Федеральный закон от 07.05.2013 n 99-фз
Содержание:
- Регламент получения лицензии
- Информационный ресурс
- Порядок лицензирования отдельных видов деятельности
- О лицензировании разных видов деятельности
- Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении
- Глава IIЛицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг)
Регламент получения лицензии
Чтобы получить разрешение на занятие той или иной деятельностью, заявитель обращается в лицензирующий орган. Обратиться возможно очно или направить ходатайство о выдаче лицензии электронно.
Заявление должно содержать такую информацию.
- Данные соискателя, контакты, место регистрации лица и адрес производственной деятельности, номер регистрации, указание органа, который осуществил регистрацию.
- ИНН налогоплательщика.
- Ссылка на категорию деятельности.
- Ссылка на квитанцию об оплате госпошлины.
Нужно обратиться в лицензирующий орган
К своему заявлению необходимо приложить копии документов, которые подтверждают возможность осуществления деятельности и подробную опись вложений. От соискателя требуют представить документы, которые указаны в законе. Если документация с заявлением направляется через интернет-портал, материал заверяется электронной подписью.
В случае предоставления пакета документов с нарушениями соискателя извещают о возможности в 30-дневный срок исправить ситуацию. Принимающий заявление орган проверяет материал и течение 3 дней выносит правовое решение, принимает или возвращает материал. О принятом решении претендент информируется.
Срок для принятия обоснованного решения исчисляется с момента подачи заявления и документов в надлежащей форме. В период не более 45 рабочих дней проверяется материал заявителя и юридическая чистота документов на соответствие. По прошествии времени исполнения специалист выносит мотивированное решение, оформляет приказ и выдает готовую лицензию. Ее регистрируют и вносят в общий реестр. Соискателю могут направить документы почтовым отправлением в трехдневный период.
Если предоставленные документы были с какими-либо нарушениями, их можно исправить в течение 30 дней
Приказ лицензирующего органа — официальный распорядительный документ.
Он содержит:
- название и данные органа, издающего приказ;
- дата и регистрационный номер лицензии;
- наименование (полное и сокращенное) заявителя, юридический (регистрационный) и фактический адрес, где планируется производство или деятельность;
- ИНН претендента;
- вид разрешенной деятельности;
- дата выдачи разрешения на ведение определенной деятельности.
Приказ лицензирующего органа
Если заявитель обращается в орган через портал госуслуги, дело формируется электронно и скрепляется индивидуальной электронной подписью. При повреждении целостности бланка или его утрате заявитель вправе обратиться за копией. К ходатайству необходимо приобщить поврежденный бланк и указать данные квитанции об оплате госпошлины. По истечении 3 дней новый бланк будет направлен письмом или выдан лично.
При изменении места регистрации, личных данных, реорганизации лица, перемены деятельности лицензия переоформляется.
Информационный ресурс
В порядке обеспечения информацией юридических лиц, предпринимателей и взаимодействия с государственной инфраструктурой органы, выдающие лицензию, формируют базу данных, открытую и доступную для просмотра. Для учета ведется общий реестр выданных (действующих) лицензий. Все сведения об изменении статуса лицензиата заносятся в указанный список. Реестры лицензий введены в электронные системы, информация охраняется от незаконного взлома, модификации. Любое несанкционированное проникновение в систему с целью изменения информации карается законом, а злоумышленник привлекается к ответственности по ст. 272 УК РФ —274.1 УК РФ.
Сведения о лицензии выдается бесплатно заявителю. Заявление о получении выписки из реестра данных о лицензии возможно подать в МФЦ, регистрирующий орган или электронно, через интернет-портал.
Статья 272 УК РФ
Вид нарушения | Наказание |
---|---|
Ответственность за осуществление деятельности без лицензии по КоАП РФ по ст. 14.1 влечет конфискацию результата производства, средств осуществления деятельности и оплату штрафа | • для должностных лиц – до 5000 рублей; |
• для юридических лиц – до 50000 рублей; | |
• для физлиц – до 2500 рублей. | |
Нарушение условий, предусмотренных лицензией, предусматривает штраф | • для должностных лиц – до 4000 рублей; |
• для юридических лиц – до 40000 рублей; | |
• для физических лиц – до 2000 рублей. | |
Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией, наказывается штрафом | • для должностных лиц – до 10000 рублей; |
• для юридических лиц – до 200000 рублей, приостановление деятельности до 90 дней; | |
• для физических лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя – до 8000 рублей приостановление деятельности до 90 дней. |
За определенные нарушения положен штраф
Порядок лицензирования отдельных видов деятельности
Процесс лицензирования начинается с подачи пакета документов в лицензионный орган предпринимателем или руководителем организации. В заявлении соискатель указывает:
- наименование компании;
- адрес и реквизиты организации;
- вид деятельности;
- сведения о постановке на учет в налоговой инспекции;
- опись прилагаемых документов.
К заявлению прилагается:
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- копии документов, перечень которых утверждается положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям;
- опись прилагаемых документов.
Лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления соискателя или мотивированном отказе в рассмотрении в течении 3-х дней со дня предоставления надлежащим образом оформленного заявления и прилагаемых документов.
О лицензировании разных видов деятельности
ФЗ-99 с 04.05.2011 г. определяет взаимоотношения в области права, порядка, сроков выдачи лицензии между органами власти (федеральной и региональной исполнительной властью), индивидуальными предпринимателями, организациями, корпорацией “Роскосмос”.
Предоставление права на деятельность строго регламентировано законом. Ответственность за его нарушение несут лица, которые пренебрегли нормами и правилами. Действие нормативного акта охватывает деятельность:
- лиц, занимающихся теле- и радиовещанием;
- частных детективов или организаторов охранного агентства, охранников;
- образовательных учреждений (кроме центра “Сколково”);
- лиц, управляющих многоквартирными домами;
- лиц, занимающихся утилизацией и переработкой отходов (от 1 до 4 класса опасности);
- организаторов пассажирских перевозок автобусами;
- лиц, организующих медицинскую и образовательную деятельность в регионах опережающего развития.
Статья 2 Федерального закона №99
Лицензированию подлежит деятельность:
- связанная с обеспечением защиты информации, разработкой и реализацией криптографических систем в телекоммуникационных сетях;
- производство и реализация спецсредств для получения секретных данных;
- по обнаружению электронных средств для извлечения и обработки негласной информации;
- связанная с защитой информационного ресурса с помощью электронного оборудования;
- по изобретению и внедрению средств защиты от копирования брендовой продукции полиграфии;
- в сфере авиационной техники — испытательные работы;
- в сфере военной продукции (боеприпасов) — разработка, испытания, монтаж, утилизация;
- разработка, монтаж, утилизация и испытания, торговля гражданским оружием;
- по хранению химоружия и взрывоопасных объектов, их уничтожению;
- связанная с пожарной безопасностью;
- в сфере выпуска медпрепаратов, лекарств;
- по продаже психотропных и наркосодержащих препаратов;
- в других сферах, предусмотренных ст. 12 Закона.
Существуют определенные виды деятельности, которые подлежат лицензированию в обязательном порядке
В закон могут вноситься изменения, определенный вид деятельности может быть исключен или добавлен.
Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности
Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них:
- услуги в сфере образования;
- тушение пожаров;
- частная охранная деятельность;
- услуги связи;
- реализация и проектирование авиационной техники;
- утилизация химического оружия;
- производство и установка медицинской техники;
- фармацевтическая деятельность;
- производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
- перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах.
Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
- деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»);
- использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»);
- деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»);
- производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
- видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»);
- деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об организованных торгах»);
- деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»);
- деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»);
- страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
- клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»);
- космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»);
- энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере.
Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности:
- оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О связи», Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»;
- частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
- образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»);
- частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
- сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»).
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении
Как правило, процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (срок может быть продлен в рамках, предусмотренных законом). Согласно статьи 14 Закона, в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента приема документов, лицензирующий орган должен осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и принять решение о предоставлении лицензии или отказе в предоставлении.
Решение оформляется приказом лицензирующего органа, при этом лицензия оформляется одновременно с приказом, если было принято решение о ее выдаче. Приказ подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируется в специальном реестре. В течении 3 дней после подписания документ вручается лицензиату или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.
В случае принятия решения об отказе в лицензировании, соответствующее уведомление вручается соискателю в течении 3-х рабочих дней с момента его принятия, где обязательно указывается обоснованная причина такого отказа.
Основанием для отказа в лицензировании может быть:
- наличие искаженной или недостоверной информации в заявлении соискателя или в прилагаемых документах;
- установленное в ходе проверки несоответствие соискателя соответствующим лицензионным требованиям;
- представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Закона вид деятельности, если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано соискателем в установленном законом порядке.
Согласно статье 15 Закона в приказ о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении обязательно включаются следующие сведения:
- полное наименование лицензирующего органа;
- ФИО ИП, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства и места осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, номер записи о государственной регистрации в качестве ИП;
- полное и сокращенное наименование компании, организационно-правая форма, адрес места нахождения и места реализации лицензируемой деятельности, регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- ИНН юридического или физического лица;
- вид деятельности, подлежащей лицензированию с указанием выполняемых работ или оказываемых услуг;
- номер и дата регистрации лицензии, а также номер и дата приказа лицензирующего органа.
Лицензия по общему правилу действует бессрочно. Специальными законами может устанавливаться срок действия лицензии.
Статьей 16 Закона регламентируется порядок ведения лицензионного дела, в который орган, осуществляющий процедуру лицензирования, включает:
- заявление соискателя или лицензиата и прилагаемые документы;
- приказ о предоставлении лицензии или отказ в предоставлении документа, а также приказ о переоформлении или продлении срока действия;
- копия зарегистрированной лицензии;
- приказы лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок и предписания об устранении нарушений требований, а также протоколы об административных правонарушениях и постановления о назначении административных наказаний;
- выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии;
- копии других документов, напрямую связанных с осуществлением лицензирования документов.
Глава IIЛицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг)
Статья 10. Общие положения
1. При экспорте и импорте товаров (работ, услуг) выдаются
генеральные и разовые лицензии.
Перечень товаров (работ, услуг), подлежащих лицензированию, а
также порядок выдачи и оформления лицензий на совершение экспортно-импортных
операций устанавливаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
Лицензированию подлежат также операции по
импорту/экспорту и реэкспорту продукции, включенные в Национальный контрольный
список Кыргызской Республики, утверждаемый Правительством Кыргызской Республики
по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,
которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств
его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
2. Генеральные лицензии выдаются на срок, необходимый для
осуществления экспортных и импортных операций, но не превышающий календарный
год.
Операции по генеральной лицензии могут осуществляться по
одному или нескольким контрактам с обязательным указанием характера сделок.
3. Разовая лицензия выдается заявителю на период календарного
года для осуществления экспортных или импортных операций по каждой отдельной
сделке. Обладатель лицензии вправе от нее отказаться, уведомив об этом орган,
выдавший лицензию.
4. По мотивированной просьбе заявителя срок действия как
генеральной, так и разовой лицензии может быть продлен.
5. Генеральные и разовые лицензии являются разрешением на
экспорт и импорт товаров (работ, услуг) в указанные в них сроки и служат
основанием для таможенного оформления продукции.
6. Лицензии выдаются на один вид товара (работ, услуг),
независимо от количества их наименований, включенный в контракт.
Допускается выдача генеральной лицензии на несколько видов
товаров, если они входят в единую группу товаров для строительства
(модернизации) одного объекта, а также на работы и услуги, если они входят в
единый технологический комплекс (комплект).
(В редакции Законов КР от 24
декабря 2003 года № 239, 28 апреля 2008 года № 73, 5 октября 2011 года №
161)
Статья 11. Особенности лицензирования экспорта товаров
(работ, услуг)
1. Лицензирование экспортных операций может иметь место в
случаях, если:
1) предметом экспорта являются товары (работы, услуги),
продажа (реализация) которых на внутреннем рынке осуществляется на основании
лицензии;
2) производство и реализация данного товара (работ, услуг)
является монополией государства. Отнесение вида деятельности к государственной
монополии осуществляется законодательными актами Кыргызской Республики.
2. Введение лицензионного порядка на экспорт товаров (работ,
услуг) по иным основаниям, в том числе по мотивам защиты внутреннего товарного и
продовольственного рынков в интересах потребителей и ограничения в связи с этим
вывоза дефицитных товаров за рубеж, производится по решению Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики.
3. Лицензии, выданные на вывоз товара (работ, услуг) в одно
государство, не могут быть использованы для вывоза этого товара (работ, услуг) в
другое государство.
4. Лицензии на экспорт товаров (работ, услуг) выдаются на
основе открытых торгов (аукционов, конкурсов), за исключением случаев выдачи
лицензий производителям товаров (работ, услуг).
Лицензия, выданная с нарушением установленного порядка,
считается недействительной.
Статья 11-1. Товары (работы, услуги), подлежащие
лицензированию
при совершении экспортно-импортных операций
К товарам (работам, услугам), подлежащим лицензированию при
совершении экспортных операций, относятся:
— лом и отходы цветных металлов.
(В редакции Законов КР от 14
февраля 1998 года № 13, 18 января 2001 года № 13)
Статья 12. Лицензирование импорта товаров (работ, услуг)
Введение лицензионного порядка на импорт товаров (работ,
услуг) в целях защиты интересов кыргызских производителей на внутреннем рынке
осуществляется законодательными актами Кыргызской Республики.