Заключение Экспертного совета по результатам публичной независимой экспертизы проекта закона области "Об исполнении областного бюджета за 2014 год»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертного совета по результатам публичной независимой
экспертизы проекта закона области «Об исполнении областного бюджета за 2014 год»
Дата начала проведения экспертизы: 27.05.2015 года
Дата окончания проведения экспертизы: 28.05.2015 года
Экспертный совет в составе:

председателя совета И.А. Малковой и членов экспертного совета А.Ю. Железнякова, Е.С. Губановой,   П.М. Советова, Г.Д. Телегиной рассмотрев проект закона области «Об исполнении областного бюджета за 2014 год»

УСТАНОВИЛ:

 Проект закона «Об исполнении областного бюджета за 2014 год» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и закона области от 19 февраля 2008 года № 1758-ОЗ «О бюджетном процессе в Вологодской области».

Проектом закона области «Об исполнении областного бюджета за 2014 год» утверждается отчет об исполнении областного бюджета за 2014 год по доходам в сумме 45 086,1 млн. рублей, по расходам в сумме 49 046,2 млн. рублей с дефицитом областного бюджета в сумме 3 960,1 млн. рублей.

 ДОХОДЫ

 За 2014 год в областной бюджет мобилизовано налогов, сборов и других обязательных платежей в сумме 34 960,8 млн. рублей.

Наполнение областного бюджета по налоговым доходам за 2014 год на 11,2% определяется платежами организаций металлургического производства, на 7% — химического производства, на 11,5% — транспорта и связи, на 9,8% — торговли, на 8,2% — пищевой промышленности и сельского хозяйства.

Налог на прибыль формирует 21,7% собственных доходов областного бюджета.

Основные позиции в наполнении доходной части областного бюджета 2014 года занимают налог на доходы физических лиц (34,5%) и имущественные налоги (23,4%).

Годовые бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета исполнены за 2013 год на 100,8%

В результате работы с крупными налогоплательщиками (предприятиями холдинга «Фосагро», металлургами, производителями алкогольной продукции, банками) в областной бюджет дополнительно получены доходы по налогу на прибыль организаций и акцизам на алкогольную продукцию.

В отчетном году под руководством Губернатора области О.А.Кувшинникова продолжено межведомственное взаимодействие и координация работы органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти области по сокращению задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и укреплению доходной базы бюджета. Бюджетная эффективность проводимых мероприятий по укреплению доходной базы бюджета области в 2014 году составила 2,8 млрд. руб.

Благодаря выстроенному эффективному взаимодействию удалось:

— удержать объем задолженности в бюджеты всех уровней на уровне начала года – 4,7 млрд.руб.;

— переломить ситуацию, связанную с падением темпов роста НДФЛ. В целом за 2014 год темп прироста НДФЛ (+5,2%) превысил уровень 2013 года (+4,4%).

— выполнить принятые бюджетные назначения по налоговым и неналоговых доходам.

 Безвозмездные поступления в областной бюджет составили 10 125,3 млн. рублей или 89,0 % от годовых назначений.

Из федерального бюджета получено безвозмездных поступлений в сумме 10 064,4 млн. рублей или 96,2 % от утвержденных бюджетных назначений.

В отчетном году из федерального бюджета получены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в объеме 4 280,0 млн. рублей или 100% от утвержденных годовых назначений. Объем дотаций увеличился по сравнению с 2013 годом в 1,5 раза.

Объем субсидий, полученных областью в 2014 году, составил 2 607,6 млн. рублей, или 99,2% от утвержденных годовых назначений.

Поступление  субвенций   составило в сумме 2 842,2 млн. рублей или 88,3 %, что связано в основном со снижением объема субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 395,1 млн. рублей в соответствии с фактической потребностью в указанных средствах.

Иные межбюджетные трансферты поступили в областной бюджет в объеме 337,9 млн.рублей или 99,4 % от утвержденных годовых назначений.

Безвозмездные поступления в областной бюджет от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства составили 473,7 млн.рублей или 52,4 % от плановых назначений, что ниже запланированного на год объема на 430,3 млн.рублей.

Причиной отклонения явилось отсутствие заключенных муниципальных контрактов на строительство жилья по программе № 7 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 — 2017 годы».

ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

 Дефицит областного бюджета составил в сумме 3 960,1 млн. рублей. Для покрытия дефицита областного бюджета привлечены источники, определенные бюджетным законодательством.
Объем дефицита областного бюджета составил 11,3 % от объема налоговых и неналоговых доходов.
Размер дефицита не превышает предельные значения, установленные Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

РАСХОДЫ

Областной бюджет по расходам за 2014 год исполнен на 96,3 процента к уточненным годовым назначениям.
Объем   расходов областного бюджета составил 49 046,2 млн. рублей, что выше уровня 2013 года на 4 816,0 млн. рублей или на 10,9 процента.
Исполнение областного бюджета по разделам классификации расходов представлено в таблице:
                                                                                               (млн.руб.)
Наименование
Утверждено в законе о бюджете
Кассовое исполнение
Отклонения
%
1
2
3
4
5
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
2 367,3
2 330,0
-37,2
98,4%
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
29,0
28,2
-0,8
97,4%
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
424,2
424,2
-0,1
100,0%
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
9 292,2
9 020,1
-272,1
97,1%
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
1 825,3
946,9
-878,4
51,9%
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
206,4
200,3
-6,1
97,0%
ОБРАЗОВАНИЕ
13 442,1
13 380,5
-61,6
99,5%
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ
781,4
767,0
-14,5
98,1%
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
7 834,5
7 717,1
-117,4
98,5%
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
11 158,3
10 661,2
-497,2
95,5%
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
265,6
263,4
-2,3
99,1%
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
167,8
167,3
-0,5
99,7%
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА
2 003,1
1 999,3
-3,7
99,8%
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1 146,6
1 140,7
-5,8
99,5%
Итого расходов
50 943,8
49 046,2
-1 897,7
96,3%
из них:
 
 
 
 
Межбюджетные трансферты
25 566,0
24 145,1
-1 420,9
94,4%
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований
364,8
364,8
0,0
100,0%
Субсидии бюджетам муниципальных образований области из регионального фонда софинансирования расходов
3 641,3
2 681,2
-960,2
73,6%
Субвенции бюджетам муниципальных образований области из регионального фонда компенсаций
15 971,0
15 530,6
-440,4
97,2%
Иные межбюджетные трансферты
820,1
799,7
-20,4
97,5%
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов
4 768,9
4 768,9
0,0
100,0%

Областной бюджет в отчетном году сохранил социальную направленность. Расходы на социальную сферу составили 32 789,2 млн. рублей или 66,9% от общего объема расходов областного бюджета.

Самый большой рост расходов по сравнению с 2013 годом наблюдается по отрасти «Образование» (на 3 151,2 млн. рублей), это в первую очередь связано с увеличением бюджетных ассигнований на реализацию переданных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в 2014 году.

Удельный вес средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку отраслей экономики в общем объеме расходов областного бюджета составил 18,4 %. Расходы на государственную поддержку отраслей экономики составили 9020,1 млн. рублей. Расходы на поддержку сельского хозяйства сохранены на уровне 2013 года и составили 2 430,5 млн. рублей.

Расходы Дорожного фонда, исходя из источников, определенных действующим законодательством, составили 3 883,5 млн. рублей.

Доля расходов, осуществленных на основе программно-целевых методов финансирования, за 2014 год составила 88,1% (43 198,8 млн. рублей) от общего объема расходов областного бюджета против 34,9 % в 2013 году (15 430,6 млн. рублей). Начиная с 2014 года в области реализовывалась 21 государственная программа Вологодской области.

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ ОБЛАСТИ

В 2014 году объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям составил 19 376,3 млн. рублей. В структуре расходов областного бюджета 2014 года на долю межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований области приходится 39,5 процента всех расходов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области составили 364,8 млн. рублей или 100 процентов от годового плана.

В целях оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на условиях софинансирования на реализацию расходных обязательств местных бюджетов из областного бюджета направлены средства в сумме 2 681,2 млн. рублей или 73,6% от утвержденных годовых назначений, что ниже уровня 2013 года на 26,9%.

Низкий процент исполнения связан в первую очередь с тем, что в связи с отставанием от графиков выполнения работ подрядными организациями в муниципальных образованиях области и несвоевременным заключением муниципальных контрактов субсидии на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в рамках реализации Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» направлены средства в сумме 704,1 млн. рублей, или 44,7% от утвержденных бюджетных назначений, что ниже запланированного объема на 870,9 млн. рублей.

Для осуществления переданных государственных полномочий муниципальным образованиям области направлены субвенции в сумме 15 530,6 млн. рублей, или 97,2 % от годовых назначений.

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Объем государственного внутреннего долга Вологодской области по состоянию на 01 января 2015 года составил 34 878,9 млн. рублей.

Государственный долг области увеличился по сравнению с началом 2014 года на 3 003,7 млн. рублей.

В структуре государственного долга области по состоянию на 1 января 2015 года доля государственных ценных бумаг области составила 14,2%, или 4 935,0 млн. рублей, кредитов, полученных в кредитных организациях, — 40,1%, или 14 001,5 млн. рублей, бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, — 36,1%, или 12 592,0 млн. рублей, государственных гарантий области – 9,6%, или 3 350,4 млн. рублей.

В 2014 году в рамках реализации Программы государственных гарантий области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов государственные гарантии области не предоставлялись.

За 2014 год уменьшены обязательства по государственным гарантиям области на общую сумму 1 519,4 млн. рублей. Возвращено десять государственных гарантий области в связи с исполнением в полном объеме обязательств по кредитным договорам, обеспеченным указанными государственными гарантиями области, в том числе три гарантии возвращены досрочно.

В процессе исполнения областного бюджета в 2014 году соблюдены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и выдержан установленный законом области об областном бюджете верхний предел государственного внутреннего долга области, в том числе по государственным гарантиям области.

По итогам исполнения областного бюджета за 2014 год объем государственного внутреннего долга области составил 99,7 % к установленному законом области верхнему пределу по государственному внутреннему долгу области, объем долга по государственным гарантиям области составил 98,8% к установленному законом области верхнему пределу по государственным гарантиям области.

Соблюдены все условия соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации по замене рыночных заимствований бюджетными кредитами.

Замечания и предложения по проекту закона.

В процессе исполнения областного бюджета в 2015 году:
1. Продолжить работу по оптимизации расходов областного и местных бюджетов, реструктуризации бюджетной сети.
2. Обеспечить соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Обеспечить выполнение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации.
4. Продолжить работу по привлечению дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.
5. Продолжить работу по сдерживанию роста государственного долга.
6. Продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

 

Председатель экспертного совета И.А. Малкова.


Related posts

Инвестиционная декларация города Глазов устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной деятельности в городе. Инвестиционная декларация города Глазов устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной деятельности в городе.