Санпин
Содержание:
- И что в остатке?
- Клавиатур много не бывает!
- С 1 января 2021 г. вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов, летних лагерей и других организаций для детей и молодежи
- Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении
- Нормативы СанПиН для детских садиков в 2021 году
- Допустимые уровни электромагнитного излучения
- СанПин для детских садов с изменениями 2021 года
- Назначение и характеристики помещений
- Сложные перипетии интерактивного оборудования
- Смартфоны – это от лукавого
- Гигиенические требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения в помещениях жилых зданий
И что в остатке?
Не беремся утверждать, что в этой статье мы отобразили все спорные требования новых санитарных правил и вопросы, которые они вызывают. Мы также пропустили очень важные моменты, связанные с тем, что данные правила зачастую противоречат многочисленным инструкциям по пожарной и прочей безопасности. Но очень надеемся, что та буря эмоций, которая последовала за принятием нового документа, не останется без внимания чиновников, и, вопреки нашему скепсису и наперекор сложившейся традиции, они прислушаются к педагогическому сообществу. Ведь именно учителям, воспитателям, наставникам и педагогам предстоит работать в соответствии с требованиями, большая часть которых ставит в тупик даже самых опытных специалистов
А принимая во внимание особенности нашей правоприменительной практики, есть большая вероятность, что штрафы и наказания за несоблюдение даже абсурдных требований не заставят себя долго ждать
Директорам же школ и педагогам хочется от всего сердца пожелать выдержки, стойкости и находчивости. Мы, работая в СМИ, а не в школе, можем лишь догадываться о масштабе абсурдности ситуаций, которые возникнут, когда вы попробуете исполнить все требования новых санитарных правил.
Клавиатур много не бывает!
Еще одно удивительное новшество.
Проблема на самом деле серьезнее, чем кажется на первый взгляд. По программе Intel «1 ученик − 1 компьютер» во всем мире используются нетбуки, а также ноутбуки «2 в 1» без дополнительной клавиатуры. Аналогичные устройства поставлялись и в Россию. К примеру, в 2011−2013 годах в рамках МРСО в школы было поставлено большое количество ноутбуков и нетбуков для начальных классов. Их использование без новых затрат на приобретение портативных клавиатур становится невозможным.
При этом, как ни странно, запрета на использование планшетов без дополнительной клавиатуры правила не содержат.
С 1 января 2021 г. вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов, летних лагерей и других организаций для детей и молодежи
С 1 января 2021 г. вступают в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г.
Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Упомянутые правила распространяются на:
- дошкольные образовательные организации;
- дошкольные группы, размещённые в жилых помещениях жилищного фонда;
- образовательные организации (школы, организации среднего профессионального, высшего образования);
- детские игровые комнаты, расположенные в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения;
- стационарные организации отдыха и оздоровления детей;
- общежития для учащихся образовательных организаций;
- организаций, которые проводят спортивные, художественные и культурно-массовые мероприятия с участием детей и молодёжи.
Новыми санитарными правилами утверждаются требования к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, а также определяются санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Предусмотрены требования к обеспечению доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. к мебели, которая должна быть приспособлена к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья; к расположению парт (столов) при организации обучения; к предельной наполняемости класса (группы) и расписанию урочной и внеурочной деятельности.
Особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО), в т.ч. интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов
Важно отметить, что занятия с использованием ЭСО не проводятся в возрастных группах до 5 лет. Введены требования для дистанционного обучения
Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 Для образовательных целей мобильные средства связи не используются
Введены требования для дистанционного обучения. Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Предусмотрены требования к проведению итоговой аттестации, в т.ч. ЕГЭ, регламентируются перерывы между экзаменами, время ожидания начала экзамена в классе и др.
Новыми санитарными правилами запрещено размещение в подвальных и цокольных этажах помещений для детей и молодежи. Исключения предусмотрены для гардеробов, туалета, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых и туалетов, помещений для стирки и сушки белья, других подсобных помещений.
Не допускается использовать в одном учебном помещении разные типы ламп, а также лампы с разным светоизучением.
В случае возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, образовательная организация в течение 2 часов должна проинформировать об этом территориальные органы Роспотребнадзора и обеспечить проведение профилактических мероприятий.
Правила являются обязательными для исполнения как гражданами, так и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении
2.1. Жилые здания должны располагаться в жилой зоне в соответствии с генеральным планом территории, функциональным зонированием территории города, поселка и других населённых пунктов. 2.2. Участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен:- находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;- соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.2.3. Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.2.4.При озеленении придомовой территории жилых зданий необходимо учитывать, что расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников – 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа.2.5.По внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. К площадкам мусоросборников необходимо предусматривать подъезд для специального транспорта.2.6. Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий.2.7. При размещении жилых зданий предусматривается их обеспечение инженерными сетями (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах — газоснабжение).2.8. На земельных участках должны быть предусмотрены подъезды и проходы к каждому зданию. Места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей, должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На придомовых территориях запрещается производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели.2.9. Площадки перед подъездами домов, проездные и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия. При устройстве твердых покрытий должна быть предусмотрена возможность свободного стока талых и ливневых вод. 2.10. На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок общественных организаций.2.11. Уборка территории должна проводиться ежедневно, включая в теплое время года — полив территории, в зимнее время – антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое).2.12. Территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.
Нормативы СанПиН для детских садиков в 2021 году
Дошкольное учреждение, а проще, детский сад, обязан работать с соблюдением установленных норм и правил. Требования определены главным санитарным врачом РФ в Постановлении от 15 мая 2013 года №26. Действующий СанПиН выпущен под номером 2.4.1.3049-13. Указанные нормативы предписаны для дошкольных учреждений всех форм собственности, то есть как для муниципальных, так и частных детских садов за исключением групп, находящихся в квартирах.
В таблице представлены сведенья только о комбинированных группах и компенсирующих (деятельность которых связана с воспитанием малышей с психическими или физическими расстройствами). Что касается групп только со здоровыми малышами, то их численность зависит от размеров помещений и возможностей организации эффективного процесса обучения.
В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.
- Работники образовательных организаций должны вакцинироваться согласно национальному календарю прививок, проходить медицинские осмотры, иметь личную медицинскую книжку.
- Образовательная организация должна в течение 2 часов проинформировать территориальные органы исполнительной власти, если в учебном заведении появились групповые инфекционные заболевания. А потом незамедлительно начать выполнять профилактические мероприятия.
- Воспитатели и (или) медицинские работники должны ежедневно устраивать утренний прием детей, на котором необходимо опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие воспитанники, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания, не должны допускаться к посещению.
- Здания образовательных учреждений должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения.
- В учебных учреждениях запрещено использовать инфракрасные обогреватели.
- Работники дошкольных организаций должны мыть все игрушки ежедневно в конце дня. Те, что нельзя мочить, нельзя давать детям в руки, но можно использовать при необходимости в качестве демонстрационного материала. А кукольную одежду нужно стирать по мере загрязнения и проглаживать.
- Запрещено проветривать помещения в присутствии учеников.
- После болезни дети будут допускаться к посещению только при наличии медицинской справки.
- Если дети учатся в две смены, то их расписание должно соответствовать постановлению. В первую смену учатся первый класс, пятый класс, старшая школа и классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Во вторую — все остальные.
- Если дети находятся в образовательных организациях более 4 часов, их должны обеспечить горячим питанием.
- Нельзя проводить более одного экзамена в день.
- Время ожидания экзамена в классах не должно превышать 30 минут.
- При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием.
- Питьевой режим должен быть организован независимо от продолжительности экзамена.
- Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х календарных дней. Однако есть уточнение:
«При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по предметам по выбору участников ЕГЭ допускается их проведение через день», — говорится в постановлении.
Фото: Shutterstock / Manu Padilla
Допустимые уровни электромагнитного излучения
Допустимые уровни электромагнитного излучения радиочастотного диапазона (30 кГц-300 ГГц)
электромагнитного излучения
En (ППЭn) — напряженность электрического поля (плотность потока энергии), создаваемая в данной точке каждым источником ЭМИ РЧ; EПДУ (ППЭПДУ)— допустимая напряженность электрического поля (плотность потока энергии).В случаях, когда для излучения всех источников ЭМИ РЧ установлены разные ПДУ:
6.4.1.3. При установке антенн передающих радиотехнических объектов на жилых зданиях интенсивность ЭМИ РЧ непосредственно на крышах жилых зданий может превышать допустимые уровни, установленные для населения, при условии недопущения пребывания лиц, профессионально не связанных с воздействием ЭМИ РЧ на крышах при работающих передатчиках. На крышах, где установлены передающие антенны, должна иметься соответствующая маркировка с обозначением границы, где пребывание людей при работающих передатчиках запрещено. 6.4.1.4. Измерения уровня излучения следует производить при условии работы источника ЭМИ на полной мощности в точках помещения, наиболее приближенных к источнику (на балконах, лоджиях, у окон), а также у металлических изделий, находящихся в помещениях, которые могут являться пассивными ретрансляторами ЭМИ и при полностью отключенных изделиях бытовой техники, являющихся источниками ЭМИ РЧ. Минимальное расстояние до металлических предметов определяется инструкцией по эксплуатации средства измерения. Измерения ЭМИ РЧ в жилых помещениях от внешних источников целесообразно проводить при открытых окнах. 6.4.1.5. Требования настоящих санитарных правил не распространяются на электромагнитное воздействие случайного характера, а также создаваемое передвижными передающими радиотехническими объектами. 6.4.1.6. Размещение всех передающих радиотехнических объектов, расположенных на жилых зданиях, в том числе и радиолюбительских радиостанций и радиостанций, работающих в диапазоне 27 МГц, производится в соответствии с гигиеническими требованиями к размещению и эксплуатации сухопутной подвижной радиосвязи.
6.4.2. Допустимые уровни электромагнитного излучения промышленной частоты 50 Гц 6.4.2.1. Напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц в жилых помещениях на расстоянии от 0,2 м от стен и окон и на высоте 0,5-1,8 м от пола не должна превышать 0,5 кВ/м. 6.4.2.2. Индукция магнитного поля промышленной частоты 50 Гц в жилых помещениях на расстоянии от 0,2 м от стен и окон и на высоте 0,5-1,5м от пола и не должна превышать 5 мкТл (4 А/м). 6.4.2.3. Электрическое и магнитное поля промышленной частоты 50 Гц в жилых помещениях оцениваются при полностью отключенных изделиях бытовой техники, включая устройства местного освещения. Электрическое поле оценивается при полностью выключенном общем освещении, а магнитное поле — при полностью включенном общем освещении. 6.4.2.4. Напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц на территории жилой застройки от воздушных линий электропередачи переменного тока и других объектов не должна превышать 1 кВ/м на высоте 1,8 м от поверхности земли.
Допустимые уровни ионизирующего излучения
6.5.1. Мощность эффективной дозы гамма-излучения внутри зданий не должна превышать мощности дозы на открытой местности более чем на 0,2 мкЗв/час. 6.5.2. Среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность дочерних продуктов радона и торона в воздухе помещений ЭРОАRn +4,6ЭРОАTn не должна превышать 100 Бк/м3 для строящихся и реконструируемых зданий и 200 Бк/м3 для эксплуатируемых.
7.1. Выделение вредных химических веществ из строительных и отделочных материалов, а также из материалов, используемых для изготовления встроенной мебели, не должно создавать в жилых помещениях концентраций, превышающих нормативные уровни, установленные для атмосферного воздуха населенных мест. 7.2. Уровень напряженности электростатического поля на поверхности строительных и отделочных материалов не должен превышать 15 кВ/м (при относительной влажности воздуха 30-60%). 7.3. Эффективная удельная активность природных радионуклидов в строительных материалах, используемых в строящихся и реконструируемых зданиях, не должна превышать 370 Бк/кг. 7.4. Коэффициент тепловой активности полов должен быть не более 10 ккал/кв. м час град.
СанПин для детских садов с изменениями 2021 года
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2021 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2021 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности. Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2021 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций
Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2021 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
Назначение и характеристики помещений
Изменили. Сократили минимальные площади помещений медорганизаций. Например, раньше минимальная площадь палат нейрохирургических, ортопедотравматологических, радиологических и ожоговых отделений должна была составлять минимум 10 м2, по новым нормам – 8 м2.
Внимание
допускают уменьшение площадей помещений по сравнению с нормативными показателями на 15%.
Обязали. В каждом стационарном медучреждении независимо от его профиля необходимо организовать приемно-смотровые боксы, боксы или боксированные палаты для приема, лечения и временной изоляции пациентов с инфекционными заболеваниями или подозрением на них. Это требование существовало и раньше, но из-за расплывчатой формулировки его часто применяли только к инфекционным больницам.
Нужно организовать отдельные санузлы для всех инфекционных организаций, включая туберкулезные поликлиники, независимо от объемов медпомощи. До вступления в силу новых санитарных правил оборудовать раздельные туалеты для пациентов и персонала было не обязательно, если клиника амбулаторно обслуживает не более 50 пациентов в смену. Также уточнили, что гардероб для пациентов необходим, если число посещений поликлиники больше 20 за одну смену.
Запретили. Проходными теперь не должны быть не только отделения с асептическим режимом или замкнутым технологическим циклом, но также складские, хозяйственные, подсобные, административно-бытовые помещения.
Разрешили. Исключили запрет на размещение кабинетов в подвальных и цокольных этажах.
Отменили обязанность. По новым требованиям не обязательно предусматривать в каждом лечебно-диагностическом подразделении кабинеты заведующего и старшей медсестры.
В санитарных правилах нет требования к высоте потолков в клиниках, которая по
должна была составлять не менее 2,6 метра. регламентируют только высоту стоматологических кабинетов – не менее 2,4 метра. Также исключили требования к минимальной ширине дверных проемов при необходимости транспортировки пациентов на каталках.
Сложные перипетии интерактивного оборудования
Авторы новых правил пытаются детально регламентировать требования к интерактивному оборудованию. На наш взгляд, лучше бы они не пытались этого делать. Если в предыдущих версиях документа такие требования были минимальными или не устанавливались вовсе, то сейчас они стали избыточными и местами невыполнимыми.
Мы попытались вникнуть в суть этого нововведения, и вот к каким вопросам это привело.
Во-первых, не понятно, относится ли требование «диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см» и к другим интерактивным устройствам, например, интерактивным столам? Они широко используются в детских садах и школах (например, интерактивный анатомический стол 3D «Пирогов»), но диагональ интерактивной панели стола, как правило, меньше.
Во-вторых, неясно, какие требования предъявляются непосредственно к интерактивным панелям? Создается ощущение, что авторы документа не знают, что интерактивный стол, интерактивная панель и интерактивная доска – это не одно и то же. Все вышеперечисленное в новых СП названо досками.
В-третьих, совершенно непонятно, как будут работать в верхней области интерактивной доски те дети, рост которых еще не позволяет дотянуться выше, чем до ее середины? К примеру, доска 88» имеет высоту 126 см, 77» − примерно 118 см, и при высоте установки в 70 см от пола (минимальное расстояние), верхняя ее часть будет располагаться на высоте 188−196 см. Таким образом, для невысокого ученика средней школы и практически для всех учеников начальных классов на доске будут «мертвые зоны», недоступные для работы.
Кроме того, требование задействовать верхнюю часть интерактивной доски исключает возможность использовать самые популярные из них, размером 77»−88». А ведь именно они массово закупались школами страны в последние годы. У этой проблемы, конечно, есть пути решения. Первый − старые доски отправляем на помойку, покупаем новые. Второй – строим лесенки или вооружаемся стремянками, взобравшись на которые ученики смогут дотянуться до верхнего края и работать так, как этого требуют санитарные правила. Нерешенным останется только один вопрос – целесообразность нового требования.
В-четвертых, что такое фронтальная стена класса? В каком документе это определено? Ответим сразу: ни в каком. А потому, дорогие учителя и директора школ, вам, судя по всему, придется обзавестись еще одним документом − «журналом по определению фронтальных стен», в котором в отношении каждого кабинета нужно будет указать, какая из стен будет считаться фронтальной, обосновывая и мотивируя свой выбор. К сожалению, более простой путь – считать фронтальной стеной ту, к которой развернуты парты, − для современной школы не годится: во многих классах парты теперь разворачивают елочкой или ставят по кругу. А разрешение установить интерактивную панель во «фронтальном углу» или центре круга, в новых санитарных правилах не предусмотрено. Да и затраты на перевешивание всех досок по всей стране никто, конечно же, не просчитал и не предусмотрел.
И последний, но очень важный вопрос. Что делать с традиционной меловой доской, размещать которую принято также на фронтальной стене? В соответствии с санитарными правилами, интерактивную доску педагог не может использовать в течение всего урока, а следовательно, когда учитель задействует в работе меловую доску, ученики будут сидеть, развернувшись в пол-оборота. Ведь размещена эта доска будет не на фронтальной стене. Можно, конечно, привнести в уроки элементы ЗОЖ, и в классе, где есть оба вида досок, таскать и переворачивать парты (неплохая тренировка для учительских мышц), но такой выход из ситуации иначе чем абсурдным назвать нельзя.
Смартфоны – это от лукавого
И еще один резонансный раздел документа − пункт 3.5.3, в котором говорится о запрете использования для образовательных целей мобильных средства связи.
По нашему мнению и мнению многих педагогов, это требование полностью перечеркивает возможность использования на уроках целого ряда привычных для детей и учителей бесплатных образовательных сервисов. Теперь под запретом QuizletLive – приложение, которое помогает запоминать информацию через игру и содержит удобные инструменты для организации работы в группах; Kahoot и Quizizz − сервисы для организации тестирования, где смартфон учащегося работает как пульт для голосования (ведь далеко не все школы могут позволить себе приобрести системы тестирования с пультами); сервисы Google, приложения по сканированию QR-кодов, отечественные сервисы Learnis.ru, МЭШ и многие другие.
Невозможным также становится программирование роботов и использование гаджетов для проведения опытов и экспериментов за пределами школьных классов.
Гигиенические требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения в помещениях жилых зданий
Допустимые уровни шума
6.1.1. Допустимые уровни шума, а также требования к их измерению в жилых помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. 6.1.2. Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещения жилых зданий следует принимать по приложению 3 к настоящим санитарным правилам. 6.1.3. Допустимые уровни шума, создаваемого в помещениях зданий системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, установленным для жизнеобеспечения здания, следует принимать на 5 дБА ниже (поправка минус (-) 5 дБА), указанных в приложении 3 к настоящим санитарным правилам. 6.1.5. Для жилых зданий, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимого уровня, необходимо предусматривать шумозащитные меры. 6.1.6. Уровни шума при эксплуатации инженерного и технологического оборудования, установленных в помещениях общественного назначения (торговое, холодильное оборудование, звуковоспроизводящая аппаратура) не должны превышать предельно допустимые уровни шума и вибрации, установленные для жилых помещений.
Допустимые уровни вибрации
6.2.1. Допустимые уровни вибрации, а также требования к их измерению в жилых помещениях должны отвечать гигиеническим требованиям к уровням производственной вибрации, вибрации в помещениях жилых и общественных зданий. 6.2.2. При измерении непостоянных вибраций (уровни виброскорости и виброускорения у которых при измерении прибором на характеристиках «Медленно» и «Лин» или коррекции «К» за 10-минутный период меняется более чем на 6 дБ) следует определять эквивалентные корректированные значения виброскорости, виброускорения или их логарифмических уровней. При этом максимальные значения измеряемых уровней вибрации не должны превышать допустимые более чем на 10 дБ. 6.2.3. В помещениях жилых домов уровни вибрации от внутренних и внешних источников не должны превышать величин, указанных в приложении 4 к настоящим санитарным правилам. 6.2.4. В дневное время в помещениях допустимо превышение уровней вибрации на 5 дБ. 6.2.5. Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней, приведенным в таблице, вводится поправка минус (-) 10 дБ, а абсолютные значения виброскорости и виброускорения умножаются на 0,32.
Допустимые уровни ультразвука и инфразвука
6.3.1. Допустимые уровни ультразвука, а также требования к их измерению в жилых помещениях регламентируются действующими гигиеническими требованиями при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения. 6.3.2. Допустимыми уровнями постоянного инфразвука являются уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8, 16 Гц. 6.3.3. Допустимые уровни инфразвука для жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 5 к настоящим санитарным правилам.