Как московскому бизнесу получить деньги и не возвращать их
Содержание:
- Распределение по отраслям
- Малый бизнес — его особенности в России, чем он отличается от среднего
- Ограничения в сфере оказания помощи молодым бизнесменам
- Кому положена субсидия на развитие бизнеса?
- Особенности малого бизнеса
- Становление и развитие малого бизнеса в России
- Проблемы малого бизнеса в России
- Государственная политика
- Как зарегистрировать фирму и выбрать налоговый режим
- Нужные жесткие меры
- Создание отдельных бюджетов и резервов
Распределение по отраслям
Малый бизнес в современной экономике России характеризуется следующими показателями распределения по отраслям.
Сектор экономики | Доля малого бизнеса |
---|---|
Торговля | 41% |
Операции в сфере недвижимости | 18% |
Промышленное производство | 10% |
Строительная отрасль | 6% |
В каждой из остальных сфер доля малых предприятий не превышает даже двух процентов. Можно прийти к выводу, что на данном этапе в РФ небольшие компании выступают преимущественно в качестве посредников между производителем, зачастую зарубежным, поскольку российская промышленность не в состоянии выдержать мировую конкуренцию, и отечественным потребителем.
Развитие малого бизнеса в стране происходит в основном в сфере быстрого оборота финансовых средств, с дистанцированием от отрасли научных разработок.
Это приводит к существенному понижению инновационного потенциала государства и, как следствие, к уменьшению его конкурентоспособности на внешнем рынке.
Высокие темпы внедрения начинающих бизнесменов в сферу торговли обуславливаются тем, что в этой отрасли:
- наименьшие риски банкротства;
- достаточно небольшого первоначального капитала;
- существует быстрый оборот капитала.
Можно добавить, что особенности малого бизнеса в России на сегодняшний день таковы, что малое предпринимательство не способствует интенсивному развитию экономики, поскольку не способно выполнить функцию отбора самых перспективных инноваций для дальнейшего внедрения в массовое производство крупными предприятиями. Из всех существующих сегодня малых компаний только 10% функционируют в производственной сфере, а в научном секторе их вообще нет.
Отсутствие связи между промышленным и научным сектором экономики приводит к тому, что изобретения ученых попросту не апробируются и не поступают на этап внедрения на практике.
Причины проблем
Сложившаяся ситуация вызвана несколькими причинами. Во-первых, отсутствует четкая законодательная база, регламентирующая в полном объеме функционирование предприятий малых форм.
Во-вторых, отсутствует эффективная система финансирования малых предприятий. Кредитование – это одна из важнейших проблем российского малого предпринимательства. Сегодня распространена практика предоставления займов под поручительство или залог, которые большинство субъектов малого предпринимательства попросту не могут предоставить.
Из-за отсутствия специальных финансовых учреждений, которые бы занимались обслуживанием малых форм бизнеса, начинающие бизнесмены попадают в особо сложное положение. Невозможность получения кредита сводит к нулю их способность конкурировать с другими компаниями.
В-третьих, есть проблемы с бюрократизацией органов, которые осуществляют надзорные функции.
Малый бизнес — его особенности в России, чем он отличается от среднего
Согласно нормативам российского законодательства, к малому бизнесу относятся субъекты хозяйствования, в штате которых находится не более 100 человек по среднесписочной численности работников предприятия, а доходы субъекта хозяйствования за год не превышают 800 млн. рублей. При этом не имеет значения форма хозяйствования — малым бизнесом могут считаться как ООО, так и индивидуальные предприниматели.
Также отдельно выделяется и особая форма малого бизнеса — микропредприятия. Для них предусмотрена возможность ведения деятельности без оформления необходимых локальных нормативных актов в принципе. Микропредприятиями считаются субъекты хозяйствования, в штате которых не более 15 человек, и доходы которых не превышают 120 млн. рублей в год.
При этом необходимо понимать, что малый бизнес предусматривает практически всегда максимально плотное участие его собственника или руководителя во всех организационных процессах на предприятии. Исходя из этого формируются преимущества и недостатки малого бизнеса как класса субъекта хозяйствования в целом. Так, малый бизнес отличается:
- Производственной гибкостью. Небольшие компании не имеют глубоких бюрократических внутренних структур и легко переживают относительно небольшие изменения на рынке. В то же время крупномасштабные изменения напротив, могут уничтожить малый бизнес целиком.
- Психологическим микроклиматом. В субъектах малого бизнеса большинство работников хорошо знают друг друга и руководителям не составляет труда подобрать хорошую и слаженную команду.
- Контролем рабочих процессов. За счет минимального объема бюрократии, руководитель в малом бизнесе практически всегда имеет возможности прямого контроля над всеми производственными и организационными процессами на предприятии.
- Качеством обслуживания. В рамках малого бизнеса обеспечение индивидуального подхода к каждому клиенту дается проще всего. При этом сам руководитель или собственник всегда имеет возможность получать быструю индивидуальную связь от потребителя.
- Высокой конкуренцией. В малом бизнесе куда больше конкурентов, чем среди средних и крупных предприятий. При этом высокая конкуренция приводит также к необходимости уменьшения доходов компании для обеспечения окупаемости деятельности и занятия конкурентного положения на рынке.
- Государственной поддержкой. Сейчас в Российской Федерации действует множество различных программ и проектов по стимулированию и развитию малого предпринимательства, которые помогают гражданам открывать собственный бизнес и в том числе получать субсидии на развитие бизнеса.
- Невозможность максимального использования возможностей. Крупные компании обладают определенными неформальными льготами как в вопросах взаимодействия с государственными и местными органами власти, так и при осуществлении контактов с контрагентами и финансовыми учреждениями.
См. также — Мотивирующие фильмы про успех и бизнес.
Ограничения в сфере оказания помощи молодым бизнесменам
Обратите внимание! Воспользоваться льготами, а также дотациями может далеко не каждый гражданин Российской Федерации. К числу незащищенных слоев населения можно отнести следующие группы граждан:
К числу незащищенных слоев населения можно отнести следующие группы граждан:
- военные в запасе;
- матери – одиночки;
- инвалиды, люди с ограниченными возможностями;
- уволенные специалисты перспективных отраслей производства;
- бывшие заключенные и лишенные свободы;
- студенты, незанятая молодежь;
- переселенцы, беженцы;
- безработные граждане;
- трудоспособные пенсионеры.
Вовлечение данных слоев населения в экономический процесс развития является главной целью государственных исполнительных органов. Очень часто властями практикуется метод передачи старых проектов новым специалистам узкого профиля, данная методика чаще всего применяется в следующих сферах:
- технологические работы;
- исследования различных направлений;
- научные незаконченные работы;
- опытно – конструктивная деятельность.
Нередко подобные опыты заканчиваются большим успехом, однако часто силы, вложенные в реализацию программы, оказываются напрасно потраченными.
Кому положена субсидия на развитие бизнеса?
Получить государственную субсидию на открытие бизнеса может любой предприниматель, который соответствует следующим критериям:
- Предприниматель является гражданином РФ, достигшим возраста 18 лет;
- Он имеет статус официально безработного, а последняя запись в трудовой книжке- «уволен(а)»;
- Гражданин стоит на учете в центре занятости по месту прописки в течение минимум 10 дней и получает пособие по безработице в соответствии с законом;
- Он получил отказы от всех работодателей, к которым был направлен от центра занятости населения.
Соответственно, есть категории граждан, которым откажут в предоставлении субсидии:
- Граждане пенсионного возраста или вышедшие на пенсию раньше времени по определенным причинам;
- Лица, не достигшие совершеннолетия;
- Инвалиды I и II группы;
- Лица, получающие иные государственные выплаты или находящиеся на полном обеспечении государства.
Следует помнить, что такого рода субсидии и программы имеют целевой характер, то есть государственные органы следят за тем, как предприниматель распоряжается выделенными средствами. Следовательно, гражданин, взявший субсидию обязан отчитываться перед ними и предоставлять всевозможные квитанции и чеки. С целью выявления подобных ситуации органы устраивают проверки. Если в ходе нее выяснится, что средства не были потрачены по назначению, то предпринимателя обяжут вернуть эту сумму.
Приведем пример: в центре занятости указана закупка письменных столов на сумму 30 000 рублей, а по факту было приобретено на 40 000 рублей или вместо столов были куплены шкафы-это может толковаться как нецелевое использование.
Существует еще один пункт, по которому предпринимателя могут обязать вернуть выданные средства-это нарушение минимального, официального срока существования данного бизнеса. То есть субсидия подлежит возврату, если с момента получения средств не прошло 12 месяцев, а предприниматель прекратил свою деятельность.
Поэтому, если бизнес не заладился предприниматель может подождать, пока ему исполнится 1 год и избежать возврата средств в пользу государственных структур.
Но если гражданина все же обязали вернуть деньги, то важно вернуть сумму в течение 10 рабочих дней со дня уведомления. Иначе, в следующие 10 суток центр занятости может обратиться в суд с исковым заявлением о возврате средств
Также, если в ходе проверки государственных органов будет обнаружен состав правонарушения или преступления, предпринимателя привлекут к ответственности и вернуть субсидию придется в любом случае.
Субсидия на развитие и расширение производства также выплачивается в департаменте поддержки предпринимательства. Этот орган работает по принципу распределения поступивших средств между приоритетными бизнес-направлениями. В регионах средства распределяются самостоятельно исходя из результатов анализа деятельности различных направлений. Среди самых популярных категорий следует выделить:
- Инновационные технологии;
- Проекты в сфере сельского хозяйства;
- Медицина;
- Образование;
- Туризм.
При несоблюдении двух условий в материальной поддержке будет отказано-это отсутствие движения средств и небольшое количество сотрудников в бизнесе, где должен быть задействован многочисленный штат людей.
Помимо бизнес-плана в департамент нужно предоставить и другие дополнительные документы: устав; документ, подтверждающий право пользования помещением (договор аренды, свидетельство о получении собственности); выписка с лицевого счета, которая докажет наличие средств и отсутствие задолженностей; бухгалтерские отчеты за последние полгода; сведения о работающих сотрудниках, их квалификации, образовании; бумаги, подтверждающие наличие имущества и оценку его стоимости; копии соглашений, лицензий и патентов. Для отдельных категорий юридических лиц данный список может быть расширен.
При отборе кандидатов департамент учитывает сумму средств, которую готов вложить в бизнес сам предприниматель потому, что субсидия покрывает лишь от 30 % до 50 % от числа всех затрат.
Особенности малого бизнеса
Малые формы бизнеса – неотъемлемый компонент развитой экономики. Именно малые формы бизнеса должны являться основными проводниками новых технологий и методов в сферу массового производства. За счет небольших объемов производства и относительно небольшого парка оборудования малые предприятия обладают гибкостью в вопросах корректировки технологического процесса, и благодаря этому происходит выявление наиболее эффективных инноваций.
При отрицательном же исходе событий потери небольших компаний будут не настолько значимыми, как у средних или крупных предприятий.
Помимо апробационной функции, малое предпринимательство способствует диверсификации производственных процессов путем освоения новых рентабельных ниш.
Бизнесмены, организуя свое дело, рискуют ради самореализации и получения прибыли. Как результат, появляются новые малые фирмы, осваивающие и внедряющие самые последние технологии, превращающие идеи в продукцию реального сектора экономики.
Очевидно, что более равномерное субъектов малого бизнеса пошло бы на пользу развитию экономики и внедрению инноваций в остальных федеральных округах, в частности и в тех, где расположено много крупных промышленных компаний.
Становление и развитие малого бизнеса в России
Малый бизнес уже давно доказал свою состоятельность, особенно это касается стран с развитой рыночной экономикой. Он эффективен как в экономическом плане, так и в социальном. В России малое предпринимательство существует чуть более 20 лет и на современном этапе развития переживает переход от стартового пункта к пункту, где оно более развито на качественном уровне.
Наиболее точно развитие малого бизнеса в России охарактеризовано в таблице ниже, из которой совершенно ясно, что эффективность функционирования малого бизнеса во многом зависит от ряда причин, в том числе и от отраслевых.
Ключевые показатели деятельности малых предприятий (без учёта микропредприятий) по различным видам экономической деятельности за 2012 г.
Отрасли экономики | Количество предприятий на 1 января 2013 г. |
Средняя численность работников, чел. |
Оборот малых предприятий, млн. руб. | Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
Всего по России | 238 097 | 6 839 962 | 15 116 297 | 364 478 |
Промышленность | 35 416 | 1 189 671 | 1 614 148 | 65 109 |
Сельское хозяйство | 11 856 | 423 157 | 272 082 | 67 512 |
Торговля и общественное питание | 68 615 | 1 584 666 | 8 838 409 | 35 549 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 49 134 | 1 453 577 | 1 367 109 | 77 792 |
Строительство | 31 169 | 974 752 | 1 768 408 | 80 217 |
Транспорт и связь | 14 060 | 410 195 | 527 401 | 15 252 |
В основной массе малых предприятий по данным на начало 2013 г. самую внушительную долю составили предприятия, занимающиеся торговлей и общественным питанием – 28,8%. Следом за ними идут предприятия по работе с недвижимым имуществом, предоставление услуг аренды – 20,6%. Промышленность обосновалась на третьем месте с процентом 14,9. Очевидно, что для этих отраслей характерна максимальная сосредоточенность численности работников. Говоря об объёмах оборотных средств, можно отметить, что малые предприятия лидируют в отрасли торговли и общественного питания, строительстве и промышленности. Инвестиции в основной капитал имеют самое большое значение и объём в строительстве, операциях с недвижимым имуществом, аренде, предоставлении услуг и сельском хозяйстве.Из таблицы становится совершенно ясно, что порядка 70% всех малых предприятий работают в базовых отраслях экономики. Сюда включены промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт и связь.
Повысить уровень эффективности общественного производства поможет стремление к тому, чтобы доля малых предприятий преобладала в реальном секторе. Однако, чтобы это осуществить, необходимо создать приемлемые условия. Стремления малого бизнеса в сферы экономики. Которые его обеспечивают наибольшую прибыль и рентабельность вполне адекватны и приемлемы. По мере того, как сферы заполняются, малый бизнес направляется в другие сферы, которые становятся на тот момент для него более привлекательными. Этот процесс логичный и закономерный.
Вырисовывается следующая картина по распределению малых предприятий по отдельным федеральным округам: Самая большая доля в 66% приходится на три федеральные округа: Центральный – 32%, Северо-Западный – 14%, Приволжский – 20%
Важно сказать и о том, что внутри федеральных округов также наблюдается неравномерность распределения
Пример 1
Из общего числа малых предприятий Центрального федерального округа более 40% сосредоточено в Москве, а из общего числа малых предприятий Северо-Западного федерального округа более 56% приходится на Санкт-Петербург.
Согласно проведённым исследованиям, такая неравномерность в распределении малых предприятий по отдельным округам страны обуславливается разными причинами, которые в большинстве своём зависят от:
- Уровня индустриального развития региона.
- Отношения между региональными властями и представителями малого бизнеса.
- Условий, которые сложились в регионе для развития малого предпринимательства.
- Численности населения в различных экономических районах страны.
- Уровня развития инфраструктуры, которая необходима для нормального функционирования малого бизнеса.
Проблемы малого бизнеса в России
Если вы решили организовать малый бизнес в 2020 году, будьте готовы решать некоторые проблемы. Они возникают на каждом этапе, начиная с оформления документов, поиска помещения, инвесторов и так далее. Одна из главных проблем, возникающих на начальном этапе – это поиск финансов для открытия и развития бизнеса. Банки требуют серьезные доказательства платежеспособности малых предприятий, поскольку слишком высок риск невозврата в этой сфере. А если кредит дается без лишних проверок, то, как правило, под внушительные проценты.
Количество товара, производимого малым бизнесом 2020, ничтожно мало в сравнении с огромными масштабами рынка. Чтоб доставить товар на рынок, нужно понести немалые расходы, а так, как покупательная способность не всегда стабильна, можно быстро прогореть. Не стоит забывать и о внушительных ценах на аренду помещения и оборудования.
Все же анализ рынка показывает, что не только крупный, но и малый бизнес может приносить хорошую прибыль. Все зависит от правильно организованной работы предприятия, качества товара, конкурентоспособных цен и удачного территориального расположения.
Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны нельзя приуменьшать. Развитие малого бизнеса в России благотворно влияет на количество рабочих мест, реализацию творческих способностей населения, появлению новых услуг и качественного товара. Но активное развитие бизнеса невозможно без государственной поддержки. Поэтому были созданы программы, помогающие начинающим предпринимателям поставить свою фирму «на ноги». Воспользовавшись помощью государства, приложив трудолюбие и хорошую идею, можно без особых проблем открыть процветающий бизнес.
Главный редактор #ВЗО. Работает на сайте с момента основания. Через Юрия проходят все тексты перед размещением на сайте. Быстро вникает в темы, на которые пишут авторы, включая финансовую, и следит за качеством публикуемых материалов.
yurimuranov@vsezaimyonline.ru
Государственная политика
В период кризиса от государства ожидают мер по стимулированию деловой активности, в особенности в отношении малого предпринимательства.
Предпочтительные меры налоговой политики должны сводиться к:
- снижению налоговых ставок;
- предоставлению льготных условий налогообложения для инновационных программ и инвестиций;
- проведению мероприятий ускоренной амортизации.
Однако, несмотря на действующую программу государственной поддержки, особых подвижек в развитии малого бизнеса не ощущается. Правда, июль 2015 года отмечен рядом решительных изменений в принципах налогообложения, подписанием ФЗ о так называемых надзорных каникулах, изменением критериев категорий малого и среднего бизнеса.
Какой должна быть стратегия
Главная стратегия развития малого бизнеса в России, по мнению специалистов, должна заключаться в следующем: общее количество малых предприятий в стране должно превышать 2,5-3 миллиона, которые будут равномерно распределены территориально и по отраслям.
Каждый округ должен развивать те малые формы бизнеса, которые будут наиболее эффективны с учетом характерных особенностей территории.
В сложившихся условиях требуется:
- Проработать законодательную базу, которой бы регламентировалось функционирование малого предпринимательства в производственных отраслях, выпускающих конечный продукт.
- Разработать эффективную систему кредитования небольших компаний как государством, так и частными финансовыми учреждениями.
- Эффективная поддержка со стороны государства, которая бы способствовала распространению малого бизнеса в научной сфере и производственном секторе экономики.
- Установить связи между научными учреждениями, которые занимаются инновационными разработками, малыми компаниями и предприятиями массового производства.
Как зарегистрировать фирму и выбрать налоговый режим
После того, как человек определился с видом своего бизнеса, ему необходимо выбрать его организационно-правовую форму и подать документы на регистрацию. Чтобы не тратить времени на их подготовку, можно воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом на портале mbm.mos.ru. В течение суток после подачи заявки сотрудники центров услуг для бизнеса (ЦУБ) подготовят пакет необходимых бумаг. После этого будущему бизнесмену остается только заплатить пошлину и отнести документы в Федеральную налоговую службу России.
Всего на сайте mbm.mos.ru представлено 15 бесплатных онлайн-сервисов для бизнеса. Самым популярным стал раздел «Подбор налогового режима», которым с начала года воспользовались 3603 человека. Онлайн-сервис «Подбор городских помещений для бизнеса: онлайн-сервис» был полезен 3179 пользователям. На третьем месте по популярности «Законодательный бизнес-дайджест» (2977 уникальных посетителей).
На mbm.mos.ru предприниматели также могут оформить налоговые декларации, подать заявку на участие в программах поддержки малого и среднего бизнеса и многое другое.
Если при получении онлайн-услуги у человека возникает вопрос, на помощь приходят консультанты портала. Это профессиональные юристы, экономисты и бухгалтеры. Бесплатно задать все вопросы по открытию и ведению бизнеса можно и специалистам центров услуг для бизнеса по телефону: +7 (495) 225-14-14 или прийти в центр на консультацию лично. Сегодня их в Москве уже 15. С января 2019 года консультации на портале mbm.mos.ru и в центрах услуг для бизнеса получили уже 109 тысяч человек. То есть на 25 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это говорит о том, что столичные предприниматели доверяют городским информационным сервисам.
Нужные жесткие меры
Для борьбы с контрафактом и предотвращения резкого усиления теневого рынка табака в России необходим системный подход, включающий изменение действующего законодательства и усиление правоприменения со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
Одна из рассматриваемых мер – введение единой минимальной цены на сигареты.
Как рассказал директор по работе с органами государственной власти компании «JTI Россия» Василий Груздев, сейчас цена нелегальной пачки составляет 50–60 руб., что даже ниже, чем уровень минимальных налоговых обязательств – 64 рубля (акциз и НДС) которые должны быть заплачены с любой пачки. В текущем году средняя цена легальной пачки в России составляет порядка 120 руб.
Размер минимальной цены мог бы быть определен по прозрачной формуле на основании минимальной налоговой составляющей (акциз и НДС, которые должны быть заплачены с любой пачки сигарет) и дополнительного коэффициента, который бы отражал минимальные расходы на производство, логистику и реализацию. Если цена на полке будет ниже минимальной, это будет дополнительным индикатором для потребителя и контролирующих органов.
Среди других мер по борьбе с нелегальной торговлей спикер отметил необходимость повысить штрафы за продажу нелегальной табачной продукции. «Действующие штрафные санкции слишком низкие и неэффективные – 4–5 тыс. руб. – для физлиц и 10-15 тыс. руб. – для должностных лиц, – считает Василий Груздев. – Кроме того, в законодательстве отсутствуют нормы об уничтожении изъятого нелегального оборудования и изъятой продукции. Согласно законопроекту который рассматривается Думой, предлагается кратно увеличить штрафы в КоАП и предусмотреть уничтожение контрафактной продукции».
Необходимо также ввести уголовную ответственность за незаконное перемещение табачной и алкогольной продукции в крупном размере через государственную границу РФ с государствами-членами ЕАЭС. По данным Nielsen, более 55% нелегальных сигарет попадает из стран ЕАЭС. Сейчас в УК РФ предусмотрена только ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза, что позволяет контрабандистам безнаказанно перемещать нелегальную подакцизную продукцию на территорию России из других государств-членов ЕАЭС.
Как рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов, собираемость налогов на табачную продукцию в I полугодии 2020 года выросла на 58 млрд руб., что связано с ограничением перемещения через границу. Но такое состояние не сможет продолжаться долго, пока границы закрыты, увеличивается внутреннее производство нелегальной продукции, а когда границы откроются, контрабандисты из других стран попытаются компенсировать паузу.
Госдума работает над рядом нормативных актов. В первом чтении уже принят проект закона, устанавливающий для физических лиц лимит на ввоз и перевозку для личного потребления немаркированной табачной продукции. Также внесены на рассмотрение Госдумой законопроекты о кратном повышении размеров административных штрафов за оборот нелегальной табачной продукции и законопроект о введении единой минимальной цены табачной продукции, ниже которого производители табачной продукции не могут реализовывать сигареты.
Проблема контрафакта актуальна и для никотинсодержащей продукции. Как рассказал вице-президент по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России и Белоруссии Сергей Слипченко, рынок стал насыщаться контрабандой и некачественной продукцией, что требует ускорения работы по принятию технического регламента на никотинсодержащую продукцию и усиление мер контроля.
Сейчас на площадке Евразийской комиссии при поддержке Минпромторга России ведется разработка технического регламента на никотинсодержащую продукцию, таким образом наша страна может выступать локомотивом этого процесса на всем пространстве ЕАЭС и способствовать защите легального рынка от контрафакта.
Создание отдельных бюджетов и резервов
Разрабатывать, а также предлагать к рассмотрению проекты по развитию малого бизнеса могут следующие формы объединений:
- учреждения;
- фирмы;
- компании;
- организации;
- предприятия.
Обратите внимания! Данное правило касается любых объединений, независимо от того, какую организационную, имущественную, структурную форму они имеют. Власти проводят отбор проектов, в результате которого получают список самых эффективных и перспективных программ. Финансироваться отобранные программы будут в первую очередь.
В сфере предпринимательства могут создаваться отдельные, независимые от государственного бюджета, фонды, ресурсы которого будут направлены на реализацию новых коммерческих проектов. Подобные меры практикуют, например, большими предприятиями, которые активно занимаются научной, а также исследовательской деятельностью. Очень часто денежные средства, поступившие от государства и отдельных самостоятельных компаний, используются в комплексе для достижения более эффективного результата.