Федеральный закон «о бухгалтерском учете» № 402-фз от 06.12.2011 с изменениями и дополнениями
Содержание:
- Периодичность и конфиденциальность
- График осуществления документооборота в бухучете
- Формы первичной учетной документации
- Понятийный аппарат
- Разногласия
- Какие документы относятся к первичке
- Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ — основные положения
- Первичные документы
- Статья 9. Первичные учетные документы
- Оформление документации в бухучете
- Комментарий к п. 5 ст. 9
- Заключение
Периодичность и конфиденциальность
В нормативных актах определено, что балансовое обобщение информации должно осуществляться регулярно. По итогам конкретных периодов – полугодия, года, месяца, квартала – составляется баланс и прочие формы отчетности. Этот принцип обеспечивает сопоставимость сведений, позволяет рассчитать финансовые результаты, что, в свою очередь, служит целям бухучета. Положение о конфиденциальности состоит в том, что содержание данных отчетности относится к коммерческой тайне. За ее разглашение и возникновение вследствие этого ущерба интересам предприятия предусмотрена ответственность.
График осуществления документооборота в бухучете
Под графиком документооборота понимается описание, которое может иметь вид таблицы или схемы, процедур по созданию, движению, обработке, хранению учетных документов. Утверждаться график может как приложение к учетной политике или как локальный нормативный акт. Во втором случае учетная политика должна содержать ссылку на этот акт.
График документооборота должен обязательно отражать:
- Сроки, в течение которых должны оформляться, передаваться, обрабатываться, храниться документы.
- Должности лиц, ответственных за операции, отраженные в графике документооборота (105-П Минфина).
Формы первичной учетной документации
Оформление в бухучете учетных документов — это, прежде всего, применение унифицированных и самостоятельно разработанных форм. Использование многих унифицированных с 2013 года обязательным не является.
Все формы первички должны быть утверждены руководителем организации. Обязательными к использованию в настоящее время являются следующие:
- По учету услуг перевозки грузов (272-П Правительства).
- По учету труда, его оплаты (1-П Госкомстата).
- По учету операций кассового характера (88-П Госкомстата, 3210-У Банка РФ).
Стандартная форма предусмотрена также для платежного поручения. В процессе оформления унифицированных форм заполнение учетных документов, а именно всех предусмотренных граф (строк) обязательно. Если какая-либо информация отсутствует, в соответствующей графе должен быть поставлен прочерк.
Стоит отметить, что применение учетных документов, которые в данный момент не обязательны, по-прежнему в организациях используются. С учетом внутренних потребностей предприятия эти формы могут дорабатываться. Их можно сделать более подходящими и удобными для фиксации конкретных хозяйственных действий. К примеру, можно отказаться от использования реквизита печати и пометок лицевой и оборотной стороны.
Понятийный аппарат
Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.
В редакции Федерального закона N 402-ФЗ |
В редакции Федерального закона N 129-ФЗ |
|||||
Бухгалтерский учет |
||||||
Формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Представляет собой упорядоченнуюсистему сбора, регистрации иобобщения информации в денежномвыражении об имуществе,обязательствах организаций и ихдвижении путем сплошного,непрерывного и документального учетавсех хозяйственных операций |
|||||
Бухгалтерская (финансовая) отчетность |
Бухгалтерская отчетность |
|||||
Информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 402-ФЗ |
Единая система данных обимущественном и финансовом положенииорганизации и о результатах еехозяйственной деятельности,составляемая на основе данныхбухгалтерского учета поустановленным формам |
|||||
Руководитель экономического субъекта |
Руководитель организации |
|||||
Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа |
Руководитель исполнительного органаорганизации либо лицо, ответственноеза ведение дел организации |
|||||
Отметим, что изменения в понятии бухгалтерского учета связаны отчасти с внесением изменений в перечень объектов учета. Об этом поговорим далее.
Разногласия
В некоторых случаях могут возникнуть спорные моменты. В частности могут иметь место разногласия относительно ведения отчетности между директором предприятия и должностным лицом, ведущим учет. В таких ситуациях данные, присутствующие в первичном документе, не принимаются/принимаются специалистом к регистрации и накоплению в соответствующих регистрах по письменному распоряжению начальника. Руководитель единолично отвечает за созданную в результате этих действий информацию. Аналогичным образом решается вопрос по поводу отражения объекта учета. В этом случае также выносится распоряжение руководителя, в соответствии с которым, специалист показывает/не показывает спорный актив. Ответственность за достоверность финансового результата и движения финансовых средств несет директор.
Какие документы относятся к первичке
Первичные документы классифицируются в зависимости от их назначения. На законодательном уровне не утвержден перечень обязательных для всех организаций и ИП первичных учетных документов. Каждый субъект имеет право самостоятельно определять список документов, которые будут оформляться при осуществлении деятельности, закрепив его в своей учетной политике.
С 2013 года не являются обязательными к применению унифицированные учетные бланки, содержащиеся в альбомах таких форм. Но это не касается первичных кассовых документов – они оформляются строго по утвержденным унифицированным формам (Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88; Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).
Сведения из первички в обязательном порядке переносятся в учетные регистры.
Далее перечислим некоторые наиболее распространенные формы унифицированных первичных документов и сферы их применения.
Кассовые операции:
-
КО-1(Приходный кассовый ордер);
-
КО-2 (Расходный кассовый ордер);
-
КО-4 (Кассовая книга);
-
АО-1 (Авансовый отчет).
Учет торговых операций:
-
ТОРГ-1 (Акт о приемке товара);
-
ТОРГ-11 (Товарный ярлык);
-
ТОРГ-12 (Товарная накладная);
-
ТОРГ-16 (Акт списания товаров на складе);
-
универсальный передаточный документ (УПД) – включает реквизиты первичного документа и счета-фактуры.
Учет основных средств:
-
ОС-1 (Акт приема-передачи объектов ОС);
-
ОС-4 (Акт списания ОС);
-
ОС-6 (Инвентарная карточка учета ОС);
-
ОС-14 (Акт приема оборудования) и др.
Учет и оплата труда:
-
Формы Т-12 и Т-13 (Табель учета рабочего времени);
-
Т-49 (Расчетно-платежная ведомость);
-
Т-51 (Расчетная ведомость).
Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ — основные положения
Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.
Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?
Прежде всего, он:
- раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
- очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.
В числе объектов БУ закон указывает:
- факты хозяйственной жизни;
- активы и обязательства;
- финансовые источники;
- доходы и расходы.
Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.
Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:
- порядок организации БУ экономическим субъектом;
- требования к первичным документам и бухрегистрам;
- правила инвентаризации;
- «отчетные» вопросы;
- порядок хранения документов БУ.
Первичные документы
Подробно рассмотрим, что прописано в ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии с п. 1 ст. 9 закона № 402-ФЗ, первичные документы необходимо оформлять при совершении всех хозопераций. Запрещено принимать к учету первичку, отображающую операции, которые на самом деле не имели места в хозяйственной жизни. Это относится и к мнимым и притворным сделкам.
Обязательные реквизиты первичного учетного документа в ФЗ 402 перечислены в пункте 2 статьи 9. Этот пункт будет подробнее рассмотрен ниже.
В пункте 3 указано, что первичку необходимо составлять в момент совершения каждого отдельного факта хозяйственной жизни. Но если у фирмы нет такой возможности, оформить документ нужно сразу после завершения хозяйственной операции. За достоверность сведений, отображенных в первичном документе, отвечает сотрудник, оформивший и подписавший его.
Пункт 4 ст. 9 регламентирует, что руководитель организации имеет право решать, какие формы первички будут использоваться. Законодательством допускается применение унифицированных форм и самостоятельно разработанных бланков (при условии, что в них включены все реквизиты, перечисленные в пункте 2 ст. 9 закона 402-ФЗ). Если организация самостоятельно разрабатывает бланки, за основу можно взять унифицированные формы и скорректировать их с учетом специфики деятельности.
Пункт 5 ст. 9 «Первичные учетные документы» 402-ФЗ предусматривает, что первичку можно формировать на бумажных носителях и в электронном формате (потребуется заверение электронной подписью).
Таким образом, первичными учетными документами являются созданные в письменном или электронном формате документы, содержащие данные о произведенных хозоперациях. Под хозяйственной операцией подразумевается действие или событие, в результате которого изменилась структура активов, обязательств и собственного капитала. Хозоперации отображаются в бухучете путем их сплошного и непрерывного документирования.
Статья 9. Первичные учетные документы
1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.
Другие статьи ФЗ «О бухгалтерском учете»
Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона
Статья 25. Совет по стандартам бухгалтерского учета
Статья 16. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица
Оформление документации в бухучете
Важно рассмотреть частные случаи, которые часто встречаются при оформлении документации. Отказ от использования печатей
Основным назначением печати является удостоверение подписи, поставленной ответственным лицом. С 2015 года предприятия печать ставить не обязаны. Информация о печати должна отражаться в Уставе организации (82-ФЗ). Печать необходима только в случаях, установленных федеральными нормативными актами
Отказ от использования печатей. Основным назначением печати является удостоверение подписи, поставленной ответственным лицом. С 2015 года предприятия печать ставить не обязаны. Информация о печати должна отражаться в Уставе организации (82-ФЗ). Печать необходима только в случаях, установленных федеральными нормативными актами.
Она должна присутствовать на следующих документах: двойных складских свидетельствах, актах о возникновении несчастных случаев на производстве, документах, предоставляемых в органы таможни, доверенности, позволяющей представлять интересы юрлица в судебных инстанциях.
Обязательным реквизитом печать не является, однако ее присутствие может предусматриваться формой документа первичного учета, которая утверждена руководителем хозяйствующего субъекта.
Документы, составленные на иностранном языке. К учету могут быть приняты документы исключительно на русском языке. Если документ составлен на другом языке, то должен присутствовать перевод на русский язык, причем он должен быть построчным. Заверение перевода не требуется за исключением случаев, оговоренных Гаагской конвенцией:
- Нерублевые измерители в документах первичного учета. Данные стоимостного характера в документах бухучета допускается отражать в условных единицах, в валюте, в рублях.
- Первичка в электронном виде.
402-ФЗ допускает оформление первичных документов хозяйствующими субъектами не только в бумажном, но и в электронном виде.
В электронном документе должны содержаться все обязательные реквизиты, установленные для учетных документов, а также электронная подпись.
Электронные подписи бывают трех разновидностей – простые, усиленные неквалифицированные, усиленные квалифицированные. По мнению Минфина, использоваться может любая из этих трех подписей.
Комментарий к п. 5 ст. 9
Принципиально новым в норме п. 5 ст. 9 является упоминание об электронных документах и об электронной цифровой подписи.
Как уже отмечалось, действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 июля 2013 г. Вместо него после указанной даты должен вступить в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ введены, в частности, следующие основные понятия:
- электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
- электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
- закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;
- открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
- сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
При использовании открытых ключей подписи дополнительные расходы, связанные с применением ЭЦП, как правило, минимальны, а дополнительных мероприятий по обеспечению сохранности сертификата ключа подписи не требуется. Однако на практике при осуществлении коммерческих расчетов, расчетов, связанных с получением бюджетных средств, представлением бухгалтерской и иной отчетности, наиболее целесообразным представляется использование закрытого ключа.
Условия признания ЭЦП установлены нормами ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.
Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Это интересно: Статья 538 ГК РФ. Ответственность производителя сельскохозяйственной продукции
Особенности использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления установлены ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.
В Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ, который должен вступить в силу с 1 июля 2013 г., существенно изменена терминология. В частности, введены понятия неквалифицированной и квалифицированной электронных подписей, а также уточнен порядок получения сертификатов ключей, организации взаимодействия между организациями, использующими электронные подписи, и удостоверяющими центрами.
Статьей 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ специально оговорено, что сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 г., признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
Заключение
На практике для достижения целей бухучета зачастую возникает необходимость выбора между различными требованиями. Задача заключается в формировании оптимального соотношения между предписаниями
В частности, при обобщении информации в бухучете необходимо принимать во внимание факторы, которыми ограничивается уместность и надежность полученных данных. В качестве одного из них выступает своевременность сведений
Излишняя просрочка в предоставлении информации внешним или внутренним заинтересованным лицам может повлечь утрату ее уместности. Для обеспечения своевременности данных зачастую ее необходимо обнародовать до того, как станут известны все стороны хозяйственной деятельности. В результате причиняется ущерб надежности собранных сведений. Вместе с этим ожидание наступления момента, когда будут известны все аспекты работы, может сделать информацию малополезной для заинтересованных пользователей, поскольку она утратит свою уместность.
Необходимо сказать, что польза, которая извлекается из данных бухучета, должна быть выше расходов на ее получение или подготовку. Это положение означает, что составление отчетности не должно быть слишком трудоемким. Затраты на ведение бухучета должны быть ниже, чем стоимость результатов, которые ожидаются при использовании данных. Субъект, в обязанности которого входит составление отчетности, должен возложить выполнение этой работы на соответствующего штатного специалиста. Нормативные акты допускают привлечение к ведению бухучета компетентных сторонних физлиц и компаний. При этом должен заключаться соответствующий договор на оказание таких услуг. Специалист, который занимается ведением бухучета, должен иметь высшее образование, стаж работы по специальности. Кроме этого, у него не должно быть судимости (непогашенной или неснятой) за преступления в сфере экономической деятельности. В нормативных актах могут предусматриваться и иные требования к специалистам, осуществляющим ведение бухучета на предприятии. При привлечении к деятельности стороннего юридического лица в его штате должно быть не менее одного работника, отвечающего перечисленным выше условиям.