Выступление заместителя начальника департамента финансов Вологодской области А.А.Головина 19 февраля 2009

Выступление заместителя начальника департамента финансов Вологодской области А.А.Головина

на общем собрании Сообщества финансистов России 19 февраля 2009 года

по теме « Об источниках роста доходной базы субъектов и повышении эффективности администрирования доходов»

 

Уважаемые участники совещания!

В своём выступлении я хочу кратко остановиться на проблемных вопросах и решениях по развитию доходной базы бюджета с позиции региона – донора, которым была наша область в последнем десятилетии.

Слайд 1.

В силу особенностей экспортно-ориентированной экономики области, преобладающей доли продукции чёрной металлургии и химии в объёме промышленного производства и высокой зависимости доходов от поступлений налога на прибыль, Вологодская область в прошлом году оказалась в числе территорий с максимальными рисками снижения доходов консолидированного бюджета. В итоге в 2009 году мы потеряли 40 % собственной доходной базы и оказались на позициях примерно четырёх летней давности.

Слайд 2.

Проведя оптимизацию бюджетных расходов, активную политику в области заимствований, получив федеральную поддержку на сбалансированность бюджета и реализацию антикризисных мер, мы выполнили все взятые на себя обязательства, обеспечили стабильное функционирование бюджетной сферы.

Однако, собственная цена вопроса — это бюджетный дефицит в 6,5 млрд. руб. и рост государственного долга области на 8,2 млрд. руб. Последствия кризиса сказались и в том, что в обозримом будущем нам не удастся восстановить былую структуру доходов бюджета, где налог на прибыль играл роль локомотива удвоения собственных доходов бюджета области каждые 3-4 года. По среднесрочному прогнозу мы восстановим уровень доходов 2008г. только к 2012 году. А инфляция за этот период составит 36 %.

Конечно, в текущем году мы продолжим оптимизацию и сокращение расходов бюджета, но есть ещё задача оптимизации государственного долга и снижения бюджетного дефицита.

Медленные темпы восстановления экономики, проводимая в стране налоговая политика и ситуация в бюджетной сфере остро ставят вопрос о новых подходах по укреплению доходной базы бюджета.

Слайд 3.

Общий объём льгот, предоставленных в 2009 году федеральным налоговым законодательством субъектам экономики области, составил 2,3 млрд. руб., из которых 1 млрд. руб. предоставлены за счёт поступлений в федеральный бюджет и 1,3 млрд. руб. – за счёт бюджета области. При этом регулирование ставок зачислений налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты в пользу бюджета области компенсировали лишь половину выпадающих доходов. Мы оценили эффективность льгот, предоставленных нами по региональным налогам и частичная их отмена в текущем году, даст порядка 400 млн. руб.

В условиях дефицита средств важной задачей является укрепление доходной базы местных бюджетов.

Слайд 4.

Основу собственных доходов местных бюджетов составляют налоги, собираемые с физических лиц. Кроме местных налогов и федеральных, закреплённых Налоговым кодексом за местными бюджетами областными законами дополнительно закреплены : НДФЛ по нормативу 10%, транспортный налог с физических лиц в полном объёме. С 1 января текущего года – УСН на основе патента по нормативу 90%.

Слайд 5.

Закрепление стабильных источников объясняет факт, что в сравнении с областным бюджетом, потерявшим половину доходов в кризисный год, в сравнении с 2008 годом уровень поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты составил 92,7%. В 7 из 19 районов доходы превысили уровень прошлого года. А в поселениях увеличение налоговых и неналоговых доходов к уровню 2008 года отмечено в 60% от общей численности самостоятельных бюджетов.

В целом отрицательные последствия имело снижение активности на рынках недвижимости, что снизило поступления в местные бюджеты неналоговых доходов на сумму 539 млн. руб. а так же выпадающие доходы по НДФЛ на сумму 530 млн. руб., в связи с увеличением размеров налоговых вычетов. Но в значительной части отставание по этим источникам перекрыто увеличением к уровню прошлого года сборов местных и транспортного налога на сумму 379 млн. руб.

Слайд 6.

Как видите местные налоги, и транспортный налог имеют устойчивую тенденцию роста с момента начала в области реформы местного самоуправления.

Слайд 7.

Три года всеми муниципальными образованиями области целенаправленно реализуются мероприятия по укреплению доходной базы местных бюджетов. Они предусматривают контроль своевременного перечисления в бюджет налога на доходы с физических лиц, работу межведомственных комиссий по сокращению недоимки и «теневой заработной платы», индивидуальную работу с населением по постановке на учёт и регистрации объектов недвижимости, сохранению и повышению деловой активности малого и среднего бизнеса. За счёт их реализации в местные бюджеты за 3 года поступило около 2 млрд. дополнительных доходов.

Слайд 8.

На примере исполнения мероприятий прошлого года хочу привести некоторые цифры, характеризующие объёмы реализации.

Силами местных финансовых органов физическим лицам, проживающим в отдалённой местности, вручено 297 тыс. уведомлений об уплате имущественных налогов. На комиссиях по платежам в бюджет рассмотрено 46 тыс. налогоплательщиков, в том числе 44 тыс. физических лиц и индивидуальных предпринимателей, Выявлено, зарегистрировано и привлечено к налогообложению 6 тыс. объектов недвижимости. Размещено в СМИ и информационных стендах более 2 тыс. публикаций об уплате налогов.

Целенаправленная работа в этих направлениях ведётся и на уровне области.

Совместно с управлением ФНС России по области, Управлением внутренних дел и Управлением федеральной службы судебных приставов реализуется План по улучшению собираемости транспортного налога с физических лиц.

В рамках совместных с управлением ФНС России по области, Управлением внутренних дел области Мероприятий по стимулированию снятия с регистрационного учёта утилизируемых транспортных средств был принят закон области, стимулирующий владельцев не эксплуатируемого транспорта к снятию его с учёта. Эффект данных мероприятий заключается в сокращении наращивания недоимки и издержек на администрирование транспортного налога с физических лиц. Как результат с учёта снято 12 тысяч транспортных средств.

Повышению собираемости имущественных налогов с физических лиц способствовала также реализация совместных с управлением ФНС России по области Мероприятий по повышению собираемости налогов в бюджет области. В рамках указанных мероприятий с апреля 2009 года вступили в эксплуатацию мобильные налоговые офисы. По результатам работы двух офисов в местные бюджеты поступило 4,4 млн. руб., в том числе транспортного налога – 2,6 млн. руб., налога на имущество физических лиц – 1,7 млн. руб., земельного налога – 0,1 млн. руб. Проведена разъяснительная работа и консультации с более 8 тыс. граждан.

Приведённые мероприятия не были бы для местного самоуправления столь объёмны и затратны, если бы на федеральном уровне удалось реализовать некоторые наши предложения, уже достаточно известные. Поясню на примерах. 

Слайд 9.

За прошлый год не перечислено в бюджеты НДФЛ налоговыми агентами по данным УФНС около 0,5 млрд. руб. И это несмотря на огромный объём работ, проделанный финансовыми органами по анализу поступлений источника в разрезе отраслей и индивидуальной работе с налоговыми агентами на территории поселений и кругов. С другой стороны работа вневедомственных комиссий по платежам в бюджет оценена нашими налоговыми органами высокоэффективной. Работа была бы более результативной, если бы в обязанность агентов было вменена хотя бы квартальная отчётность об удержании и перечислении в бюджет НДФЛ.

Слайд 10.

Другой пример. Всем известно насколько эффективна была в прошлом практика, устанавливающая обязанность налогоплательщика предъявлять при прохождении техосмотра квитанцию об уплате дорожного налога. На смену ему пришёл транспортный налог, обязанность со стороны ГИБДД проверять квитанцию на его оплату исчезла, и началось хождение по дворам и предприятиям с увещеванием заплатить налоги. Добавилось работы и налоговым инспекциям и судебным приставам. Ведь проверяют же полисы ОСАГО, да и наказание за его отсутствие серьезное.

Слайд 11.

Земельный налог и налог на имущество с физических лиц. Сегодня пока самые мелкие налоги в сельской местности и самые трудоёмкие в администрировании. На их долю больше всего приходится работы по вручению уведомлений, платежей через кассы администраций. Но главный бич – отсутствие эффективного законодательства стимулирующего к регистрации недвижимости. Поэтому здесь местные органы вынуждены принимать свои меры: от индивидуальной разъяснительной работы и предоставления стимулирующих льгот до самых, что называется, «домашних» методов. Кроме этого предлагаем всё же провести инвентаризацию федеральных льгот по местным налогам с целью их максимального сокращения и ускорить сроки подготовки к введению налога на недвижимость.

Таковы вкратце проблемы, пути решения и предложения от Вологодской области. Благодарю за внимание.

Related posts

Инвестиционная декларация города Глазов устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной деятельности в городе. Инвестиционная декларация города Глазов устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной деятельности в городе.