Виды ответственности за санитарные правонарушения ответ

Содержание:

Административная ответственность за нарушение санитарных норм

Данной теме посвящена 6 глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Мнение юриста

Дмитрий Иванов

Центр правовой поддержки

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или на сайте. Это быстро и бесплатно!

Согласно статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение правовых норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит:

  • наложение штрафа на граждан от ста до пятисот рублей;
  • на ответственных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 рублей или административная остановка работы юридического лица до 90 дней;
  • на юридических лиц штраф – от 10 до 20 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.4 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического состояния зданий и сооружений, транспорта, жилых помещений грозит:

  • денежный штраф в отношении граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Статья 6.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ регулирует ответственность за нарушение санитарных норм в отношении качества воды и систем водоснабжения и в случает нарушений грозит:

  • наложением денежного штрафа для граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на ответственных лиц – от двух до 3 тысяч рублей;
  • индивидуальных предпринимателей – от двух до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На основании статьи 6.6 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение санитарных правил при организации питания населения налагается:

  • административный штраф в отношении граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц – штраф от 30 до 50 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.7 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение санитарных норм при организации обучения, отдыха, оздоровления и

воспитания

детей грозит: денежный штраф в отношении ответственных лиц – в размере от 3 до 7 тысяч рублей, а вот в отношении юридических лиц штраф составит от 30 до 70 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Повторение подобного правонарушения грозит должностным лицам наложением штрафа от 10 до 15 тысяч рублей, юридическим лицам – от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Определяющим при таких обстоятельствах продолжает оставаться такой фактор, как специфика совершенного правонарушения и его место. Две этих характеристики позволяют привлечь гражданина, нарушившего сан. нормы, к ответственности любого уровня, но с учетом тяжести деяния.

Есть категория лиц, которые могут быть привлечь к ответственности другое лицо без обращения в судебную инстанцию. Здесь стоит отметить:

  • работодатели — за нарушение режима труда или порядка производства;
  • главный сан.врач или его зам, которые наделены полномочиями выписывать соответствующее предписание;
  • контролирующие организации (для юр. лиц): СЭС, Роспотребнадзор.

Если мы посмотрим на ст. 3.2 КоАП РФ, то увидим, что наказать могут по-разному. Это может быть:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация того предмета, которое послужило объектом правонарушения;
  • лишение специального права (например, права на охоту);
  • административный арест;
  • в случае с иностранцем – выдворение за пределы страны;
  • дисквалификация.

К сожалению, нынешнее законодательство об административной ответственности толком не систематизировано, из-за чего нормы раскиданы по разным законам, а установить, какая именно мера наказания будет возложена на вас – сложно, так как каждый случай индивидуален.

Как защищаться по обвинению в нарушении ст. 6.3 ч 2 КоАП “Нарушение режима самоизоляции”

Большинство материалов по нарушениям во время эпидемии коронавируса в России суды возвращают без рассмотрения, так как нарушители не были извещены о дате, месте и времени составления протокола
См. выше требования к составлению протокола. Любые нарушения в его составлении ведут к ничтожности протокола.
Главное – идентификация нарушителя. Основным документом идентификации личности является паспорт гражданина РФ. При невозможности выявить личность нарушителя, его доставляют в участок. Для установления личности и составления протокола об административном правонарушении. Устные сведения о себе, которые были даны нарушителем, не могут быть его идентификацией. Поскольку нарушителем устно могли быть даны ложные сведения или сведения о другом физическом лице. Который в это время соблюдал режим самоизоляции.
Во многих регионах где есть коронавирус на уровне руководителя субъектов даны послабления режима самоизоляции. Так, например, можно ссылаться на локальные новости и перекладывать на них ответственность в части посещения крупных гипермаркетов и розничных рынков, находящихся на расстоянии дальше 100 метров. Данные локальные новости основаны на требованиях МинПромТорга РФ МД-23185 от 03.04.2020 (полный текст требований МинПромТорга можно посмотреть здесь). В части п.6 “Разъяснить гражданам, органам местного самоуправления, торговым организациям, что допускается посещение крупных гипермаркетов и супермаркетов, не находящихся вблизи мест проживания граждан, а также рынков и ярмарок. Данная мера необходима, чтобы снизить высокую концентрацию покупателей в магазинах у дома и рассредоточить людей по разным торговым форматам”. Поэтому если Вас задержали возле гипермаркета или рынка, то в суде или при даче пояснений при составлении протокола можно ссылаться на данное требование МинПромТорга.
Отсутствие требования при задержании справки от работодателя и/или государственных органов, разрешающей перемещения по городу во время эпидемии коронавируса.
При задержании на улице по ст 6.3 ч 2 коап “Нарушение режима самоизоляции” рекомендуется снимать на смартфон действия и общение с полицией. Поскольку законодательство не содержит запрет на съемку, за исключением съемки внутри помещения МВД и съемки сотрудников следствия. Подробнее можно прочитать вот здесь. Что будет, если съемка будет проводится в помещении МВД, хорошо расписано вот здесь.
Когда обжалуете Постановления о штрафе по ст 6.3 ч 2 КоАП “Нарушение режима самоизоляции” неоднократно подчеркивать письменно (выделяя темным), что Вы не входите в группу лиц, на которые распространяются строгие карантинные меры во время эпидемии коронавируса в России. То есть Вы не приехали из-за рубежа. Вы не контактировали с зараженным. Во всяком случае противоположная сторона не предоставила подобных доказательств. Согласно Конституции все сомнения трактуются в пользу обвиняемого (п. 3 ст

49 Конституции РФ).
В письменной жалобе нужно максимально подробно и полно обосновать правомерность, необходимость и необоснованность привлечения к административной ответственности в принципе.
Не стоит ссылаться на причины, которые не являются серьезными (захотел подышать свежим воздухом, нужно было пробежаться по улице – размять ноги и т.д.) с точки зрения судьи
Это отвлечет внимание от важной составляющей обжалования штрафа
Если штраф назначен именно по ст 6.3 ч 2 КоАП “Нарушение режима самоизоляции”, то нужно в письменной жалобе настаивать на переквалификацию по ст. 20.6.1 КоАП
Минимальные суммы наказаний сильно разнятся

В ст. 6.3 ч 2 КоАП минимум 15 000 руб. Тогда как по ст. 20.6.1 КоАП минимум 1 000 руб. Основанием для переквалификации является то, что Вы не нарушали действующие санитарные правила и гигиенические нормативы. Именно это в основе ст 6.3 ч 2 КоАП. Ст. 20.6.1 КоАП – это невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3 КоАП, а также статьей 20.6.1 КоАП, рассматриваются районными судами. По прихоти полиции дело может попасть в мировой суд. И если мировой судья вынес Постановление о штрафе, то оно однозначно подлежит отмене.

Виды ответственности за совершение санитарного правонарушения

Рассмотрим каждый из видов ответственности за совершение санитарного правонарушения подробнее.

Так, уголовная ответственность в рассматриваемой сфере наступает ввиду совершения таких санитарных правонарушений, последствия которых выражаются в реальном или потенциальном возникновении массовых заболеваний, эпидемий, а также отравлении или гибели людей.

Субъектом уголовной ответственности в соответствии с действующим уголовным законодательством и существующей уголовно-правовой доктриной выступают только физические лица. В этой связи, за совершение общественно-опасных санитарных правонарушений ответственности подлежат только должностные лица, по вине которых описанные выше последствия наступили или могли наступить.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Административная ответственность предполагается действующим законодательством об административных правонарушениях не только для должностных лиц, выступающих специальным субъектом, но также и для физических и юридических лиц, в случае совершения запрещенных общественно-вредных деяний.

Анализ закрепленных в законодательстве составов санитарных правонарушений, позволяет сделать вывод о том, что в качестве мер ответственности к субъектам могут быть применены предупреждение и штраф. При этом штраф налагается путем вынесения главным санитарным врачом или его заместителем соответствующего постановления о привлечении к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность, как третий из возможных видов воздействия на нарушителей санитарных норм и правил, предполагает наложение на должностных лиц и работников конкретного предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения.

Привлечение к дисциплинарной ответственности входит в круг обязанностей руководителей предприятий или организаций, реализация которых применительно к работникам и должностным лицам, осуществляется, в том числе, ввиду вынесения представления главным санитарным врачом или его заместителем, в ситуациях, когда характер общественной опасности выявленного санитарного правонарушения не свидетельствует о наличии деяний, запрещенных административным или уголовным законодательством.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Размеры штрафов

Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:

  • от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
  • выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
  • если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
  • очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.

Но это средние размеры штрафов, которые выставляет Роспотребнадзор. На самом деле санитарные правила и нормы достаточно разнообразны. Привести к их невыполнению может не только действие, но и бездействие предпринимателя. Для полной оценки нарушений в Кодексе об административных правонарушениях выделено несколько статей, на основе которых Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей на суммы даже больше указанных.

Чтобы полностью оценить уровень возможных потерь после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН, в том числе и наказание за них:

  • нарушение любого из СанПиН согласно ст.6.3 Административного кодекса позволяет наказать предпринимателя как предупреждением, если его действия не вызвали масштабных последствий, до штрафов в размере от 500 до 20 тыс. рублей, если речь идет о юридических лицах;
  • несоблюдение санитарных норм и правил, которые привели к тяжелым последствиям, а именно отравлениям и болезням покупателей, часто подпадает под ст. 236 уже УК, что влечет за собой более серьезное наказание: от 80 тыс.рублей до 5 лет лишения свободы, а также до 240 часов принудительных работ;
  • за ведение деятельности, которая предполагает нечестные отношения с потребителями, а именно их обман со стороны предпринимателя, КоАП предполагает согласно ст. 14.7 штраф до 50 тыс. рублей, который может быть наложен на должностные лица предприятия;
  • за невыполнение своевременно предписаний касательно нарушений санитарных норм и правил, которые были изложены Роспотребнадзором ранее, предприниматель также может быть оштрафован на сумму 300 рублей до 20 тыс. рублей ,что указано в ст.19.5 КоАП;
  • ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, которые не выполняют СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 тыс. рублей;
  • ст. 14.5 очень похожа по сути на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 тыс. рублей;
  • нередко штрафует Роспотребнадзор и тех предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции. Наказание за такую деятельность предполагает взыскание с юридических лиц до 30 тыс.рублей;
  • под штрафы попадает и деятельность, которая проводится на основе неправдивых документов, подтверждающих качество продукции, что ведет к несоблюдению санитарных норм и правил, а также нарушению иных прав потребителя, как указано в ст. 14.8. Взыскание за такую деятельность может быть начислено в сумме до 10 тыс. рублей;
  • для предупреждения нарушений, а также их выявления необходима проверка, но часто представители объекта инспекции не допускают инспекторов для проведения необходимых контрольных мероприятий или оказывают другое сопротивление. Эти действия указаны в ст. 19.5 и предполагают штраф до 20 тыс. рублей.

Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.

Кем налагается взыскание за нарушение санитарных норм

На тот факт, кто будет вправе налагать взыскание за нарушение санитарного Законодательства, влияет специфика нарушения и место его совершения. К примеру, привлечь гражданина, нарушившего установленные нормы при осуществлении своей трудовой деятельности, может работодатель. Для совершения этого действия он должен получить от

главного санитарного врача или лица, являющегося его заместителем, предписание. В случае с компаниями ситуация обстоит немного иначе.

Каждая организация несет экономическую ответственность. За несоблюдение санитарных норм руководству фирмы вышестоящими органами могут объявляться дисциплинарные взыскания.

Какие показатели освещенности производственных помещений и рабочих мест должны соблюдаться на предприятии

Наложить дисциплинарное взыскание на юридическое лицо могут специалисты Государственной Санэпидемстанции и Роспотребнадзора. За выявленные нарушения органами проводятся проверки, в ходе которых проверяется соблюдение норм по санпин и устанавливается ответственности.

Как происходит привлечение

Контроль над соблюдением санитарных правил возлагается на специалистов Роспотребнадзора. Именно они наделены правом проведения соответствующих проверок.

Проводить мероприятия такого характера на предприятии можно, как планово, так и внепланово. Причинами внеочередных проверок могут быть жалобы граждан на загрязнение окружающей среды и т.п. Если деятельности компании не вызывает вопросов, сотрудники вышестоящих проверяющих органов должны посещать ее не чаще, чем раз в 2 года. Длительность внеплановых проверок не может превышать месяц.

По итогам проведенной процедуры специалистами составляется протокол, в котором указывается информация о наличии/отсутствии правонарушений. При необходимости объявляется соответствующий вид дисциплинарного взыскания.

Кем составляется протокол

Правом составления протокола указанного типа обладает определенный круг лиц. В него входят:

  • руководители и заместители начальников структурных подразделений;
  • представители органов, обладающих правом проведения санитарных проверок;
  • государственные санитарные медицинские специалисты и лица, в полномочия которых входит замещение руководителей.

Документация составляется в 2-х экземплярах. Один из них остается у стороны нарушителя, другой — у стороны, его оформившей. Для заполнения бумаги законом предусмотрена унифицированная форма № 001/у.

В обязательном порядке в протоколе отражается информация следующего характера:

  • место и дата составления документа;
  • инициалы лица, занимавшегося оформлением документа;
  • информация о гражданине/юридическом лице, совершившем правонарушение;
  • место совершения и характеристика нарушения;
  • ссылки на нормативные акты, в соответствии с которыми нарушитель привлекается к ответственности;
  • сведения о свидетелях и потерпевших (при наличии);
  • объяснения лица, нарушившего санитарные нормы, или его представителя;
  • иная информация, необходимая для отражения.

Выделяют ситуации, при которых протокол не составляется. Подробная информация по этому вопросу представлена в 237 статье КоАП РФ.

Понятие и субъекты санитарного правонарушения

Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
  • Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
  • Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.

Порядок наложения

В числе обязанностей руководства учреждения или же предприятия есть и наложение дисциплинарных взысканий на сотрудников, уличенных в совершении санитарного правонарушения. В серьезных случаях реализовывать свое право они должны исключительно по представлению, которые издает либо главный санврач или же его первый заместитель.

Налагаться взыскание может только в течение определенного срока – обычно речь идет о месячном периоде. Момент отсчета – день выявления проступка. При этом в данный отрезок времени не входят:

  • отпуска;
  • больничные;
  • периоды, требуемые для получения согласия профсоюза.

Кроме этого, нельзя использовать дисциплинарное наказание, если:

  • с момента нарушения дисциплины прошло больше 6 месяцев;
  • факт вскрылся в ходе проверки или ревизии через 2 года.

В упомянутые сроки не стоит включать время, потраченное на расследование, проводимое в рамках уголовного производства.

Виды административных наказаний

I. По видам применяемых санкций

  • Предупреждение – выносится в письменной форме и применяется за впервые совершенное правонарушение. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является
  • Административный штраф – денежные взыскание на лицо совершившее преступление
  • Конфискация орудия или предмета совершения преступления – состоит в принудительном изъятии такой вещи
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу – лишает физическое лицо специального права ранее ему предоставленного, например лишение права вождения транспортного средства
  • Административный арест – краткосрочное содержание физического лица в специально оборудованном помещении в условиях изоляции от общества
  • Административное выдворение за пределы РФ – применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства
  • Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права замещения должности государственной службы, права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическом лицом и т.д
  • Административное приостановление деятельности – заключается в приостановлении деятельности ИП или юридического лица
  • Обязательные работы – заключаются в выполнении физическим лицом в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ
  • Административный запрет на помещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения – применяется за нарушение правил поведения зрителей на таких соревнованиях

II. В зависимости от субъекта, к которому они применяются

  • К физическим лицам (административный арест);
  • К физическим и юридическим лицам (административный штраф).

III. По порядку назначения

  • Основные наказания – наказания, которые не могут присоединяться и сочетаться с другими видами административных наказаний;
  • Дополнительные – наказания, которые могут присоединяться и сочетаться с другими видами административных наказаний (лишение специального права).

Административный проступок

Понятие административного правонарушения неразрывно связано с термином «проступок».

Проступок — это деяние, несущее вред обществу, выражающееся в какой-то деятельности либо бездеятельности. Основа такого деяния — несоблюдение установленных правил и норм, недобросовестное исполнение своих функциональных обязанностей, либо игнорирование действующих регламентов.

Проступок характеризуется меньшей опасностью, чем, например, преступление. Однако результат его совершения так же заметен. В зависимости от направленности действия, разработана классификация проступков, в которой присутствуют группы: гражданско-правовых, административных, дисциплинарных вариантов.

Основные виды

Наименование «Административный проступок» содержит в себе ряд действий (либо бездействий), осуществление которых ущемляет права членов общества, посягает на их благополучие и здоровье, ухудшает политическое развитие общества или отрицательно влияет на общественную нравственность. Разновидностей много, часто они перекликаются между собой.

Основные виды административных проступков формируются в результате несоблюдения установленных требований, создающих риск ухудшения уровня жизни и здоровья. Административные проступки не носят регулярного характера, а могут произойти единожды. В их основе часто лежит незнание правил либо их неверная трактовка. Поэтому градация наказания за проступком на более низком уровне.

Административная

Административная ответственность, связанная с действиями населения во время пандемии COVID-19, также делится на два вида. Первый касается невыполнения санитарных требований, второй – несоблюдение введенных ограничительных мер.

Невыполнение санитарных требований

В этом случае ответственность установлена КоАП РФ, конкретно – статьей 6.3 документа. Кодекс принят после подписания №195-ФЗ (датируется 30 декабря 2001). Актуальная редакция введена в действие 30 декабря прошлого года.

Статья 6.3 предусматривает привлечение к административной ответственности в период коронавируса четырех категорий нарушителей – граждане, должностные лица, ИП и организации. В зависимости от статуса, определяется вид и степень наказания.

Ответ на вопрос, как ответственность предусмотрена за заражение коронавирусом в каждом конкретном случае, содержится в таблице.

Правонарушение/Статус нарушителя Наказание (суммы штрафов – в тыс. руб.)
Граждане Должностные лица ИП Организации
Невыполнение санитарных требований во время карантина или других ограничительных мер 15-40 50-150 50-150/запрет на ведение деятельности длительностью 90 дней 200-500/запрет на ведение деятельности длительностью 90 дней
Невыполнение требований контролирующих органов в лице санэпиднадзора 15-40 50-150 50-150/запрет на ведение деятельности длительностью 90 дней 200-500/запрет на ведение деятельности длительностью 90 дней
То же, повлекшее смерть человека, но не подпадающее под действие УК 150-300 300-500 /дисквалификация длительностью до 3 лет 500-1 000/запрет на ведение деятельности длительностью 90 дней 500 – 1 000/запрет на ведение деятельности длительностью 90 дней

Несоблюдение ограничительных мер

Административная ответственность, связанная с нарушением карантина по коронавирусу, определена статьей 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях. Она также различается для указанных выше категорий и предусматривает следующие наказания.

Правонарушение/Статус нарушителя Наказание (суммы штрафов – в тыс. руб.)
Граждане Должностные лица ИП Организации
Несоблюдение ограничительных мер 1-30 /предупреждение 10-50 30-50 100-300й
То же, повлекшее ущерб здоровью или имуществу граждан 15-50 300-500/дисквалификация продолжительностью от года до трех 500-1 000/запрет на ведение деятельности продолжительностью до 90 дней 500-1 000/запрет на ведение деятельности продолжительностью до 90 дней

Какая ответственность грозит за несоблюдение санитарных норм и правил?

Административная ответственность по части 2 ст. 6.3 КоАП РФ грозит за
следующие действия, если они совершены в период угрозы распространения
заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период
осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий
(карантина):

  • нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов,
    невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,
  • невыполнение законного предписания (постановления) или требования
    Роспотребнадзора (его должностного лица) о проведении
    санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

По этой статье могут привлечь к ответственности за несоблюдение санитарных
норм и правил, утвержденных на федеральном уровне. Кроме того, за невыполнение
предписания, выданного должностным лицом территориального (регионального)
подразделения Роспотребнадзора.

По этой норме не могут привлечь к ответственности за несоблюдение
рекомендаций и писем Роспотребнадзора (см. например,
решение
Верховного Суда Удмуртской Республики от 07.09.2020 по делу № 12-211/2020).
Однако не все суды с этим согласны (см., например, решения Свердловского
областного суда от 05.11.2020 по делу № 71-646/2020, от 27.10.2020 по делу №
71-649/2020).

А вот наказание за несоблюдение методических рекомендаций Роспотребнадзора
суды признают законными (см., например, решения Пермского краевого суда от
02.10.2020 по делу № 7-1495/2020/12-718/2020, Вологодского областного суда от
11.11.2020 № 7а-375/2020, Кировского областного суда от 20.10.2020 по делу №
7-84/2020, 5-1055/2020 и др.).

Наказание по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлено:

  • для граждан – штраф 15 000 – 40 000 руб.
  • для должностных лиц – штраф от 50 000 до 150 000 руб.
  • для ИП – штраф от 50 000 до 150 000 рублей либо приостановление
    деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций – штраф от 200 000 до 500 000 руб. либо
    приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Срок давности привлечения к административной ответственности по делам об
административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
составляет один год и исчисляется с момента обнаружения административного
правонарушения.

За несоблюдение требований и правил поведения, которые установлены
региональными властями, ответственность наступит по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Эта норма в качестве наказания содержит предупреждение или штраф для:

  • граждан – 1 000 – 30 000 руб.
  • должностных лиц – 10 000 – 50 000 руб.
  • предпринимателей – 30 000 – 50 000 руб.
  • организаций – 100 000 – 300 000 руб.

Если невыполнение региональных требований и правил привело к причинению вреда
здоровью человека или имуществу (то есть кто-то заболел), а также при повторном
нарушении этих норм применяется более строгое наказание для:

  • граждан – 15 000 – 50 000 руб.
  • должностных лиц – 300 000 – 500 000 руб.
  • предпринимателей и организаций – 500 000 – 1 000 000 руб. либо
    приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Срок давности привлечения к административной ответственности по делам об
административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ составляет три месяца с
момента обнаружения административного правонарушения.

При обнаружении признаков нарушения норм проверяющие (должностные лица
управлений Роспотребнадзора) составляют протокол об административном нарушении.
Решение о привлечении к ответственности принимает районный суд. Решение можно
обжаловать в вышестоящем суде в течение 10 дней со дня получения копии.

Отметим, что ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ строже, чем по ч. 1 ст.
20.6.1 КоАП РФ. Поэтому проверяющие зачастую выписывают протоколы по этой статье
за нарушение правил, установленных региональными нормативными правовыми актами.
Это неправомерно (решение Ульяновского областного суда от 15.10.2020 по делу №
12-251/2020). Однако об этом необходимо заявить в суде, иначе ответственности не
избежать (см. постановления Ивановского районного суда Ивановской области от
25.05.2020 № 5-306/2020, от 22.05.2020 № 5-305/2020).

Что такое дисциплинарное взыскание и кем оно налагается?

Дисциплинарным взысканием является определенная мера ответственности, которая предусмотрена работодателями для сотрудников, которые нарушили какие-либо правопорядки организации. Допустимо принимать взыскания, которые прописаны в ТК РФ. Налагается оно в случае, если работник не реагирует на предупреждения работодателя и совершает нарушения.

По всей территории Российской федерации распространяется строгое законодательство в санитарной сфере. От соблюдения законодательства зависит безопасность всего народа. Всем работодателям и сотрудникам необходимо знать, как и на что распространяется законы.

Виды взысканий за нарушения законодательства

  1. Дисциплинарное. Оно налагается на самого виновного работника предприятия. В ТК РФ четко прописаны размеры взысканий за совершенные нарушения.
  2. Административное взыскание отличается тем, что оно налагается не только на отдельного работника, но и на целое предприятие. Скорее всего это административный штраф.
  3. Уголовное взыскание не применяется к предприятиям и касается непосредственно физического лица, которое совершило нарушение.
  4. Гражданско-правовое. Данная ответственность отвечает за возмещение ущерба лицам, пострадавшим от нарушения.
  • Прогулы, которые не имеют причины и объяснения сроком более четырех часов;
  • Невыполнение обязанностей, прописанных в договоре;
  • Отказ сотрудника от выполнения обязательств.

Весь перечень правонарушений приводится в трудовом договоре, актах организации и инструкциях работника. Самые основные нарушения санитарной среды – отсутствие прохождения медицинской комиссии и отказ от ношения специальной рабочей формы.

Сперва следует выговор, затем предупреждение и увольнение. Работодатель в праве отстранить от работы подчиненного или снять его с занимаемой должности. Есть и другие санкционные меры, все они указаны в Трудовом кодексе.

За какие нарушения санитарных норм и правил предусмотрено наказание?

Перечень нарушений санитарных правил устанавливается ФЗ №52 и очень обширен. В частности, к охраняемым нормам, подлежащим определённому контролю со стороны государства, относятся правила и требования в различных областях жизнедеятельности человека:

  • Потенциально опасные для человека химические, биологические и отдельные виды продукции.
  • Пищевые продукты, добавки, сырье для таких продуктов, предметы и технологии в области их производства.
  • Любая продукция, которая ввозится на территорию РФ.
  • Организация питания населения.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.
  • Питьевое водоснабжение и содержание объектов водоснабжения.
  • Атмосферный воздух в городах и иных поселениях, воздух на территории промышленных предприятий, рабочих зонах производственных и жилых помещений.
  • Почвы, содержание городских и сельских поселений, промышленных площадок.
  • Сбор, накопление, транспортировка, утилизация, обезвреживание размещение отходов производства и потребления.
  • Жилые помещения.
  • Эксплуатация производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.
  • Условия работы с биологическими веществами, организмами и их токсинами.
  • Условия работы с источниками физических факторов воздействия на человека.
  • Условия отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Перечислены основополагающие области и требования, более детальные требование и мероприятия по их соблюдению закреплены в ведомственных нормативных актах органов, осуществляющих контроль за санитарно-эпидемиологическими требованиями в РФ (в частности, санитарные правила и нормативы, СанПиН).

Подытожим

Приняли Федеральный закон, вследствие которого было принято считать недействительными такую подборку законодательных статей:

  • «Закон о санитарной профилактики населения», статья 2.
  • Статья 14 Федерального законодательства «О внесении поправок и приложений в законодательный свод Российской Федерации в связи с изменением уголовного свода законов».
  • Статья 60 «О предоставлении нормативного свода законов согласно настоящему Федеральному закону».

Таким образом, для установления вины, степени и типа наказания эти статьи Федерального законодательства не берутся во внимание. Если говорить в целом, то для того чтобы избежать всех проблем, связанных с вышеупомянутым Кодексом, необходимо более детально изучить действующий законодательный свод законов Российской Федерации

В ситуации, если уже возникли проблемы, которые относятся к эпидемиологическому обеспечению, необходимо проконсультироваться с юристом, который специализируется на этом вопросе. Вот, собственно, и вся информация, которую необходимо знать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector