически тормозит;
  2. не подходит для Приморья;
  3. Москва не работает.

Schneider Electric EV230WS Evlink

Эта модель обращает на себя внимание тем, что её внешний вид можно выбирать при заказе, вплоть до наличия своего личного фото на корпусе зарядника. Процесс «заправки» электрического автомобиля от Schneider Electric, в четыре раза более скоротечный, чем от ЗУ на 110 V

Гаджет рассчитан на 30 A/240 V, а сам монтаж оборудования не должен вызвать затруднений, по времени же — это не более чем полчаса. Весит прибор 8,5 кг, да и по габаритам он не гигант: 32х24х11 сантиметров.

Производитель данного приспособления решил сделать покупателям весьма приятный подарок: при покупке, пользователь получает презент в виде LED-лампы работающей от солнечных батарей.

Цена: 548 долларов.

На перспективу

Операторы, чьи доходы от основного бизнеса сейчас растут крайне медленно, ищут пути его диверсификации и ЭЗС –– один из них, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Пока, кроме расходов и имиджевых дивидендов, это им ничего не приносит. Но тенденции таковы, что за электромобилями будущее, поэтому и спрос на услуги ЭЗС относительно скоро станет массовым, уверен он. В тестовых зонах операторы нарабатывают необходимые компетенции, выстраивают отношения с поставщиками оборудования и электроэнергии, рассуждает эксперт.

Рынок электрозаправок в России сейчас пока зарождается, тем не менее осваивающим его связистам придется столкнуться с конкуренцией. Например, установкой зарядной инфраструктуры для электротранспорта в 2019 году также заинтересовались девелоперские компании. В Санкт-Петербурге уже есть отдельное положение в градостроительном законодательстве о том, чтобы устанавливать определенное количество ЭЗС (в зависимости от площади и других параметров) в новых домах, рассказала «Известиям» председатель АЭТИ Ия Гордеева. Но так как документ вступил в силу в январе 2019 года, результат будет виден только через несколько лет, считает она.

Э4

Фото: РИА Новости/Александр Вильф

Ия Гордеева также отметила, что на рынок ЭЗС активно выходят и российские производители, в том числе предприятия концерна КРЭТ (структура «Ростеха»). Изначально поставщиками оборудования для электрозаправок были финские Ensto, затем на рынок вышли ABB, французская Schneider Electric, немецкая ABL Sursum и другие.

Также развитием инфраструктуры для электрокаров в России занимаются «Автодор» (управляет платными дорогами) и «Россети». Электросетевая компания, по данным на апрель 2019 года, установила 226 зарядных станций в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Тюмени, Сочи, Самаре, Красноярске и на острове Валаам. У «Автодора» ЭЗС есть на трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-3 «Украина», М-11 Москва — Санкт-Петербург, планируется их установка на ЦКАД.

По оценкам специалиста по оборудованию для зарядной инфраструктуры ABB Дмитрия Фомина, все электромобили в РФ потребляют в месяц всего 30 МВт/ч электроэнергии на публичных зарядных станциях. По словам эксперта, это, как правило, быстрые ЭЗС. При этом дефицит таких станций при нынешнем количестве электротранспорта в стране он оценивает примерно в 300 штук.

В Европе минимальное соотношение быстрых ЭЗС к числу электромобилей составляет 1:12. У нас в этом смысле явное отставание, добавил эксперт. Это связано с большими капитальными инвестициями и отсутствием реальной окупаемости затрат, считает он.

Сложности при открытии электрозаправки

В последнее время в сети все больше восторженных отзывов о том, как выгодно открыть электрозаправку и какое это перспективное направление в бизнесе. Правда на поверку выясняется, что многие из отзывов генерируют сами поставщики оборудования. В любом случае быстро открыть электрозаправку и начать «рубить капусту» не получится. Начнем с юридических аспектов. 

Впрочем, есть определенные лазейки, позволяющие обойти эти ограничения. Можно, к примеру, сдавать в аренду парковочное место возле заправки. Другой вариант – выпустить абонемент, владелец которого сможет в любое время при необходимости пользоваться заправочным терминалом. 

Что мешает развитию электротранспорта в России

В Россию до сих пор нет поставок электромобилей от крупных производителей – все немногочисленные продажи пока идут через посредников. Более того, самый популярный электромобиль в России – Nissan Leaf – поставляется только под заказ, и стоить это будет эквивалент 50 000 долларов (3,5 миллиона рублей). Для сравнения, в неофициальных поставках этой модели с пробегом цена будет всего 15-25 тысяч долларов (1-1,7 миллиона рублей). Как итог, 687 из 724 объявлений о продаже Leaf на «Авито» – это автомобили с рулем справа.

То есть, первая проблема – отсутствие официальных поставок через дилеров и завышенные цены. Это ведет ко второй проблем – при неофициальных поставках владелец не получит никаких прав на гарантийный ремонт. А в электромобиле поломки будут хоть и не такими частыми, но ремонт будет стоить куда выше, чем для бензинового авто.

С этим соглашается Владимир Максимов из ООО «Тошиба Рус» – по его словам, проблема дороговизны связана не только с Россией, электромобили дорогие сами по себе в первую очередь из-за дорогой и сложной батареи:

Вторая, и не менее важная проблема – практически отсутствующая сеть электрозаправочных станций. Конечно, зарядить электромобиль можно и дома от специального зарядного устройства, но это ограничивает передвижение на машине определенным радиусом от дома. Кроме того, общественные зарядные станции обычно оборудуют «быстрыми» зарядками, которые могут за полчаса-час зарядить батарею авто до 80-100% (тогда как дома машину нужно ставить на зарядку на всю ночь).

По данным на начало 2020 года, в России было всего около 160 станций для зарядки электромобилей, из которых 100 приходились на Москву, 28 на Санкт-Петербург и 10 на Челябинск. Соответственно, на 1 зарядную станцию приходится около 40 электрокаров.

Для сравнения, по территории соседней Украины открыто более 2 700 зарядных станций, и на одну станцию приходится всего 6 электромобилей. Кстати, там это вполне выгодный бизнес – использование станций платное, и владельцы зарабатывают на разнице в тарифах на электроэнергию. В России же ситуация обратная – установить зарядную станцию дорого и с учетом небольшого рынка это просто не окупится.

Отсутствие же инфраструктуры в России не позволяет владельцам электромобилей использовать их для дальних поездок. Власти на федеральном и региональном уровнях, конечно, предпринимают некоторые усилия по увеличению сети электрозаправочных станций, но этих усилий, как видно, недостаточно. В Россию не удалось привлечь и компанию Tesla с их сетью станций Supercharger – их собирались открывать еще в 2016 году, но до сих пор ни одной не открыли.

Следующая причина непопулярности электрокаров в России – объективные, это особенности климата и большие расстояния. Особенно владельцев расстраивает то, как электрокары слабо приспособлены к российской зиме:

  • при отрицательных температурах емкость батареи начинает снижаться. Чтобы не испортить агрегат, в нее встраивают греющие элементы, но они расходуют и так дефицитную электроэнергию;
  • салон тоже нужно прогреть, поэтому при включенном обогревателе максимальный пробег электромобиля от одной зарядки сокращается примерно на треть. В некоторые модели устанавливают автономные обогреватели на дизельном топливе, но это уже не совсем экологично.

Кстати, в южных регионах проблема обратная – летом слишком жарко и включенный кондиционер точно так же снижает максимальный пробег, как и включенный обогреватель в северных широтах.

Что касается расстояний, то среднего максимального пробега в 250-300 километров хватит для поездок по городу и району, если правильно спланировать маршрут – то в пределах одного региона. Чтобы поехать на большее расстояние, придется искать на пути заправочные станции, которых, скорее всего, не будет.

Кроме того, электромобили в России просто невыгодно продавать для дилеров. Стоимость их достаточно высокая в силу объективных обстоятельств, а государственная поддержка – только освобождение от таможенной пошлины. При этом оплачивать все остальное (акциз, утилизационный сбор, таможенный сбор, НДС и другие платежи) все равно придется. С учетом относительно низких продаж (3,5 миллиона рублей за Nissan Leaf не всем по карману) дилерам проще торговать обычными автомобилями с ДВС.

Подбор сотрудников

Несмотря на то, что большинство электрозаправок полностью автоматизированы, без обслуживающего персонала полностью обойтись не удастся. В первую очередь, нужно обеспечить информационную поддержку пользователей в формате колл-центра. 

Это минимум два сотрудника, которые хорошо знают принципы устройства и работы электростанций и при необходимости всегда смогут проконсультировать автовладельцев по вопросам ее использования. ФОТ устанавливается обычно исходя из окладной части в размере 30 000 рублей на человека.

Также необходим электрик с допуском к обслуживанию электрозаправочной станции. Можно взять специалиста в штат либо договориться об аутсорсе со стороны профильной компании, оказывающей услуги по подобному сервису.

Насколько распространены электромобили в России

Авторынок в России представляет собой достаточно оживленный сегмент – например, в 2019 году только новых автомобилей в стране было продано 1,7 миллиона штук. При этом около 90% всех проданных в России авто были произведены внутри страны (сюда, правда, входит и «отверточная» сборка из машинокомплектов). Из-за пандемии коронавируса рынок снизил обороты, но это по-прежнему сотни тысяч проданных автомобилей в год.

А что же с электромобилями? В 2019 году, по данным «Автостата», новых их было продано 353. Не тысячи, а единиц. На вторичном рынке их за год продали 3303 штуки, что тоже не очень много. Всего же в России на 1 января 2020 года эксперты насчитали 6,3 тысячи электромобилей.

Из этого следует не очень оптимистичная статистика:

  • на 1 проданный новый электромобиль приходится более чем 4800 проданных обычных авто;
  • на 1 электромобиль в стране приходится более чем 8300 обычных автомобилей;
  • в течение одного только 2019 года более половины всех имеющихся в стране электромобилей сменили владельцев;
  • в обозримом будущем владельцев сменят еще около 900 электромобилей (столько объявлений можно найти на «Авито»).

То есть, рынок автомобилей с электрическим приводом в России не просто небольшой, он фактически микроскопический. И, что интересно, примерно 82,5% всех электромобилей в стране приходятся на одну-единственную модель – Nissan Leaf (правда, их существует не одно поколение). Мировой лидер Tesla занимает лишь второе место – их в стране чуть более 400 единиц. Занимающий второе место в мире китайский производитель BYD в России своими электромобилями вообще не представлен.

Судя по всему, рынку не поможет ни наличие энергоресурсов в России, ни обнуление таможенных пошлин (после которого, правда, остались другие ввозные платежи) – россияне упорно не покупают электромобили, несмотря на регулярный рост стоимости бензина и дизельного топлива.

Около 7 лет назад электромобили даже собирались производить в России – модель Lada Ellada представляет собой, по сути, электрическую «Калину». Закончилось все тем, что АвтоВАЗ произвел первую партию из 100 автомобилей, которые даже не удалось полностью распродать.

Что интересно, есть весьма интересный пример того, как можно оживить рынок. Власти Украины несколько лет назад полностью обнулили таможенные пошлины и НДС за ввоз электромобилей в страну. Фактически владелец оплачивает стоимость самой машины, ее доставку в страну и обычную постановку на учет. Благодаря этому украинский рынок показывает рекорд за рекордном: в 2019 году там было продано 7500 электромобилей – это больше, чем их вообще есть в России. При этом на 1 проданный электромобиль приходится всего около 70 обычных авто, а среди ввезенных электромобилей есть и коммерческие.

PlugShare: карта зарядных станций ЭМ и Tesla

Специальное приложение с картой зарядок для электромобилей в России. С помощью программы можно находить новые зарядные станции, оставлять отзывы, общаться с другими пользователями. По заявлению разработчиков, здесь представлена наиболее точная и полная карта общедоступных мест для «заправки» электрокаров не только в РФ, но и в других странах мира.

Для удобства предусмотрена возможность фильтрации карты по разным категориям зарядных станций. Приложение будет полезно для владельцев электромобилей моделей Тесла Модел S или X, Ниссан Лиф, Шевроле Вольт / Болт, Фиат 500Е, Форд Фьюжн Энержи и других. Кроме того, автовладельцы могут добавлять новые станции, проверять факт ее работы, платить за зарядку непосредственно в приложении, включать оповещение об установке новых мест и т. д.

Преимущества:

  • хорошая функциональность;
  • возможность быстрого уточнения информации по станциям;
  • быстро работает.

Недостатки:

  1. неудобное меню;
  2. ограниченный список поддерживаемых машин.

Zap-Map

Наконец, у нас есть приложение для наших британских читателей. Zap-Map позволяет водителям электромобилей в Соединенном Королевстве и Ирландской Республике находить и перемещаться к ближайшим электрическим зарядным станциям, где сопоставлено более 5500 мест. Он предлагает фильтрацию точек оплаты по типу соединителя, сети, местоположению, оплате и доступу. Вы также можете сохранить свои настройки или модель транспортного средства, поэтому фильтрация выполняется автоматически.

Обязательный компаньон для британского водителя EV.

Zap-Map также имеет самые подробные страницы состояния зарядной станции — вы можете видеть не только доступные типы портов, но и выбранные, а также оставшееся время зарядки транспортных средств, использующих их в настоящее время. Приложение также является социальным — вы можете публиковать обновления и советы для других драйверов EV. Наконец, так же, как и PlugShare, вы можете добавить свое домашнее зарядное устройство, чтобы включить одноранговый обмен — бесплатно или за плату. Это одно из лучших, если не самое лучшее приложение для британских водителей EV.

Developer:

Price: Free

comments powered by HyperComments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector