Вы находитесь на старой версии сайта
Наш новый сайт df.gov35.ru
x
Четверг 21-09-2017
   
Текст

Быстрый поиск по сайту

Новости

8 сентября отмечается День финансиста России.

В этом году празднование Дня финансиста совпало с юбилеем Министерства финансов России, которое будет отмечать свое 215-летие, и 80-летием финансовой системы Вологодской области. Предлагаем вашему вниманию интервью с заместителем Губернатора области, начальником Департамента финансов области Валентиной Артамоновой, в котором дана оцена развитию финансов региона за последние пять лет.

- Валентина Николаевна, с приходом к руководству области команды Губернатора Олега Кувшинникова Вы были назначены начальником Департамента финансов области, заместителем главы региона. Но ведь тогда действительно нужно было иметь личное мужество, твердость характера и веру в своих сотрудников, чтобы при таком плачевном финансовом состоянии области пойти на такой шаг. Почему же Вы все-таки на него решились? И что тогда чувствовали?

- Я хотела бы выделить три важных момента, повлиявших на принятие решения занять такую должность. Во-первых, очень большое чувство ответственности за финансовую систему Вологодской области, за Департамент финансов и за дело всей моей жизни. Во-вторых, это безграничная любовь к своей профессии, поскольку мне очень нравится то, чем я занимаюсь в течение всей моей жизни. И в-третьих, я верила в коллектив Департамента финансов, в котором работает настоящая команда профессионалов. Это высокообразованные люди, глубоко знающие и любящие свою профессию. Я бесконечно верю и опираюсь на таких профессионалов, знающих досконально свои участки работы, как Голыгина Татьяна Борисовна, Соколова Оксана Николаевна и многие-многие другие. Я понимала, что мы можем доказать всем жителям Вологодской области, что в Департаменте финансов работают квалифицированные специалисты, которые смогут разработать программу по выходу из сложной финансовой ситуации и ее реализовать.

К руководству области пришел такой сильный руководитель, как Олег Александрович Кувшинников. Он принимал очень жесткие решения в плане сокращения госдолга региона, в части оптимизации расходов. Мы понимали, что под его руководством мы сможем реализовать самые сложные решения.

Область оказалась в тяжелой финансовой ситуации, когда уровень госдолга приближался к планке годового объема налоговых и неналоговых доходов. А те, в свою очередь, с 2008 года снизились на 40%. Экономика региона серьезно пострадала от последствий экономического кризиса. Прибыль предприятий сократилась в четыре раза, поступления налогов в бюджет упали почти в два раза. Ситуация сопровождалась хроническим дефицитом областного бюджета. Нам была необходима серьезная антикризисная программа по увеличению доходной части региональной казны, сокращению бюджетных расходов, снижению дефицита и уровня государственного долга.

Начиная с 2012 года был утвержден план мероприятий по реализации всех этих направлений. Первым шагом стало укрепление доходной базы бюджета. И именно в 2012 году было подписано соглашение с контрольно-надзорными органами - Федеральной налоговой службой, службой судебных приставов, УМВД России по Вологодской области - по совместному взаимодействию, в рамках которого были разработаны мероприятия по сокращению задолженности в бюджет, легализации «серой» заработной платы. Вторым направлением стала оптимизация бюджетных расходов. В то время штат бюджетных учреждений был очень раздутым, их сеть была достаточно обширной. Мы видели, где безболезненно можно было провести оптимизационные мероприятия, сдержать рост расходов, постараться сдержать рост, а затем и снизить государственный долг области.

- Причем оптимизации подвергся и аппарат управления.

- Действительно, мы начали с оптимизации расходов на государственное управление. Такую задачу перед нами поставил Губернатор. Прежде всего, было сокращено число заместителей главы региона. Вторым шагом стала оптимизация органов власти. В результате практически на 30% было сокращено число государственных гражданских служащих и штатных единиц в региональных органах власти. Экономия расходов на сокращении управленческого аппарата превысила 500 миллионов рублей. Затем в органах власти была проведена тщательная работа по передаче несвойственных или дублирующих функций. В дальнейшем эта работа была продолжена и на муниципальном уровне. Одновременно с этим начался процесс объединения сельских поселений и управленческих аппаратов муниципальных образований. В результате в период с 2012 по 2016 год на Вологодчине произошло сокращение на 84 сельских поселения - с 252 до 168. 70% наименее развитых поселений вошли в состав более крупных и прогрессивных. Этот процесс продолжается и сегодня. Экономия на аппарате управления составила 200 миллионов рублей. Зафиксировано снижение в два раза уровня дотационности местных бюджетов. Рост налоговых и неналоговых доходов в некоторых поселениях составил до 224%. Уже спустя год после объединения наблюдается положительная динамика в бюджете: полностью сокращается кредиторская задолженность, повышается уровень финансовой устойчивости. 

Кроме того, в 2012 году был введен новый формат межбюджетных отношений. 14 муниципальным районам и 47 поселениям часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности была заменена дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ. Таким образом, районы получили реальную возможность зарабатывать доходы. Статус бездотационности дает максимум бюджетной самостоятельности, добавляет ответственности и стимулирует муниципальные образования к развитию собственной доходной базы.

В общей сложности на восстановление докризисного уровня поступления собственных доходов региону потребовалось шесть лет. Только по итогам 2014 года объем собственных доходов превысил докризисный уровень. В 2015 году нам удалось обеспечить прирост собственных доходов в бюджет области по сравнению с 2014 годом на 1 миллиард рублей, в 2016 году по сравнению 2015 годом - на 8,1 миллиарда рублей.

- Насколько сложно было добиваться сбалансированности главного финансового документа области в условиях кризиса, снижения поступления налога на прибыль и других доходных источников?

- Для того, чтобы снизить уровень госдолга области, необходимо было принять сбалансированный бюджет, в котором учитывались бы источники погашения долга. Поэтому требовалось принимать главный финансовый документ области без дефицита. Конечно, в то время, когда у бюджетных учреждений была кредиторская задолженность, не оплачивались государственный и муниципальные контракты, начались проблемы по исполнению государственных гарантий перед банками, балансировать бюджет было крайне сложно. Многие представители общественности и депутатского корпуса не понимали, как в условиях, когда не индексировались различные социальные выплаты, не в полном объеме выделялись средства на повышение заработной платы по указам Президента, не вкладывались средства в развитие, можно принимать профицитные бюджеты. И здесь вновь сыграл свою роль Губернатор области, который прекрасно понимал, что только приняв профицитный бюджет, регион может начать гасить долги. В 2015 году мы приняли «нулевой» бюджет, с равным уровнем доходов и расходов. А затем, уже в 2016 - 2017 годах, главный финансовый документ области был принят с профицитом. В результате реализованных мер областной бюджет 2016 года впервые за период с 2009 года исполнен с профицитом в размере 4,8 миллиарда рублей, средства которого, в основном, направлены на сокращение объема государственного долга области. В 2016 году объем госдолга сокращен на 3,2 миллиарда рублей.

- Не успели мы пережить один кризис, как в конце 2014 года разразился новый. Налоговые платежи в областной бюджет резко сократились (только за первый квартал 2015 года минус более 700 миллионов рублей). В Правительстве области было подготовлено три варианта кризис-прогноза. Удалось ли при этом избежать худшего сценария?

- Действительно, в конце 2014 года произошло резкое ухудшение ситуации в экономике, которое отразилось на поступлениях налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. В целом разрабатывалось три варианта развития событий: консервативный, неблагополучный и шоковый. Снижение платежей по налогу на прибыль было, в первую очередь, связано с сокращением поступлений от таких ведущих предприятий области, как «Северсталь» и «ФосАгро», а также структурных подразделений, таких как «Газпром» и «Сбербанк». В отношении налога на доходы физических лиц снижение поступлений обусловлено оптимизацией работодателями расходов на оплату труда, в первую очередь, ограничивая выплаты премиальных. Вопросы сокращения задолженности, исполнения бюджета и повышения эффективности принимаемых мер были в зоне нашего внимания в течение всего года. Особое внимание уделялось вопросу легализации «серой» заработной платы. В 2015 году мы получили бюджетный эффект от работы в данном направлении в 2,6 раза, превысивший уровень 2014 года. Только за счет принятия мер по легализации доходов бизнеса, привлечения скрытой недоимки и усиления работы с налоговой задолженностью в бюджет области было мобилизовано 2 миллиарда рублей. Своевременно принятые меры по обеспечению сбалансированности бюджета позволили минимизировать риски исполнения бюджетных обязательств. Прогнозируемый в начале 2015 года риск неисполнения областного бюджета по собственным доходам в 4 миллиарда рублей нивелирован по итогам года до 1 миллиарда. Мы удержали ситуацию и избежали негативного сценария.

- Почему даже в сложных финансовых условиях областные власти всегда ставили во главу угла социальную направленность бюджета, и ассигнования на эти цели достигают 70% расходной части бюджета?

- Бюджет должен решать вопросы финансирования основ, заложенных в Конституции России. Прежде всего, право граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение. И бюджет Вологодской области всегда формировался исходя именно из этих принципов. На финансирование публичных обязательств, связанных с выплатой заработной платы, социальных обязательств и пособий, все эти годы направлялось порядка 70% расходной части бюджета. Такая ситуация складывается и во многих других субъектах Федерации. По итогам исполнения бюджетов за 2015 год в 79 регионах доля социальных расходов превышает 50% в структуре расходов бюджетов. В любых экономических условиях государство обязано выполнить взятые социальные гарантии.

- Все эти годы прошли под знаком усилий по снижению госдолга области. Было заключено соглашение с Министерством финансов по замещению коммерческих кредитов бюджетными, с 2016 года - принимается профицитный бюджет. Чего удалось добиться за это время?

- Соглашение с Министерством финансов было заключено в 2014 году. Оно ставит задачу к 1 января 2020 года выйти на экономически безопасный уровень госдолга - не более 50% от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. При этом значительная часть расходов, в то время - это порядка двух миллиардов рублей в год, шла только на обслуживание кредитов, взятых в коммерческих банках. Мы прекрасно понимали: для того, чтобы сократить эти расходы, требуется заместить коммерческие кредиты бюджетными. Все уровни власти очень ответственно подошли к этому соглашению. И, начиная с 2014 года, Вологодская область полностью выполняет его условия (уровень дефицита бюджета не должен превышать 10%, отношение налоговых и неналоговых доходов к уровню госдолга и доля рыночных заимствований в структуре государственного долга). За 2015 год мы сократили уровень госдолга на полмиллиарда рублей, а в 2016 году, когда профицит бюджета составил вместо плановых 2 миллиардов 4,8 миллиарда рублей, мы смогли сократить объем задолженности на 3,2 миллиарда рублей и вышли на уровень 71% от налоговых и неналоговых доходов. Это очень существенное сокращение объема государственного долга. И, привлекая бюджетные кредиты, мы за все эти годы сократили расходы на обслуживание госдолга на сумму более 3 миллиардов рублей. 2017 год для Вологодской области станет наиболее напряженным в части долговой нагрузки на бюджет. Нашему региону необходимо обеспечить погашение долговых обязательств по привлеченным ранее заемным средствам в объеме 14,3 миллиарда рублей, что составляет 32% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

Предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение долговых обязательств - беспрецедентная мера финансовой поддержки субъектов Российской Федерации со стороны федерального центра. Вместе с тем, учитывая нестабильную экономическую обстановку в стране и высокий уровень государственного долга регионов, Правительством области и непосредственно Губернатором на федеральных площадках озвучиваются предложения, направленные на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов и снижение долговой нагрузки. Мы предлагаем увеличить срок предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета с 3 до 5 лет и провести мероприятия по реструктуризации задолженности регионов перед федеральным бюджетом путем рассрочки уплаты задолженности на 10 лет с предоставлением отсрочки также на 10 лет.

- Губернатор ставит перед Правительством области задачу по максимальному привлечению средств из федерального бюджета. Каков результат этой работы? И как при этом изменился уровень софинансирования?

- Объем финансовой поддержки Вологодской области в виде безвозмездных поступлений и бюджетных кредитов из федерального бюджета в 2016 году составил 20,5 миллиарда рублей, что значительно выше, чем годом ранее. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность, субвенции на передаваемые полномочия и субсидии в рамках государственных федеральных программ. За каждой субсидией идут отдельные целевые показатели, которые мы должны обеспечить, получив финансовую помощь из федерального бюджета. Это ввод объектов, сроки и качество выполнения работ и так далее. Второй важный показатель - уровень софинансирования со стороны федерального бюджета. При реализации различных государственных программ отличались и условия софинансирования. Начиная со следующего года, он меняется для Вологодской области в лучшую сторону. Если в 2017 году уровень софинансирования составил 62% из федерального бюджета, то с 2018 года этот показатель составит уже 77%. Мы надеемся, что этот уровень будет соблюден по всем государственным программам.

- Как за последнюю пятилетку изменились межбюджетные отношения с муниципальными образованиями области?

- Задача повышения эффективности межбюджетных отношений всегда была для Департамента финансов области одной из приоритетных. Поскольку от этого зависит сбалансированность местных бюджетов. При старте реформы местного самоуправления область целиком взяла на себя полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Департамент финансов тогда оказывал поддержку всем сельским поселениям и городским округам. Впоследствии, когда муниципальные образования профессионально выросли и научились грамотно формировать и исполнять свои бюджеты, в 2014 году мы приняли решение о передаче вопросов по выравниванию бюджетной обеспеченности сельских поселений на уровень муниципальных районов. Кроме того, мы прекрасно понимали, что для формирования бюджетов у муниципалитетов должна быть собственная доходная база, которая подразумевает передачу доходных источников. Поэтому мы ежегодно замещали часть расчетной дотации налогом на доходы физических лиц. Эти меры позволят заинтересовать районные администрации, финансистов и сельские поселения в том, чтобы экономика и предприятия работали, а местные бюджеты получали доходные источники.

Также необходимо было стимулировать муниципальные образования для сокращения долгов, для создания и развития малого и среднего бизнеса. Поэтому в 2016 году были внесены изменения в закон области «О межбюджетных трансфертах» и отменен закон «О нормативах расходных потребностей». Тем самым мы перестроили взаимоотношения с муниципальными образованиями и теперь уже стимулируем работу районов по достижению определенных показателей.

Если говорить о межбюджетном выравнивании муниципальных образований, то этот механизм основывается на необходимости предоставления бюджетных услуг населению. А что касается дотаций на сбалансированность, то их выделение завязано на достижение муниципальными образованиями конкретных показателей в части снижения задолженности по налогам в бюджет, сокращения кредиторской задолженности и объема муниципального долга. Все наши показатели направлены на то, чтобы бюджет района был сбалансированным, территория сокращала свои долги и пополняла доходную базу бюджета. И если тот или иной район не будет выполнять эти показатели, то он может лишиться части дотаций на сбалансированность. Новая практика заставит районы уже по-другому посмотреть на работу по формированию и исполнению бюджета. А после того, как мы обсудили эту методику в Министерстве финансов, она была положена в основу условий выделения регионам финансовой помощи из федерального бюджета.

Что касается новых направлений целевой финансовой помощи из областного бюджета, то при формировании межбюджетных отношений на 2017 год были впервые учтены расходы на уличное освещение. Предусмотрены и новые виды субсидий, направленных на улучшение благоустройства городов, на обустройство мест массового отдыха населения (городских парков). В сравнении с прошлым годом в 2,5 раза (до 49,5 миллиона рублей) увеличен объем субсидий на реализацию проекта «Народный бюджет».

- Имущественные налоги - один из основных доходных источников местных бюджетов. Тем не менее, и задолженность по ним остается весьма существенной (в том числе по транспортному налогу). Насколько эффективно сегодня решается эта проблема?

- Проблема собираемости имущественных налогов с физических лиц остро стоит не только в Вологодской области, где она составляет около 1 миллиарда рублей, но и в целом по Российской Федерации. Нужно понимать, что имущественные налоги играют существенную роль в наполнении местных бюджетов. Так, от поступлений земельного налога и налога на имущество физических лиц зависит 26% собственной доходной базы городских округов. В городских поселениях эти доходные источники формируют около 30% собственных доходов, в сельских поселениях - практически 70%.

Транспортный налог также выступает одним из основных источников формирования Регионального дорожного фонда, определяя по итогам работы в 2016 году 26,5% его собственной доходной базы. Поэтому очень важно побудить муниципальные образования и надзорные органы стимулировать работу по сбору этого доходного источника. В настоящее время задолженность по транспортному налогу составляет около 800 миллионов рублей. Причин несколько. Изменились сроки уплаты имущественных налогов (с 1 октября они перенесены на 1 декабря), у населения возникают определенные финансовые сложности с их уплатой, трудности в администрировании и так далее. Заинтересовать муниципальные образования в активизации работы по сбору транспортного налога мы решили финансовым стимулом. Если муниципалитет не справляется с планом по транспортному налогу, то он лишается части субсидии на дорожную деятельность. Это заставляет районные власти активнее работать с поселениями, с населением, в трудовых коллективах.

- Одна из существенных новаций последних лет - переход на уплату налогов исходя из кадастровой стоимости. Почему область пошла на этот шаг? Какие моменты при этом были учтены? И какова финансовая отдача?

- Переход к исчислению налога на имущество от кадастровой стоимости направлен на легализацию объектов налогообложения и расширение налогооблагаемой базы. Введению исчисления налога на имущество физических лиц и организаций исходя из кадастровой стоимости предшествовала большая работа по обсуждению параметров проектов законов области с бизнес-сообществами, общественными организациями, органами государственной власти области и органами местного самоуправления. Совместно с районными властями мы провели широкую информационную кампанию, разъясняя предпринимателям и населению все нюансы нового законодательства, раскрывая информацию об новых преференциях, отвечая на все возникающие вопросы как в рамках работы «горячей линии», открытой в Департаменте финансов, так и личных встреч.

После беспрецедентного общественного обсуждения законопроектов были выработаны основные подходы к установлению ставок для исчисления налогов по коммерческой недвижимости, учитывающие баланс интересов бюджета и субъектов предпринимательской деятельности и предусматривающие поэтапный переход к изменению уровня налоговой нагрузки для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы: с 0,5% до 2% за четыре года. Ввиду социальной значимости магазинов, объектов бытового обслуживания для жителей сельской местности в отношении этих объектов предусмотрен еще более льготный режим налогообложения. Переходный период для данной категории займет 10 лет, в течение которого ставка налога будет увеличиваться на 0,2% ежегодно.

Кроме того, в целях сдерживания роста цен на готовое новое жилье в условиях снижения покупательской способности населения и сохранения положительной динамики в жилищном строительстве на период 2016 - 2017 годов снижена налоговая ставка с 2% до 0,5% для строительных организаций в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств. Каковы основные итоги? 14 тысяч объектов коммерческой недвижимости попали под налогообложение исходя из кадастровой стоимости и порядка 31 тысячи объектов жилой недвижимости, введенных в эксплуатацию после 2013 года. Бюджетный эффект от нововведения только по коммерческой недвижимости оценивается в сумму порядка 600 миллионов рублей.

- Что сделано в области за эти годы в части реализации майских указов Президента?

- Мы старались так построить бюджет, чтобы расходы на реализацию указов Президента были выдержаны в полном объеме. Не всегда это удавалось. В текущем году мы в полном объеме учли средства на реализацию указов в части повышения заработной платы работников бюджетной сферы. Поэтому до конца года должны быть выполнены все целевые показатели, предусмотренные «дорожными картами». И сейчас, формируя бюджет на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, мы тоже полностью включаем ассигнования на повышение заработной платы. По отдельным категориям бюджетников заработная плата за последнее время увеличилась от 30 до 50%, а то и в разы. Приведу пример. По младшим медицинским работникам средняя зарплата возросла с 7 до 14 тысяч рублей, у социальных работников - с 8 до 16 тысяч, у работников учреждений культуры - с 8,5 до 19 тысяч рублей.

Помимо этого, в соответствии с федеральным законодательством мы планируем предусмотреть расходы на индексацию зарплат прочих категорий бюджетников и приведение минимального уровня оплаты труда к размеру прожиточного минимума. Второе направление, которое мы осуществили за эти годы при помощи из федерального бюджета - это строительство и реконструкция детских садов. И сегодня все дети в возрасте от трех до семи лет обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях. Третья программа - расселение граждан из ветхого жилья, которая должна завершиться к 1 сентября 2017 года. Все эти направления находятся на пристальном контроле Департамента финансов.

- Появится ли у Вологодской области бюджет развития?

- Нас часто критикуют, дескать, 70% расходов областного бюджета идет на социальную сферу, а развития нет. Не могу согласиться с таким мнением. Поскольку даже в самые сложные годы в областной бюджет были заложены расходы на капитальное строительство. Да, в силу финансового кризиса, высокого госдолга процент капитальных ассигнований был недостаточным. Большая часть средств шла на выплату заработной платы и социальных расходов. Что касается бюджета 2017 года, то в нем запланированы уже серьезные расходы, связанные с капитальными вложениями. Прежде всего, это дорожная деятельность. Бюджет дорожного фонда в нынешнем году превышает 5 миллиардов рублей. Если вспомнить 2011 год, то на эти цели направлялось менее 
1 миллиарда рублей. Поэтому в 2017 году область объявила о старте строительства в Череповце второго моста через реку Шексну, ведется строительство региональных дорог. Очень серьезная программа и внушительные ассигнования в размере 1,7 миллиарда рублей направлены на завершение программы расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В 2017 году будут построены школы в Вытегорском, Кирилловском районах, начато строительство школ в Череповце и Вологде, которые будут сданы в эксплуатацию в 2018 году. Продолжается строительство детских садов в Череповце, Сямженском, Устюженском районах, строительство спортивных объектов в Великом Устюге и в Вашкинском районе. Мы планируем увеличение удельного веса расходов на капитальное строительство в трехлетнем бюджете. В результате роста доходной базы и стабилизации ситуации с государственным долгом мы рассчитываем, что в ближайшее время в области появятся новые школы, детские сады, спортивные сооружения и улучшатся наши дороги.

- Валентина Николаевна, что бы вы пожелали вашим коллегам в сегодняшний праздник?

- Финансовая система России играла огромную роль на протяжении всей истории развития государства. Наш праздник - это признание выдающейся роли финансов в решении социально-экономических задач развития страны и формирования преуспевающего общества, способного удовлетворять растущие потребности населения. От работников финансовой системы во многом зависят экономическая стабильность Вологодской области и муниальных образований, успешное решение важнейших социальных задач, повышение уровня жизни наших сограждан.

В настоящее время в России проходит реформирование бюджетной системы и выработка новых подходов к формированию межбюджетных отношений, и именно финансистам, как всегда, необходимо проявить в полной мере знания, опыт, выдержку, творчество, настойчивость и инициативу, не считаясь со временем.

Финансовую систему области отличает преемственность поколений и бережное отношение к традициям, сформированным нашими ветеранами. Дорогие ветераны, выражаю вам огромную благодарность за личный вклад каждого из вас в развитие финансовой системы области.

Уважаемые коллеги, мы - настоящая сплоченная команда, нам по плечу выполнить любые задачи, которые ставят перед нами вологжане, власти и время. Я хочу поблагодарить вас за упорство в вашей работе, за терпение и выдержку, за четкое знание своего дела, за желание не останавливаться на достигнутом, за стремление развиваться и все время идти вперед! От всего сердца желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия, добра и оптимизма! Пусть ваша жизнь будет наполнена яркими событиями, незабываемыми встречами, а удача сопутствует во всех начинаниях!

Рейтинг@Mail.ru

Login Form